СОДЕРЖАНИЕВведение…………………………… ……………………………………… ……..3.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Проект как средство формирования образовательного пространства, способствующего повышению географической культуры» Выполнила Хагина А. Е Выполнила Хагина.
Advertisements

Формирование ключевых компетентностей через проектно – исследовательскую деятельность Подготовила : учитель начальных классов МКОУ ТСОШ 6 Северова Н. А.
«Когда людей станут учить не тому, Что они должны думать, А тому, как они должны думать, То тогда исчезнут всякие недоразумения» Г.Лихтенберг.
Новые педагогические технологии Метод проектов Метод проектов Презентацию подготовила учитель начальных классов Снеткова А. С.
Системно – деятельностный подход в реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Метод учебных проектов как средство активизации деятельности учащихся.
Суть метода проекта – стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, уметь практически применять полученные знания, развить рефлекторное и критическое.
Методическая разработка по русскому языку на тему: Системно-деятельностный подход в обучении русскому языку и литературе
СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.
ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ МОУАрхиповскаяСОШ.
КОМПЕТЕНЦИЯ – готовность субъекта эффективно соорганизовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели. Знания не открывают двери…
Компетентностный подход в образовании – путь повышения его качества Расширенное заседание методического совета 29 ноября 2010 года.
«Взаимное обучение, сотворчество и соучастие как формы совершенствования творческих, исследовательских способностей учащихся» МОУ «Харанжинская СОШ»
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ МЕТОД УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ.
МЕТОД ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ МОУ «Багарякская СОШ» Учитель физики Выгузова Л.В. октябрь 2012г.
СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым.
Метод проектов как условие развития творческой личности на примере проекта «Правильное питание школьников» Тихонова Т.А. МОУ СОШ 14.
Метод проектов как условие развития творческой личности на примере проекта «Правильное питание школьников» Тихонова Т.А. МОУ СОШ 14.
Метод проектов как средство формирования познавательных умений младших школьников.
Ч ЕСНОКОВА Ю ЛИЯ А НАТОЛЬЕВНА УЧИТЕЛЬ ХИМИИ И ЭКОЛОГИИ 1 КАТЕГОРИИ.
Транксрипт:

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………… ……………………………………… ……..3

Программа элективного курса «Школа увлекательных проектов»…………………………… ……………………………………… ……

5

Методические рекомендации по преподаванию элективного курса «Школа увлекательных проектов»…………………………… ………………………….

9

Рабочая тетрадь элективного курса «Школа увлекательных проектов»…………………………… ……………………………………… …….

34

Опыт использования методической разработки. Результативность ………..54

Список источников………………………… …………………………………….57

Приложение: Оперативный словарь

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня российское образование стоит перед задачей, которую решают образовательные системы всех развитых стран - задачей формирования ключевых компетентностей граждан средствами образования. Формирование ключевых компетентностей как освоенных учащимися способов деятельности было провозглашено одной из целей преобразования российской системы образования в «Стратегии модернизации содержания общего образования» (2001 г.) и директивно зафиксировано в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».

Важнейшими являются следующие ключевые компетентности:

Готовность к разрешению проблем, способность анализировать нестандартные ситуации, ставить цели.

Технологическая компетентность, т.е. готовность к пониманию инструкции, описания технологии, алгоритма деятельности.

Готовность к самообразованию, т.е. способность выявлять пробелы в своих знаниях и умениях при решении новой задачи, оценивать необходимость той или иной информации для своей деятельности

Готовность к использованию информационных ресурсов.

Готовность к социальному взаимодействию, т.е. способность соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, продуктивно взаимодействовать с членами группы (команды), решающей общую задачу.

Коммуникативная компетентность, т.е. готовность получать в диалоге необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении.

При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом образования является формирование общеучебных умений и навыков, а так же способов деятельности.

Базовой образовательной технологией, поддерживающей комепетентностно-ориентированный подход в образовании, является метод проектов. Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, позволяющих эффективно действовать в реальной жизненной ситуации, обладая которыми выпускник школы может адаптироваться к изменяющимся условиям.

Формирование проектного мышления согласно федеральным государственным стандартам второго поколения должно начинаться в начальной школе с решения проектных задач. Средняя школа призвана сформировать осознанную потребность в продуктивной учебной деятельности.

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня российское образование стоит перед задачей, которую решают образовательные системы всех развитых стран - задачей формирования ключевых компетентностей граждан средствами образования. Формирование ключевых компетентностей как освоенных учащимися способов деятельности было провозглашено одной из целей преобразования российской системы образования в «Стратегии модернизации содержания общего образования» (2001 г.) и директивно зафиксировано в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».

Важнейшими являются следующие ключевые компетентности:

Готовность к разрешению проблем, способность анализировать нестандартные ситуации, ставить цели.

Технологическая компетентность, т.е. готовность к пониманию инструкции, описания технологии, алгоритма деятельности.

Готовность к самообразованию, т.е. способность выявлять пробелы в своих знаниях и умениях при решении новой задачи, оценивать необходимость той или иной информации для своей деятельности

Готовность к использованию информационных ресурсов.

Готовность к социальному взаимодействию, т.е. способность соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, продуктивно взаимодействовать с членами группы (команды), решающей общую задачу.

Коммуникативная компетентность, т.е. готовность получать в диалоге необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении.

При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом образования является формирование общеучебных умений и навыков, а так же способов деятельности.

Базовой образовательной технологией, поддерживающей комепетентностно- ориентированный подход в образовании, является метод проектов. Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, позволяющих эффективно действовать в реальной жизненной ситуации, обладая которыми выпускник школы может адаптироваться к изменяющимся условиям.

Формирование проектного мышления согласно федеральным государственным стандартам второго поколения должно начинаться в начальной школе с решения проектных задач. Средняя школа призвана сформировать осознанную потребность в продуктивной учебной деятельности.

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«ШКОЛА УВЛЕКАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ»

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-7 КЛАССОВ

Пояснительная записка

В условиях высокой динамики общественных процессов и огромного информационного потока последних десятилетий актуальной становится задача развития активности и самодеятельности школьника, его способности к самостоятельному познанию нового и решению жизненных проблем.

Метод учебных проектов выступает как возможное средство решения актуальных проблем:

- обучающиеся зачастую не умеют превращать информацию в знание, осуществлять целенаправленный поиск информации; обилие информации не приводит к системности знаний;

- отсутствие у школьников интереса, мотивации к личностному росту, к самостоятельному приобретению новых знаний;

- ведущий тип деятельности, осваиваемый обучающимися, - репродуктивный, воспроизводящий, знания оторваны от жизни;

- субъект-объектный характер взаимоотношений между учителем и учащимися.

Элективный курс «Школа увлекательных проектов» (9 учебных часов) направлен на формирование современных компетенций: общенаучной, информационной, познавательной, коммуникативной, ценностно- смысловой (в том числе экологической), социальной, компетенции личностного самосовершенствования.

Цель данной программы – создание условий для овладения учащимися основами проектной деятельности, формирования осознанной потребности в продуктивной проектно- исследовательской деятельности.

Задачи:

Познакомить с понятием «проектная деятельность», видами проектов.

Научить формулированию проблемы и решению ее через все этапы проекта: – - постановка проблемных вопросов; – - определение целей и задач и способа их достижения; – - работа с различными источниками информации; – - представление результатов своей деятельности; – - анализ результатов проекта.

Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии.

Развивать у учащихся сознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности.

Поскольку целью курса является обучение основам проектной деятельности, то должны использоваться активные виды занятий, а именно:

- выступления с предложениями, идеями;

- мозговой штурм;

- игры, трениги.

Сегодня я узнал…

Я удивился тому, что …

Я считаю, что уметь делать проекты необходимо, потому что …

Создание проблемной ситуации: просмотр видеофильма, обсуждение экологических проблем.

Проектировочный этап: определение предполагаемого продукта проекта, целей и задач, способов представления результатов проекта.

В процессе беседы ученики заполняют паспорт проекта:

Практическое осуществление проектной деятельности – создение коллективного проекта: рукописной книги, диска, стенда, буклета и т.д.

Оценочно-рефлексивный этап: выявление сильных и слабых сторон проекта, самооценка и внешняя оценка.

Рекомендации по проведению занятия:

Создание проблемной ситуации

Учитель приветствует ребят и предлагает соединить слова из двух колонок. Затем предлагает выявить наиболее противоречивое соотнесение понятий (отличник - очкарик). Именно по этой теме и предлагается провести пилотное исследование.

2. Основная часть

В ходе беседы, работая с опорным конспектом, ученики заполняют соответствующие схемы. Возможное рабочее название исследования: «Все ли очкарики отличники? Все ли отличники очкарики?».

3. Рефлексия

Педагог благодарит участников занятия за творческую работу, и предлагает продолжить фразу:

- Я узнал, что…

- Я понял …

- Я осознал… и т.д.

Создание проблемной ситуации.

В ходе беседы учитель выясняет мнение ребят о том, интересно ли проводить исследования, хотели ли они заниматься собственными исследованиями.

Учитель разъясняет ребятам, что существуют требования к созданию и оформлению исследовательских работ. Учитель побуждает ребят к изучению структуры и оформления исследовательских работ.

Изучение требований к оформлению исследовательской работы. Знакомство с приммерными темами исследований.

Учитель знакомит со структурой, требованиями к оформлению исследовательских работ, ученики заполняют соответвующие ячейки таблицы.

Рефлексивный этап:

Учитель предлагает ученикам сочинить синквейн к слову «исследование».

Собрать информацию об индикаторах.

Изготовить индикаторы из растительного сырья.

Выяснить пригодность полученных растворов для использования в качестве индикаторов.

При выполнении исследовательской работы применялись следующие методы: наблюдение, эксперимент, сравнение, поиск информации в сети Интернет.

В ходе работы был проведён обширный химический эксперимент, на основе которого определены наиболее эффективные индикаторы. Изготовленные индикаторы использованы при определении среды различных растворов.

Создание проблемной ситуации: беседа, презентация, видеофрагмент и т.д.

Практическое осуществление проектной деятельности.

Рефлексивно-оценочный этап: самооценка и взаимоценка, выявление сильных и слабых сторон проекта.

Чтобы вырастить елку до полутора-двух метров высотой необходимо НЕ МЕНЕЕ лет.

По сравнению с другими деревьями ель удивительно стройна.

Ель растет всю жизнь.

Первую рождественскую елку установили в Риге в 1510 году

В республике Коми есть 6 питомников, в которых выращиваются саженцы деревьев, в том числе и ели, для восстановления лесных вырубок.

В преддверии Нового 2011 года во всем мире открылись миллионы ёлочных базаров. Трудно представить, сколько елей и сосен вырубается каждый год!

Стоит ли у вас в доме новогодняя ёлка.

Какая у вас ёлка: искусственная или срубленная в лесу?

Почему ваша семья выбирает именно искусственные/лесные ёлки?

Создание проблемной ситуации (реально существующей или вымышленной проблемы, которая требует решения).

Практическое осуществление проектной деятельности.

- ланирование деятелньости

- разбивка на группы

- работа в группах

- координация деятельности групп;

- формулирование итогового продукта.

Рефлексивный этап.

Рекомендации по проведению занятия:

Возможная тематика игровых проектов:

«Декларация прав кошек и собак»

Цель: создание юридического документа, регламентирующего права кошек и собак.

Задачи:

- работая в группах осветить проблему с разных точек зрения;

- совместными усилиями создать итоговый документ.

Организационно- мотивационный.

Создание положительного эмоционального фона. Обсуждение правил тренинга.

Правила:

- группы должны четко следовать правилам игры, не нарушать время, отведенное на этапы деятельности;

- каждый член группы должен принимать участие в обсуждении, проектировании, создании, продукта и его защите.

Этап практической деятельности.

Оценочно-рефлексивный этап.

Учитель предлагает ученикам оценить работу группы, продукт, атмосферу на трениге, удовлетворенность своей деятельностью. Органы вкуса находятся на языке. Ты их не видишь, потому что это всего лишь группы клеток. Работают они так же, как и остальные органы чувств. То есть воспринимают поступающую информацию и превращают ее в серии слабых электрических сигналов, которые бегут по нервным клеткам к мозгу. Рецепторы органов обоняния. Нетрудно догадаться, что запахи воспринимаются твоим мозгом, тоже как серии сигналов. Их поставляют в мозг органы обоняния. Где эти органы чувств расположены, всем хорошо известно в носу! – Разбивка на кластеры

Много ли на свете пальм?

Ученые считают, что на Земле растет более 210 родов и 2780 видов пальм. Все они растут в тропиках или субтропиках.

Мы живем в условиях умеренного климата, где пальмы не растут. Поэтому большинство может назвать несколько видов пальм: кокосовая, финиковая, масличная. Кое-кто читал о сейшельской пальме.

Все пальмы более или менее похожи друг на друга: у них прямой, без ветвей стебель с веером крупных листьев на вершине. Бывают древовидные пальмы. Восковая пальма вырастает до 60 м. А у слоновой (или чилийской) пальмы ствол диаметром почти 1 м. Пальма сиагрус карликовая: ростом не превышает 10 см. Она растет в Парагвае.

Среди пальм есть и лазающие растения. У пальмы куламус из розетки листьев поднимается вверх несколько стеблей. В тропических лесах Африки и Азии они образуют непроходимые заросли.

Американская масличная пальма растет, лежа на боку. Она распростерта на поверхности земли и вся покрыта придаточными корнями. Над землей на высоту до 2 метров поднимается более молодая часть с крупными перистыми листьями.

У некоторых пальм стволы вздуты и напоминают бутылки или бочонки. Кубинская пальма барригона напоминает бочку. Ствол африканской пальмы делеб раздут в двух или трех местах.

Важнейшими считаются пальмы, которые кормят людей.

Финиковая пальма растет в засушливых местах, но вблизи водоемов. Это древнейшее культурное растение. В диком виде она не растет. Египет, Ирак, Пакистан, Афганистан, Испания, юг США места ее обитания. Ее плоды финики вкусны и питательны. В них до 70% сахара, белки, жиры, витамины. В некоторых странах это основной продукт питания. В ее тени выращивают и другие фруктовые деревья Сахарная пальма растет в тропиках Азии. Ее соцветия подсекают и собирают сок, из которого получают вино, спирт, уксус. Сок и настой из корней обладают лечебными свойствами. Ствол сахарной пальмы покрыт густым слоем волокон, похожих на конский волос. Из них вьют веревки, делают циновки. Из сердцевины ствола делают саго крупу.

Винную пальму очень ценят в Индии, Бирме, Непале, на Филиппинских островах. Из сока соцветий получают сахар, вино. В мякоти ее плодов находится множество игловидных кристаллов, поэтому пальму еще называют жгучей. Из сердцевины ствола также делают крупу саго. Масличная пальма растет в тропиках Африки и по берегам рек и озер, во влажных долинах. Головки плодов, из которых делают масло, покрыты острыми шипами. Эта пальма дает два вида масла. Из мякоти плода получают масло для смазки, для изготовления мыла и свечей. Из семян получают пищевое масло, очень похожее на кокосовое.

Плоды персиковой пальмы напоминают зрелые персики. Мучнистую мякоть плодов варят в соленой воде. Они вкусны и питательны, в них много крахмала, жиров, витаминов А и С. У этой изящной пальмы несколько тонких стеблей, покрытых острыми шипами. Она растет в тропиках Америки.

Саговая пальма кормит жителей Новой Гвинеи и Молуккских островов, Таиланда, Индонезии, полуострова Малакка. Эту пальму срубают до цветения. Тогда сердцевина стебля содержит больше всего крахмала. Мягкую сердцевину промывают и продавливают крахмальную массу через сито на горячий металлический лист. Получается крупа саго. Из саго пекут лепешки, варят кашу.

Мякоть плодов сейшельской пальмы, похожая на желе, считается лакомством. А в Средние века в Европе этот диковинный плод считался чудодейственным, противоядием против всех ядов. Монархи платили за них огромные деньги.

Сейшельская реликтовая пальма древнейшая на Земле и может соперничать с ливанским кедром. Растет она только на Сейшельских островах и на островах Праслен и Курьез, расположенных в Индийском океана. Места, где растет сейшельская пальма, объявлены заповедными. Это дерево растет чрезвычайно медленно. Цветение его растягивается на 8-10 лет. Крупный, на кг плод, созревает 710 лет. Семя прорастает в течение 1-1,5 лет и получает питательные вещества из эндосперма плода 3- 4 года. Сейчас эту пальму выращивают в жарких странах.

Самая величественная, самая красивая из всех пальм, пожалуй, королевская пальма. На Кубе ее можно встретить повсюду. Она украшает проспекты тропических городов.