ТЕМЫ сочинений ГИА 2014 года (По сборнику И.П.Цыбулько)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Темы для лингвистического сочинения Л.В. Успенский: «В языке есть … слова. В языке есть … грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы.
Advertisements

Презентация урока для интерактивной доски по русскому языку (9 класс) по теме: ГИА. Типовые экзаменационные варианты. Сб. под редакцией И.П. Цыбулько, 2014 год.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (Часть С)
ГИА-2013 ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ СОЧИНЕНИЕ. ОСНОВА НАПИСАНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО СОЧИНЕНИЯ Правильное понимание задания – основа создания лингвистического сочинения.
СОЧИНЕНИЕ ГИА 9 класс. 1. Местоименные слова – слова вторичные, слова - заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без.
Автор: Хохлова М.С., учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 2043.
Автор: Хохлова М.С., учитель русского языка и литературы.
ОГЭ 2014 год - 9 класс.Часть 3 Сочинение на лингвистическую тему Подготовил преподаватель русского языка и литературы Мальчихина М.В.
Пошаговая инструкция по написанию сочинения С2 Шаг 1. Знакомимся с высказыванием. Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите.
Учимся писать сочинение- рассуждение на лингвистическую тему ГИА 2015.
Сочинение – рассуждение на лингвистическую тему. ПЛАН: 1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней). 2. Аргументация: а) аргумент-пример.
Работа над сочинением – рассуждением на лингвистическую тему ГИА-2013 Мастер-класс Подготовила учитель русского языка высшей категории Голомидова Маргарита.
Общие сведения о языке. Обучение написанию лингвистического сочинения.
Советы по написанию сочинения Часть С2 (По темам сборника И. П. Цыбулько) ГИА 2013.
Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему?
Работу выполнили :Курганов Сергей и Александр Даниелов.
Подготовка к ГИА: написание части 3 (С 2) Подготовила: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 12 Фиалковская Вероника Петровна.
Рекомендации. Что такое «сочинение на лингвистическую тему»? Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика». Лингвистика (языкознание,
На пути к ГИА (работа с текстом на уроках русского языка при подготовке к ГИА)
Автор: Хохлова М.С., учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 2043.
Транксрипт:

ТЕМЫ сочинений ГИА 2014 года (По сборнику И.П.Цыбулько)

Тест 1 «Союзы, будучи служебными словами, то есть не употребляясь ни самостоятельно, ни в составе словосочетаний, остаются все же словами, то есть имеют не только форму, но и значение». И.Г.Милославский

Тест 2

«Сферой употребления вопросительных предложений является диалог, поскольку основное значение их – поиск неизвестной информации, а это возможно только в диалогической речи». И.В.Артюшкова

Тест 3 «Найти корень слова – это значит найти его внутренний, затаенный смысл – то же, что зажечь внутри фонаря огонек». М.А.Рыбникова

Тест 4 «Верный способ узнать человека, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит». Д.С.Лихачев

Тест 5 «Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому- то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются». М. Е. Салтыков-Щедрин

Тест 6 «Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует свих героев». Литературная энциклопедия

Тест 7 «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения». К. Г. Паустовский

Тест 8 «К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?». Б. Н. Головин

Тест 9 «Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете». Л. В. Успенский

Тест 10 «Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных». И. А. Гончаров

Тест 11 «Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов». А. А. Зеленецкий

Тест 12 «Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань». М. Н. Кожина

Тест 13 «Обладая и лексическим, и грамматическим значением, слово способно объединяться с другими словами, включаться в предложение». И. И. Постникова

Тест 14 «Местоименные слова – слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений «обесценено»». А. А. Реформатский

Тест 15 «Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения? Это синтаксис». А. А. Реформатский

Тест 16 «Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый «характер»». С. И. Львова

Тест 17 «Автор идёт от мысли к словам, а читатель – от слов к мысли». Н. Шамфор

Тест 18 «Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление». А. И. Горшков

Тест 19 «Устная фраза, перенесённая на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса». Б. В. Шергин

Тест 20 «Способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании». И. И. Постникова

Тест 21 «Языком человек не только выражает что-либо, он им выражает также и самого себя». Георг фон Габеленц

Тест 22 «Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит». Д. С. Лихачёв

Тест 23 «Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано». Е. В. Джанджакова

Тест 24 «Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы». Г. Я. Солганик Тест 25 «Правила синтаксиса определяют логические отношения между словами, а состав лексикона соответствует знаниям народа, свидетельствует о его образе жизни». Н. Г. Чернышевский

Тест 26 «Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах». И. Н. Горелов

Тест 27 «Я понял, что человек может знать великое множество слов, может совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении. Всему этому учит нас грамматика». М. В. Исаковский

Тест 28 «Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи – единицы: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение… И каждая из них занимает своё место в системе, каждая выполняет свою работу». М. В. Панов

Тест 29 «Русский язык… богат глаголами и существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки чувств и мыслей». Л. Н. Толстой

Тест 30 «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Г. В. Степанов

Тест 31 «Язык – это то, благодаря чему, с помощью чего мы выражаем себя и вещи». Поль Рикёр

Тест 32 «Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства». Из учебника русского языка

Тест 33 «Язык – это то, что человек знает. Речь – это то, что человек умеет». А. А. Мирошниченко

Тест 34 «Некоторые учёные даже предлагают выделить два языка – устный и письменный, настолько большие различия существуют между устной и письменной речью». А. А. Мирошниченко

Тест 35 «Русский язык… обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли».

В. Г. Короленко

Тест 36 «Функции абзаца тесно связаны с функционально- стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста». Н. С. Валгина

Тема сочинения

«Союзы, будучи служебными словами, то есть не употребляясь ни самостоятельно, ни в составе словосочетаний, остаются все же словами, то есть имеют не только форму, но и значение».

И.Г.Милославск ий

Текст

(1)Его звали Мухтар. Но это был не тот знаменитый Мухтар, которого снимали в кинокартине «Ко мне, Мухтар!». (2)Тот Мухтар был породистой овчаркой и помогал разыскивать преступников. (3)А когда его ранили и он не мог больше работать, люди продолжали его кормить и за ним ухаживать. (4)А эта собака, про которую я хочу вам рассказать, была простой дворнягой. (5)Но она честно служила своим хозяевам: охраняла сад, играла с детьми и готова была броситься на любого, кто посмел бы их обидеть.(6) Но люди, у которых она жила, совсем не стоили её преданности. (7) Когда наступили холода, они её бросили на даче и уехали в город.

(8)Первое время голодная, исхудавшая собака ждала своих хозяев. Потом пошла искать их. (9)Откуда могла знать собака, что хозяевам она больше не нужна...

(10)Сначала она бежала по просёлочной дороге. (11)Ещё издали заметив человека, останавливалась, внимательно вглядывалась, потом догоняла и обнюхивала. (12)Но это всё были люди чужие, и она опять бежала дальше. (13)Дорога вывела её на шоссе, а она всё бежала и бежала куда глаза глядят...

(14)В воскресенье мы с мужем, как всегда, приехали на дачу.(15) Пока Шура насыпал в птичью кормушку семечки и подвешивал для синиц сало, я прошла к дому. (16)У крыльца, вся сжавшись, грязная и такая худая, что можно было пересчитать все ребра, лежала собака и испуганно глядела на меня.

(17)Мухтар остался жить у нас. (18)Он давно поправился, но уходить от нас не собирался, хотя мог это сделать свободно, потому что в нашем заборе было много выломанных досок.

(19)Приезжали мы теперь на дачу всегда с внучкой. (20)Марина была в восторге, что у нас поселилась собака. (21)Приезжали мы всегда в одни и те же часы. (22)Мухтар хорошо знал время нашего приезда. (23)Он уже заранее шёл к автобусной остановке и терпеливо ждал.

(24)Мухтар оказался умным и сообразительным псом.(25) Скоро он не только знал всех людей, живущих поблизости, но охотно их встречал у автобусной остановки и провожал нашим переулком.

(26)Теперь мы больше не волновались, если почему- либо не могли привезти собаке еду. (27)Мухтар был всегда сыт.(28) Он уже не ел овсяный суп, а выбирал из него кости и кусочки мяса.(29) Да и зачем ему суп! (30)Бывало, придёшь, а около калитки лежат пустые пакеты, обрывки газет, бумаги.(31) По ним я всегда могла сказать, кто из его друзей здесь побывал.

(32)Вот листок из тетради это Катя поделилась с ним завтраком, вот газета значит, приходил Коля.(33) Он собирал еду для Мухтара со всего двухэтажного дома, а его товарищ Серёжа Гаврилов привозил угощение из Москвы.

(34)Появились у Мухтара друзья и среди взрослых. (35)И среди них – наш сосед Федор Васильевич. (36)Он жил напротив нас, часто к нам заходил и, если мы почему- либо не могли приехать, кормил Мухтара. (37)Мухтар хорошо его знал и любил.

(38) Пусть живёт у меня, предложил Фёдор Васильевич.(39) Забор у нас новый, только поставленный, а то правда, как бы собачники не выловили.

(40)И вот Мухтар живёт у нового хозяина. (41)Там у него хорошая новая конура, там его хорошо кормят и, главное, любят.(42) Любят все: и сам Фёдор Васильевич, и его жена, и маленький внучек Андрюша.

(43)Мухтар тоже любит своих новых хозяев. (44)Он тщательно оберегает их покой, караулит их сад, но по- прежнему не забывает нас и, когда его выпускают, всегда заходит в гости. (45)А короткими зимними днями Мухтар, как и раньше, встречает своих друзей и провожает их до дома нашим тёмным переулком.

(Чаплина (Михайлова)Вера Васильевна – известная детская писательница)

Урок 1 Работать будем на базе сочинения по тексту 32, выставленного на сайте. Сочинение

Эту фразу из учебника русского языка я понимаю так. Устойчивыми словосочетаниями, фразеологизмами, мы пользуемся очень часто, порою и не замечая этого. Доказательства нахожу в тексте.

В предложении 7 встречается фразеологизм «выпалил все одним духом». Он выступает в роли синонимичного выражения, обозначающего «очень быстро, моментально». Но устойчивое сочетание в тексте звучит явно ярче, экспрессивнее.

В предложении 24 автор использует фразеологизм «вклинилась в разговор». У него тоже есть синоним «…перебивая, вмешаться в чужой разговор». Данный фразеологизм характеризует бесцеремонное поведение девочки. В этом тексте он используется в качестве изобразительного средства языка.

Таким образом, могу сделать вывод, что прав был автор учебника, утверждавший, что «…фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства». (125 слов)

Задание звучит так:

Напишите сочинение- рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из учебника русского языка: «Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства».

Сразу договоримся, что первую и последнюю фразы сочинения мы трогать не будем, потому что сегодня работаем над разделами сочинения (задание С2), где необходимо привести аргументы из текста. Для этого возьмите текст,выпиши те или подчеркните в нем все фразеологизмы, которые там встретите. Их в тексте довольно много:

- пришел в себя (2)

-обрушился всем телом (7)

-завыла в полный голос(10)

-браться за дело, закатав рукава (15)(чаще в словарях встречается слово «засучив»)

-заходя в тупики(16)

- тяжкий грех (21)

-валить с больной головы на здоровую (21)

Уверена, что вы найдете еще в этом тексте устойчивые сочетания.

Сейчас выберите для своего сочинения те фразеологизмы, значение которых можете истолковать.

Переписывайте вторую часть сочинения, вставляя выбранный вами фразеологизм:

В предложении 2 встречается фразеологизм «пришел в себя». Он выступает в роли синонимичного выражения, обозначающего « перестать волноваться, успокоиться». Но устойчивое сочетание в тексте звучит явно ярче, экспрессивнее. (Значение фразеологизма вы можете взять во фразеологическом словаре или в Интернете.)

Переписываете третью часть сочинения, вставляя выбранный вами фразеологизм:

В предложении 21 автор использует фразеологизм «тяжкий грех». У него тоже есть синонимические значения: тяжелая ошибка, тяжелое прегрешение, тяжелое преступление. В тексте данный фразеологизм характеризует поведение тех учителей, которые, пользуясь своим авторитетом, перекладывают свою вину на детей…

Все. Наши аргументы готовы. Соединяем все части сочинения и получаем новую работу:

Эту фразу из учебника русского языка я понимаю так. Устойчивыми словосочетаниями, фразеологизмами, мы пользуемся очень часто, порою и не замечая этого. Доказательства нахожу в тексте.

В предложении 2 встречается фразеологизм «пришел в себя», который часто встречаю в обыденной речи. Он выступает в роли синонимичного выражения, обозначающего «перестать волноваться, успокоиться». Но устойчивое сочетание в тексте звучит явно ярче, экспрессивнее.

В предложении 21 автор использует употребляемый мною в речи фразеологизм «тяжкий грех». У него тоже есть синонимические значения: тяжелая ошибка, тяжелое прегрешение, тяжелое преступление. В тексте данный фразеологизм ярко характеризует поведение тех учителей, которые, пользуясь своим авторитетом, перекладывают свою вину на детей…

Таким образом, могу сделать вывод, что прав был автор учебника, утверждавший, что «…фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства». (137 слов)

ВСТУПЛЕНИЕ

Автор учебника, утверждавший, что «…фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи», несомненно, прав. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, даже не замечая этого. Доказательства нахожу в тексте А. Лиханова.

(Жирным шрифтом выделено во вступлении то, что нельзя убирать из шаблона.)

Как вы убедились, мы изменили эту часть, воспользовавшись заключением.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, могу сделать вывод, что устойчивые словосочетания, фразеологизмы, - повседневные спутники нашей речи.

(Жирным шрифтом выделено в заключении то, что нельзя убирать из шаблона.)

Соберем воедино наше НОВОЕ СОЧИНЕНИЕ:

Автор учебника, утверждавший, что «…фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи», несомненно, прав. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, даже не замечая этого. Доказательства нахожу в тексте А. Лиханова.

В предложении 2 встречается фразеологизм «пришел в себя», который часто встречаю в обыденной речи. Он выступает в роли синонимичного выражения, обозначающего «перестать волноваться, успокоиться». Но устойчивое сочетание в тексте звучит явно ярче, экспрессивнее.

В предложении 21 автор использует употребляемый мною в речи фразеологизм «тяжкий грех». У него тоже есть синонимические значения: тяжелая ошибка, тяжелое прегрешение, тяжелое преступление. В тексте данный фразеологизм ярко характеризует поведение тех учителей, которые, пользуясь своим авторитетом, перекладывают свою вину на детей…

Таким образом, могу сделать вывод, что устойчивые словосочетания, фразеологизмы,- повседневные спутники нашей речи.

Вот и все! Сочинение изменило свой вид, и никто уже не скажет вам, что работа списана из ИНТЕРНЕТА.

На уроке 3 мы поучимся с вами писать совсем другие вступления и заключения, более эмоциональные и яркие.

До скорой встречи!

ВСТУПЛЕНИЕ

Слова «мама», «папа», «Родина», «дом» и «школа» известны всем. Так же, как и эти слова, понятны и близки нам выражения, которые помним с детства: «сесть в калошу», «рука об руку», «плечо к плечу». Это фразеологизмы, которые мы не заучивали специально, они с речью мамы, бабушки, учителя вошли в наш лексикон. Приведу примеры из текста Альберта Лиханова.

Обратите внимание, как просто и доступно написано вступление. Попробуем это же сделать с заключением. Перечитаем еще раз цитату, отметим, что из нее мы уже использовали в начале работы? Оказывается, дословно не использовали ничего, кроме выражения «знакомы с детства». Поэтому в заключение мы можем смело взять что-то и из цитаты.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, мы можем сделать вывод, что фразеологизмы, эти золотые россыпи русской речи, являются нашими незаметными, но повседневными спутниками в процессе общения.

Попробуем, соединив материалы из первого и третьего уроков, создать НОВОЕ сочинение.

СОЧИНЕНИЕ

Слова «мама», «папа», «Родина», «дом» и «школа» известны всем. Так же, как и эти слова, понятны и близки нам выражения, которые помним с детства: «сесть в калошу», «рука об руку», «плечо к плечу». Это фразеологизмы, которые мы не заучиваем специально, они с речью мамы, бабушки, учителя входят в наш лексикон. Приведу примеры из текста Альберта Лиханова.

В предложении 2 встречается фразеологизм «пришел в себя», который часто встречается в обыденной речи. Он выступает в роли синонимичного выражения, обозначающего «перестать волноваться, успокоиться». Но устойчивое сочетание в тексте звучит явно ярче, экспрессивнее.

В предложении 21 автор использует употребляемый нами в речи фразеологизм «тяжкий грех». У него тоже есть синонимические значения: тяжелая ошибка, тяжелое прегрешение, тяжелое преступление. В тексте данный фразеологизм ненавязчиво, но ярко характеризует поведение тех учителей, которые, пользуясь своим авторитетом, перекладывают свою вину на детей…

Таким образом, мы можем сделать вывод, что фразеологизмы, эти золотые россыпи русской речи, являются нашими незаметными, но повседневными спутниками в процессе общения.

Напишите сочинение- рассуждение, раскрывая смысл высказывания писателя К. А. Федина: «Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла».

Высказывание К. А. Федина я понимаю так. Автор подбирает слова согласно смыслу, заложенному в произведении. Приведу примеры из текста А. Алексина.

Во-первых, смысл рассказа требует того, чтобы и рассказчик, и все друзья мальчика, восторгаясь его мамой-волейболисткой, называли ее, как девчонку, Лелей. А как им еще звать своего партнера по игре?!

Во-вторых, автор очень уместно использует в тексте слово «судья». Если первый раз, согласно требованию стиля рассказа, он так называет отца Коли, который был бессменным арбитром волейбольных матчей, то второй раз, согласно требованиям смысла, так величает маму, которая была центром семьи.

Таким образом, могу сделать вывод: прав был писатель К.А.Федин, утверждавший, что «точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла».

Даша Х.

P.S. Второй аргумент может включить в себя вот эту фразу: "А как интересно использует А.Алексин в предложении 17 сравнение! Мужчин семейства в отсутствии мамы-судьи он сравнивает с пассажирами опаздывающего поезда. Точнее не скажешь!"

Напишите сочинение- рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского филолога Л. В. Успенского: «Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение».

Л.В.Успенский, на мой взгляд, говорит о единстве содержания и формы языка. Слова называют предмет, его признак, действие предмета. И только! Лишь при помощи грамматики можно из набора слов создать связное высказывание. Обратимся к тексту Ю.Бондарева.

Так, предложение 25 состоит из восьми отдельных слов, называющих предмет, его действие и признак этого действия. Интересно использует автор в этой синтаксической конструкции антонимы « много и мало», которые придают художественной реч и особую остроту и эмоциональность. Придают при условии, если мы указанные слова передадим «в распоряжение грамматики».Например, поставим слово «человек» в дательный, а слово «счастье» - в родительный падежи, создадим словосочетание с подчинительной связью управление: «нужно для счастья» (предложение 25). Для выражения эмоций автор в конце предложения поставил восклицательный знак. И тогда предложение получило «величайшее значение».

Таким образом, могу сделать вывод: прав был русский филолог Л. В. Успенский, утверждавший, что «один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение».

Сочинение

Г. Степанов, на мой взгляд, говорит о единстве содержания и формы языка. Лексика отражает наше представление о мире, а грамматика позволяет создать связное высказывание, текст.

В предложении 12 «Одним словом, компьютерные игры – это палка о двух концах» нахожу фразеологизм. Он имеет значение: «То, что может кончиться хорошо или плохо»,- и выступает в предложении в качестве синонима.

Интересно предложение 12 и с точки зрения грамматики, где я нахожу вводное слово, указывающее на прием и способ оформления мысли.

Могу уверенно сказать, что прав был известный лингвист Г. Степанов, утверждавший, что «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».

2013. Сочинение– рассуждение по высказыванию В.А. Солоухина: «Эпитеты – одежда слов». Исходный текст: Задание С2.

Сочинение-рассуждение.

2013. Сочинение– рассуждение по высказыванию Дж. Свифта: «Как человека можно распознать по обществу, в котором он вращается, так о нём можно судить и по языку, которым он выражается». Исходный текст:

(1)По дому плавали запахи и крики. (2)Надежда накрывала стол и ругалась с Оксаной, которая находилась в ванной и отвечала через стену. (3)Слов не было слышно, но Корольков улавливал смысл конфликта. (4)Конфликт состоял в том, что Надежда хотела сидеть за столом вместе с молодёжью, а Оксана именно этого не хотела и приводила в пример других матерей, которые не только не сидят за столом, но даже уходят из дома. (5)Надежда кричала, что она потратила неделю на приготовление праздничного стола и всю прошлую жизнь на воспитание Оксаны и не намерена сидеть на кухне, как прислуга. (6)Корольков лежал у себя в комнате на диване и думал о том, что Оксана не умеет разговаривать с матерью, а Надежда – с дочерью. (7)Она командует, унижая её. (8)И они зажигаются друг о друга, как спичка о коробок. (9)Корольков знал по себе: от него тоже можно чего-то добиться только лестью. (10)Лесть как бы приподнимала его возможности, и он стремился поднять себя до этого нового и приятного ему предела.

(11)Отворилась дверь, и вошла Оксана в длинной новой кофте в стиле «ретро», или, как она называла, «ретрухи».

– (12)Пап, ну скажи ей, – громко пожаловалась Оксана. – (13)Чего она мне нервы мотает?

– (14)Как ты разговариваешь с матерью? – одёрнул Корольков.

– (15)Ну, пап. (16)Ну, чего она сядет с нами? (17)Я всё время буду в напряжёнке. (18)Она вечно что-нибудь ляпнет, и всем неудобно...

– (19)Что значит «ляпнет»?

– (20)Ну, не ляпнет. (21)Произнесёт тост за мир во всём мире. (22)Или начнёт обращать на меня внимание… (23)Или начнёт всем накладывать на тарелки, как будто голод...

– (24)Довольно-таки противно тебя слушать, – объявил Корольков. –(25)Ты говоришь, как законченная эгоистка.

– (26)Но ведь мой день рождения. (27)Мне же шестнадцать лет. (28)Почему в этот день нельзя сделать так, как я хочу?

(29)Корольков посмотрел с тоской на её чистенькое новенькое личико с новенькими ярко-белыми зубами и подумал, что её перелюбили в детстве и теперь придётся жать то, что посеяли. (30)Он понимал, что нужен был дочери не тогда, когда носил её на руках и посещал в оздоровительном детском лагере. (31)А именно теперь, в шестнадцать лет, когда закладывается фундамент всей дальнейшей жизни. (32)И не амбулаторно, как говорят врачи, – пришёл, ушёл. (33)А стационарно. (34)Каждый день. (35)Чтобы не пропустить возможных осложнений. (36)А осложнения, как он понимал, грядут.

(37)Позвонили в дверь. (38)Оксану как ветром сдуло вместе с её неудовольствием, и через секунду послышался её голос – тугой и звонкий, как струя, пущенная под напором. (39)С ней было всё в порядке. (40)Впереди праздник, и жизнь – как праздник.

(По В. Токаревой)*

* Токарева Виктория Самойловна (род. в 1937 г.) – современный русский прозаик и сценарист. Задание С2.

Напишите сочинение- рассуждение, раскрывая смысл высказывания английского писателя Дж. Свифта: «Как человека можно распознать по обществу, в котором он вращается, так о нём можно судить и по языку, которым он выражается». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете с приведённого высказывания.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Сочинение-рассуждение.

Известный английский писатель Дж.Свифт утверждал: «Как человека можно распознать по обществу, в котором он вращается, так о нём можно судить и по языку, которым он выражается». Раскроем смысл данного высказывания, проанализировав особенности речи героев рассказа В.Токаревой.

С одной стороны, шестнадцатилетняя девушка Оксана, героиня данного произведения, употребляет слова «ретруха» (предложение 11), «ляпнет» (предложение 18), фразеологизм «нервы мотает» (предложение 13). Все слова эти относятся к разговорному стилю и имеют просторечный оттенок. Писательница с помощью речевой характеристики Оксаны подчёркивает не столько её желание казаться современной, сколько её грубость, духовную ограниченность.

С другой стороны, мы видим Королькова, отца Оксаны, который стал свидетелем конфликта матери и дочери. Авторский текст, передающий мысли Королькова, насыщен средствами художественной выразительности. Например, можно отметить сравнение «как спичка о коробок» в предложении 7, книжные слова «фундамент» (предложение 31), «амбулаторно» (предложение 32), эпитеты «чистенькое, новенькое», ссылка на известную пословицу «жать то, что посеяли» (предложение 29). Все перечисленные средства указывают на то, что Корольков – это образованный, интеллигентный человек, обеспокоенный тем, что его жена и дочь не могут разговаривать друг с другом.

Итак, мы убедились, что речь людей является одним из важных факторов, определяющих богатство или убогость их внутреннего мира.

Захарьина Е.А.