Урок 2 А.С.ПушкинЦель урока: обобщить и закрепить знания учащихся об А.С.Пушкине.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Пушкинский день России. День русского языка Подготовила учитель ФГОУ сош 4 Латыпова О.Ш.
Advertisements

Тема. А.С.Пушкин. Лицейские годы. «Пущину». Колесникова Анна Анатольевна Учитель русского языка и литературы МОУ средняя общеобразовательная школа станицы.
Пушкинская тема в творчестве А.Ахматовой. Кто такая Анна Ахматова? Анна Андреевна Ахматова - одна из крупнейших русских поэтов XX века, писатель, литературовед,
Александр Сергеевич Пушкин БИОГРАФИЯ. А.С.Пушкин Годы жизни:
Конспект урока по литературному чтению. МОУ Ломышкинская основная общеобразовательная школа Разуваева Татьяна Юрьевна.
Памятник А.С. Пушкину в Москве. (Подготовка к сочинению-описанию памятника)
Цель урока: продолжить ознакомление с творчеством А.С. Пушкина; учить понимать и правильно читать стихи поэта; прививать любовь к природе, к поэзии; развивать.
Александр Сергеевич Пушкин Мать поэта, Надежда Осиповна, урожденная Ганнибал, была остроумна, хороша собой. Отец поэта, Сергей Львович, любил.
А. С. Пушкин 2 класс «А» школа 548 Ушенина Александра.
Александр Сергеевич Пушкин июня 1799 года в Москве в дворянской помещичьей семье Пушкиных родился мальчик, которому суждено было стать одним.
Наш Пушкин Выполнили ученики 4 «А» класса ГБОУ СОШ 282 Иванова Татьяна Николаевна.
Итоговая работа 3 «Создание презентации с помощью гиперссылок» Задача: на слайде 2 установить гиперссылки для перехода с указанного изображения на соответствующий.
Биография А. С. Пушкина. Пушкин – величайшая гордость наша и самое полное выражение духовных сил России. А. М. Горький А. М. Горький.
А.С.Пушкин Детские и лицейские годы Выполнил учитель русского языка и литературы: РусаковаГ.Г.
Удивительное и прекрасное имя – Пушкин. Он для нас само воплощение поэзии, синоним высокого слова ПОЭТ Вы, наверняка, знаете, что…
Пяткина Антонина Ивановна Учитель начальных классов МКОУ СОШ с.Бакуры Екатериновского района Саратовской области.
А.С. ПУШКИН Биография, отношение к истории и историческая тема в литературе
«Саша был большой увалень…, кудрявый мальчик… со смуглым личиком, но с очень живыми глазами, из которых искры так и сыпались…» Самый ранний портрет А.
Александр Сергеевич Пушкин.. Отец поэта, Сергей Львович, любил литературу, собрал большую библиотеку. Мать поэта, Надежда Осиповна, урожденная.
Анна Андреевна Ахматова (Горенко) Составила учитель начальных классов МОУ СОШ 21 Холоднюк Анастасия Александровна.
Транксрипт:

Урок 2 А.С.Пушкин

Цель урока: обобщить и закрепить знания учащихся об А.С.Пушкине.

Задачи урока:

познакомиться с биографией и творчеством А.С. Пушкина, а также с творчеством поэтов, посвятивших свое творчество Пушкину,

выявить влияние личности и творчества поэта на их поэзию,

проследить биографию А.С.Пушкина в картинах русских художников,

увидеть поэта в скульптуре и музыке,

воспитывать в детях добрые чувства, способность видеть лучшие стороны человеческой натуры.

Оборудование урока:

Портрет А.С. Пушкина

Выставка книг (стихи А.С. Пушкина; литература о А.С. Пушкине)

Аудиозапись (арии из опер Евгений Онегин, Пиковая дама)

Презентация к уроку.

Тип урока – обобщающий.

Ход урока

Слайд 1.

А.С. Пушкин – наше все! (А.А.Григорьев)

I. Постановка цели и задач урока.

Учитель: Сегодня мы будем говорить об известном русском поэте XIX века А.С.Пушкине. Вы повторите и обобщите изученный ранее материал по литературе.

II. Биография А.С. Пушкина в картинах русских художников.

Слайд 2. Учитель: Александр Сергеевич Пушкин – русский поэт, драматург, прозаик, член Российской Академии – родился 6 июня 1799 г., а умер 10 февраля 1837 г. Он прожил мало, но так много успел сделать.

Слайд 3.

– Его предком был Абрам Петрович Ганнибал – крестник царя Петра I.

Слайд 4. Ученик 1: Картину Пушкин на лицейском экзамене И.Е. Репин написал в 1911 году. На ней изображен эпизод лицейского этапа жизни юного поэта – 8 января 1815 года, экзамен в Лицее. На нем присутствовал самый известный в то время поэт Гавриил Романович Державин.

Старик Державин нас заметил И, в гроб сходя, благословил… (А.С.Пушкин)

Слайд 5. Ученик 2: Картина Пущин в гостях у Пушкина в Михайловском написана художником Н.Н. Ге в 1893 году. Это новый этап в жизни Александра Сергеевича – ссылка в родовое поместье Михайловское. Вместе с ним здесь няня Арина Родионовна. Лишь однажды в имение приехал лучший друг Пушкина Иван Пущин.

……………………Поэта дом опальный, О Пущин мой, ты первый посетил; Ты усладил изгнанья день печальный, Ты в день его Лицея превратил. (А.С.Пушкин)

Слайд 6.

– Он привез подарок – комедию А.С. Грибоедова Горе от ума.

Слайд 7. Ученик 3: В 1828 году, в Чите, в ссылке, декабристка Александра Григорьевна Муравьева передала от А.С.Пушкина Ивану Пущину листок бумаги, на котором были написаны следующие строки:

Мой первый друг, мой друг бесценный! И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил…

Слайд 8. Ученик 4: Это портрет А.С. Пушкина написан в 1827 году художником В.А. Тропининым. На руке поэта – перстень. Это подарок графини Елизаветы Воронцовой. С ним Пушкин не расставался никогда, считал своим талисманом и посвятил ему стихотворение Талисман. Шейный платок на Пушкине – признак романтического стиля в одежде и отличительная черта творческих людей.

Храни меня, мой талисман, Храни меня во дни гоненья, Во дни раскаянья, волненья: Ты в день печали был мне дан...

Слайд 9. Ученик 5: Картина А.С. Пушкин с женой на придворном балу написана Н.П. Ульяновым в 1936 году. На ней изображен поэт со своей женой Натальей Гончаровой. Женившись на такой красавице, А.С.Пушкин стал объектом интриг и сплетен Высшего Света.

Исполнились мои желания. Творец Мне ниспослал тебя, моя Мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец.

Слайд 10. Ученик 6: Картина Дуэль Пушкина с Дантесом написана художником А.А. Наумовым в 1885 году. Секунданты Данзас и д, Аширак поднимают с земли раненого поэта. С ненавистью глядят они в след Дантесу. И Дантес тоже сожалеет и никогда не забудет эту дуэль...

Слайд 11.

– Для Пушкина же настали последние дни и часы жизни, чтобы после смерти начался отсчет векам бессмертия.

III. Памятники А.С. Пушкину как мировое признание.

Слайд 12. Учитель: В первые годы после трагической гибели поэта передовая общественность России начала долгий и трудный путь ходатайств перед властями об увековечении средствами монументального искусства имени и творчества А.С. Пушкина. И только в ноябре 1860 года царь Александр I разрешил всенародную подписку. Казна же не дала ни одной копейки. Петербург не нашел места для памятника Пушкину – лучшие площади были заняты царскими особами. Было решено поставить памятник поэту в Москве, на его родине.

Слайд 13. Ученик 1:

– После трех конкурсов победу одержал скульптор А.М. Опекушин, сын крепостного и сам бывший крепостной из Ярославской губернии. 6 июня 1880 года народ и видные деятели русской словесности собрались на открытие памятника Пушкину, где свою знаменитую речь произнес Ф.М.Достоевский. Бронзовая фигура на Тверском бульваре была первым в мире памятником, посвященным А.С.Пушкину.

Я памятник воздвиг себе нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа…

Слайд 14. Ученик 2: В ХХ веке фамилия А.С.Пушкина была внесена в список лиц, чье имя должно быть увековечено в первую очередь. Первые памятники поэта выполнялись, как правило, в гипсе, глине, цементе и существовали совсем недолго. Потребовалось немало времени, чтобы их заменили памятники из чугуна, мрамора, гранита, бронзы.

Слайд 15. Ученик 3: В 1937 году, в год 100-летия со дня смерти А.С.Пушкина, в нескольких городах и селах были отмечены места, связанные с жизнью поэта. Появился обелиск у Черной речки в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) на месте дуэли Пушкина и Дантеса, памятник в селе Каменка на Украине в усадьбе Давыдова, где поэт встречался с декабристами; 5-метровый памятник – в Полтаве; в Одессе памятник Пушкину стоит прямо на тротуаре напротив дома, где жил поэт; в Москве на Арбате есть памятник А.С. Пушкину и Н.Н. Гончаровой.

Слайд 16. Ученик 4: К 200- летию поэта, в Воронежской области был установлен памятный знак – Ротонда, напоминающая, что по этой земле проезжал когда-то на юг А.С.Пушкин. В других городах также есть Ротонды, некоторые из них посвящены А.С. Пушкину и Н.Н. Гончаровой.

Слайд 17.

– Памятники, посвященные А.С.Пушкину, есть в разных странах мира.

IV. Музыкальные произведения на сюжеты пушкинских творений.

Слайд 18. Учитель: Многие музыкальные произведения также написаны на сюжеты пушкинских творений.

Ученик 1: Например, опера по роману А.С. Пушкина Евгений Онегин, музыка Петра Ильича Чайковского. Композитор не ставил перед собой задачу охватить все проблемы романа. У оперы есть подзаголовок – лирические сцены, автор стремился показать мир чувств героев. Центральное место в опере занимают Татьяна Ларина и Владимир Ленский. Арию- монолог перед дуэлью прекрасно исполнил известный оперный певец Николай Басков.

Слайд 19. Ученик 2: Но образ Онегина композитору менее интересен. Даже в финале оперы Онегин не имеет самостоятельных тем. П.И.Чайковскому более интересна Татьяна Ларина. Кульминация в развитии образа Татьяны – ее большой монолог в сцене письма к Онегину.

Слайд 20. Ученик 3: Сюжет повести Пиковая дама П.И. Чайковский изменил очень серьезно. Действие оперы перенесено в XVIII век, в эпоху Екатерины II. Главный женский персонаж – Лиза, она из бедной воспитанницы превратилась в наследницу старой графини. Героя оперы, Германа, Чайковский заставил полюбить Лизу: узнать тайну трех карт и разбогатеть ему нужно, чтобы сделать девушке предложение. Но жажда богатства превращается у Германа в навязчивую идею, которая лишает его разума. Основной трагический момент оперы – партия Германа.

Учитель: Прослушайте запись.

Слайд 21. Ученик 4: Значительное место в музыке занимают романсы, написанные на стихи А.С.Пушкина, – это маленькие драматические пьесы, в которых от начала к концу произведения меняется душевное состояние героя. Это, например, романсы Зимняя дорога, На холмах Грузии, Я помню чудное мгновенье и другие в исполнении украинского певца Бориса Гмыри, романс Я помню чудное мгновенье в исполнении Ивана Козловского.

Учитель: Прослушайте запись.

V. А.С. Пушкин – наше все!

Слайд 22. Учитель: Известный критик Аполлон Григорьев писал: Пушкин – наше все! Как солнце, днем затмевает звезды, так и талант А.С. Пушкина затмил собой всех остальных поэтов, которые получили скромное имя: Поэты пушкинской поры.

Слайд 23. Учитель: А.С.Пушкин – солнце русской поэзии. Этот титул закреплен за ним навсегда. Впервые это выражение появилось в кратком извещении о смерти поэта, написанном Владимиром Федоровичем Одоевским: Солнце нашей поэзии закатилось! Пушкин скончался, скончался во цвете лет, в средине своего великого поприща!..

Слайд 24.

– А.С. Пушкин наследовал это именование от Александра Невского. В Истории государства Российского Николай Михайлович Карамзин пишет: Киевский митрополит воскликнул: Солнце отечества закатилось! Не стало Александра! Так случилось и с Пушкиным: он мог еще долго жить и творить, но солнце нашей поэзии закатилось.

Слайд 25. Ученик 1: Но, тем не менее, А.С.Пушкин сыграл огромную роль в творчестве всех последующих писателей и поэтов. Каждый из них чувствует себя учеником Пушкина и считает нужным написать несколько стихотворений о нем, поэтому поэтическая пушкиниана очень велика. Самым известным стало стихотворение М.Ю. Лермонтова Смерть поэта:

Погиб поэт! – невольник чести – Пал, оклеветанный молвой, С свинцом в груди и жаждой мести, Поникнув гордой головой!..

Слайд 26. Ученик 2: Во многих произведениях о Пушкине развивается мотив воображаемой встречи с великим поэтом; этот мотив обнаружился в творчестве самых разных поэтов второй половины XIX–XX веков. Одним из таких поэтов был поэт 50-х годов XIX годов Алексей Николаевич Апухтин. В стихотворении 19 октября 1858 года он пишет о встрече с тенью Пушкина:

И тень забытая носилась предо мной В своем величии сурово…

Слайд 27. Ученик 3: Другой поэт 80-х годов XIX века – Константин Михайлович Фофанов. Его называли самым лучшим, самым талантливым, самым крупным поэтом, приблизившимся к Пушкину. В стихотворении Тень А.С. Пушкина развивается не только мотив встречи с тенью поэта, но и с его душой. Встреча сопровождается мистическими деталями:

Во сне ли было то свиданье, Иль наяву, при свете дня, – Как тайна смерти от сознанья, Тот час утерян для меня… …с тобой Меня знакомил кто-то чудный, Какой-то гений неземной, Какой-то демон безрассудный…

Слайд 28. Ученик 4: В стихотворении Смуглый отрок бродил по аллеям… поэтессы XX века Анны Андреевны Ахматовой отразились особенности ее восприятия Пушкина – это и живой человек, и великий русский гений, память о котором дорога каждому.

Смуглый отрок бродил по аллеям, У озерных грустил берегов, И столетие мы лелеем Еле слышный шелест шагов. Иглы сосен густо и колко Устилают низкие пни... Здесь лежала его треуголка И растрепанный том Парни.

Слайд 29. Ученик 5: Очень близок Пушкин был также поэтессе XX века Марине Ивановне Цветаевой. Особенно ярко Цветаева показывает Пушкина в стихотворении Встреча с Пушкиным:

Пушкин! – Ты знал бы по первому слову, Кто у тебя на пути! И просиял бы, и под руку в гору Не предложил мне идти… …………………………………… … Не опираясь на смуглую руку… Вся его наука – Мощь. Светло – гляжу: Пушкинскую руку Жму, а не лижу.

Слайд 30. Ученик 6: Пушкин был для Марины Цветаевой олицетворением мужественности, она посвятила ему цикл лирических произведений Стихи к Пушкину.

Бич жандармов, бог студентов, Желчь мужей, услада жен – Пушкин – в роли монумента? Гостя каменного? – он, Скалозубый, нагловзорый Пушкин – в роли Командора?

Слайд 31. Ученик 7: Другой поэт Серебряного века, Михаил Алексеевич Кузмин, уже после Цветаевой, в своем стихотворении Пушкин проводит параллель между Пушкиным-идеальным поэтом и Пушкиным-человеком:

Он – жрец и он веселый малый, Пророк и страстный человек... И он живой. Живая шутка Живит арапские уста, И смех, и звон, и прибаутка Влекут в бывалые места… Он жив! У всех душа нетленна, Но он особенно живет! Благоговейно и блаженно Вкушаем вечной жизни мед. И если в нем признаем брата, Он не обидится: он – прост…

Слайд 32. Ученик 8: Совершенно необычная встреча с Пушкиным была у поэта XX века Владимира Владимировича Маяковского. Он встречается не с живым человеком, а с ожившим памятником поэту. Маяковский не считает Пушкина высоким, недостижимым идеалом, а разговаривает с ним по- товарищески:

Я люблю вас, но живого, а не мумию. Навели хрестоматийный глянец. Вы, по-моему, при жизни, Думаю, тоже бушевали, африканец!

Слайд 33. Ученик 9: В 1924 году о Пушкине пишет Сергей Александрович Есенин. В одном из стихотворений поэт рисует образ живого Пушкина, фиксирует детали его внешности. С. Есенин сравнивает себя с поэтом-гением, но понимает, что ему еще очень далеко до Пушкина:

Блондинистый, почти белесый, В легендах ставший как туман, О Александр! Ты был повеса, Как я сегодня хулиган.

…И я стою, как пред причастьем, И говорю в ответ тебе: Я умер бы сейчас от счастья, Сподобленный такой судьбе.

Слайд 34. Учитель: Итак, каждый поэт по-своему воспринимает Пушкина, у каждого поэта была своя цель воображаемого общения с ним, но все они понимают, что роль Пушкина в истории и развитии поэзии огромна, гений его несомненен, а потому он был, есть и остается символом и солнцем русской поэзии и прозы. А.С.Пушкин – центральная фигура русской культуры. Он – создатель энциклопедии русской жизни, основатель современного русского языка.

VI. Подведение итогов урока, домашнее задание.

Учитель: Выучить наизусть стихотворение А.С.Пушкина Я памятник себе воздвиг нерукотворный.