1. Возникновение, функции и формы государств Древнего Востока. Типология и этапы развития древневосточных государств.
1. Функции государства зависят от природных условий:
a. В гидравлических цивилизациях (Египет, Шумер, Элам) государство становится организатором сельскохозяйственных работ. Общество выделяет особую прослойку и отдаёт ей часть излишка (прибавочного продукта). Такая прослойка – не только организаторы мирские, но и жрецы (именно на них держится весь миропорядок). Изначально должности совмещаются, отдельные ветви не конфликтуют.
b. В цивилизациях предгорий (Урарту), где организатор не нужен, всё и без того хорошо, государство возникает для обороны (там это нужней – всегда кто-то ломится с гор), а главная – община.
2. Типология. Возникновение государства вызывает выделение двух секторов хозяйства – государственного и общинного. Отсюда – три пути. Магистральная река, многорукавная река, предгорья (см. 6).
3. Этапы развития.
a. Первый этап – номовый. Ном – локальное государственное образование на территории, ограниченной естественными рубежами с центром в храме божества нома (Дьяконов и Якобсон). Вокруг – забор. Внутри его – администрация и склады. Функция – перераспределение и реализация прибавочного продукта.
b. При усложнении функций (что неизбежно) государство стоит дороже, нужно больше излишков. Путь внутренний (интенсификация) после «городской революции» исчерпал себя. Внешний: грабёж, захват рабочей силы, контроль над торговыми путями и торговля. Внешний путь ведёт к возникновению территориальных царств (первые – в Египте, где номы соприкасаются друг с другом). Цель войны – именно грабеж и дань, а не захват территорий.
c. Во II-I тыс. до появляется ещё развилка: античный путь (не рассматриваем) и азиатский. Для увеличения производства, эффективности и устойчивости государства как механизма нужно включение в его состав областей с разными типами и особенностями производства (Дьяконов выделяет два типа – производство средств потребления (земледельцы) и средств производства (городские цив-и и (!) кочевники-скотоводы). Они нужны друг другу). Так возникают «империи». Признаки: Устойчивость империи определяется сочетаемостью составных частей. Создатели империй всегда государства с упором на войну (Ассирия и Персия). Механизм устойчивости империи – автономные города (им - привилегии). Отсюда – возникновение центров, напоминавших античный полис. Также империю характеризует расширенная бюрократия. Цель войны – захват территорий.
2.Виды общин на древнем Востоке.Общины в сословной и экономической структуре древневосточных стран
1. Историография.
a. Струве и вся советская историография за ним полагает общину в древности пережитком первобытки. Разложение общины – прогресс.
b. Дьяконов и Якобсон полагают общину единственно возможной ячейкой производства на ДВ. Община возникает сама собой, в любых условиях (так, «вторичные» общины ремесленников на великих стройках в Египте). Даже там, где, казалось бы община задавлена (Египет) можно по документам установить общину «идеологическую» (весь Египет как одна община вокруг фараона). Разложение общины – не показатель. В чём согласны со Струве: община – это явление ещё из животного мира. Историю общины (в т. ч. соотношение общины и государства) выдвигают как основу для периодизации истории древнего мира (статья 97 года в ВДИ).
2. Эволюция общины от родовой к соседской. Усиление обмена => сложность сохранения общности только по родовому признаку => соседская община.
3. Функции общины. Коллективные землевладение, землепользование и защита равноправных общинников. Существует два сектора в экономике: государственный и частный (общинный). Внутри общины дела раздела земли и её обработки. Также мелкое строительство. Члены общины равноправны и отвечают друг за друга. Отсюда её выгодность для гос-ва: круговая порука. Авторитетность общины: изгнание – серьезное наказание.
4. Власть в общине. Военная демократия (Якобсон): совет старейшин решает вопросы, на сходке решения утверждаются, на ней же выбирают одного или двух вождей, который общаются со внешним (в т.ч. и с божественным) миром. Эти вожди не работают, а получают еду от других. В этом – основа эксплуатации и имущественного расслоения. Государство возникает как аппарат насилия для сбора средств, на которые живет этот вождь. Налоги, войско. Иногда налоги прямые (т.е. деньгами или продуктами), иногда – косвенные (ср. в Шумере – в виде участка земли, отдаваемого в храмовое пользование; на этом участке – гос-рабы; или в виде отработки на ирригации).
5. Община и гос-во. Либо сосуществуют с политической автономией общины или даже поглощением ею государственных функций («ранняя древность». Номы, полисы). Либо государство полностью подчиняет общину («поздняя древность»). Человек имеет долг как перед государством, так и перед общиной. Хорошо, если они совпадают. А если нет? Тогда попытки со стороны государства подавить общину. Для понимания важности общины ср. Египет и Месопотамию в начале 2 тыс: и там и там глобальные потрясения, но в Египте общины нет, а в Месопотамии есть. Результат: в Египте все думают, что все, здецпи, в Месопотамии же – ничего, сносно.
3. Историческая экология древнего Египта.Население.
Некоторые проблемы этно- и лингвогенеза в современной науке.
Расы. Процессы метисации. Никакой ксенофобии. Экваториальная, Евразийская, Монголоидная расы.
Языки и народности. К 4 тыс. формируются этноязыковые группы.
1. Афроазийская (семито-хамитская) яз. семья. (прародина – в Сахаре): аккадцы, амореи, арамеи, ассирийцы, ханаанеи, евреи, арабы.
a. Египетская ветвь (долина Нила и М. Азия)
b. Берберо-ливийская ветвь (к западу от Египта)
c. Кушитская ветвь (Нубия)
d. Семитская ветвь (Вост. – Аккад; Зап. – Ханаанеи; Юг – Арабы).
2. Индоевропейская яз. семья (11 век; центр неизвестен, но теории: Балканская, где-то между малой Азией, Восточно- Средиземноморским побережьем и Двуречьем – Гамкрелидзе, Иванов): хетты, лидийцы, карийцы, персы, мидийцы, парфяне, скифы.
a. Хетто-лувийская ветвь (Хетты, Лувийцы).
b. Индо-иранская ветвь (Иранское нагорье, Мидия, Арии Индии, Филистимляне).
c. Фрако-фригийская ветвь (Фригийцы, Фракийцы).
d. Анатолийская ветвь (Лидийцы, Хетты, Лувийцы)
e. Народы моря. Видимо, объединение нескольких народов. Шарданы с Сицилии погубили хеттов.
3. Северо-кавказская яз. семья:
a. Хуррито-урартская ветвь (Хурриты)
b. Хатты (Каски, Хатты)
4. Дравидийская яз. семья.
Вся Индия (между индской и ведийской цивилизациями) Затем – только на юге (потеснены индоеврорпейцами). Сюде же, вилимо, Элам. Но не ясно.
5. Сино-Тибетская яз. семья.
Китай, Корея, Вьетнам.
6. Никуда не относится шумерский.
Проблемы. Непонятно происхождение шумеров (скифо- тюркская теория Раулинсона, кавказская, суданская, малайско- полинезийская и др., мундийская теория (Дьяконов)). Непонятно происхождение касситов. Индоевропейская проблема: где прародина? Возможно, в области Балкан. Афроазийская проблема: где прародина? Дьяконов: м.б. у о. Чад.
Механизм этногенеза. Марков: есть несколько локальных групп, одна из них возвышается, транслирует остальным свой язык => образуется этнос. Марков – еретик и колдун, за что его не любят на кафедре этнологии.
Механизм лингвогенеза. Есть язык-основа, из него путем изменений (эволюцией или заимствованием) - ветви родственных (только по происхождению!) языков. Их совокупность – языковая семья. Существует гипотеза о восхождении самих языковых семей к еще более
древним языкам-основам (не подтверждена).
4. Основные категории источников по истории древнего Египта.
Категории: письменные, маткулатура, фольклор, лингвистика, этнологические данные, антропология (изуч. мумий, скелетов, изображений людей), географические (остатки каналов, дамб и пр.).
1. Письменные. Главный отец – Ж. Ф. Шампольон (см. воп. 12).
1) Исторические сочинения:
- Палермский камень (древнейшее) – летопись. Список фараонов до V династии. Основные походы, катастрофические разливы Нила.
- Анналы Тутмоса III (XVIII дин.) – На стенах карнакского храма. Важнейшие события его царствования. Есть определённая историческая концепция.
- «История» жреца Манефона (эллинизм, 4-3 в.). Греческая традиция, греческий язык. Сохранился в отрывках. Важно: впервые объединил фараонов в 30 династий (3 периода по 10).
2) Архивы и юрдоки:
- Архив храма царя Нефериркара (V дин., в.). Опись храмового хозяйства.
- Архив жреца Хеканахта (21 в.). Частное хозяйство средних размеров.
- Амарнский архив. Международные отношения середины II тыс. Аккадский язык. Организация древневосточной дипломатии
- Договор с хеттами 1280 г. (самый справедливый). Текст на стенах карнакского храма.
- Папирус «Большой Харрис». Рамзес III (XX дин, 12 в.). Дары и привилегии жрецам некоторых храмов.
- Стелла Пианхи в Напате. Стройный рассказ о завоевании Египта кушитами
- Переписи, надписи на печатях и пр.
3) «Поучения» и «пророчества»: одни из самых распространённых жанров. Дидактика. Сохранились имена авторов.
- Поучения фараонов (Ахтоя (Гераклеополь), Аменемхета I (XII дин))
- Поучения частных лиц (Ахтоя (писец – лучше всех), Аменемопе (отец сыну о жизни))
- Пророчества – «речения» (Ипусера, Неферти). Очень яркие картины. Возможно, основывались на реальных восстаниях, а затем литобрабатывались.
4) Сказки и подобное: «Повесть о красноречивом крестьянине», «Рассказ Синухета», «О правде и кривде». Общий любимец – «Сказка о потерпевшем кораблекрушение» (основана, вероятно, на рассказах о реальных экспедициях). Реальные отчёты от экспедиций: об экспедиции в Пунт (на стенах храма Хатшепсут (см. «Древний Египет» по искусству)), «Путешествие Уну-Амона в Библ».
5) Религиозная литература:
- «Тексты пирамид». Надписи на стенах пирамид V-VIII дин (24-22 вв.)
- «Книга Мёртвых» - впервые о загробной жизни, взвешивание сердца покойника и так далее.
- «Мемфисский богословский трактат». III тыс., дошёл в позднем списке
6) Научные трактаты
2. Археология:
1) Погребения:
- Древнейшее – в Эхнабе (Нехене). Возможно, правитель ВЕ
- «склад мумий» в Дейр-эль- Бахри (перезахоронение времён XXI дин. От воров)
- погребения номовой знати Среднего и Нового царства (вырубленые в скалах погребения Антилопьего нома. Там – фрески (?))
- некрополи Мемфиса и Абидоса
2) Города:
- Эхнаб (см. выше). Самый древний. Предполагаема столица ВЕ
- Иллахун
- Ахетатон (Эль-Амарна)
- Порт Гасуу на Красном море
3) Храмы
- Заупокойный храм в пирамиде Джосера
- Храмы Ра в Абусире и Бубастисе (V дин)
- храм в Карнаке
- храм в Луксоре
- храмовый комплекс Абу- Симбела
- храм Рамсеса II в Фивах
3. Письменные источники из других стран (Нубия, Хетты). Библия. Антики: Геродот, Диодор Сицилийский, Страбон, Плутарх. Историю Древнего Египта принято делить на несколько этапов.
5. Периодизация истории древнего Египта
Современная египтология в истории Древнего Египта выявляет следующие этапы:
Доисторический Египет
Додинастический период (V-IV тыс. до н.э.)
Раннее царство;
Древнее царство;
Первый переходный период;
Среднее царство;
Второй переходный период;
Новое царство;
Третий переходный период;
Поздний период, или Позднее царство;
Птолемеевский период.
Относительно датировок в египтологии существует множество независящих и относительно одинаково хорошо обоснованных теорий. За недостаточностью источниковой базы на сегодняшний день мы не можем быть на сто процентов уверенными в абсолютных датах того или иного события древнеегипетской истории. О большинстве фактов можно говорить лишь относительно. Так, началом древнеегипетской цивилизации является начало Раннединастического периода, что произошло, как считают современные египтологи, в 4-м тысячелетии до н. э. Конец же Классического Египта известен точно это 31 г. до н. э., когда закончил правление последний фараон Древнего Египта Цезарион, и Египет стал провинцией Римской империи.
6.Египет в эпоху древнего царства
6.. Общая хар-ка, хронология. Родоначальник III династии – Джосер (28 в). IV дин: кон. 28 – сер. 26. V дин: сер. 26 – кон. 25. VI дин: кон. 25 – сер. 23. ДЦ отделяется от РЦ по первой пирамиде. Развивается письменность, первые литпамятники (биографии вельмож).
8. Политика. Очень жёсткая деспотия. Фараон – сын бога Гора (см. изменение идеологии в СЦ). Визирь – чати. У вельмож реальная сила. В одних руках может сосредотачиваться ряд должностей. Очень большую роль играют писцы. Главное ведомство – налоговое. Социализм – это учёт: множество кадастров и прочей хоздокументации. (Та же ситуация – III дин Ура.). Вся структура управления – отдельно для каждого Египта. Общины пока относительно самостоятельны.
Военными делами занимает отдельное ведомство – дом оружия. Армия – это египетские, ливийские и нубийские ополченцы. Военные походы в трёх направлениях: СВ (Палестина, Сирия), Ю (Нубия), З (Ливия). Пока не завоевательные, грабёж. Уводят ресурсы, людей, скот (см. «территориальные царства» воп. 5).
Закат связан с VI дин. Прежде всего, это возрождение номового сепаратизма. Причины для него: закрепление за каждым номом своей династии управителей; привилегии, которые раздавала VI дин.; великие стройки, требовавшие огромного напряжения.
9. Экономика: в общем, РЦ, но на более высоком уровне. Новшества: КРС, более высокая специализация ремесла (множество отраслей: ковка, литьё, резьба по камню, строительство, кожевенники и пр.). Внутренняя торговля – меновая. Основа – золото, которое ценится намного дешевле серебра.
10. Социальный состав: сильная дифференциация. Верхушка не изменилась. Общинники. Зависимое население: хентиуше (царские арендаторы), мерет (не имеют ничего, работают на хозяйском питании, но не рабы). Рабы: бак, сехену (различаются, в основном, по пути получения).
11. Великие стройки. Джосер (архитектор - Имхотеп). IV дин: Хуфу (146,5 м, строил Хесира), Хафра и Менкаура (66 м). С V дин. пирамиды заканчиваются (пошли восстания против них), но строятся огромные храмы Ра с монументальным обелиском по центру (т. к. потомки жрецов Ра). VI дин – уже закат.
12. I П. Возникновение и суть – см. п лет – 70 фараонов. Но Египет должен быть единым, это его естественное состояние. Разрушение ирригации, усобицы, прекращение торговли и грабежа подстёгивают процесс объединения. С самого начала выдвигаются два центра объединения: Гераклеополь и Фивы (всё ВЕ). Лидирует поначалу Гераклеополь (торговля, зерно). Там выделяются VII и VIII дин, но они местные. IX и X дин, хоть и называют себя общеегипетскими, но на деле таковыми не являются (этого времени «Поучение Ахтоя» - см. воп. 11). Но: XI династия из Фив (очень много зерна) предлагает более выгодные условия для присоединившихся номархов. Все кидают Гераклеополь, присоединяются к Фивам, которые и объединяют весь Египет. XI дин – первая дин СЦ
7.. Египет в период Среднего царства. Гиксосы и борьба с ними египтян.
Среднее царство (2050 – 1750, XI – XIII династии).
Распад централизованного государства на отдельные номы (XXIII век) привел к кризису сельского хозяйства (упадок ирригационной системы). Как следствие две проблемы:
а) недовольство народных масс и восстания (упоминаются в «Речении Ипусера» и в «Речении Нефертити»)
б) опустошение Дельты ливийцами (запад) и кочевниками (восток)
Ощущается необходимость борьбы с разрухой – борьбы за объединение. Два центра:
1) Север – Гераклеополь
Отразили нападения ливийцев (запад) и кочевников-азиатов (Синай); построили крепости в Дельте; объявили себя царями Верх. и Ниж. Египта (IX – X династии).
2) Юг – Фивы
Объединил южные номы.
Победил фиванец Ментухотеп (XI династия, XXI век).
Экономика.
1) Восстановление ирригационной системы. Создан Фаюмский оазис, главный город – Иллахун + Лабиринт Аменемхета III ( ). Возведена крепость для защиты от ливийцев (запад).
2) Появление нового плуга
3) Выведение новых пород скота (овцы - шерсть)
4) Освоение бронзы
5) Изобретение пастового стекла
6) Торговля
- торговые караваны через Дельту и Суецкий перешеек, через Палестину и Сирию до Малой Азии и Вавилонии
- Библ в Финикии. Олово, серебро, ливанский кедр, строевой лес.
- Крит
- южное направление – Нубия (золото), Пунт (эбеновое дерево, слоновая кость, благовония, экзотич. животные)
7) Перенесение царской резиденции в Ит-тауи (Фаюмский оазис)
Общественные отношения.
1) Противоречия. Постоянны восстания.
2) Царские хозяйства => вельможные (обрабатывали родня, «отроки», «воспитанники», «дети», т.е. рабы), храмовые хозяйства.
3) Укрепляются средние хозяйства (частная собственность, рынок, рабы).
4) Увеличение удельного веса мелкого землевладения (дробление царских и храмовых хозяйств).
5) Все мелкие землевладельцы – «хемуунисут» - «царские люди». Писцы переписывали всех и распределяли по профессиям. Потом направлялись на пожизненные работы в хозяйства. Перераспределение было возможно. Виды работ: а) централ. хозяйство, продовольствие со склада; б) отдел. земельный участок, выживает сам.
6) Увеличение количества рабов (войны) Развитие частного рабовладения.
7) Господствующий класс: родовитая и служилая аристократия, высшее жречество, госаппарат + средние и мелкие рабовладельцы, собственники частных владений глав «домов» в сельских поселениях.
Государственное управление.
1) Восстановлен многочисленный бюрократический аппарат, иерархия сложившаяся в Древнем царстве. Однако фараон не имел власти над номархами. Он – главный вельможа (поучение Аменемхета). Опирается прежде всего на этих чиновников.
2) Аменемхет I ( ) – основатель XII династии. Убит в результате заговора. Аменемхет II – такая же шняга.
3) Сенусерт I ( ) и Аменемхет III ( ) попытались перекрыть кислород номархам, но в отместку сами пошли на корм крокодилам.
4) Фараоны предпочитали для нужд управленческого аппарата использовать служилых людей из средней прослойки. Номархи зажрались. Сравнить погребения: фараоны – Ментухотеп I в Дейр- эль-Бахри и храм-лабиринт Аменемхета II в Фаюме, а все остальное скромные сооружения; номархи – погребения в Бени- Хасане, много других прекрасных памятников.
5) XII династия ( ) стабилизировала и укрепила Египет.
Завоевательная политика.
Все колонизированные и захваченные страны активно эксплуатировались.
1) Нубия – золотые прииски, строительство дорог, крепостей, колонизация, вторые пороги Нила – крепости Семне и Кумме, при Сенусерте III граница перенесена к этим крепостям от Асуана.
2) Восточное Средиземноморье – олово, серебро, строительный лес, кедр; + Синайский п-ов и юг Палестин, некоторые городы Финикии (Библ)
Проблемы.
Внутренние. Угнетение нижних слоев населения привело к открытому народному восстанию (XIII династия, ), которое было неорганизованным, а потому быстро и жестоко подавлено.
Внешние. Особую опасность представлял племенной союз гиксосов (Южная Палестина, Северная Аравия, Синайский п- ов).
II Переходный период (вт.пол. XVIII – XVII вв.).
Конец XVIII века – гиксосы оккупировали всю Дельту. Гиксосы – скорее конгломерат племён, чем этноним. Название египетское. У них мощнейшее оружие эпохи – колесницы (в Египте до этого не было даже лошадей). К 1720 покоряют весь Египет и сажают XV и XVI дин ( ).
1) Верхний Египет под их властью лишь номинально. На юге господствует фиванский номарх.
2) Столица – Аварис, восток Дельты.
3) Условные династии гиксосских фараонов – XV – XVI ( ~1580). Особое могущество – царь Хиан (XVII век). Подчинил весь Египет.
4) Борьбу с гиксосами возглавили Фивы. Основана XVII династия. Фараоны Камесу, затем Яхмос взяли Аварис изгнали гиксосов, преследовали их до Палестины, взяли Шарухен.
8. Сословная структура Египта в эпоху Нового царства. Борьба внутри правящих кругов.Реформы Эхнатона.
XVIII династия ( ). Основатель – Яхмос I.
1) экономика:
- каждый поход – куча рабов, золото, серебро, бронза, ценности. Организована система сбора дани с захваченных территорий: Эфиопия – золото, слоновая кость, Палестина и Сирия – серебро, свинец, олово, ткани, краски, лазурит, Ливан – корабельный лес, кедр + скот, рабы, зерно.
- рабочая сила + сырье + ценности + новые технологии (кузнечные мехи, вертикальный ткацкий станок, металлургия, пастовое стекло, плуг с отвесными рукоятками, шадуфы для полива, овцы, кони, мулы)= подъем экономики. Оживление сельского хозяйства: упорядочивание ирригационной системы, увеличение площади посевов, ниломеры в Асуане и Мемфисе, ремонт и строительство каналов, дамб, колодцев, водохранилищ.
2) Социальные отношения
- 3 класса:
а) собственники рабов, домов, мастерских, поместий, материальных ценностей
б) земледельцы, ремесленники
в) рабы
- Распространение и укрепление рабовладельческих отношений. Увеличение числа рабов (палестинцы, сирийцы, финикийцы, ливийцы, нубийцы и др.) Появление мелких рабовладельцев (1-3 раба). Рабы служат в армии.
- Усложнение структуры господствующего класса:
а) + мелкие и средние рабовладельцы
б) + служилая аристократия (фараон)
в) + наследственная номовая знать и высшее жречество (фиванские жрицы Амона)
Усложнение отношений между б) и в) привело к реформе Эхнатона
- Обстановка стабильна, пока успешны завоевательные походы, с уменьшением числа завоеванного усиливается эксплуатация. Острые противоречия в период общей нестабильности вылились в стихийные выступления.
3) Государственное управление
- Больше территория – больше чиновников.
- Инструкция везира фараона Тутмоса III Рехмира:
а) центральный аппарат во главе с везиром
б) несколько ведомств – начальник казны, главный домоправитель (налоги), заведующий пашнями, начальник над скотом, начальник приемного чертога, заведующий судебным присутствием, глава военной палаты.
в) 10 верхнеегипетских сановников при везире – канцелярии – писцы, секретари, курьеры.
г) региональная администрация – четыре административных региона
д) градоправители в крупных городах
е) окружное управление
ж) управление в деревнях и поселениях
- Организация управления на завоеванных территориях:
а) Нубия – спецведомство + сановник 3-й ступени («царский сын Куша»)
б) Азия – спецведомство + наместник «северных стран»
Все они опирались на военные гарнизоны и на лояльных местных правителей.
4) Реформа Эхнатона.
Успешные завоевания и регулярные отчисления в пользу храмовых хозяйств привели к значительному усилению фиванских жрецов Амона-Ра. Они даже получили возможность влиять на передачу власти («указание Амона»). Фараон Аменхотеп IV ( ) предпринял попытку религиозно- политической реформы. В 1366 он объявил Атона главным богом и поменял свое имя Аменхотеп на Эхнатон («Амон доволен» => «угодный Атону»). Эхнатон покинул Фивы и переехал в Ахенатон («Горизонт Атона»). Символ Атона – солнечный диск с дающими руками. Опираясь только на служилую знать, Эхнатон не смог привлечь к новой религии основную массу населения. Уже Тутанхатон (Тутанхамон) отменил культ Атона и перенес столицу в Мемфис. Имя Эхнатона (т.е. его ка) стирается со всех заборов. О реформе – «Гимн Атону» из гробницы современника Эхнатона вельможи Эйе. XVIII династия ( ). Основатель – Яхмос I.
9..Внешняя политика фараонов столетий
1) изгнание гиксосов вызвало подъем военно-политической активности XVIII династии
2) увеличение и реорганизация армии (+ колесницы, + массивный прямой и легкий серповидный мечи, + пластинчатый панцирь, + новые виды тактических подразделений, + тренировки, + военно-морской флот, фортификационные инновации). Египетская армия – лучшая и наиболее многочисленная армия того времени.
3) направления внешней политики:
а) северо-восточное (восточное побережье Средиземного моря). Успехам сопутствовала раздробленность этого региона. Единственная реальная сила – Митанни, поддерживающее коалицию сиро-палестинских княжеств, во главе с Кадешем. Этот союз приостановил экспансию египтян. Тутмос III ( ). В 1482 г. он одержал победу в битве при Мегиддо над коалицией, завоевал обширные территории. За 22 года совершил в регион 15 походов, расширив владения до верховьев Евфрата. Митанни уступило. В Евфрат переволокли часть флота. Северная граница – город – Керкемиш.
б) южное (Нубия). Преемники Яхмоса захватили территории вплоть до 3-го порога. Хатшепсут отправила в Пунт военно-торговую флотилию, которая успешно выполнила возложенную на нее миссию. Тутмос III завоевал племена до 4- го порога.
4) границы с севера на юг – 3200 км!!!
5) Фараоны после Тутмоса думали скорее о закреплении достигнутого. Египет стал доминирующей державой в регионе, Митанни, хетты и вавилоняне стремились к союзу с ним.
XIX династия (ок.1345 – ок.1200). Основатель – Хоремхеб ( )
Реформа Эхнатона привела к обострению социальной напряженности и, как следствие, к пассивности во внешней политике. Это вылилось в катастрофическое падение египетского влияния в Восточном Средиземноморье. Обособились многие палестинские, финикийские и сирийские княжества (архив в Телль-эль-Амарне). Выдвинулся фараон Хоремхеб.
1) Хоремхеб ( ) улучшил комплектование армии, стал привлекать наемников из Ливии, укрепил командный состав и материальное обеспечение. Разделил армию на южный и северный корпуса.
2) Рамсес II ( ).
а) юг – относительно спокойно подчинил Эфиопию. Интенсивное строительство крепостей.
б) северо-восток
– неудачный поход против Хеттского государства
- дипломатическая борьба
– мирный договор между Рамсесом II и Хаттусили III (Храмы в Фивах и Хатусса – Богазкёй). Отказ от применения военной силы, решение спорных вопросов мирными средствами, раздел сфер влияния (Северная Сирия и Финикия – хетты, Южная Сирия и Финикия с Палестиной – Египет), взаимные гарантии в случае нападения третьей стороны, выдача перебежчиков, династический брак Рамсеса. Укрепление взаимоотношений на 100! лет.
3) Мернептах ( )
а) народы моря (запад Малой Азии + о-ва Средиземноморья). Решающая победа на востоке Дельты.
б) подавление восстания сирийских городов
в) отражение нападения ливийцев с запада
г) усиливается самостоятельность отдельных номархов
XX династия (ок.1200 – ок.1085). Основатель – Сетнахт (ок ).
Страну охватила смута. Потеряна часть владений в Сирии и Палестине. «Народы моря» безнаказанно грабят восточные границы, ливийцы – западную Дельту. Стабилизировал положение вельможа Сетнахт (ок ). Преемник – Рамсес III ( ).
- увеличение численности и боеспособности армии. Разделение населения на призывные группы. Увеличение числа наемников.
- 5-й и 11-й гг. правления – разгром ливийцев
- 8-й год – отражение вторжения «народов моря»
- успешные войны в Палестине и Сирии. Восстановление влияния.
Смерть Рамсеса III – начало упадка. Усиляются номархи. Утрачиваются владения в Сирии и Палестине. Прекращение династии – смерть Рамсеса
10.Египет под властью иноземцев в 1 тысячелетии до н.э.Возвышение Саиса.Египет под властью Ахеминидов.
III переходный период (1085 – сер. X в. до н.э.).
Египет под властью иноземцев:
1) Египет под властью ливийцев (Ма, «машаваша»):
- натиск ливийцев при рамессидах удалось сдержать
- их стали нанимать в войско
- ливийцы наводнили Дельту, постепенно укореняясь и устанавливая родственные связи с египетскими вельможами и царским домом
- ок.950 – на престол взошел Шешонка I, основана XXII ливийская династия Бубастидов (ок )
- новая столица – Бубастис в Дельте
- ок.930 – Шешонк I вторгся в Иудею, взял Иерусалим и др. города, стал получать дань из Нубии
- большое храмовое и дворцовое строительство, воен. крепость близ Фаюма
- социальная опора Бубастидов – воины и жречество
- 853 – египтяне и Дамасская коалиция сиро-палестинских правителей потерпели поражение при Каркаре от Ассирии
- росла децентрализация – династия распалась на Бубастскую, Мемфисскую и Гераклеопольскую ветви
- ок.817 – правитель Таниса объявил себя верховным правителем и основал XXIII династию, правившую параллельно с XXII до 730 г. до н.э.
2) Завоевание Египта Кушем:
- к VIII в. до н.э. на территории Куша образовалось государство со столицей Напата (IV порог), перенявшее религию и традиции египитян
- к сер. VI в. до н.э. полит. центр переместился в Мероэ, между IV и V порогами на пересечении торговых путей, имевший железорудные месторождения. Напата – культурный и религиозный центр
- экономика:
а) охота и скотоводство доминировали над земледелием
б) выплавка железа
в) речная и караванная торговля с Египтом (слоновая кость, золото, драг.камни, благовония, ценные породы дерева, рабы-негры, экзот.животные)
- сер VIII в. напатский правитель Кашта совершил успешный поход на Египет и оставил в Фиваиде кушитские военные отряды, его дочь – «супруга бога» Амона
- сын Кашты – Пианхи одержал ряд побед (Фивы, Гераклеополь, Гермополь) и заставил покориться начавшего объединение Египта правителя Саиса – Тефнахта и других номархов
- вскоре после ухода Пианхи в Напату Тефнахт провозглашает себя царем
- XXIV династия: Тефнахт и его сын Бакенранф (Бокхорис)
- Попытка решить социальную и экономическую напряженность:
а) закон Тефнахта против роскоши
б) закон Бокхориса о запрете лишения свободы должников и разрешение брать в обеспечение долга только имущество, уменьшение процентов
- ок.715 – преемник Пианхи – Шабака окончательно покорил Египет
- XXV Эфиопская династия ( )
- столица – Мемфис
- возможно, был заключен какой-то договор Ассиррией
3) Ассирийцы в Египте:
- 674 и 671 – походы, в которые ассириец Асархаддон покорил Египет
- страна разделена между 20 номархами, зависимыми от Ассирии, Асархаддон – «царь царей» Верхнего и Нижнего Египта и Куша
- 671 – 655 – господство Ассирии в Египте. Два восстания, в которых активное участие принимал Тахарка, пытаясь вернуть Египет Кушу
- 663 – война Ассирии с Кушем, конец XXV Эфиопской династии
Борьба Саиса за объединение и последний расцвет Египта. XXVI династия.
1) Борьба с Асиирией:
- Псамметих I собрал наемное войско из греков-ионийцев и карийцев-малоазиатов, разбил номархов-соперников
- Царя стали поддерживать Мемфис, Фивы и Гераклеополь
- Псамметих I в союзе с Лидией и Вавилоном и вытесняет ассирийцев
- 655 – объединение страны завершено
- XXVI Саисская династия (664 – 525 г. до н.э.)
2) Укрепление мощи Египта:
- ориентация на греческий мир
- приглашение греческих и карийских наемников
- ответный бунт и уход в Эфиопию ливийских наемников при Псамметихе I
- союзы с некоторыми греческими государствами
- размещение гарнизонов в Дафне (В), Марее (З) и Элефантине (Ю)
- строительство крепостных сооружений на юге Восточносредиземноморья
- торговля с Финикией, Карфагеном и Иудеей
- от скифского нашествия Египет откупился
- рост напряженности между Египтом и Нововавилонским царством после египетского вмешательства в дела Вавилона и Мидии с Ассирией
- фараон Нехо II ( ) укрепил позиции Египта в Африке, при нем построен 85 км канал Средиземное море – Нил – Красное море, первое плавание вокруг Африки (3 года)
- победоносные походы в Куш, Палестину и Финикию при преемниках НехоII
- обострение внутриполитической ситуации:
а) мятеж наемников в Элефантине при Априи ( )
б) волнения в ходе войны с Киреной – восстание ливийев под предводительством родственника Априи – Амасиса
- Амасис (Яхмос II – ) продолжает ориентированную на Грецию политику
- союз с Афинами, Самосом, Родосом, Киреной, Лидией, Дельфийским храмом, Навкратис стал центр египетских греков
- военные походы в Аравию, Нубию и на Кипр, обложение их данью
- реформы Амасиса:
а) снижение поземельного налога
б) уменьшение сборов в пользу храмов
в) введение контроля над доходами египтян
Завоевание Египта Персидской державой.
- 525 – Египет завоеван персами, Псамметих III свергнут, перс Камбиз стал основателем XXVII Персидской династии
- при Дарии I Египет стал сатрапией Персидской державы, обязан был платить подать в размере 700 талантов серебра (> 20 тонн), взносы в виде хлеба и доходов с рыбного промысла в Меридовом озере
- постоянно вспыхивают сепаратистские бунты. Правления XXVIII – XXX общеегипетских династий
- 332 захват Египта Александром Македонским, коронация его как фараона
- после распада империи Александра в Египте воцарилась греко-македонская династия Птолемеев
- Египет входит в эпоху эллинизма
Социально-экономическое развитие Египта.
1) Экономика:
а) ремесло:
- использование железа
- обработка металлов: бронза, железо, золото, серебро
- высокое развитие ювелирного дела
- высокий уровень ткачества
- производство античной расписной керамики («навкратийский стиль»)
- производство алебастровых сосудов
- совершенствование техники кораблестроения
- строительство (фортификации, храмы, светские здания, Лабиринт)
б) интенсивное развитие товарно-денежных отношений:
- купля-продажа земли
- денежные ссуды
- эквивалент стоимости – серебро, таланты, сикли, греческие и персидские золотые и серебряные монеты
- Мемфис – центральная сокровищница страны
в) внешняя торговля в саисский период:
- с Финикией
- с Карфагеном
- с областями Куша
- с греческими полисами
2) социальные отношения:
- обогащение рабовладельческой верхушки – номовой и военной знати, жречества, торговцев и наемников
- разорившиеся землевладельцы становятся арендаторами – 1/3 или 1/4 урожая
- возникновение субаренды
- прогрессирующая долговая кабала целых семей
- расцвет самопродажи в рабство на 1-5 лет
- ссуда выдается под 100% годовых, нарастание ежемесячной пени
- усиляется сословная замкнутость: наследственность профессий, традиционность правил поведения, обрядов
- сокращение притока рабов военнопленных
3) идеология саисского периода:
- возврат к архаичным верованиям
- архаизация титулов
- архаизация языка и литературного стиля
- архаизация канонов архитектуры и искусства
- Древнее и Среднее царства – «Золотой век»
11. Культура и религия Древнего Египта.
Самобытна, так как цивилизация изолирована. Зато потом – обширные заимствования греками и многими другими (период эллинизма). Впрочем, Ладынин полагает, что не так уж эта цивилизация была и изолирована – просто, по его мнению, не было надобности в таких заимствованиях.
Влияние природных условий на формирование религии и мифологии: плодородная река, сезонные разливы, аграрные циклы, вокруг – недружелюбная пустыня и т.д. Столкновение человека и подавляющей его среды => ощущение ничтожности человека перед окружающей средой (ср. с политической системой).
Концепция культа. Боги создали людей, чтобы те им служили. Вообще-то боги не самые приятные существа. Если люди не служат им ревностно, боги начинают наказывать людей. У богов есть штат жрецов, жертвы, храмы, гимны.
Культ фараона как организатора системы ирригации, без которой всем не жить. Фараон – земное воплощение божества (от брака бога и земной женщины). При жизни отождествлялся с Хором, после смерти – с Осирисом. У фараона, как и у любого бога, был свой культ, храмы, жрецы, жертвоприношения. Сфинкс – фараоново скульптурное воплощение.
Боги бывают разные: как местные, так и общеегипетские. Токарев и Кузищин полагают, что местные боги – продукт эволюции тотемизма (отсюда - зооантропоморфизм). Им возражают (Ланге Г.О.), что культы эти были местные, а не родовые, поэтому о тотемизме и речи нет. У богов – свои культовые центры => как только правитель такого центра становится фараоном, так сразу соотв. бог становится особо почитаемым (ср. Фивы и Амон). Боги могут олицетворять как конкретные понятия (напр. Хапи – Нил), так и абстрактные (напр. Маат – справедливость). Хоть и конервативность, заимствования от ближайших соседей все ж были (в эпоху Среднего царства): Астарта - семитская богиня.
Организация пантеона. Огромное многообразие богов => потребность их как-то систематизировать. Лучше всего это удалось гелиопольским жрецам. Они выделили большую девятку, а остальных богов по мере возможности раскидали на триады богов: мать, отец и сын. Так: Осирис, Исида, Хор – абидосская триада, Амон Мут и Хонсу – фиванская триада. Но до конца упорядочить не удалось.
Космогония. По гелиопольской системе: сначала был бог Нун (первобытный водный хаос). Из него – бог Атум (позднее – Ра; первая твердь). Атум создает из себя Шу и Тефнут. У них - Геб и Нут, которые, в свою очередь, - Осириса, Исиду, Сета и Нефтиду. Все они вместе – божественная девятка или Эннеада. А ваще-то всех создал Птах.
Главные боги: Ра (Гелиополь), Птах (Мемфис; бог-творец), Амон (Фивы; сперва – малозначительный региональный божок, потом – даже круче, чем Ра), Осирис (аграрный цикл, отец загробного мира), Исида (евонная телка и мама, покровительница любви и материнства), Хор (их сын, сивмол неба и света, покровитель фараона, в образе человекосокола, ока Хора, солнечного диска с соколиными крыльями), Тот (бог счета, в образе павиана), Сохмет (могущественная сила, богиня войны, чумы и др., в образе львицы), Хапи (Нил).
Религиозная реформа Эхнатона. Вместе с централизацией власти - и слияние функций разных богов в одном. Вот при Эхнатоне культ Атона стал преобладающим. Изображался в виде солнечного диска, от которого – дарующие руки-лучи. Важно, что Атон не имел родственников и никакого конкретного воплощения (претензия на монотеизм). Этот культ продержался только до смерти Эхнатона, после чего его имя начали стирать со всех заборов.
Загробный мир. После смерти – продолжение обычной земной жизни. Отсюда – спокойное отношение к смерти, мумификация (чтобы сохранить триаду «физическое тело – ка – ба»), росписи стен гробниц и очень репрезентативный инвентарь гробниц (туда клали все, что могло пригодиться для загробной, а значит – и для мирской жизни; то, что нельзя положить, рисовали на стенах). Этика проникает в религию лишь чуть-чуть (в одной из глав «Книги мертвых» описана процедура взвешивания сердца покойного => некая зависимость между тем, что чел. творит при жизни и тем, куда он попадает после ее конца), в основном же блаженство на том свете зависит не от земной жизни, а от качества погребального обряда.