Характеристики урока (занятия)Уровень образования:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лев Николаевич Толстой Кавказский пленник. Рассказ «Кавказский пленник» напечатан в журнале «Заря» в 1872 году, затем вошёл в «Четвёртую книгу для чтения»
Advertisements

Литература. 5 класс Тринадцатое января. Классная работа.
«Нравственные уроки рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» (Урок литературы. 5 класс)
Урок по теме: А.П. Чехов «Лошадиная фамилия» Краткость – сестра таланта А.П. Чехов.
Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник» - рассказ о бессмысленности и жестокости национальной вражды Презентацию подготовила учитель высшей категории МБОУ «Зубово-Полянская.
Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» Работа ученика 8а класса Инешина Михаила Учитель Н.М. Рыжкова Инешина Михаила Учитель Н.М. Рыжкова.
Литература и мы, читатели Вводный урок в 10 классе Учитель Тетерина Л. Н.
Виталий Закруткин «Матерь человеческая» «Матерь человеческая»урок-размышление Автор презентации: Васильева В.А. Учитель русского языка и литературы МОУ.
Задание с развернутым ответом ( С 1. Сочинение –рассуждение)
Презентация подготовлена к уроку чтения в 8 классе учителем русского языка и литературы Ермаковой Екатериной Яковлевной.
Скачано с сайта Тема Идея Композиция рассказа Почему это быль? Язык рассказа Смысл названия рассказа Нравственные проблемы.
ХОЧЕШЬ УЗНАТЬ О СЕБЕ? тест для учащихся Дорогой любитель заполнять тесты и тем самым познавать себя! Говорят, что глаза – зеркало души, а чтение ее лучший.
Тема грозы в произведениях Л.Н.Толстого («Отрочество» глава «Гроза»), В.В. Набокова («Гроза»), А.С. Пушкина («Туча»), Ф.И. Тютчева («Весенняя гроза»)
Пейзажные зарисовки Сочинение-описание пейзажа в художественном стиле.
Урок литературного чтения во 2-м классе по программе «Начальная школа XXI века» Рубрика «Книжная полка» Тема урока: «Из чего состоит книга» Цели Образовательные:
Урок литературы в 7 классе. Все не ладится в этой квартире, В этом городе, в этой стране, В этом блёклом, развинченном мире, И печальней всего, что во.
Как рецензировать ответ Оценивая ответ товарища, подумай, соответствует ли он следующим требованиям: Правильность и полнота изложения фактов, выводов,
О теме и идее художественного произведения 5 класс.
ТЕЗИСЫ Читатель это не только человек, который читает книги, но тот, который задумывается над всем, что он прочитал, каждый читатель должен стать и соавтором,
Тишина Е.А., Правдюк Л.С., учителя начальных классов МОУ СОШ 6, г.Георгиевска 2009 год.
Транксрипт:

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования:

основное общее образование

Целевая аудитория:

Учитель (преподаватель)

Класс(ы):

5 класс

Предмет(ы):

Литература

Цель урока:

Образовательные:

1.Учить видеть главные достоинства рассказа: глубину, простоту, краткость

2. Повторить литературоведческие понятия и термины: идея, сюжет, эпизод, эпиграф, рассказ – быль, троп

3. Учить видеть в тексте средства художественной выразительности и комментировать их употребление

Развивающие:

1. Развивать умение выделять в тексте главное, защищать свою точку зрения

2. Развивать монологическую речь учащихся.

Воспитательные

1.Воспитывать уважение к людям разных национальностей, к разным культурам

2. Воспитывать любовь к слову, интерес к литературе, художественный вкус.

Тип урока:

Комбинированный урок

Используемые учебники и учебные пособия:

В. Я. Коровина, И. С. Збарский

ЛИТЕРАТУРА

5 класс

Под редакцией В. И. Коровина

Используемая методическая литература:

В. Я. Коровина, И. С. Збарский

ЛИТЕРАТУРА

5 класс

Методические советы

Под редакцией В. И. Коровина

Используемое оборудование:

Оборудование: портрет Л. Н. Толстого, карточки с литературоведческими понятиями, названиями тропов, распечатка стихотворения, рисунки учащихся, предметы для блиц-опроса, магнитная доска, раздаточный дидактический материал, декорации и реквизит для театрализации

Краткое описание:

Форма: урок – размышление. Научно-методическое содержание: рассказ – быль, эпизод, сюжет, троп, идея, эпиграф, эпитет, олицетворение, сравнение Основные представление и понятия: гуманистические идеалы Л. Н. Толстого; убеждённость в том, что упорство и мужество всегда побеждают, осуждение вражды между народами, изображение её бессмысленности и жестокости; утверждение мысли о том, что дружба разных народов – это естественный закон человеческой жизни

Ход урока

1. Оргмомент. Приветствие.

2. Поэтическая минутка

Начнём наш урок с поэтической 5-минутки. Я приготовила отрывок из прекрасной поэмы М. Ю. Лермонтова «Кавказский пленник». Чтобы донести до читателя какие-то свои мысли, переживания поэты и писатели в своих художественных текстах используют средства художественной выразительности.

-- Как они называются по- другому? (тропы)

(показываю табличку с названием)

-- Сейчас мы их быстро повторим. Я проговариваю определение, а вы мне называете данное выразительное средство выразительности.

1. Образное определение, обычно выраженное прилагательным, употреблённым в переносном значении?

(эпитет)

2. Художественный приём, когда свойства человека переносятся на неодушевлённые предметы? (олицетворение)

3. Приём сопоставления одного предмета или явление другому?

(сравнение)

Слушание поэтического отрывка. ( у ребят он лежит на партах)

Цель:настройтесь послушать поэтический текст и понять, какие же выразительные средства(тропы) сделали его ярче, красочнее, интереснее.

Чтение наизусть.

Приложение

-- Какая картина возникла перед вашим мысленным взором после прочтения этого поэтического отрывка? (ответы)

-- А теперь определите, какие из знакомых нам тропов употребляет автор? В тексте всё подчёркнуто, только определите название.

(ответы)

-- Молодцы! Я вижу. что в тропах вы очень хорошо разбираетесь?

-- Давайте подведём итог…Зачем же нужны тропы в поэтическом тексте? (они придают ему выразительность, образность, делают его более эмоциональным, ярким)

-- А как выдумаете, почему именно этот отрывок я взяла для поэтической минутки? (потому что его тема близка теме нашего сегодняшнего урока)

А тема урока: рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник». Мы поговорим о Жилине и его спасительнице Дине.

Портрет писателя

3. Сообщение темы урока.

Откройте тетради и запишите тему урока: Жилин и Дина. Мысль писателя о дружбе народов как естественном законе человеческой жизни.

-- Начнём мы наше погружение в художественный текст с литературной разминки

4. Литературная разминка

Цель: с её помощью я проверю, внимательно ли вы читали произведение Л. Н. Толстого, заодно повторим материал прошлого урока.

-- Где происходит действие рассказа? (на Кавказе)

-- В какое время года? (летом)

-- Как звали собаку, с которой подружился Жилин? (Уляшин)

-- Что послужило материалом для рассказа? (события из жизни самого Л. Н. Толстого)

-- Какой смысл вкладывает автор в имена героев? (жила – сухожилие, жилистый, сухощавый, двужильный, сильный, упругий; костыль – палка для хромых с поперечиной, служащая опорой при ходьбе)

В те времена про сильного человека говорили: «молодецкая жила», а про того, кто шёл медленно «подкостыливает»

б) А сейчас я проверю вашу наблюдательность. Показываю несколько предметов. Какое отношение они имеют к нашим героям?

*кукла из глины (показываю куклу) Ответ: её сделал Жилин для Дины

*кувшин (показываю) В нём Дина принесла Жилину сначала воду, потом молоко

*лепёшка. (показываю) (Ими Дина тайком подкармливала Жилина)

*часы (показываю) (Они были сломаны. Жилин их починил для Абдулы)

Итог разминки.

-- Как же Жилин вёл себя в плену?

-- Что заставило Дину помогать Жилину?

5. Повторение литературоведческих терминов

-- А сейчас давайте вспомним, к какому же жанру относится изучаемое нами произведение? (рассказ-быль)

--- Что подразумевает этот жанр?

(рассказ- это небольшое повествовательное произведение, а «быль» -- даёт возможность понять, что события происходили на самом деле)

Действительно, Л. Н. Толстой был реальным участником событий, о которых повествует. Автора в первую очередь интересовали судьбы людей. Это и положено в основу сюжета.

-- Давайте вспомним, что такое сюжет?

Сюжет – это цепь событий, происходящих в произведении.

Эпизод – это изображение одного события. имеющего начало и конец

-- А теперь вспомните эпизоды из рассказа «Кавказский пленник», которые вызвали у вас страх, грусть, сочувствие? (ответы)

6. Физминутка

Сегодня на уроке мы обсудим некоторые эпизоды, помогающие понять, как доброта Жилина помогла ему не погибнуть в плену.

Но перед началом этой большой работы немного отдохнём, проведём физминутку

Кавказские горы высоки,

Их верхушки далеки.

Всё же мы должны стремиться

Красотой их насладиться

(упражнения выполняются под данное четверостишие)

7. Жилин и Дина.

Итак, поговорим о Жилине и Дине, их дружбе

-- Когда мы впервые увидели Дину? Зачитать по учебнику стр.236

-- Какое у неё было вначале отношение к пленнику? Зачитать стр. 237 (недоверие, враждебность)

-- Какой троп помогает увидеть это? (эпитеты)

-- В какой момент и почему Дина перестала видеть в нём врага?

Стр

-- А какой его поступок окончательно растопил лёд недоверия?

(он оценил и её дружеский жест, и её доброту. и это её подкупило)

-- Чем она отплатила ему за его доброту и дружелюбие? Стр 242

-- Перемену в их отношениях друг к другу передают выразительные средства.

-- Почему вначале о девочке сказано «прыгнет прочь, как коза дикая»?. А позже «побежала на гору, как коза дикая» (ответы)

Вы правы, оба сравнения передают восприятие Жилина, и ясно, что последнее передаёт и то чувство, которое испытывает Жилин у своей маленькой спасительнице

За время плена Жилин не сидел сложа руки, он подготовился к побегу, но побег, к сожалению, не удался. Горцы жестоко наказали Жилина, посадили в яму. И вдруг лучик надежды. Какой? Зачитаем… стр 252

-- Что же заставило Дину прийти к яме и проведать Жилина? (жалость. Она добрая и смышлёная девочка. Она помнит его доброту)

-- Дина убежала, Жилин ждёт её, но … (выразительно зачитываю эпизод стр 252)

-- Что же её задержало? (собрание татар у мечети, на котором решили убить Жилина)

Сидит Жилин в яме и думает: «Что же будет?» И вдруг Дина появилась. Какой троп передаёт её состояние тревоги, взволнованность? «глазёнки так и блестят, как звёздочки» сравнение

-- Сейчас нам ребята покажут, какой была их встреча? Посмотрите и подумайте, какой была их встреча. Как Дина проявила себя в этом эпизоде?

8. Театрализация. Инсценирование отрывка.

-- Как же Дина проявила себя в этом эпизоде?

-- Почему она согласилась ему помочь?

Жилин тоже выглядит достойно. Давайте возьмём у него интервью.

9. Интервью

Вопросы задают дети

-- Уважаемый Жилин, о чём вы не забыли напомнить Дине, чтобы она избежала наказания отца?

Ответ: Я взял шест и сказал ей «Снеси на место, Дина, а то хватятся, прибьют тебя»

-- Скажите, уважаемый Жилин, почему горская девочка помогла бежать из плена вам, русскому солдату?

Ответ: потому что мы с ней подружились. Я считаю, что людям лучше дружить, а не враждовать. И этой дружбе никогда не помешает национальная принадлежность.

10. Идея произведения

-- Вот мы и подошли к ещё одному понятию – идея произведения

Итак, идея произведения – это главная мысль о том круге явлений, которые изображены в произведении, она выражается писателем в художественных образах.

-- Так в чём же главная идея рассказа Л. Н. Толстого?

Ответ: дружба между людьми, бессмысленность вражды и жестокости. Этому и был посвящён наш урок - размышление

11. Выставка рисунков. Обращаю внимание учащихся. Эту же идею постарались выразить своими рисунками ученики 5 класса.

-- Удалось ли им это? (Слово автору одного из рисунков)

-- А удалось ли это художнику – автору иллюстраций в нашем учебнике? Что он хотел выразить своими рисунками?

12. Общий итог.Итак, урок наш подошёл к концу.

-- Давайте подумаем, что мы повторили на уроке, что узнали нового?

-- Какие литературоведческие термины мы повторили? Пригодятся ли они нам в будущем?

-- Что же является естественным законом человеческой жизни?

Ответ. Дружба, активность, а не вражда и ненависть

13. Оценка ответов учащихся, комментарий к ним

14. Д/зад. на доске.Написать мини- сочинение «Как Дина помогла Жилину»

Заключительно слово учителя. Мне кажется, Лев Николаевич Толстой в своём рассказе на примере Жилина и Дины показал, как должны относиться друг к другу люди. Описывая дружбу доброй татарской девочки и русского офицера, великий классик дал нам совет, который очень прост: проявляй доброту, уважай культуру, внутренний мир другого человека. И тогда в твоём сердце не останется места для вражды и ненависти. Я думаю, что этот совет как никогда актуален в наше время.

Музыка.Так как тема нашего урока связана с Кавказом, то напоследок хочу поставить песню о Кавказе. На мой взгляд, она чем-то перекликается с темой нашего урока.

Пока звучит музыка… Хочу поблагодарить за помощь…

Спасибо за хорошую организацию конкурса «Учитель года – 2006» коллектив МОУ «СОШ с. Тарлыковка» и её директора Усикову З. С.

Коллектив МОУ «СОШ с. Луговское» за участие и активную помощь по любым вопросам

Отдельное спасибо ребятам 5 класса Тарлыковской школы, которые активно поддерживали меня, не подвели, а также их учительнице русского языка и литературы Светлане Борисовне.

Всем спасибо.

Приложение

М. Ю. Лермонтов. Отрывок из поэмы «Кавказский пленник»

Последний солнца луч златой

На льдах сребристых догорает,

И Эльборус своей главой

Его, как туча, закрывает.

Уж раздалось мычанье стад

И ржанье табунов веселых;

Они с полей идут назад...

Но что за звук цепей тяжелых?

Зачем печаль сих пастухов?

Увы! то пленники младые,

Утратив годы золотые,

В пустыне гор, в глуши лесов,

Близ Терека пасут уныло

Черкесов тучные стада,

Воспоминая то, что было,

И что не будет никогда!