АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ К.психол.н., доц. Козловская Г.Ю.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ К.психол.н., доц. Козловская Г.Ю.
Advertisements

Совместная деятельность педагогического коллектива и администрации по внедрению в учебный процесс активных форм обучения с целью совершенствования образованности.
Организация учебного процесса, использующего АМО, опирается на ряд принципов, к числу которых можно отнести принципы индивидуализации, гибкости, элективности,
Инновационные технологии в образовательной деятельности: состояние и перспективы развития. Методический семинар.
Методы и приемы активизации познавательной сферы учащихся.
Методический совет по теме: КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.
Место активных методов в системе методов обучения Методы обучения Методы, направленные на первичное овладение знаниями Информационно- развивающие Проблемно-
СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА Соловьев Геннадий Егорович.
«Взаимное обучение, сотворчество и соучастие как формы совершенствования творческих, исследовательских способностей учащихся» МОУ «Харанжинская СОШ»
Кондратенко Елена Валентиновна, кафедра педагогики Кондратенко Е.В.
А КТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС. презентация.
МЕТОДЫ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Башкатова Е.В. Учитель английского языка.
Организация интерактивных форм проведения занятий в соответствии с ФГОС Гришина С.Н. заместитель директора по УМР ГБОУ СПО ПТ 2 октябрь 2013г.
Современные способы активизации обучения. Роли современного преподавателя Академический консультант Академический консультант Тьютор Тьютор Куратор образовательной.
Соединение традиционных и интерактивных технологий на уроках трудового обучения Учитель трудового обучения Трибухина Е.А.
«Организация проектно-исследовательской деятельности как средство саморазвития и самоопределения личности» 28 ноября 2011.
Активные методы обучения Гредасова Надежда Викторовна член комиссии Методического Совета по новым образовательным технологиям.
Методы и приемы, формирующие познавательную активность МБОУ Нижнеингашская средняя общеобразовательная школа 1.
1. Сущность понятия «семинар». Задачи и функции семинарского занятия в высшей школе. 2. Типы и виды семинарских занятий. Критерии оценки семинарского.
Галеева И.Ш., методист Городского методического центра Управления образования г.Казани.
Транксрипт:

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ К.психол.н., доц. Козловская Г.Ю

Активные методы обучения - совокупность педагогических методов и приемов, направленных на организацию учебного процесса, и создающих специальными средствами условия, мотивирующих обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала

Отличительные особенности активного обучения (М.Новик ): -принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания; - достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной и эпизодической, а в значительной мере устойчивой и длительной (т.е. в течение всего занятия); - самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучаемых.

Признаки методов активного обучения Проблемность. Обучаемый вводится в проблемную ситуацию, для выхода из которой (для принятия решения или нахождения ответа) ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью преподавателя и с участием других слушателей, основываясь на известном ему чужом и своем профессиональном опыте, логике и здравом смысле. Адекватность учебно-познавательной деятельности характеру будущих практических (должностных) задач и функций обучаемого. Особенно это касается вопросов личностного общения, служебных и должностных взаимоотношений. Наиболее полно подходы к реализации этого признака изложены в теории контекстного обучения. Взаимообучение. Стержневым моментом проведения занятий с применением методов активного обучения является коллективная деятельность и дискуссионная форма обсуждения. Индивидуализация. Требование организации учебно- познавательной деятельности с учетом индивидуальных способностей и возможностей обучающегося.

Исследование изучаемых проблем и явлений. Формирование отправных начальных моментов навыков, необходимых для успешного самообразования, основанного на умении анализировать, обобщать, творчески подходить к использованию знаний и опыта. Непосредственность, самостоятельности взаимодействия обучающихся с учебной информацией. Педагог отходит на уровень обучающихся и в роли помощника участвует в процессе их взаимодействии с учебным материалом, в идеале преподаватель становится руководителем их самостоятельной работы, реализуя принципы педагогики сотрудничества. Мотивация. Активность, как индивидуальной, так и коллективной, как самостоятельной, так и регламентируемой учебно-познавательной деятельности обучающихся, развивается и поддерживается системой мотивации. При этом к числу используемых преподавателем мотивов обучающихся выступают: Профессиональный интерес. Творческий характер учебно-познавательной деятельности. Состязательность, игровой характер проведения занятий. Эмоциональное воздействие. В условиях проблемности содержания, творческого характера и состязательности деятельности происходит быстрый, резкий ввод в действие резервов организма.

Классификация методов активного обучения в ВУЗе (А.М.Смолкин) АМО проблемная лекция, лекция вдвоём, лекция с запланированными ошибками, лекция пресс- конференция эвристическая беседа; поисковая лабораторная работа; учебная дискуссия; самостоятельная работа с литературой; семинары; стажировка на рабочем месте Выпускная работа деловая игра; производственны е ситуации; педагогические задачи; ситуация инценсценирован ие различной деятельности коллективная мыслительная деятельность; ТРИЗ работа; анализ конкретных ситуаций (АКС); разбор почты НЕИМИТАЦИОННЫЕ ИМИТАЦИОННЫЕ ИГРОВЫЕ НЕИГРОВЫЕ

Вид занятияСодержаниеЦель и сфера применения Учебная лекция Преподаватель, используя различные подходы, представляет свой предмет, делится знаниями из этой области и дает детальную информацию Основной метод, используемый при групповом обучении Доклад Непрерывное выступление перед аудиторией на определенную тему Представление информации на конференции или симпозиуме Демонстрац ии Преподаватель или эксперт представляет учащимся изучаемый предмет, умение или навык с помощью наглядных пособий Практическое занятие, в ходе которого используются реальные предметы, картины, ситуации для демонстрации их работы Вопрос- ответ Серия соответствующих предмету вопросов, которые преподаватель задает группе Используется для проверки понимания учащихся и налаживания взаимодействия преподавателя и группы на всех стадиях обучения Самостоятел ьное чтение Чтение книг, статей и тезисов во время учебного занятия или вне аудитории Подготовка к занятию. Самостоятельное углубленное изучение материала Активные методы обучения: лекции и доклады

Вид занятияСодержаниеЦель и сфера применения Семинар Группа учащихся со схожими интересами обсуждают вопросы, касающиеся самой группы или различных тем предмета. Во время семинара возможна презентация специалистов по предмету с целью дальнейшего развития знаний. Цель мероприятия – побудить учащихся здраво размышлять и принимать участие в дискуссии. Дискуссия Разновидность семинара, в ходе которого разворачивается дискуссия под общим контролем преподавателя или выбранного лидера группы Обеспечивает большую степень понимания и обмена мнениями в группе. Применяются методики ведения дискуссии и наблюдения за поведением группы Мозговой штурм Творческая (креативная) дискуссия, проводящаяся для того, чтобы получить как можно больше идей решения какой-то проблемы Творческий подход. Множество новых идей. Принятие решений. Групповое обучение и дух соперничества. «Жужжащи е» группы Группы от двух до шести человек, обсуждающие тему за короткое время. Комфортная обстановка для высказывания своего мнения и налаживания обратной связи с группой Синдикат Полная группа разбивается на подгруппы, в которых проходят обсуждения и решение проблемы, выполнение задания. Затем полная группа вновь собирается и выслушивает мнения подгрупп Используется, когда желательно получить различные мнения или методы. Метод удобен для наблюдения за поведением в малых группах (отношения, лидерство, принятие решений). Активные методы обучения: семинары и дискуссии

Вид занятия СодержаниеЦель и сфера применения Метод кейсов Группе предлагается информация, основанная на реальных или вымышленных фактах. Группа должна ее детально проанализировать и выработать решение. Групповое решение проблем, которые иллюстрируют практическое действие подходов и концепций Мероприяти е «Лабиринт» Учащимся раздаются листы с описанием какой-то ситуации (управленческой, технической, личностной, межличностной). Прочитав, учащийся должен выбрать подходящее решение Практическая групповая работа для развития или углубления знаний об отношениях между людьми и норм поведения с применением на практике своих умений «Папка с входящими документам и» Одной из форм метода является метод «Папка с входящими документами», которая создает типичную обстановку офиса «на подносе» с его многообразием документов. Цель мероприятия – научить сортировать эти документы по определенным параметрам и там, где это необходимо, предпринимать определенные действия. Активные методы обучения: обучение на практических примерах и ситуациях

Вид занятияСодержаниеЦель и сфера применения Ролевая игра Учащиеся принимают на себя реальные или вымышленные роли и в группе ведут игру, действуя вдвоем или втроем и представляя ситуативный пример. После игры следует «дебрифинг» – разбор учащимися действий игроков. Цель мероприятия – приобретение или применение на практике умений и навыков по предмету, обучение эффективной коммуникации, изменение мнений и отношений. Моделиров ание практическ ой ситуации Перенос реальной ситуации с комплексными вопросами в игровой мероприятие, в котором принимают участие многие из учащихся, взявшие на себя определенные роли или позиции Моделирование реальной ситуации из жизни для решения какой-то проблемы и развития отношений в группе Активные методы обучения: игровое моделирование

Вид занятияСодержаниеЦель и сфера применения Обучение с помощью компьютера В групповое обучение включается использование компьютерных программ, помимо других мероприятий Для придания процессу обучения новизны и изменения его ритма, для целей самообучения группы или на индивидуальной основе Обучение на основе компьютера Все обучение осуществляется с помощью компьютерных программ и Интернета Для самостоятельного индивидуального развития или групповой работы с помощью Интернета Открытое обучение Представляет собой тексты или мультимедийные пакеты (аудио, видео, CD- диски, Интернет и пр.) с набором определенной информации, вопросами и заданиями Индивидуальное самообучение, ситуации для саморазвития. Удобно применять в учебных целях с малым количеством сотрудников, при дистанционном обучении. Видео (длительное) Преподаватель показывает видео-ролик полностью или периодически останавливает для проведения дискуссии Используется в дополнение к другим методикам для того, чтобы сменить обстановку, дать выход эмоциям и для того, чтобы наглядно представить ситуацию Видео (фрагментарн ое) Несколько коротких видео-сюжетов, после которых задаются вопросы для развития дискуссии Хорошая основа для завязывания дискуссии, вовлечения в нее всех участников, высказывания своих взглядов, оценок, идей. Закрепляет изученный материал. Активные методы обучения: обучение с помощью специальных средств

Рекомендуемая литература 1.Балаев А.А. Активные методы обучения. - М., Профиздат, Панина Г.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова; Под ред. Т.С. Паниной. – М.: Издательский центр «Академия», – 176 с. 3.Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение. М., Современные технологии обучения: Методическое пособие по использованию интерактивных методов в обучении / Под ред. Г.В. Борисовой, Т.Ю. Аветовой и Л.Ю. Косовой. – Спб., 2002.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!