«Ломоносов – наш гений»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Везде исследуйте всечасно что есть велико и прекрасно М.В. Ломоносов ( к 300-летию со дня рождения)
Advertisements

Михаил Ломоносов родился 19 ноября (8 ноября по старому стилю) 1711 года в деревне Денисовка (ныне село Ломоносово) в семье помора. В 19 лет ушел учиться.
МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ Колеватовой Анастасии и Гаврильцевой Анастасии.
Любой век, любая эпоха нашей народной жизни всегда приукрашена чьей-либо особо яркой и могучей жизнью, деяниями особо славными. Многие звезды украшали.
За семью печатями. 18 век Путь в Москву Путь в Москву Холмогоры Москва Сын крестьянина-помора из деревни Денисовка, что около Холмогор под Архангельском.
Ведь может собственных Платонов и быстрых разумом Ньютонов российская земля рождать.
ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич (8/ года - 4/ года), гениальный русский ученый во многих отраслях знаний, поэт, просветитель, один из самых.
Подготовила учитель русского языка и литературы Чумпалова Инна Юрьевна МОУ СОШ 7 с. Величаевского.
Михаил Васильевич Ломоносов « Он был великий человек..! Он один является самобытным сподвижником просвещения... Он, лучше сказать, сам был.
М. В. ЛОМОНОСОВ И ГЕОГРАФИЯ Шимонихиной Софьи. Любой век, любая эпоха нашей народной жизни всегда приукрашена чьей - либо особо яркой и могучей жизнью,
Михаил Васильевич Ломоносов ( ). М. В. Ломоносов Великий Сын России Родился 8 ноября 1711 г., в селе Денисовке, Архангельской губернии Холмогорского.
Руководитель : Коршакова Т. И., учитель русского языка и литературы Участники : учащиеся 6 « А » класса Дадуев Денис, Козырев Владимир, Иванов Илья, Родионов.
Автор: Панова Юлия, 9а класс, школа 12 города Асбеста.
Центр дистанционного образования детей-инвалидов при ОГАОУ «Белгородский инженерный юношеский лицей-интернат» ЛОМОНОСОВ Выполнил: Воронкин Александр 8.
Имя Михаила Ломоносова присвоено многим географическим объектам на суше, на океанах и в космосе.
История человечества знает много разносторонне одаренных людей. И среди них на одно из первых мест надо поставить великого русского ученого Михаила Васильевича.
Медиапроект « Я голосую за Ломоносова Михаила Васильевича » ученика 7 класса «А» ГОУ Гимназии 1526 Ильенкина Александра Руководитель проекта Логинова А.
Великий сын России. 19 ноября 2011 года Россия отмечала 300 лет со дня рождения выдающегося ученого, титана человеческой мысли, настоящего патриота своей.
«Многие звезды украшали русское небо восемнадцатого столетия. Звездою первой величины явилась слава Михаила Ломоносова» Б. Шергин Михаил Васильевич Ломоносов.
1 Славный путь М.В.Ломоносова. 2 «Что может собственных Плутонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать» М.В.Ломоносов Купель, в которой.
Транксрипт:

«Ломоносов – наш гений»

Отзыв на рассказ В.Воскобойникова

из книги «Жизнь замечательных детей»

Ломоносов был гением. Своим трудолюбием он многого добился. Меня поразило его стремление выучиться и ответить на свои детские вопросы. Такие как: почему лед твердый, как камень, тает, а камни – нет.

Ломоносов жил на реке Двине, на островке, в деревне Мишанинской. Очень трудно, наверное, жить на острове, быть отделенным от всего мира. Отец Михаила, Василий Дорофеевич, сменил трех жен. Последняя мачеха Ломоносова была очень злая. Мальчик замечательный, просто не к чему было придраться, а она повод все равно находила. Очень жаль Мишу. За книги «Арифметика» и «Грамматика» он готов был прислуживать, отрабатывать. Вот какое стремление было у него учиться!

Михаил не побоялся преграды и выучил латынь и греческий. Но это не остановило будущего ученого. Он учился и физике, и химии, и даже танцам. Он в науке того времени был лучшим, потому что не боялся трудностей, пытался найти ответы на многие вопросы. И находил их.

Мы не забудем имя величайшего ученого.

Ярослав Рудаков,

ученик 4 «б» класса

«Жизнь Ломоносова – пример для нас!»

Отзыв на книгу М.Сизовой «Михайло Ломоносов»

В школьной библиотеке мне посоветовали прочитать книгу М.Сизовой «Михайло Ломоносов». Читать я люблю, поэтому с удовольствием согласилась взять ее.

Приехав домой после занятий (мы живем в поселке Юговка), уютно устроившись на диване, открыла первую страницу… И окунулась в далекий от нас мир деревенской жизни XVIII века. Это мир детства Михайло Ломоносова. Живо представила избу, довольно просторную, чисто прибранную. В окошко дробно стучат капли осеннего дождя. Слабо горит лучина. Маленький Миша настойчиво просит маму показать ему единственную в доме книгу – «Священное писание».

Мы ясно видим, как, едва научившись ходить, Миша тянется к знаниям.

И чем дальше я читала, тем все больше убеждалась в силе его воли, упорстве, в невероятном желании добывать знания.

С улыбкой рассказала своим домашним о том, как он увлекся книгами в доме предполагаемой невесты, а о Параше (невесте) совсем забыл.

А разве не говорит о его безудержном стремлении учиться тот факт, что он покинул отчий дом без благословления отца.

Дома я даже поспорила об этом случае из биографии Ломоносова.

- Ну и что, - сказала я, - что ушел Михайло из дома, не получив благословения отца.

- Как же, дочка, - сказала мама, - очень плохо, когда родное дитя уходит из дома, не получив на то согласия родителей. Опыт многих показывает, что в дальнейшем у таких детей случается много неприятного в жизни.

- Я поняла, мама. Яркое тому подтверждение - много трудного и неприятного на жизненном пути Михайло Ломоносова.

А вот еще случай, который также ярко характеризует его глубокий ум и стремление постигать законы природы. Михаил Васильевич Ломоносов и его друг Рихман завели спор об электрическом заряде, и Михаил Васильевич мог погибнуть во время грозы, но ученого позвала его жена на обед. Это и спасло ему жизнь, а Рихман, к сожалению, погиб.

Мне бы хотелось быть более упорной и выносливой, я хотела бы быть похожа на Михаила Васильевича Ломоносова. Уметь достигать поставленные цели, никогда не сдаваться, уметь отстаивать свою позицию.

К сожалению, мы мало изучали творчество Михаила Васильевича Ломоносова. И, прочитанная мною книга «Михайло Ломоносов», думаю, останется надолго в памяти.

Закончить свои мысли о великом россиянине, навеянные чтением книги, хотелось бы строками его стихотворения:

О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих

И видеть таковых желает

Каких зовёт от стран чужих.

О, ваши дни благословенны!

Дерзайте ныне ободрены

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Нефтонов

Российская земля рождать.

Мария Ишкова,

ученица 8 «в» класса

«Ломоносов - великий человек»

Отзыв на книгу

«Жизнь замечательных детей» В.Воскобойникова

М.В.Ломоносов был великий человек. Он объяснил многие загадки природы, воспроизвёл мозаику. Всегда стремился к науке.

С детства он был очень любознательным, хотел узнать, почему луна через некоторое время становится месяцем, а потом снова луной. Его очень сильно мучили вопросы разных тайн. Со временем М.Ломоносов научился читать у своего соседа. И потом он читал прекрасно, лучше всех в деревне. Хотя детство у него было далеко не радостным. У Миши рано умерла мама. И воспитывала его злая мачеха. Она не давала ему читать книги. Когда он стал взрослее, его очень манило в Москву.

М.В.Ломоносов был великий человек. Он объяснил многие загадки природы, воспроизвёл мозаику. Всегда стремился к науке. Но папа его не отпускал. Ломоносов всё равно уехал в Москву.

Это доказывает то, что для Ломоносова никаких преград не было ради науки. Он всегда стремился к знаниям. Ломоносов подаёт очень хороший пример детям и даже взрослым.

Поэтому я советую всем детям прочитать эту книгу о М.В.Ломоносове. Потому что из нее можно узнать столько интересного. Даже, если очень сильно постараться, то можно стать таким же знающим, как он.

Поэтому я хотела бы низко ему поклониться, так как он это заслужил. Мы все обязаны гордиться таким великим учёным, каким был М.В.Ломоносов. Я бы тоже хотела быть такой же великой. Но у меня, наверное, не получилось бы, потому что надо быть терпеливым, настойчивым. Я очень горжусь М.В. Ломоносовом. Он - великий сын России.

Карина Симакова,

ученица 6 «в» класса

Мои соображения

об атомно-молекулярной теории Ломоносова.

Михаил Васильевич Ломоносов - гениальный русский учёный во многих отраслях знаний, поэт, просветитель, один из самых выдающихся светил мировой науки. Его открытия обогатили многие отрасли знания, в том числе и физику. Подробнее о ней.

Ломоносов развил атомно- молекулярную теорию, или, как её называли в то время, корпускулярную теорию.

Он изложил основы атомно- молекулярного учения, получившего развитие лишь спустя столетие. Труды Ломоносова стали рубежом в развитие науки, он, можно сказать, опередил время, почти на столетие.

Интерес к этой теме возник у Ломоносова ещё студентом, и уже в первых работах он задался целью объяснить на основе корпускулярных представлений наблюдаемые физические и химические явления. Теория Ломоносова значительно отличалась от концепций его предшественников, в которых тоже использовать представление об атомах. Ломоносов разработал эту теорию полнее, чем другие ученые. Он одним из первых отказался от наивных представлений о замысловатой форме атомов и наделил атомы массой, шарообразной формой, шероховатой поверхностью и способностью к движению.

Также ученый объяснил процессы растворения, испарения, теплопередачи и высказал ряд важных положений, которые спустя 130 лет легли в основу кинетической теории газов.

Изучая строение тел, Ломоносов пришёл к выводу, что все тела в природе состоят из элементов (атомов) и корпускул (молекул). Так как органы чувств не способны непосредственно воспринимать эти частицы, он называл их «нечувствительными.

Я считаю, что Ломоносов – величайший ученый, который внёс огромный вклад в науку и был одним из лучших среди зарубежных учёных.

Нужно гордиться тем, что именно в нашей стране родился и жил такой великий человек, как Михаил Васильевич Ломоносов.

Атомно - молекулярная теория Ломоносова объясняет не только физические, но и химические явления. Дальнейшее развитие атомной и молекулярной теорий связано с химической атомистикой начала XIX века, давшей количественные подтверждения атомистической гипотезе! Например, гипотезу, что процентное содержание компонентов химических соединений меняется скачками, можно было объяснить только с точки зрения атомно- молекулярной теории.

Таким образом, можно сказать, что Ломоносов, развив атомно- молекулярную теорию, внёс большой вклад не только в развитии физики, но и химии.

Надежда Шляхова,

ученица 10 «а» класса

«Ломоносов и мы»

Отзыв на книгу В.Воскобойникова

«Жизнь замечательных детей»

После того как к нам на урок пришла Любовь Николаевна и рассказала историю жизни Ломоносова, мне очень захотелось написать отзыв на рассказ.

Когда я слушала повествование про великого ученого из книги «Жизнь замечательных детей» В.Воскобойникова, то в каких-то местах мне было жалко его, иногда и радостно. Хотелось заплакать, когда мы слушали рассказ о том, как ему доставалась от злой мачехи. Он рано остался сиротой. Эта недобрая женщина всякий раз грубо отбирала у него книги, как только видела его читающим.

Он ведь так хотел учиться грамоте, и как нашел того, кто его может научить читать, так обрадовался!

Он, как губка, впитывал все слова, а мы и учиться не всегда хотим. Радостно, что он, не упуская ни минутки, старался узнавать новое.

Михаил искал книги, чтобы больше знать, а нам и книгу иногда взять в руки лень. Он изучил две прекрасные книги: «Грамматику» Магницкого и «Арифметику» Смотрицкого.

«Глянул Михайло на «Арифметику», и глаза его загорелись» - читаем мы в книге. Нам читать позволено, а ему не разрешали. Его мачеха заставляла работать, а, чтобы читать, он убегал в сарай или за дом. Как же ему всё-таки плохо жилось, не то, что нам. Мы можем ходить в школу, а он и учиться поехал без благословения отца. Я думаю, что это нельзя допускать, чтобы дети без согласия уезжали. Но это привело к тому, что М. В. Ломоносов стал ученым.

Всё-таки, насколько разные времена жизни М.В. Ломоносова и нашей с вами жизни.

«Жизнь – это очень большое, - я думаю,- что нам дано один раз, поэтому надо провести её с пользой».

Людмила Поликарпова,

6 «б» класс

Мы помним заслуги М.В. Ломоносова

Вчера ко мне подошла библиотекарь Любовь Николаевна и предложила написать о том, как благодарная Россия увековечила память о М.В. Ломоносове.

Я никогда не знала, что есть город, село и даже горный хребет Ломоносова. Для меня это было настоящим открытием. А узнать об этом мне помогла брошюра, которую привёз наш учитель географии Руслан Иманович из Москвы.

Я очень хотела бы отправиться на остров Новая Земля, чтобы взобраться на горный хребет Ломоносова и взглянуть на красоту вокруг.

И ещё я бы хотела сесть в ракету и полететь на луну, чтобы посмотреть на кратер Ломоносова.

А как здорово было бы побывать в селе Ломоносово (бывшее село Денисовка), откуда родом М.В.Ломоносов. С 1911.г оно стало носить имя великого учёного. Как хотелось бы побродить по тем местам, где в детстве бегал Михайло. Подышать тем воздухом, поговорить с жителями его родного села и попробовать понять: как сын крестьянина - помора сумел стать великим учёным, о котором через 300 лет мы помним и говорим.

В заключение хотела бы написать о том, что заслуги Ломоносова по достоинству оценены: его имя присвоено многим географическим объектам на суше, в океанах и в космосе.

Но прежде чем я начну перечислять географические объекты, должна написать о том, что главный университет страны- МГУ – основателем которого является великий россиянин, носит имя М.В.Ломоносова.

Мыс Ломоносова – на западном берегу реки Амур.

Горный хребет Ломоносова – на побережье острова Новая Земля.

Плато Ломоносова – на острове Шпицберген.

Бухта Ломоносова.

Подводный хребет Ломоносова – разделяет впадину Северного Ледовитого океана на две котловины.

Горный хребет Ломоносова - в Антарктиде.

Течение Ломоносова в Атлантическом океане.

Село Ломоносово (бывшее село Денисовка) Холмогорского района Архангельской области.

Город Ломоносов. В 1951 году город Ораниенбаум Ленинградской области переименовали в Ломоносов. Здесь Ломоносовым была основана знаменитая лаборатория и стекольная фабрика.

Гавань и отмель Ломоносова - на Балтийском море у города Ломоносов.

Кратер Ломоносова на Луне.

Любовь Классен,

8 «а» класс

Ломоносов и возрождение мозаики

В рамках литературного конкурса, посвященного 300-летию со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова, я с большим удовольствием написала эту работу.

М. В. Ломоносов – не только великий ученый, прославивший Россию и сделавший множество открытий в самых разных областях науки, но и мастер мозаичного искусства. Ни для кого не секрет, что именно он разработал рецепты и технологию приготовления цветных стекал, которые использовал для своих мозаичных работ. Так называемый смальт – удивительный по простоте материал. В это время о его открытиях известно уже за границей, а его имя звучит при дворе императрицы.

В 1756 году им созданы портреты Петра I и его дочери герцогини Анны. Люб Штемен отмечает как достоинства то, что «в портрете герцогини кружева исполнены из одних только маленьких осколков белого литина, и вообще швы набора или промежутки между кусочками смальты не видны более и наполовину так отчетливо, как в первых картинах, где между ними можно было бы положить почти мизинец». В то же время В. К. Макаров говорит обратное: « исполненный Ломоносовым портрет Петра I, набранный крупными, неправильной формы кусками смальты, является драгоценной реликвией высокой художественной культуры XVIII века и дает один из самых выразительных, одухотворенных образов Петра I».

Но самое интересное то, что Ломоносов, не умея рисовать, обладал очень ценным для художника даром обобщения, способностью к абстрагированию.

Список его работ разнообразен и велик. Он возродил и воплотил в жизнь давно забытое великое ремесло и искусство.

Ребята начальных классов с охотой приняли участие в конкурсе мозаичных работ «Красота родного края». Дети с желанием взялись за работу. Каждый из ребят сделал по одной или несколько поделок. Они очень старались и приложили к этому немало усилий. В некоторых работах чувствуется рука взрослого человека. Но это ничуть их не испортило. Очень хорошо, когда дети вместе с родителями что-то придумывают, фантазируют. Работы были выполнены из самых разных материалов и получились очень красивыми.

Кто знает, может кто-то из этих юных художников в будущем станет самым настоящим мастером мозаичного искусства.

Юлия Мингазова,

ученица 9 «а» класса

Сочинение-рассуждение

«Вклад Ломоносова в развитие русского языка»

М.В.Ломоносов много сделал для русского языка и литературы.

В сфере русской поэзии Ломоносов является реформатором- преобразователем литературного языка и стихосложения, родоначальником новых литературных форм. Важнейшими трудами этого рода являются «Российская грамматика», «Рассуждение о пользе книги церковной в российском языке».

Кроме языка научного Ломоносов, занимаясь филологией, много способствовал и очищению русского литературного, разговорного языка. Он призывал развивать живой, понятный всем, образный и красивый русский язык, не злоупотреблять ни словами иностранными, ни церковнославянскими оборотами, вульгаризмами, некстати заимствованными из чужих языков варваризмами, распространенными в то время. Ещё в «Письме о правилах российского стихотворства», присланном в Академию из Германии Ломоносов писал, что развитие языка должно покоиться «на природном его свойстве», а всего « того, что ему весьма не свойственно, из других языков не вносить». В русском языке, по мнению Ломоносова, слова по стилистической окраске могут быть разделены на несколько родов. К первому он отнес лексику церковнославянского и русского языка, ко второму – знакомые по книгам и понятные церковнославянские слова, но редкие в разговорном языке, к третьему – слова живой речи, которых нет в церковных книгах. Отдельную группу составили слова простонародные, которые только ограниченно могли употребляться в сочинениях.

Реформы Ломоносова в сферах литературного языка соответствовали, как мне кажется, культурным потребностям нации. Основная заслуга Ломоносова, без сомнения, заключается в том, что он создал прочную почву для развития нового книжного русского литературного языка. С разработкой этого языка связано и самое крупное из филологических сочинений Ломоносова - «Российская грамматика», появившаяся в 1755 году. Написание этой грамматики есть поистине величайший из подвигов Ломоносова. Он умело воспользовался предшествующей грамматической традицией, но сделал гигантский шаг вперед, впервые в русской истории избрав предметом грамматического изучения новый, светский литературный язык и тем самым, положив начало дальнейшему его грамматическому совершенствованию.

Мнение Ломоносова о русском языке, я считаю, настолько высоко, что достойно цитирования и в наше время.

Вот что он писал: «Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с богом, французским – с друзьями, немецким – с неприятелем, итлианским – с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка».

Аделя Султангулова,

ученица 10 «а» класса

С музой на «ты»

Узнав в школе о литературном конкурсе к 300-летию со дня рождения М.В Ломоносова, мне захотелось разобраться в том, как он стал поэтом.

В 18 веке стихосложение считалось не только искусством, но и наукой. Специальные профессора и преподаватели рассказывали ученикам и студентам о том, «как следует писать стихи». А писать эти самые стихи необходимо было на латинском, а не на русском языке. Латынь входила в перечень обязательных предметов, которые изучали и студенты европейских университетов и воспитанники Славяно-греко-латинской академии в Москве, где учился и Ломоносов. Быстро овладев навыками латинского языка, он пробует сочинять латинские стихи. И вот здесь не могу не рассказать о первом, к счастью, сохранившемся стихотворении. Однажды, будучи наказан за какой-то проступок, юный Ломоносов решил перевести одну из латинских нравоучительных басен на русский язык, чтобы, как он говорил позже, «извлечь урок из наказания». Это маленькое стихотворение о мухах, которые, соблазнившись медом, увязли в нем – и пропали!

Услышали мухи

Медовые духи,

Прилетевши, сели,

В радости запели,

Егда стали ясти,

Попали в напасти:

Увязли бо

Ах! – плачут убоги, -

Меду полизали,

А сами пропали.

Конечно, нам эти стихи читать трудно: много незнакомых слов, оборотов, но в целом смысл понятен.

Много позже, став уже признанным ученым, Ломоносов решил «привить» на русскую почву немецкий силлабо-тонический стих, где в строгом порядке чередуются ударные и безударные слоги. Хотя его современник, поэт Тредиаковский, считал, что можно пользоваться только двустопными стихами, главным образом хореическими. Ломоносов признавал и двустопные, и трехстопные стихи. Он замечательно вскрыл выразительные возможности ямба. Вот пример начала его знаменитой «Оды на на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»:

Царей и царств земных отрада,

Возлюбленная тишина,

Блаженство сел, градов ограда,

Коль ты полезна и красна!

Свои мысли об этом Ломоносов изложил в «Письме о правилах российского стихотворства».

Многое изменилось, конечно, с тех пор, но принципы стихосложения остались теми же, которые предложил Ломоносов. Без Ломоносова, возможно, не было бы и А.С.Пушкина. Так считал и сам Александр Сергеевич.

Да, стихи Ломоносова нам читать трудно. Но ведь многие его строки стали крылатыми! «Науки юношей питают, //Отраду старым подают», «Открылась бездна, звезд полна. //Звездам числа нет,// Бездне – дна…»

Для меня стало открытием, что многие космонавты, делясь после полета воспоминаниями, признавались, что именно эти строки Ломоносова наиболее точно отражали их первые впечатления!

В этом, пожалуй, и есть сила поэтической образности, помноженная на талант ученого!

Алена Пфейфер,

ученица 10 «а» класса

Предисловие

Дорогие друзья!

Перед вами необычный сборник. Он плод нашего с вами творчества. И посвящён жизни одного человека. Но зато какого! Михаил Васильевич Ломоносов - это целый мир в жизни российской науки и в судьбе России.

Уходящий 2011год в честь 300- летия со дня рождения учёного объявлен Годом Ломоносова.

Мы, учащиеся 5 «а» класса, не могли остаться в стороне от празднования такой даты. И взялись за проект, который так и назвали «Великий сын России».

По итогам различных конкурсов, объявленных в рамках проекта, мы попробовали собрать самые оригинальные и интересные, на наш взгляд, творческие работы учащихся, что из этого получилось – судите сами.

Разработчики проекта,

уч-ся 5 «а» кл.

3