Коррекционно- развивающие технологииМоделирование технологий Техника = приемы + средства.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Дифференциация учебной работы младших школьников Выполнила : учитель начальных классов МОУ лицея 35 г.Ставрополя Баленко Галина Ивановна.
Advertisements

Система работы, направленная на развитие навыка самоконтроля Выполнила: Давыдова М.А.
Учебник – неизменная основа для различных вариантов урока.
Самоанализ урока русского языка «Перенос слов» Учитель начальных классов МБОУСОШ 57 Железняк О.И.
Дифференцированное обучение – одно из главных условий развития творческой личности. Принцип дифференцированного подхода к учащимся предполагает оптимальное.
Основные этапы урока. Наименование Цель урока Ход урока Отдельные этапы урока Подведение итогов Домашнее задание.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КАК УСЛОВИЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ В ШКОЛЕ.
ФОРМИРОВАНИЕ УУД НА УРОКАХ РАЗВИВАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ.
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Центр системно-деятельностной педагогики «Школа »
Общее образование не есть изучение предметов, а есть развитие личности предметами. На первом месте стоит личность, его интересы, а предметы – на втором.
Дифференциация обучения. Дифференциация обучения - это организация учебного процесса, при которой учитываются индивидуально- типологические особенности.
Педагогическая диагностика и коррекция – важнейшее средство повышения эффективности обучения младших школьников.
Коррекционная работа как фактор овладения способами самоконтроля на уроках алгебры в 7 классе при построении графика линейного уравнения Кокиева Лилия.
«Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах» 1. Пути совершенствования орфографической подготовки младших школьников. 2. Формирование.
Типология современного урока (ФГОС). Новая типология уроков Главная методическая цель урока при системно-деятельностном обучении – создание условий для.
Методический бюллетень из опыта работы Логуновой О.Н.
«Опыт реализации интегрированного подхода к развитию высших психических функций у младших школьников с ЗПР» Из опыта работы учителя начальных классов Бобылёвой.
Русский язык 3 класс ОС «Школа 2100» Учитель: Разумова Ольга Владимировна.
УРОК РЕФЛЕКСИИ ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ: ПОВТОРЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ФИКСИРОВАТЬ СОБСТВЕННЫЕ ЗАТРУДНЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
Схематизация (введение). Схематизация Схематизация – это способ организации понимания, который включает в себя знание: правил конструирования схем; схематичного.
Транксрипт:

Коррекционно- развивающие технологии

Моделирование технологий Техника = приемы + средства

Концептуальные основы Нейропсихологический подход Функциональный подход Метод поэтапного формирования умственных действий Учет тяжести и степени нарушений Деятельностный подход

Функциональный подход 1. Назовите и узнайте предмет (Урок 1). 2. Определите его главные свойства и отношения между ними (Урок 2). 3. Самостоятельно опишите незнакомый овощ (Урок 3). Этап проверки д\з: - Сложите название текста из букв, разбросанных на панно (осень). - Выберите цвета осени из полосок, лежащих на столе учителя (10 полосок). - Вспомните, что говорилось в тексте о «золотой осени», найдите, прочитайте (выборочное чтение). - О чем говорит этот цвет полоски; найдите на доске слова, подходящие по смыслу и т.д.

Нейропсихологический подход Технология работы с числовым рядом 5 циклов заданий: 1) числовой ряд в упроченных ситуациях; 2) числовой ряд в прямом порядке; 3) количественный ряд в прямом порядке; 4) числовой ряд в обратном порядке; 5) параллельные ряды.

Числовой ряд в упроченных ситуациях В качестве первых коррекционных заданий были взяты такие, которые, с одной стороны, включали числовой ряд в упроченные ситуации и облегчали оперирование им, а с другой стороны, были направлены на избирательную актуализацию числового ряда, что позволяло отрабатывать активный характер действия, бороться со стереотипией. В качестве упроченных ситуаций выступали: сюжеты сказок «Репка», «Теремок»; ориентация в нумерации этажей и подъездов дома, ступенек лестницы; оперирование цифрами на циферблате часов и телефоне. В заданиях по сюжетам сказок числовой ряд воспроизводился с самого начала, то есть максимально упроченно, в ситуациях с этажами и лестницей требовалась избирательная актуализация ряда (со 2-го по 8-й этаж, «шагай через ступеньку»).

Числовой ряд в прямом порядке На втором этапе использовались задания на актуализацию в соответствии с программой последовательности чисел в прямом порядке до 10. Сюда входили задания на нахождение цифр, расположенных в случайном порядке в таблице или неструктурированном поле (первый вид заданий известен как «таблицы Шульте», второй – как trail-making test); кроме того, использовались задания на копирование и самостоятельное составление таких таблиц, а также рисование предметов по пронумерованным точкам.

Количественный ряд в прямом порядке. Вышеназванным целям служили и задания следующего цикла, где в пунктах маршрута или в ячейках таблиц Шульте были не цифры (с их абстрактным обозначением количества), а множество предметов – от 1 до 10. Их конкретность, необходимость самостоятельно абстрагировать признак количества делали эти задания более сложными для детей, чем предыдущие. В одних заданиях этого цикла («Грибки», «Горох», «Лепестки») ребенок находил минимальное число предметов, обозначал количество цифрой и переходил к следующему. Написанная цифра могла служить опорой для последующего поиска, она маркировала пройденный путь и сужала поле поиска. В остальных заданиях этого цикла (варианты заданий с точками) ребенок был лишен опоры на цифры.

Параллельные ряды. Последний цикл был проведен на наиболее сложном материале – параллельных рядах, требующих большего распределения внимания и, соответственно, большей опоры на программу. Задания с параллельными рядами предполагают одновременное выполнение двух подпрограмм. Они могут быть: а) идентичными (два ряда цифр в прямом или обратном порядке); б) аналогичными (прямой порядок букв и цифр по алфавиту); в) разнонаправленными (один ряд в прямом порядке, второй – в обратном).

Метод поэтапного формирования умственных действий Этапы совместной деятельности: 1. Этап совместного пошагового выполнения действия по речевой инструкции педагога, где пошаговый контроль обеспечивается педагогом. Таким образом, здесь и программа, и контроль в руках учителя. 2. Этап совместного пошагового выполнения действия по наглядной программе – педагог организует следование программе и контрольные действия ребенка: сличение результата с программой. Здесь программирование и контроль разделяются между учителем и учеником. 3. Этап совместного выполнения действия по наглядной программе с переходом от пошагового выполнения программы к его более свернутым формам. Здесь программирование и контроль, разделяемые учителем и учеником, становятся более свернутыми, роль учителя в программировании и контроле сокращается. 4. Этап самостоятельного выполнения действия по интериоризованной (внутренней) программе с возвращением к наглядной программе при затруднениях. Здесь предусматриваются самостоятельное выполнение действия и его контроль учеником, которые совершаются под наблюдением учителя, следящего за тем, обращается ли ученик при затруднениях к наглядной программе, и при необходимости напоминающего ему об этом. 5. Этап самостоятельного выполнения действия по внутренней программе или перенос ее на новый материал. Здесь предполагается перенос усвоенного образа действия на новый материал, возможность переноса контролируется педагогом

Первый тип упражнений. Перед ребенком выкладываются в числовой ряд (до 25) карточки с цифрами (материализованная часть программы). Ему предлагается поочередно правой и левой руками по заданной программе сдвигать карточки или вниз, произнося цифры вслух, или вверх, считая про себя. При этом счет не прерывается. Ребенок имеет зрительную опору счета – цифры на карточках, что помогает ему переключаться с внутреннего проговаривания на внешнюю речь, сохраняя программу счета.

Второй тип упражнений. Здесь программа счета подобна той, что использовалась в первом, но реализуется она без материализованной программы, по показу и речевой инструкции преподавателя. Основа упражнения – шаг, ходьба.

Третий тип упражнений позволяет формировать у ребенка понятие числа, используя вертикальные ряды. В его основе лежит представление любого числа через набор слагаемых, причем слагаемые изменяются по числовому ряду.

Четвертый тип упражнений отличается тем, что в нем используется известный способ выделения из натурального ряда чисел, делящихся на какое-нибудь число.

Пятый тип упражнений предполагает работу с таблицами типа таблиц Шульте, где в ячейках – результаты умножения на задуманное число «X» (см. «Школа умножения»). В заданиях этого типа происходит закрепление рядов, которые ребенок получал в упражнениях четвертого типа.

Деятельностный подход Технология самостоятельной диагностико-коррекционной работы обучающихся на уроке (Е.Д. Божович)

ДИАГНОСТИКО-КОРРЕКЦИОННЫЙ ПРИЕМ РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ Задача (слово, словосочетани е или предложение), в которой была ошибка Причины ошибки Как избежать ошибки Решение похожей задачи Как действовал я Как надо было действова ть Почему я ошибся

ОДНА И ДВЕ БУКВЫ Н В ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, НЕПРОИЗВОДНЫХ ИЛИ ОБРАЗОВАННЫХ ОТ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

ОБРАЗЦЫ СОКРАЩЕННОЙ ЗАПИСИ ХОДА РАССУЖДЕНИЙ в соответствии с приемом-схемой «Одна и две буквы Н в прилагательных, непроизводных или образованных от существительных»

Задания I типа. Их назначение в том, чтобы подготовить школьников к новому для них виду работы над ошибками на примере чужих неудач. В каждом из заданий этого типа даются ошибки и ходы рассуждений, которые приводят к ним. От учащихся требуется найти причины каждой ошибки, сделать вывод, как ее избежать в будущем, а также привести в качестве примера похожую задачу и решить ее. Например: Задание. Ученики часто допускают следующие ошибки:

Задания II типа. Они преследуют две основные цели: а) осуществить принцип индивидуального подхода к учащимся, различающимся темпом и успешностью при овладении новым способом работы над ошибками; б) обеспечить школьникам возможность самоконтроля при самостоятельной работе. Задания имеют форму программированных карточек. Вот одна из них (до черты дается лицевая сторона карточки, за чертой оборотная, по которой ученик может себя проверить); черта является линией сгиба карточки, так что, проверяя себя, ребенок видит на одном поле ответ и свой, и эталонный. Задание. Найди причины ошибки и сделай вывод о том, как ее избежать. Затем проверь себя по оборотной стороне карточки.

Задания III типа носят творческий характер. Учащихся просят составить программированные карточки для своих товарищей. Задание. Составьте карточку для самостоятельной работы над ошибками, адресованную товарищам по классу. В качестве образца используйте имеющиеся у вас карточки.

Задания IV типа помогают учащимся осуществить переход от работы над чужими ошибками к анализу собственных: ученикам предлагают представить, что приведенные ошибки были допущены ими самими. Например: Задание. Представь, что это ты допустил такие ошибки:

Технология развития эмоциональной сферы младших школьников (И.П. Воропаева) Через эмоциональные механизмы: эм. реагирование – эм. дифференциация – эм- ролевая идентификация – эм. обособление. Реагирование – мимика, пантомимика, тактильная риторика (ритмические импровизации, ритмические игры). Дифференциация – развитие отдельных элементов внешней эм. выразительности. Идентификация – действия, в которых обязательно присутствует полож. и отриц. персонаж. Обособление – снятие психоэм. напряжения, закрепление полож. настроения.