МОУ «СОШ 4» Учитель русского языка Борисов С.А. Используя прочитанный текст части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Сочинение на лингвистическую тему Готовимся К ГИА.
Advertisements

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему Часть С 2.1.
ОГЭ 2014 год - 9 класс.Часть 3 Сочинение на лингвистическую тему Подготовил преподаватель русского языка и литературы Мальчихина М.В.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (Часть С)
ГИА Изменено количество заданий 2011 год 2012 год 2011 год 2012 год Часть А Часть А (с выбором ответа) – 3 (с выбором ответа) – 7 Часть В Часть.
ГИА – 2012 Выступление Канашиной В.М. на совещании ГПС учителей русского языка и литературы, 20 февраля 2012г.
Рекомендации. Что такое «сочинение на лингвистическую тему»? Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика». Лингвистика (языкознание,
Учимся писать сочинение- рассуждение на лингвистическую тему ГИА 2015.
Приёмы работы с текстом Prezentacii.com. С благоговеньем прикасайся К тому, чем ты вооружён, Твори светло и упивайся Безбрежным русским языком … Ему к.
С2 Сочинение-рассуждение Задание. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного.
Пошаговая инструкция по написанию сочинения С2 Шаг 1. Знакомимся с высказыванием. Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите.
Сочинение на лингвистическую тему Задание С2 экзаменационной работы в формате ГИА Автор: Стехова Л.Н., учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ 21.
Работу выполнили :Курганов Сергей и Александр Даниелов.
КАК ЕГО НАПИСАТЬ?. План написания сочинения-рассуждения: 1.Вступление - тезис 2.Основная часть – 2 аргумента + примеры к ним 3.Заключение - вывод.
Для подготовки к ГИА 1Фирстова С. В.. Задания С2.1 и С2.2 (выбрать нужно только одно!) проверяют коммуникативную компетенцию выпускников, в частности.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего.
Готовимся к сочинению на лингвистическую тему Подготовка к ГИА.
ГИА. Подготовка к сочинению. Выполнила Кокурина Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы.
Сочинение - рассуждение на лингвистическую тему (задание С2 ГИА – 9 по русскому языку) По материалам МИОО от
8.1 Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста 8.2 Средства связи предложений в тексте 8.3 Стили и функционально-смысловые.
Транксрипт:

МОУ «СОШ 4» Учитель русского языка Борисов С.А. Используя прочитанный текст части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: С2.1 или С2.2. C2.1 C2.1 Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного лексические и грамматические явления текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера). Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г.Степанова. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. ГИА-2012 Сочинение на лингвистическую тему (С2.1)

МОУ «СОШ 4» Учитель русского языка Борисов С.А. Структура сочинения-рассужденияСтруктура сочинения-рассуждения ГИА-2012 Сочинение на лингвистическую тему (С2.1)

МОУ «СОШ 4» Учитель русского языка Борисов С.А. ГИА-2012 Сочинение на лингвистическую тему (С2.1) Схема сочинения I.Вступление. II.Доказательство: 1)лексический аргумент; 2)грамматический аргумент. III. Вывод.

МОУ «СОШ 4» Учитель русского языка Борисов С.А. Учащиеся должны подобрать примеры из текста, аргументирующие обе части высказывания Г.Степанова, – о словаре и грамматике. Примеры-аргументы, взятые из прочитанного текста, должны прокомментировать слова Г.Степанова. Один аргумент иллюстрирует лексическое явление – оценивается одним баллом. Второй аргумент иллюстрирует грамматическое явление – оценивается одним баллом. Учащиеся должны указать роль этих явлений в тексте – оценивается одним баллом. Всего за аргументацию – ТРИ БАЛЛА ГИА-2012 Сочинение на лингвистическую тему (С2.1) Задача учеников. Критерии оценивания аргументов.

МОУ «СОШ 4» Учитель русского языка Борисов С.А. ГИА-2012 Сочинение на лингвистическую тему (С2.1) Значение слова Лексическое значение слова Лексическое значение слова – отображение в слове представлений о явлениях действительности; то, что обозначает слово, его смысл.

МОУ «СОШ 4» Учитель русского языка Борисов С.А. ГИА-2012 Сочинение на лингвистическую тему (С2.1) Значение слова Грамматические значения Грамматические значения морфологические признаки слова: обобщенные языковые значения, характеризующие слово как элемент определенного класса (части речи). Грамматическое значение обязательно и регулярно соответствующих окончаниях выражается в соответствующих окончаниях.

МОУ «СОШ 4» Учитель русского языка Борисов С.А. ГИА-2012 Сочинение на лингвистическую тему (С2.1) Лексические явления для аргументации лексика с точки зрения стилистической окраски; лексика с точки зрения активного и пассивного запаса (историзмы, архаизмы и др.); лексика с точки зрения происхождения; лексика с точки зрения сферы употребления (профессионализмы, жаргонизмы, диалектизмы); синонимы, антонимы; фразеологизм; тропы и др.

МОУ «СОШ 4» Учитель русского языка Борисов С.А. : ГИА-2012 Сочинение на лингвистическую тему (С2.1) Русская грамматика

МОУ «СОШ 4» Учитель русского языка Борисов С.А. ГИА-2012 Сочинение на лингвистическую тему (С2.1) Грамматические явления для аргументации однородные члены предложения; обособленные члены предложения; вводные слова и предложения; обращения; разные типы сложных предложений (сложносочинённые, сложноподчинённые и бессоюзные); стилистические фигуры и др.

МОУ «СОШ 4» Учитель русского языка Борисов С.А. ГИА-2012 Сочинение на лингвистическую тему (С2.1) Проект сочинения на основе анализа языковых особенностей эпитета Теоретическая часть Троп (от др.-греч. τρόπος оборот) в художественном произведении слова и выражения, используемые в переносном значении с целью усилить образность языка, художественную выразительность речи. Лексические явления для аргументации

МОУ «СОШ 4» Учитель русского языка Борисов С.А. ГИА-2012 Сочинение на лингвистическую тему (С2.1) Эпитет как лексическое явление Теоретическая часть Эпитеты – это художественные определения. Они выделяют свойства, качества, существенные стороны, признаки, передают впечатление, отношение автора; задают настроение; создают образ; характеризуют; оценивают. Чаще всего эпитеты выражены прилагательными. Статные осины высоко лепечут над вами. Длинные, висячие ветки берёз едва шевелятся, могучий дуб стоит… (И.С.Тургенев).

МОУ «СОШ 4» Учитель русского языка Борисов С.А. ГИА-2012 Сочинение на лингвистическую тему (С2.1) Виды эпитетов: постоянные (конь добрый, поле чистое, путь дальний, земля сырая, осень золотая, трава зелёная, солнце красное, ветер буйный, слово верное, буря черная, море синее); изобразительные (лазурная высь, изнеженные пальцы, тенистый сад, шёлковый узор, лиловые сумерки); лирические (психологические) (однозвучный жизни шум, пустынный уголок, прощальный свет); сложные (светло-пушистая снежинка, румяно- золотистое яблоко); метафорические (снежинка смелая, нежная берёзка, колючая лестница, туманящий сон). Лексические явления для аргументации

МОУ «СОШ 4» Учитель русского языка Борисов С.А. ГИА-2012 Сочинение на лингвистическую тему (С2.1) Эпитет (чаще прилагательное) вступает в грамматические отношения с определяемым словом. Словосочетание – грамматическое явление. Грамматическое строение словосочетания – грамматическое явление. Проект сочинения на основе анализа языковых особенностей эпитета Грамматические явления для аргументации

МОУ «СОШ 4» Учитель русского языка Борисов С.А. ГИА-2012 Сочинение на лингвистическую тему (С2.1) Анализ грамматических явлений: вид подчинительной связи; форму зависимого слова (число, род, падеж и т.д.); средства грамматической связи слов (окончание или окончание и предлог) – Словосочетание как грамматическое явление всё это обеспечивает связность высказанной мысли.

МОУ «СОШ 4» Учитель русского языка Борисов С.А. ГИА-2012 Сочинение на лингвистическую тему (С2.1) Основные задачи – формирование ряда предметных компетенций у учащихся и развитие их в дальнейшем: опознавание заданных лексических единиц в тексте; анализ системных связей определённой лексической единицы с грамматикой на уровне синтаксиса, морфологии, морфемики (словоизменения); комментирование (интерпретирование) роли лексического явления в тексте: его назначение в раскрытии авторского замысла; создание связного речевого высказывания на заданную лингвистическую тему.

МОУ «СОШ 4» Учитель русского языка Борисов С.А. ГИА-2012 Сочинение на лингвистическую тему (С2.1) Комплекс заданий Тестовые задания для опознавания и вычленения лексических явлений в тексте; Задания, формирующие алгоритм действий при отборе и анализе языковых явлений – аргументов задания С2.1; Создание связного текста сочинения на основе наводящих вопросов и речевых формул (шаблонов);

МОУ «СОШ 4» Учитель русского языка Борисов С.А. ГИА-2012 Сочинение на лингвистическую тему (С2.1) Образец тестового задания для опознавания и вычленения лексических явлений в тексте 1)Укажите, какое средство речевой выразительности, использованное в предложении 30, передает лютую стужу в детдоме, где жил рассказчик: «В морозный день, когда подушки, которыми затыкали окна, покрывались пышным инеем, почтальонша принесла маленький листок» 1) инверсия 2) градация 3) метафора 4) эпитет

МОУ «СОШ 4» Учитель русского языка Борисов С.А. ГИА-2012 Сочинение на лингвистическую тему (С2.1) Задания, формирующие алгоритм действий при отборе и анализе языковых явлений – аргументов задания С2.1.

МОУ «СОШ 4» Учитель русского языка Борисов С.А. ГИА-2012 Сочинение на лингвистическую тему (С2.1) 01. Поиск лексических явлений 1)Выпишите из данного отрывка эпитеты вместе с определяемыми словами и сравнения (1)Мы ехали пароходом до Нижнего Новгорода очень долго, любовались волжскими просторами, и я хорошо помню эти первые дни насыщения красотою. (2)К счастью, установилась хорошая, не очень ветреная погода. (3)С утра до вечера я с бабушкой на палубе, под ясным небом, между позолоченных осенью, шелками шитых берегов Волги. (4)Не торопясь, лениво и гулко бухая лопастями колёс по серовато-синей воде, тянется вверх по течению белоснежный пароход. (5)Незаметно плывёт над Волгой солнце. (6)Каждый час вокруг всё ново, всё меняется; зелёные горы – как пышные складки на богатой одежде земли. (7)По берегам стоят города и сёла, точно пряничные; золотой осенний лист плывёт по воде, а воздух прозрачен и сух.

МОУ «СОШ 4» Учитель русского языка Борисов С.А. ГИА-2012 Сочинение на лингвистическую тему (С2.1) 02. Задания на дифференциацию обычных определений и эпитетов 1)Найдите среди данных примеров эпитет: 1)волжскими (просторами) 2) ветреная (погода) 3) белоснежный (пароход) 4) первые (дни)

МОУ «СОШ 4» Учитель русского языка Борисов С.А. ГИА-2012 Сочинение на лингвистическую тему (С2.1) 03. Характеристика эпитета как лексического явления 1)Определите вид эпитета «ясным (небом)»: 1)постоянный 2) лирический 3) изобразительный 4) метафорический 2)Какую роль играет в тексте данный эпитет – «ясным (небом)»: 1)выделяет свойства, качества, существенные стороны, признаки предмета; 2)передаёт отношение автора к изображаемому предмету; 3)задаёт радостное настроение; 4)создаёт образ природы.

МОУ «СОШ 4» Учитель русского языка Борисов С.А. ГИА-2012 Сочинение на лингвистическую тему (С2.1) 03. Характеристика эпитета как лексического явления 3)Определите лексическое значение слова «ясным (небом)»: 1)яркий, сияющий; 2)светлый, ничем не затемнённый; 3)ничем не омрачённый, спокойный; 4)хорошо видимый, слышимый или воспринимаемый. 4)Найдите лишнее утверждение: Эпитет – это… 1)троп 2) лексическое средство выразительности 3) изобразительное явление лексики 4) стилистическая фигура речи

МОУ «СОШ 4» Учитель русского языка Борисов С.А. ГИА-2012 Сочинение на лингвистическую тему (С2.1) 04. Анализ возможных грамматических явлений, связанных с эпитетом 1)Охарактеризуйте фразу «ясным небом» с точки зрения грамматики. Заполните пробелы: 1)словосочетание построено на основе подчинительной связи …; 2)зависимое … (часть речи) согласуется с главным словом в … числе, … роде; 3)назовите грамматическое средство связи слов в этом словосочетании;

МОУ «СОШ 4» Учитель русского языка Борисов С.А. ГИА-2012 Сочинение на лингвистическую тему (С2.1) 05. Напишите сочинение С2.1 на основе выполненных заданий Вариант вступления. Я согласен с утверждением, что «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Докажем это утверждение примерами из текста ________. (Впиши автора – его фамилию с инициалами)

МОУ «СОШ 4» Учитель русского языка Борисов С.А. ГИА-2012 Сочинение на лингвистическую тему (С2.1) 05. Напишите сочинение С2.1 на основе выполненных заданий Лексическое явление – 1-ый аргумент. Во-первых, автор в своём произведении умело использует лексические средства выразительности. Например, в предложении __ привлекает внимание ___ (вид художественного средства) «____ (____)». Этот троп помогает автору __________ (описать природу, выделить признак предмета; передать отношение; задать настроение; создать образ (чего?); оценить (что?).

МОУ «СОШ 4» Учитель русского языка Борисов С.А. ГИА-2012 Сочинение на лингвистическую тему (С2.1) 05. Напишите сочинение С2.1 на основе выполненных заданий Лексическое явление – 1-ый аргумент (продолжение). Эпитет «_____» обозначает: ________(укажите лексическое значение слова).

МОУ «СОШ 4» Учитель русского языка Борисов С.А. ГИА-2012 Сочинение на лингвистическую тему (С2.1) 05. Напишите сочинение С2.1 на основе выполненных заданий Грамматическое явление – 2-ой аргумент. Во-вторых, рассмотрим словосочетание «______» с точки зрения грамматики. Оно построено на основе __________ (подсказка: формулировка задания В2). Зависимое прилагательное согласуется с главным словом в ____ числе, _____ роде. Окончание «-___» - здесь _________ средство связи. С его помощью мы понимаем, к какому именно определяемому существительному относится прилагательное «______». Так ресурсы грамматики помогают автору точно и связно выразить собственные мысли.

МОУ «СОШ 4» Учитель русского языка Борисов С.А. ГИА-2012 Сочинение на лингвистическую тему (С2.1) 05. Напишите сочинение С2.1 на основе выполненных заданий Варианты вывода. 1. Итак, один словарный состав без грамматики еще не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение. 2.Итак, словарный запас и знание грамматики помогают правильно и ярко оформлять свою речь. 3.Итак, взаимосвязь лексики и грамматики очевидна. «Прекрасная мысль теряет всю свою ценность, если она дурно выражена», - писал Вольтер.

МОУ «СОШ 4» Учитель русского языка Борисов С.А. ГИА-2012 Сочинение на лингвистическую тему (С2.1) 05. Напишите сочинение С2.1 на основе выполненных заданий Проект сочинения С2.1 Я согласен с утверждением, что «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Докажем это утверждение примерами из текста М. Горького.

МОУ «СОШ 4» Учитель русского языка Борисов С.А. ГИА-2012 Сочинение на лингвистическую тему (С2.1) 05. Напишите сочинение С2.1 на основе выполненных заданий Проект сочинения С2.1 Во-первых, автор в своём произведении умело использует лексические средства выразительности. Например, в предложении 2 привлекает внимание изобразительный эпитет «ясным (небом)». Этот троп помогает автору описать природу, выделить признак неба. Эпитет «ясное» обозначает: яркое, сияющее, светлое, без облаков. Кроме того, он задаёт радостное настроение повествованию.

МОУ «СОШ 4» Учитель русского языка Борисов С.А. ГИА-2012 Сочинение на лингвистическую тему (С2.1) 05. Напишите сочинение С2.1 на основе выполненных заданий Проект сочинения С2.1 Во-вторых, рассмотрим словосочетание «ясным небом» с точки зрения грамматики. Оно построено на основе подчинительной связи согласование. Зависимое прилагательное согласуется с главным словом в единственном числе, среднем роде. Окончание «-ым» - здесь грамматическое средство связи. С его помощью мы понимаем, к какому именно определяемому существительному относится прилагательное «ясным». Так ресурсы грамматики помогают автору точно и связно выразить собственные мысли.

МОУ «СОШ 4» Учитель русского языка Борисов С.А. ГИА-2012 Сочинение на лингвистическую тему (С2.1) 05. Напишите сочинение С2.1 на основе выполненных заданий Проект сочинения С2.1 Итак, один словарный состав без грамматики еще не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение.

МОУ «СОШ 4» Учитель русского языка Борисов С.А. ГИА-2012 Сочинение на лингвистическую тему (С2.1) Памятка 1.Прочитай текст. 2.Выдели в нём лексические явления: яркие слова, словосочетания. 3.Определи вид лексического явления (синонимы, антонимы, эмоционально-окрашенные слова, тропы и т.п.) 4.Определи его лексическое значение и роль в тексте. 5.Рассмотри этот материал с грамматической точки зрения (морфологические особенности, синтаксическая роль и т.д.) 6.Сформулируй аргументы. 7.Придумай вступление и вывод. 8.Напиши сочинение.

МОУ «СОШ 4» Учитель русского языка Борисов С.А. ГИА-2012 Сочинение на лингвистическую тему (С2.1) Источники: 1. Сайт учителя русского языка из Омска Марина Анатольевна 2. Наталья Георгиевна Харланова, учитель русского языка из Ставропольского края Дидактические материалы к сочинению Таблицы о средствах языковой выразительности 5. Методическая разработкаМетодическая разработка 6. Работы учеников 1, 2.1 2