Презентацию составила ученица 6 Б класса Воронкова Ксения Масленица.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Масленица Ма́сленица народный праздничный цикл, сохранившийся у славян с языческих времён. Обряд связан с проводами зимы и встречей весны. На Руси название.
Advertisements

Русская масленица
Работу выполнила: Фомина Елена Владимировна 7б класс «МБОУ СОШ 1 г. Новоалтайска Алтайского края»
Масленица. Русский народный обряд.. Масленица – праздник, сохранившийся еще с языческих времен. Этот праздник связан с проводами зимы и встречей весны.
Подготовила воспитатель ГБОУ д/с 2651 Старостина Вера Васильевна.
Масленица Презентацию подготовил уч-ик 5 «В» класса Головин Илья.
Масленица – это древний славянский праздник, который нам достался в наследство от языческой культуры. Праздник проходит на неделе, предшествующей Великому.
Масленица Масленица это озорное и весёлое прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление в природе и солнечное тепло. Люди испокон веков воспринимали.
Федулова Мария 3 «А» Руководитель проекта Сафина Наталья Федоровна.
Масленица немного о празднике. Масленица Ма́сленица, сы́рная неде́ля ( до реформы орфографии также часто - масляница) народный праздничный цикл, сохранившийся.
Масленица Масленица получила свое название от того, что в этот период времени последнюю неделю перед Великим Постом, разрешается употребление в пищу.
Презентация учениц 7 «б» класса Озеровой Юлии и Мазурчик Василисы.
Масленица, сырная неделя (до реформы орфографии также часто масляница) народный праздничный цикл, сохранившийся на Руси с языческих времён. Обряд связан.
Масленица Это озорное и весёлое прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление в природе и солнечное тепло. Люди испокон веков воспринимали весну.
Масленица бывает в конце февраля начале марта. Ее празднуют в течение недели.
Ой да Масленица на двор въезжает, Широкая на двор въезжает! Ой да Масленица, погости недельку, Широкая, погости другую!
Масленица это озорное и весёлое прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление в природе и солнечное тепло. Люди испокон веков воспринимали весну.
Масленица
Масленица бывает в конце февраля начале марта. Ее празднуют в течение недели.
Масленица называлась еще и Сырной седмицей и была последней неделей перед Великим постом.
Транксрипт:

Презентацию составила ученица 6 Б класса Воронкова Ксения Масленица

Масленица народный праздничный цикл, сохранившийся у славян с языческих времён. Обряд связан с проводамизимы и встречей весны. На Руси название Мясопуст, Мясопустная и С ырная неделя употребляются только в Святцах как « церковное » название [2]. языческихзимы весны [2]

Масленица получила свое название от того, что в этот период времени последнюю неделю перед Великим постом, разрешается употребление в пищу сливочного масла, молочных продуктов и рыбы. В календаре Русской православной церкви, этот период называется Сырной седмицей, неделя ( седмица ), следующая за Пёстрой неделей. Великим постом Русской православной церкви Сырной седмицей Пёстрой неделей

Сущность обрядов празднования Обрядовая сторона Масленицы является весьма сложной и многосоставной и восходит к глубокой древности. Она включает обряды, относящиеся и к началу нового цикла, и к стимуляции плодородия, и к культу предков. По мнению Б. А. Рыбакова [3] в дохристианску ю пору празднование Масленицы было приурочено к весеннему равноденствию, которое у многих народов является началом нового года [4]. культу предков Б. А. Рыбакова [3] дохристианску ю пору равноденствию [4]

Со стимуляцией плодородия связана третья сторона Масленицы поминальная. Ушедшие предки, по представлениям крестьян, находились одновременно и в ином мире, и в земле, а значит, могли влиять на её плодородие. Поэтому крайне важным было не гневить предков и почтить их своим вниманием. Для этого в Масленице существует широкий пласт поминальной обрядности : элементы тризны ( кулачные бои, скачки и т. д.), иногда посещение кладбищ, всегда обильные трапезы ( изначально, видимо, поминальные ), обязательно включавшие блины главный атрибут Масленицы. Вопреки широко распространённому мнению, блины не являются и никогда не являлись символом солнца уславянских народов [14]. Блины у славян всегда были поминальным блюдом, поэтому они как нельзя кстати соответствуют поминальной сущности Масленицы [8][15]. поминальная тризны кулачные бои скачки блиныславянских народов [14] [8][15] Патриарх Адриан Патриарх Адриан хотел уничтожить этот « бесовский праздник », но не успел, однако сократил время его на 8 дней [16]. [16]

На Пёстрой неделе Малая масленица В некоторых местах к встрече Масленицы готовились ещё с субботы предыдущей ( Пёстрой ) недели. В Калужской губернии, начиная печь заранее блины, хозяйка посылала ребятишек лет 8-10 « встречать Масленицу »: давала блин, с которым они скакали верхом на ухвате или кочерге по огороду и кричал : « Прощай, зима сопливая ! Приходи, лето красное ! Соху, борону И пахать пойду !» С субботы начинали праздновать « малую Масленку » и кое - где во Владимирской губернии. Детвора бегала по деревне и собирала старые лапти, потом встречали возвращающихся с покупками из города или с базара и спрашивали : « Везёшь ли Масленицу ?» Если отвечали : « Нет » то били лаптями. субботы Пёстрой ухвате кочерге Владимирской губернии

В данном случае к обрядам начала нового годового цикла может относиться сожжение мусора и чучела Масленицы как уничтожение всего старого, обветшавшего, дряхлого и освобождение места для нового, молодого, лучшего. С воспоминаниями о создании « нового мира » может быть связана и обрядовая борьба ( кулачные бои, взятие снежного городка ), направленная на преодоление инертности первобытного хаоса [ источник не указан 167 дней ]. В это время проводят Зиму и начинают встречать Весну. Ожидание Весны достигает своего пика позже, во время Благовещенья, когда, по народным представлениям, Весна уже действительно приходила и вступала в свои права. создании « нового мира » кулачные бои взятие снежного городка [ источник не указан 167 дней ] Благовещенья

В то же время Н. Дубровский [5], замечает, что многие масленичные обряды являются чисто зимними и не могут отмечаться весной. Он считает, что масленичные обряды перешли с Власия, у которого « и борода в масле ». В Белоруссии сохранилась поговорка : « На Аўласа бяры каўшом масла » [6] ( белорус.) На Власа бери ковшом масла. В Полесье до сих пор Широкий четверг называют « Власье » или « Волосий » [7]. [5] Власия [6] [7]

В Белоруссии и в некоторых местах России в субботу перед Масленицей отмечали Родите льский день, первый в этом году. В этот день поминали умерших родителей. Для них специально пекли блины и первый блин клали на божницу, слуховое окно или крышу, оставляли на могилах на кладбище [17], а также раздавали блины детворе, нищим и монашкам с просьбой помянуть такого - то. субботу перед Масленицей Родите льский день [17] Утром и вечером, садясь за стол, обязательно приглашали умерших в доме родственников разделить семейную трапезу, состоящую из говядины, варёной свинины, жареной баранины. « Со стола не сбирають »: остатки вечерней трапезы оставляют на столе до утра вместе с посудой и ложками, прикрыв всё это концами скатерти ( д. Щепихино, Калужского района ) [18]. [18]

Мясное воскресенье Последнее воскресенье перед масленицей носило название « мясного воскресенья » [20]. В воскресенье говорили : « Нынче 12 раз шти ( щи ) хлебают, 12 раз мясо едят » [18]. В вологодских деревнях ходили в гости к родственникам, соседям, друзьям и приглашали в гости на масленицу. В это воскресенье тесть звал зятя « доедать барана ». « Заговляюсь на сыр да на масло », говорили в вечер перед масляной. [20] [18]

Масленичная неделя Вся неделя делится на два периода : Узкая Масленица и Широкая Масленица. Узкая Масленица первые три дня : понедельник, вторник и среда, Широкая Масленица это последние четыре дня : четверг, пятница, суббота и воскресенье [21]. В первые три дня можно было заниматься хозяйственными работами, а с четверга все работы прекращались, и начиналась Широкая Масленица [22]. В народе каждый день Масленицы имеет свое название. [21] [22]

Понедельник встреча Начало Узкой Масленицы. Утром свекор со свекровь ю отправляли невестку на день к отцу и матери, вечером сами приходили к сватам в гости. Обговаривались время и место гуляний, определялся состав гостей. К этому дню достраивались снежные горы, качели, балаганы. Начинали печь блины. Первый блин отдавался малоимущим на помин усопших. В понедельник из соломы, старой одежды и других подручных материалов сооружалось чучело Масленицы, которое насаживали на кол и возили в санях по улицам. свекор свекровь ю балаганы

Вторник заигрыш В этот день происходили смотрин ы невест. Все масленичные обряды, по сути, сводились к сватовству, для того, чтобы после Великого поста, на Красную горку, сыграть свадьбу. С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и знакомых. Для зазывания Масленицы произносили слова : « У нас горы снежные готовы и блины напечены просим жаловать !». смотрин ы сватовству Красную горку

Среда лакомки В этот день зять прихо дил к тёще на блины, которые она сама готовила. В этот день тёща демонстрирова ла расположение мужу своей дочери. Кроме зятя тёща пригл ашала и других гостей. зять тёща

Четверг разгул С этого дня начиналась Широкая Масленица, хозяйственные работы прекращались, празднования разворачивались во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам, устраивались катания на лошадях, кулачные бои [26], различные соревнования, которые завершались шумными пирушками. Главное действие в четверг штурм и дальнейший захват снежного городка [27]. Смысл широкого четверга, как и всей Масленицы выплеск накопившейся за зиму негативной энергии и разрешение различных конфликтов между людьми [28]. кулачные бои [26] захват снежного городка [27] [28] Масленичные гуляния повсеместно сопровождались разведением костров и ритуальными прыжками через огонь. Отличительной чертой гуляний были масленичные песни. « На Масленую огонь палят. Палят костры, и тут, и там. Бабы в широких юбках перепрыгивают через костры, и мужики прыгають. Мы вот вали ( валежник ) насобираем и поём :

Пятница тёщины вечёрки В этот день с ответным визитом тёща приходила в гости к зятю. Блины в этот день пекла дочь жена зятя. Тёща приходила в гости со своими родственниками и подругами. Зять должен был продемонстриро вать своё расположение к тёще и её близким.

Суббота золовкины посиделки Молодые невестки п риглашали в гости к себе золовок и других родственников мужа. Если золовка была не замужем, то невестка приглашала своих незамужних подруг, если сестры мужа уже были замужние, то невестка звала свою замужнюю родню. Невестка должна была подарить золовке какой - нибудь подарок [32]. невестки золовок [32]

Воскресенье проводы Кульминация всей масленичной недели. В воскресенье происходило заговенье перед началом Великого поста. Все близкие люди просили друг у друга прощения за все причиненные за год неприятности и обиды. Вечером в Прощёное воскресенье поминали усопших [32], ходили на кладбище прощаться с своими родственниками [37]. В этот день ходили в баню. Остатки праздничной еды сжигали, посуду тщательно мыли. В конце праздника торжественно сжигали чучело Масленицы [38], полученный пепел рассыпали по полям [34]. заговенье [32] [37] [38] [34] В Костромской губернии в воскресенье организуется « обоз »: « верховая поездка из наряженных мужчин, с соломенными колпаками на головах ». Вечером ряженые выезжают за город и сжигают там свои колпаки « сжигают Масленицу ». А в деревнях вечером, взяв по пучку соломы, складывают в одну кучу и зажигают « сжигают соломенного мужика » [39]. [39]

Проводы Масленицы В последний день масленичной недели происходил ритуал проводов Масленицы, который в разных губерниях России заключался как в сожжении чучела Масленицы ( Марены ), так и в его символических похоронах [42]. Сожжение чучела было традиционно для северных, центральных и поволжских губерний. Чучело Масленицы везли участники масленичного поезда ( иногда в нём насчитывалось несколько сот лошадей ). В костёр с горящим чучелом бросали традиционную поминальную пищу ( блины, яйца, лепёшки ). В Поволжье, в частности в Татарстане, также существует традиция бросания в костёр специальных масленичных кукол, с которыми уходили все невзгоды [43]. Марены [42] Поволжье Татарстане [43] В южнорусских, среднерусских, западных и ряде поволжских губерний был распространён ритуал похорон Масленицы. В различных губерниях ритуал отличался.

В других губерниях прощание с Масленицей выступало как пародия похоронной процессии. Её участники носили по деревне чучело в корыте, люльке или специальном ящике - гробе. В процессии участвовали « поп » ( девушка в ситцевой ризе с бородой из пеньки или шерсти ; роль мог исполнять и мужчина ), « дьякон » с « дьячком », а также группа плакальщиц, замыкавшая шествие. В ряде случаев такое прощание с Масленицей приобретало черты масленичного поезда, где чучело помещали в сани, которые часто везли не лошади, а мужчины, после её сжигали по поверьям, что это принесёт хороший урожай.

Масленичные песни Мы давно блинов не ели, Мы блиночков захотели, Ой, блины, блины, блины, Вы блиночки мои. Ой, блины, блины, блины, Вы блиночки мои. Наша старшая сестрица Печь блины - то мастерица. Ой, блины, блины, блины, Вы блиночки мои. Ой, блины, блины, блины, Вы блиночки мои. Напекла она поесть, Сотен пять, наверно, есть. Ой, блины, блины, блины, Вы блиночки мои. Ой, блины, блины, блины, Вы блиночки мои. На поднос она кладет И сама к столу несет. Ой, блины, блины, блины, Вы блиночки мои. Ой, блины, блины, блины, Вы блиночки мои. Гости будьте же здоровы, Вот блины мои готовы. Ой, блины, блины, блины, Вы блиночки мои. Ой, блины, блины, блины, Вы блиночки мои. А мы масленицу ожидали, Дорогую гостьюшку встречали. Блинами гору устилали, Сверху маслицем поливали. Как от блинов гора крута, Как от маслица гора ясна. А на горушку снеги сыплят, А нас мамоньки домой кличат. Нам домой идти не годится. Мы надумали с горы прокатиться. Ой, ты, масленица - кривошейка, Покатай - ка нас хорошенько !