1. Возникновение, функции и формы государств Древнего Востока. Типология и этапы развития древневосточных государств.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Древний Египет Тема 2. Среднее царство и нашествие гиксосов.
Advertisements

Древний Египет
ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ - ДАР НИЛА. Цель исследования: изучение государства Египет, его общественного и государственного строя времён Древнего, Среднего, и Нового.
Древний Восток Основы культур народов Древнего Востока Первобытность – 6 тыс. до н.э.
Географическое положение и периоды истории Древнего Египта. Группа 1 «Пирамиды» представляет:
Демонстрационные слайды по курсу Всемирная история Для учащихся 10 класса. Автор - Прохорова Наталья Алимовна Учитель истории МБОУ «Нелюбинская средняя.
Восточное средиземноморье в древности. Рузыбаев Егор Университет Низами.
Образование государства в Древнем Египте Урок истории в 5 классе Учитель ГБОУ лицей 419 Лившиц Евгений Борисович.
Мировой исторический процесс. Цель Цель: охарактеризовать этапы развития человечества, выявить предпосылки перехода к цивилизации и характерные черты.
Древний Египет Тема 1. Изучение древнеегипетской цивилизации: египтология.
МБОУ «Кыновская СОШ 65» Учитель истории и обществознания Загвозкина С. М.
Матвеева В.П.. «Если для понимания экономики необходимо было бы выбирать между владением экономической историей или владением математикой и статистикой,
Древний Египет просуществовал самое длительное время по сравнению с другими цивилизациями мира. Расцвет империи отмечен в период с 3000 до 1000 до н.
Израильско-Иудейское царство. 1. В первой половине I тысячелетия до н. э. новое политическое образование сложилось и на юге Восточного Средиземноморья.
ЗАВОЕВАНИЯ АЛЕКСАНДРА МАКЕДОНСКОГО. ПЛАН УРОКА 1.Александр – правитель Македонии. 2.Завоевание Малой Азии, Финикии и Египта. 3.Разгром Персидского царства.
Древняя греция Работу выполнила Волнакова Виктория ученица 4б класса Работу выполнила Волнакова Виктория ученица 4б класса.
Византийская империя и восточнохристианский мир. План: 1.Характеристика империи 2.Античные и христианские традиции 3.Государственная власть и церковь.
СВОЯ ИГРА «Древний Египет». природно- климатические условия жизнь египтян военные.
Образовательная система «Школа 2100». Данилов Д.Д. и др. Всеобщая история. 5 -й класс. История Древнего мира. § 11. Автор презентации: Казаринова Н.В.
Проверьте, знаете ли вы слова и их значения. Заполните в правом и левом столбиках пропущенные строки. 1. Дельта Высокий тростник в Египте, из которого.
Транксрипт:

1. Возникновение, функции и формы государств Древнего Востока. Типология и этапы развития древневосточных государств.

1. Функции государства зависят от природных условий:

a. В гидравлических цивилизациях (Египет, Шумер, Элам) государство становится организатором сельскохозяйственных работ. Общество выделяет особую прослойку и отдаёт ей часть излишка (прибавочного продукта). Такая прослойка – не только организаторы мирские, но и жрецы (именно на них держится весь миропорядок). Изначально должности совмещаются, отдельные ветви не конфликтуют.

b. В цивилизациях предгорий (Урарту), где организатор не нужен, всё и без того хорошо, государство возникает для обороны (там это нужней – всегда кто-то ломится с гор), а главная – община.

2. Типология. Возникновение государства вызывает выделение двух секторов хозяйства – государственного и общинного. Отсюда – три пути. Магистральная река, многорукавная река, предгорья (см. 6).

3. Этапы развития.

a. Первый этап – номовый. Ном – локальное государственное образование на территории, ограниченной естественными рубежами с центром в храме божества нома (Дьяконов и Якобсон). Вокруг – забор. Внутри его – администрация и склады. Функция – перераспределение и реализация прибавочного продукта.

b. При усложнении функций (что неизбежно) государство стоит дороже, нужно больше излишков. Путь внутренний (интенсификация) после «городской революции» исчерпал себя. Внешний: грабёж, захват рабочей силы, контроль над торговыми путями и торговля. Внешний путь ведёт к возникновению территориальных царств (первые – в Египте, где номы соприкасаются друг с другом). Цель войны – именно грабеж и дань, а не захват территорий.

c. Во II-I тыс. до появляется ещё развилка: античный путь (не рассматриваем) и азиатский. Для увеличения производства, эффективности и устойчивости государства как механизма нужно включение в его состав областей с разными типами и особенностями производства (Дьяконов выделяет два типа – производство средств потребления (земледельцы) и средств производства (городские цив-и и (!) кочевники-скотоводы). Они нужны друг другу). Так возникают «империи». Признаки: Устойчивость империи определяется сочетаемостью составных частей. Создатели империй всегда государства с упором на войну (Ассирия и Персия). Механизм устойчивости империи – автономные города (им - привилегии). Отсюда – возникновение центров, напоминавших античный полис. Также империю характеризует расширенная бюрократия. Цель войны – захват территорий.

2.Виды общин на древнем Востоке.Общины в сословной и экономической структуре древневосточных стран

1. Историография.

a. Струве и вся советская историография за ним полагает общину в древности пережитком первобытки. Разложение общины – прогресс.

b. Дьяконов и Якобсон полагают общину единственно возможной ячейкой производства на ДВ. Община возникает сама собой, в любых условиях (так, «вторичные» общины ремесленников на великих стройках в Египте). Даже там, где, казалось бы община задавлена (Египет) можно по документам установить общину «идеологическую» (весь Египет как одна община вокруг фараона). Разложение общины – не показатель. В чём согласны со Струве: община – это явление ещё из животного мира. Историю общины (в т. ч. соотношение общины и государства) выдвигают как основу для периодизации истории древнего мира (статья 97 года в ВДИ).

2. Эволюция общины от родовой к соседской. Усиление обмена => сложность сохранения общности только по родовому признаку => соседская община.

3. Функции общины. Коллективные землевладение, землепользование и защита равноправных общинников. Существует два сектора в экономике: государственный и частный (общинный). Внутри общины дела раздела земли и её обработки. Также мелкое строительство. Члены общины равноправны и отвечают друг за друга. Отсюда её выгодность для гос-ва: круговая порука. Авторитетность общины: изгнание – серьезное наказание.

4. Власть в общине. Военная демократия (Якобсон): совет старейшин решает вопросы, на сходке решения утверждаются, на ней же выбирают одного или двух вождей, который общаются со внешним (в т.ч. и с божественным) миром. Эти вожди не работают, а получают еду от других. В этом – основа эксплуатации и имущественного расслоения. Государство возникает как аппарат насилия для сбора средств, на которые живет этот вождь. Налоги, войско. Иногда налоги прямые (т.е. деньгами или продуктами), иногда – косвенные (ср. в Шумере – в виде участка земли, отдаваемого в храмовое пользование; на этом участке – гос-рабы; или в виде отработки на ирригации).

5. Община и гос-во. Либо сосуществуют с политической автономией общины или даже поглощением ею государственных функций («ранняя древность». Номы, полисы). Либо государство полностью подчиняет общину («поздняя древность»). Человек имеет долг как перед государством, так и перед общиной. Хорошо, если они совпадают. А если нет? Тогда попытки со стороны государства подавить общину. Для понимания важности общины ср. Египет и Месопотамию в начале 2 тыс: и там и там глобальные потрясения, но в Египте общины нет, а в Месопотамии есть. Результат: в Египте все думают, что все, здецпи, в Месопотамии же – ничего, сносно.

3. Историческая экология древнего Египта.Население.

Некоторые проблемы этно- и лингвогенеза в современной науке.

Расы. Процессы метисации. Никакой ксенофобии. Экваториальная, Евразийская, Монголоидная расы.

Языки и народности. К 4 тыс. формируются этноязыковые группы.

1. Афроазийская (семито-хамитская) яз. семья. (прародина – в Сахаре): аккадцы, амореи, арамеи, ассирийцы, ханаанеи, евреи, арабы.

a. Египетская ветвь (долина Нила и М. Азия)

b. Берберо-ливийская ветвь (к западу от Египта)

c. Кушитская ветвь (Нубия)

d. Семитская ветвь (Вост. – Аккад; Зап. – Ханаанеи; Юг – Арабы).

2. Индоевропейская яз. семья (11 век; центр неизвестен, но теории: Балканская, где-то между малой Азией, Восточно- Средиземноморским побережьем и Двуречьем – Гамкрелидзе, Иванов): хетты, лидийцы, карийцы, персы, мидийцы, парфяне, скифы.

a. Хетто-лувийская ветвь (Хетты, Лувийцы).

b. Индо-иранская ветвь (Иранское нагорье, Мидия, Арии Индии, Филистимляне).

c. Фрако-фригийская ветвь (Фригийцы, Фракийцы).

d. Анатолийская ветвь (Лидийцы, Хетты, Лувийцы)

e. Народы моря. Видимо, объединение нескольких народов. Шарданы с Сицилии погубили хеттов.

3. Северо-кавказская яз. семья:

a. Хуррито-урартская ветвь (Хурриты)

b. Хатты (Каски, Хатты)

4. Дравидийская яз. семья.

Вся Индия (между индской и ведийской цивилизациями) Затем – только на юге (потеснены индоеврорпейцами). Сюде же, вилимо, Элам. Но не ясно.

5. Сино-Тибетская яз. семья.

Китай, Корея, Вьетнам.

6. Никуда не относится шумерский.

Проблемы. Непонятно происхождение шумеров (скифо- тюркская теория Раулинсона, кавказская, суданская, малайско- полинезийская и др., мундийская теория (Дьяконов)). Непонятно происхождение касситов. Индоевропейская проблема: где прародина? Возможно, в области Балкан. Афроазийская проблема: где прародина? Дьяконов: м.б. у о. Чад.

Механизм этногенеза. Марков: есть несколько локальных групп, одна из них возвышается, транслирует остальным свой язык => образуется этнос. Марков – еретик и колдун, за что его не любят на кафедре этнологии.

Механизм лингвогенеза. Есть язык-основа, из него путем изменений (эволюцией или заимствованием) - ветви родственных (только по происхождению!) языков. Их совокупность – языковая семья. Существует гипотеза о восхождении самих языковых семей к еще более

древним языкам-основам (не подтверждена).

4. Основные категории источников по истории древнего Египта.

Категории: письменные, маткулатура, фольклор, лингвистика, этнологические данные, антропология (изуч. мумий, скелетов, изображений людей), географические (остатки каналов, дамб и пр.).

1. Письменные. Главный отец – Ж. Ф. Шампольон (см. воп. 12).

1) Исторические сочинения:

- Палермский камень (древнейшее) – летопись. Список фараонов до V династии. Основные походы, катастрофические разливы Нила.

- Анналы Тутмоса III (XVIII дин.) – На стенах карнакского храма. Важнейшие события его царствования. Есть определённая историческая концепция.

- «История» жреца Манефона (эллинизм, 4-3 в.). Греческая традиция, греческий язык. Сохранился в отрывках. Важно: впервые объединил фараонов в 30 династий (3 периода по 10).

2) Архивы и юрдоки:

- Архив храма царя Нефериркара (V дин., в.). Опись храмового хозяйства.

- Архив жреца Хеканахта (21 в.). Частное хозяйство средних размеров.

- Амарнский архив. Международные отношения середины II тыс. Аккадский язык. Организация древневосточной дипломатии

- Договор с хеттами 1280 г. (самый справедливый). Текст на стенах карнакского храма.

- Папирус «Большой Харрис». Рамзес III (XX дин, 12 в.). Дары и привилегии жрецам некоторых храмов.

- Стелла Пианхи в Напате. Стройный рассказ о завоевании Египта кушитами

- Переписи, надписи на печатях и пр.

3) «Поучения» и «пророчества»: одни из самых распространённых жанров. Дидактика. Сохранились имена авторов.

- Поучения фараонов (Ахтоя (Гераклеополь), Аменемхета I (XII дин))

- Поучения частных лиц (Ахтоя (писец – лучше всех), Аменемопе (отец сыну о жизни))

- Пророчества – «речения» (Ипусера, Неферти). Очень яркие картины. Возможно, основывались на реальных восстаниях, а затем литобрабатывались.

4) Сказки и подобное: «Повесть о красноречивом крестьянине», «Рассказ Синухета», «О правде и кривде». Общий любимец – «Сказка о потерпевшем кораблекрушение» (основана, вероятно, на рассказах о реальных экспедициях). Реальные отчёты от экспедиций: об экспедиции в Пунт (на стенах храма Хатшепсут (см. «Древний Египет» по искусству)), «Путешествие Уну-Амона в Библ».

5) Религиозная литература:

- «Тексты пирамид». Надписи на стенах пирамид V-VIII дин (24-22 вв.)

- «Книга Мёртвых» - впервые о загробной жизни, взвешивание сердца покойника и так далее.

- «Мемфисский богословский трактат». III тыс., дошёл в позднем списке

6) Научные трактаты

2. Археология:

1) Погребения:

- Древнейшее – в Эхнабе (Нехене). Возможно, правитель ВЕ

- «склад мумий» в Дейр-эль- Бахри (перезахоронение времён XXI дин. От воров)

- погребения номовой знати Среднего и Нового царства (вырубленые в скалах погребения Антилопьего нома. Там – фрески (?))

- некрополи Мемфиса и Абидоса

2) Города:

- Эхнаб (см. выше). Самый древний. Предполагаема столица ВЕ

- Иллахун

- Ахетатон (Эль-Амарна)

- Порт Гасуу на Красном море

3) Храмы

- Заупокойный храм в пирамиде Джосера

- Храмы Ра в Абусире и Бубастисе (V дин)

- храм в Карнаке

- храм в Луксоре

- храмовый комплекс Абу- Симбела

- храм Рамсеса II в Фивах

3. Письменные источники из других стран (Нубия, Хетты). Библия. Антики: Геродот, Диодор Сицилийский, Страбон, Плутарх. Историю Древнего Египта принято делить на несколько этапов.

5. Периодизация истории древнего Египта

Современная египтология в истории Древнего Египта выявляет следующие этапы:

Доисторический Египет

Додинастический период (V-IV тыс. до н.э.)

Раннее царство;

Древнее царство;

Первый переходный период;

Среднее царство;

Второй переходный период;

Новое царство;

Третий переходный период;

Поздний период, или Позднее царство;

Птолемеевский период.

Относительно датировок в египтологии существует множество независящих и относительно одинаково хорошо обоснованных теорий. За недостаточностью источниковой базы на сегодняшний день мы не можем быть на сто процентов уверенными в абсолютных датах того или иного события древнеегипетской истории. О большинстве фактов можно говорить лишь относительно. Так, началом древнеегипетской цивилизации является начало Раннединастического периода, что произошло, как считают современные египтологи, в 4-м тысячелетии до н. э. Конец же Классического Египта известен точно это 31 г. до н. э., когда закончил правление последний фараон Древнего Египта Цезарион, и Египет стал провинцией Римской империи.

6.Египет в эпоху древнего царства

6.. Общая хар-ка, хронология. Родоначальник III династии – Джосер (28 в). IV дин: кон. 28 – сер. 26. V дин: сер. 26 – кон. 25. VI дин: кон. 25 – сер. 23. ДЦ отделяется от РЦ по первой пирамиде. Развивается письменность, первые литпамятники (биографии вельмож).

8. Политика. Очень жёсткая деспотия. Фараон – сын бога Гора (см. изменение идеологии в СЦ). Визирь – чати. У вельмож реальная сила. В одних руках может сосредотачиваться ряд должностей. Очень большую роль играют писцы. Главное ведомство – налоговое. Социализм – это учёт: множество кадастров и прочей хоздокументации. (Та же ситуация – III дин Ура.). Вся структура управления – отдельно для каждого Египта. Общины пока относительно самостоятельны.

Военными делами занимает отдельное ведомство – дом оружия. Армия – это египетские, ливийские и нубийские ополченцы. Военные походы в трёх направлениях: СВ (Палестина, Сирия), Ю (Нубия), З (Ливия). Пока не завоевательные, грабёж. Уводят ресурсы, людей, скот (см. «территориальные царства» воп. 5).

Закат связан с VI дин. Прежде всего, это возрождение номового сепаратизма. Причины для него: закрепление за каждым номом своей династии управителей; привилегии, которые раздавала VI дин.; великие стройки, требовавшие огромного напряжения.

9. Экономика: в общем, РЦ, но на более высоком уровне. Новшества: КРС, более высокая специализация ремесла (множество отраслей: ковка, литьё, резьба по камню, строительство, кожевенники и пр.). Внутренняя торговля – меновая. Основа – золото, которое ценится намного дешевле серебра.

10. Социальный состав: сильная дифференциация. Верхушка не изменилась. Общинники. Зависимое население: хентиуше (царские арендаторы), мерет (не имеют ничего, работают на хозяйском питании, но не рабы). Рабы: бак, сехену (различаются, в основном, по пути получения).

11. Великие стройки. Джосер (архитектор - Имхотеп). IV дин: Хуфу (146,5 м, строил Хесира), Хафра и Менкаура (66 м). С V дин. пирамиды заканчиваются (пошли восстания против них), но строятся огромные храмы Ра с монументальным обелиском по центру (т. к. потомки жрецов Ра). VI дин – уже закат.

12. I П. Возникновение и суть – см. п лет – 70 фараонов. Но Египет должен быть единым, это его естественное состояние. Разрушение ирригации, усобицы, прекращение торговли и грабежа подстёгивают процесс объединения. С самого начала выдвигаются два центра объединения: Гераклеополь и Фивы (всё ВЕ). Лидирует поначалу Гераклеополь (торговля, зерно). Там выделяются VII и VIII дин, но они местные. IX и X дин, хоть и называют себя общеегипетскими, но на деле таковыми не являются (этого времени «Поучение Ахтоя» - см. воп. 11). Но: XI династия из Фив (очень много зерна) предлагает более выгодные условия для присоединившихся номархов. Все кидают Гераклеополь, присоединяются к Фивам, которые и объединяют весь Египет. XI дин – первая дин СЦ

7.. Египет в период Среднего царства. Гиксосы и борьба с ними египтян.

Среднее царство (2050 – 1750, XI – XIII династии).

Распад централизованного государства на отдельные номы (XXIII век) привел к кризису сельского хозяйства (упадок ирригационной системы). Как следствие две проблемы:

а) недовольство народных масс и восстания (упоминаются в «Речении Ипусера» и в «Речении Нефертити»)

б) опустошение Дельты ливийцами (запад) и кочевниками (восток)

Ощущается необходимость борьбы с разрухой – борьбы за объединение. Два центра:

1) Север – Гераклеополь

Отразили нападения ливийцев (запад) и кочевников-азиатов (Синай); построили крепости в Дельте; объявили себя царями Верх. и Ниж. Египта (IX – X династии).

2) Юг – Фивы

Объединил южные номы.

Победил фиванец Ментухотеп (XI династия, XXI век).

Экономика.

1) Восстановление ирригационной системы. Создан Фаюмский оазис, главный город – Иллахун + Лабиринт Аменемхета III ( ). Возведена крепость для защиты от ливийцев (запад).

2) Появление нового плуга

3) Выведение новых пород скота (овцы - шерсть)

4) Освоение бронзы

5) Изобретение пастового стекла

6) Торговля

- торговые караваны через Дельту и Суецкий перешеек, через Палестину и Сирию до Малой Азии и Вавилонии

- Библ в Финикии. Олово, серебро, ливанский кедр, строевой лес.

- Крит

- южное направление – Нубия (золото), Пунт (эбеновое дерево, слоновая кость, благовония, экзотич. животные)

7) Перенесение царской резиденции в Ит-тауи (Фаюмский оазис)

Общественные отношения.

1) Противоречия. Постоянны восстания.

2) Царские хозяйства => вельможные (обрабатывали родня, «отроки», «воспитанники», «дети», т.е. рабы), храмовые хозяйства.

3) Укрепляются средние хозяйства (частная собственность, рынок, рабы).

4) Увеличение удельного веса мелкого землевладения (дробление царских и храмовых хозяйств).

5) Все мелкие землевладельцы – «хемуунисут» - «царские люди». Писцы переписывали всех и распределяли по профессиям. Потом направлялись на пожизненные работы в хозяйства. Перераспределение было возможно. Виды работ: а) централ. хозяйство, продовольствие со склада; б) отдел. земельный участок, выживает сам.

6) Увеличение количества рабов (войны) Развитие частного рабовладения.

7) Господствующий класс: родовитая и служилая аристократия, высшее жречество, госаппарат + средние и мелкие рабовладельцы, собственники частных владений глав «домов» в сельских поселениях.

Государственное управление.

1) Восстановлен многочисленный бюрократический аппарат, иерархия сложившаяся в Древнем царстве. Однако фараон не имел власти над номархами. Он – главный вельможа (поучение Аменемхета). Опирается прежде всего на этих чиновников.

2) Аменемхет I ( ) – основатель XII династии. Убит в результате заговора. Аменемхет II – такая же шняга.

3) Сенусерт I ( ) и Аменемхет III ( ) попытались перекрыть кислород номархам, но в отместку сами пошли на корм крокодилам.

4) Фараоны предпочитали для нужд управленческого аппарата использовать служилых людей из средней прослойки. Номархи зажрались. Сравнить погребения: фараоны – Ментухотеп I в Дейр- эль-Бахри и храм-лабиринт Аменемхета II в Фаюме, а все остальное скромные сооружения; номархи – погребения в Бени- Хасане, много других прекрасных памятников.

5) XII династия ( ) стабилизировала и укрепила Египет.

Завоевательная политика.

Все колонизированные и захваченные страны активно эксплуатировались.

1) Нубия – золотые прииски, строительство дорог, крепостей, колонизация, вторые пороги Нила – крепости Семне и Кумме, при Сенусерте III граница перенесена к этим крепостям от Асуана.

2) Восточное Средиземноморье – олово, серебро, строительный лес, кедр; + Синайский п-ов и юг Палестин, некоторые городы Финикии (Библ)

Проблемы.

Внутренние. Угнетение нижних слоев населения привело к открытому народному восстанию (XIII династия, ), которое было неорганизованным, а потому быстро и жестоко подавлено.

Внешние. Особую опасность представлял племенной союз гиксосов (Южная Палестина, Северная Аравия, Синайский п- ов).

II Переходный период (вт.пол. XVIII – XVII вв.).

Конец XVIII века – гиксосы оккупировали всю Дельту. Гиксосы – скорее конгломерат племён, чем этноним. Название египетское. У них мощнейшее оружие эпохи – колесницы (в Египте до этого не было даже лошадей). К 1720 покоряют весь Египет и сажают XV и XVI дин ( ).

1) Верхний Египет под их властью лишь номинально. На юге господствует фиванский номарх.

2) Столица – Аварис, восток Дельты.

3) Условные династии гиксосских фараонов – XV – XVI ( ~1580). Особое могущество – царь Хиан (XVII век). Подчинил весь Египет.

4) Борьбу с гиксосами возглавили Фивы. Основана XVII династия. Фараоны Камесу, затем Яхмос взяли Аварис изгнали гиксосов, преследовали их до Палестины, взяли Шарухен.

8. Сословная структура Египта в эпоху Нового царства. Борьба внутри правящих кругов.Реформы Эхнатона.

XVIII династия ( ). Основатель – Яхмос I.

1) экономика:

- каждый поход – куча рабов, золото, серебро, бронза, ценности. Организована система сбора дани с захваченных территорий: Эфиопия – золото, слоновая кость, Палестина и Сирия – серебро, свинец, олово, ткани, краски, лазурит, Ливан – корабельный лес, кедр + скот, рабы, зерно.

- рабочая сила + сырье + ценности + новые технологии (кузнечные мехи, вертикальный ткацкий станок, металлургия, пастовое стекло, плуг с отвесными рукоятками, шадуфы для полива, овцы, кони, мулы)= подъем экономики. Оживление сельского хозяйства: упорядочивание ирригационной системы, увеличение площади посевов, ниломеры в Асуане и Мемфисе, ремонт и строительство каналов, дамб, колодцев, водохранилищ.

2) Социальные отношения

- 3 класса:

а) собственники рабов, домов, мастерских, поместий, материальных ценностей

б) земледельцы, ремесленники

в) рабы

- Распространение и укрепление рабовладельческих отношений. Увеличение числа рабов (палестинцы, сирийцы, финикийцы, ливийцы, нубийцы и др.) Появление мелких рабовладельцев (1-3 раба). Рабы служат в армии.

- Усложнение структуры господствующего класса:

а) + мелкие и средние рабовладельцы

б) + служилая аристократия (фараон)

в) + наследственная номовая знать и высшее жречество (фиванские жрицы Амона)

Усложнение отношений между б) и в) привело к реформе Эхнатона

- Обстановка стабильна, пока успешны завоевательные походы, с уменьшением числа завоеванного усиливается эксплуатация. Острые противоречия в период общей нестабильности вылились в стихийные выступления.

3) Государственное управление

- Больше территория – больше чиновников.

- Инструкция везира фараона Тутмоса III Рехмира:

а) центральный аппарат во главе с везиром

б) несколько ведомств – начальник казны, главный домоправитель (налоги), заведующий пашнями, начальник над скотом, начальник приемного чертога, заведующий судебным присутствием, глава военной палаты.

в) 10 верхнеегипетских сановников при везире – канцелярии – писцы, секретари, курьеры.

г) региональная администрация – четыре административных региона

д) градоправители в крупных городах

е) окружное управление

ж) управление в деревнях и поселениях

- Организация управления на завоеванных территориях:

а) Нубия – спецведомство + сановник 3-й ступени («царский сын Куша»)

б) Азия – спецведомство + наместник «северных стран»

Все они опирались на военные гарнизоны и на лояльных местных правителей.

4) Реформа Эхнатона.

Успешные завоевания и регулярные отчисления в пользу храмовых хозяйств привели к значительному усилению фиванских жрецов Амона-Ра. Они даже получили возможность влиять на передачу власти («указание Амона»). Фараон Аменхотеп IV ( ) предпринял попытку религиозно- политической реформы. В 1366 он объявил Атона главным богом и поменял свое имя Аменхотеп на Эхнатон («Амон доволен» => «угодный Атону»). Эхнатон покинул Фивы и переехал в Ахенатон («Горизонт Атона»). Символ Атона – солнечный диск с дающими руками. Опираясь только на служилую знать, Эхнатон не смог привлечь к новой религии основную массу населения. Уже Тутанхатон (Тутанхамон) отменил культ Атона и перенес столицу в Мемфис. Имя Эхнатона (т.е. его ка) стирается со всех заборов. О реформе – «Гимн Атону» из гробницы современника Эхнатона вельможи Эйе. XVIII династия ( ). Основатель – Яхмос I.

9..Внешняя политика фараонов столетий

1) изгнание гиксосов вызвало подъем военно-политической активности XVIII династии

2) увеличение и реорганизация армии (+ колесницы, + массивный прямой и легкий серповидный мечи, + пластинчатый панцирь, + новые виды тактических подразделений, + тренировки, + военно-морской флот, фортификационные инновации). Египетская армия – лучшая и наиболее многочисленная армия того времени.

3) направления внешней политики:

а) северо-восточное (восточное побережье Средиземного моря). Успехам сопутствовала раздробленность этого региона. Единственная реальная сила – Митанни, поддерживающее коалицию сиро-палестинских княжеств, во главе с Кадешем. Этот союз приостановил экспансию египтян. Тутмос III ( ). В 1482 г. он одержал победу в битве при Мегиддо над коалицией, завоевал обширные территории. За 22 года совершил в регион 15 походов, расширив владения до верховьев Евфрата. Митанни уступило. В Евфрат переволокли часть флота. Северная граница – город – Керкемиш.

б) южное (Нубия). Преемники Яхмоса захватили территории вплоть до 3-го порога. Хатшепсут отправила в Пунт военно-торговую флотилию, которая успешно выполнила возложенную на нее миссию. Тутмос III завоевал племена до 4- го порога.

4) границы с севера на юг – 3200 км!!!

5) Фараоны после Тутмоса думали скорее о закреплении достигнутого. Египет стал доминирующей державой в регионе, Митанни, хетты и вавилоняне стремились к союзу с ним.

XIX династия (ок.1345 – ок.1200). Основатель – Хоремхеб ( )

Реформа Эхнатона привела к обострению социальной напряженности и, как следствие, к пассивности во внешней политике. Это вылилось в катастрофическое падение египетского влияния в Восточном Средиземноморье. Обособились многие палестинские, финикийские и сирийские княжества (архив в Телль-эль-Амарне). Выдвинулся фараон Хоремхеб.

1) Хоремхеб ( ) улучшил комплектование армии, стал привлекать наемников из Ливии, укрепил командный состав и материальное обеспечение. Разделил армию на южный и северный корпуса.

2) Рамсес II ( ).

а) юг – относительно спокойно подчинил Эфиопию. Интенсивное строительство крепостей.

б) северо-восток

– неудачный поход против Хеттского государства

- дипломатическая борьба

– мирный договор между Рамсесом II и Хаттусили III (Храмы в Фивах и Хатусса – Богазкёй). Отказ от применения военной силы, решение спорных вопросов мирными средствами, раздел сфер влияния (Северная Сирия и Финикия – хетты, Южная Сирия и Финикия с Палестиной – Египет), взаимные гарантии в случае нападения третьей стороны, выдача перебежчиков, династический брак Рамсеса. Укрепление взаимоотношений на 100! лет.

3) Мернептах ( )

а) народы моря (запад Малой Азии + о-ва Средиземноморья). Решающая победа на востоке Дельты.

б) подавление восстания сирийских городов

в) отражение нападения ливийцев с запада

г) усиливается самостоятельность отдельных номархов

XX династия (ок.1200 – ок.1085). Основатель – Сетнахт (ок ).

Страну охватила смута. Потеряна часть владений в Сирии и Палестине. «Народы моря» безнаказанно грабят восточные границы, ливийцы – западную Дельту. Стабилизировал положение вельможа Сетнахт (ок ). Преемник – Рамсес III ( ).

- увеличение численности и боеспособности армии. Разделение населения на призывные группы. Увеличение числа наемников.

- 5-й и 11-й гг. правления – разгром ливийцев

- 8-й год – отражение вторжения «народов моря»

- успешные войны в Палестине и Сирии. Восстановление влияния.

Смерть Рамсеса III – начало упадка. Усиляются номархи. Утрачиваются владения в Сирии и Палестине. Прекращение династии – смерть Рамсеса

10.Египет под властью иноземцев в 1 тысячелетии до н.э.Возвышение Саиса.Египет под властью Ахеминидов.

III переходный период (1085 – сер. X в. до н.э.).

Египет под властью иноземцев:

1) Египет под властью ливийцев (Ма, «машаваша»):

- натиск ливийцев при рамессидах удалось сдержать

- их стали нанимать в войско

- ливийцы наводнили Дельту, постепенно укореняясь и устанавливая родственные связи с египетскими вельможами и царским домом

- ок.950 – на престол взошел Шешонка I, основана XXII ливийская династия Бубастидов (ок )

- новая столица – Бубастис в Дельте

- ок.930 – Шешонк I вторгся в Иудею, взял Иерусалим и др. города, стал получать дань из Нубии

- большое храмовое и дворцовое строительство, воен. крепость близ Фаюма

- социальная опора Бубастидов – воины и жречество

- 853 – египтяне и Дамасская коалиция сиро-палестинских правителей потерпели поражение при Каркаре от Ассирии

- росла децентрализация – династия распалась на Бубастскую, Мемфисскую и Гераклеопольскую ветви

- ок.817 – правитель Таниса объявил себя верховным правителем и основал XXIII династию, правившую параллельно с XXII до 730 г. до н.э.

2) Завоевание Египта Кушем:

- к VIII в. до н.э. на территории Куша образовалось государство со столицей Напата (IV порог), перенявшее религию и традиции египитян

- к сер. VI в. до н.э. полит. центр переместился в Мероэ, между IV и V порогами на пересечении торговых путей, имевший железорудные месторождения. Напата – культурный и религиозный центр

- экономика:

а) охота и скотоводство доминировали над земледелием

б) выплавка железа

в) речная и караванная торговля с Египтом (слоновая кость, золото, драг.камни, благовония, ценные породы дерева, рабы-негры, экзот.животные)

- сер VIII в. напатский правитель Кашта совершил успешный поход на Египет и оставил в Фиваиде кушитские военные отряды, его дочь – «супруга бога» Амона

- сын Кашты – Пианхи одержал ряд побед (Фивы, Гераклеополь, Гермополь) и заставил покориться начавшего объединение Египта правителя Саиса – Тефнахта и других номархов

- вскоре после ухода Пианхи в Напату Тефнахт провозглашает себя царем

- XXIV династия: Тефнахт и его сын Бакенранф (Бокхорис)

- Попытка решить социальную и экономическую напряженность:

а) закон Тефнахта против роскоши

б) закон Бокхориса о запрете лишения свободы должников и разрешение брать в обеспечение долга только имущество, уменьшение процентов

- ок.715 – преемник Пианхи – Шабака окончательно покорил Египет

- XXV Эфиопская династия ( )

- столица – Мемфис

- возможно, был заключен какой-то договор Ассиррией

3) Ассирийцы в Египте:

- 674 и 671 – походы, в которые ассириец Асархаддон покорил Египет

- страна разделена между 20 номархами, зависимыми от Ассирии, Асархаддон – «царь царей» Верхнего и Нижнего Египта и Куша

- 671 – 655 – господство Ассирии в Египте. Два восстания, в которых активное участие принимал Тахарка, пытаясь вернуть Египет Кушу

- 663 – война Ассирии с Кушем, конец XXV Эфиопской династии

Борьба Саиса за объединение и последний расцвет Египта. XXVI династия.

1) Борьба с Асиирией:

- Псамметих I собрал наемное войско из греков-ионийцев и карийцев-малоазиатов, разбил номархов-соперников

- Царя стали поддерживать Мемфис, Фивы и Гераклеополь

- Псамметих I в союзе с Лидией и Вавилоном и вытесняет ассирийцев

- 655 – объединение страны завершено

- XXVI Саисская династия (664 – 525 г. до н.э.)

2) Укрепление мощи Египта:

- ориентация на греческий мир

- приглашение греческих и карийских наемников

- ответный бунт и уход в Эфиопию ливийских наемников при Псамметихе I

- союзы с некоторыми греческими государствами

- размещение гарнизонов в Дафне (В), Марее (З) и Элефантине (Ю)

- строительство крепостных сооружений на юге Восточносредиземноморья

- торговля с Финикией, Карфагеном и Иудеей

- от скифского нашествия Египет откупился

- рост напряженности между Египтом и Нововавилонским царством после египетского вмешательства в дела Вавилона и Мидии с Ассирией

- фараон Нехо II ( ) укрепил позиции Египта в Африке, при нем построен 85 км канал Средиземное море – Нил – Красное море, первое плавание вокруг Африки (3 года)

- победоносные походы в Куш, Палестину и Финикию при преемниках НехоII

- обострение внутриполитической ситуации:

а) мятеж наемников в Элефантине при Априи ( )

б) волнения в ходе войны с Киреной – восстание ливийев под предводительством родственника Априи – Амасиса

- Амасис (Яхмос II – ) продолжает ориентированную на Грецию политику

- союз с Афинами, Самосом, Родосом, Киреной, Лидией, Дельфийским храмом, Навкратис стал центр египетских греков

- военные походы в Аравию, Нубию и на Кипр, обложение их данью

- реформы Амасиса:

а) снижение поземельного налога

б) уменьшение сборов в пользу храмов

в) введение контроля над доходами египтян

Завоевание Египта Персидской державой.

- 525 – Египет завоеван персами, Псамметих III свергнут, перс Камбиз стал основателем XXVII Персидской династии

- при Дарии I Египет стал сатрапией Персидской державы, обязан был платить подать в размере 700 талантов серебра (> 20 тонн), взносы в виде хлеба и доходов с рыбного промысла в Меридовом озере

- постоянно вспыхивают сепаратистские бунты. Правления XXVIII – XXX общеегипетских династий

- 332 захват Египта Александром Македонским, коронация его как фараона

- после распада империи Александра в Египте воцарилась греко-македонская династия Птолемеев

- Египет входит в эпоху эллинизма

Социально-экономическое развитие Египта.

1) Экономика:

а) ремесло:

- использование железа

- обработка металлов: бронза, железо, золото, серебро

- высокое развитие ювелирного дела

- высокий уровень ткачества

- производство античной расписной керамики («навкратийский стиль»)

- производство алебастровых сосудов

- совершенствование техники кораблестроения

- строительство (фортификации, храмы, светские здания, Лабиринт)

б) интенсивное развитие товарно-денежных отношений:

- купля-продажа земли

- денежные ссуды

- эквивалент стоимости – серебро, таланты, сикли, греческие и персидские золотые и серебряные монеты

- Мемфис – центральная сокровищница страны

в) внешняя торговля в саисский период:

- с Финикией

- с Карфагеном

- с областями Куша

- с греческими полисами

2) социальные отношения:

- обогащение рабовладельческой верхушки – номовой и военной знати, жречества, торговцев и наемников

- разорившиеся землевладельцы становятся арендаторами – 1/3 или 1/4 урожая

- возникновение субаренды

- прогрессирующая долговая кабала целых семей

- расцвет самопродажи в рабство на 1-5 лет

- ссуда выдается под 100% годовых, нарастание ежемесячной пени

- усиляется сословная замкнутость: наследственность профессий, традиционность правил поведения, обрядов

- сокращение притока рабов военнопленных

3) идеология саисского периода:

- возврат к архаичным верованиям

- архаизация титулов

- архаизация языка и литературного стиля

- архаизация канонов архитектуры и искусства

- Древнее и Среднее царства – «Золотой век»

11. Культура и религия Древнего Египта.

Самобытна, так как цивилизация изолирована. Зато потом – обширные заимствования греками и многими другими (период эллинизма). Впрочем, Ладынин полагает, что не так уж эта цивилизация была и изолирована – просто, по его мнению, не было надобности в таких заимствованиях.

Влияние природных условий на формирование религии и мифологии: плодородная река, сезонные разливы, аграрные циклы, вокруг – недружелюбная пустыня и т.д. Столкновение человека и подавляющей его среды => ощущение ничтожности человека перед окружающей средой (ср. с политической системой).

Концепция культа. Боги создали людей, чтобы те им служили. Вообще-то боги не самые приятные существа. Если люди не служат им ревностно, боги начинают наказывать людей. У богов есть штат жрецов, жертвы, храмы, гимны.

Культ фараона как организатора системы ирригации, без которой всем не жить. Фараон – земное воплощение божества (от брака бога и земной женщины). При жизни отождествлялся с Хором, после смерти – с Осирисом. У фараона, как и у любого бога, был свой культ, храмы, жрецы, жертвоприношения. Сфинкс – фараоново скульптурное воплощение.

Боги бывают разные: как местные, так и общеегипетские. Токарев и Кузищин полагают, что местные боги – продукт эволюции тотемизма (отсюда - зооантропоморфизм). Им возражают (Ланге Г.О.), что культы эти были местные, а не родовые, поэтому о тотемизме и речи нет. У богов – свои культовые центры => как только правитель такого центра становится фараоном, так сразу соотв. бог становится особо почитаемым (ср. Фивы и Амон). Боги могут олицетворять как конкретные понятия (напр. Хапи – Нил), так и абстрактные (напр. Маат – справедливость). Хоть и конервативность, заимствования от ближайших соседей все ж были (в эпоху Среднего царства): Астарта - семитская богиня.

Организация пантеона. Огромное многообразие богов => потребность их как-то систематизировать. Лучше всего это удалось гелиопольским жрецам. Они выделили большую девятку, а остальных богов по мере возможности раскидали на триады богов: мать, отец и сын. Так: Осирис, Исида, Хор – абидосская триада, Амон Мут и Хонсу – фиванская триада. Но до конца упорядочить не удалось.

Космогония. По гелиопольской системе: сначала был бог Нун (первобытный водный хаос). Из него – бог Атум (позднее – Ра; первая твердь). Атум создает из себя Шу и Тефнут. У них - Геб и Нут, которые, в свою очередь, - Осириса, Исиду, Сета и Нефтиду. Все они вместе – божественная девятка или Эннеада. А ваще-то всех создал Птах.

Главные боги: Ра (Гелиополь), Птах (Мемфис; бог-творец), Амон (Фивы; сперва – малозначительный региональный божок, потом – даже круче, чем Ра), Осирис (аграрный цикл, отец загробного мира), Исида (евонная телка и мама, покровительница любви и материнства), Хор (их сын, сивмол неба и света, покровитель фараона, в образе человекосокола, ока Хора, солнечного диска с соколиными крыльями), Тот (бог счета, в образе павиана), Сохмет (могущественная сила, богиня войны, чумы и др., в образе львицы), Хапи (Нил).

Религиозная реформа Эхнатона. Вместе с централизацией власти - и слияние функций разных богов в одном. Вот при Эхнатоне культ Атона стал преобладающим. Изображался в виде солнечного диска, от которого – дарующие руки-лучи. Важно, что Атон не имел родственников и никакого конкретного воплощения (претензия на монотеизм). Этот культ продержался только до смерти Эхнатона, после чего его имя начали стирать со всех заборов.

Загробный мир. После смерти – продолжение обычной земной жизни. Отсюда – спокойное отношение к смерти, мумификация (чтобы сохранить триаду «физическое тело – ка – ба»), росписи стен гробниц и очень репрезентативный инвентарь гробниц (туда клали все, что могло пригодиться для загробной, а значит – и для мирской жизни; то, что нельзя положить, рисовали на стенах). Этика проникает в религию лишь чуть-чуть (в одной из глав «Книги мертвых» описана процедура взвешивания сердца покойного => некая зависимость между тем, что чел. творит при жизни и тем, куда он попадает после ее конца), в основном же блаженство на том свете зависит не от земной жизни, а от качества погребального обряда.