Информационно-методический центр Адмиралтейского района Выпускная работа Проблема счастья в романе И.А.Гончарова «Обломов» Проблема воспитания в романе.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Информационно-методический центр Адмиралтейского района Выпускная работа Проблема счастья в романе И.А.Гончарова «Обломов» Проблема воспитания в романе.
Advertisements

Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа 14 Материалы к урокам по роману И.А.Гончарова «Обломов» (анализ эпизода,
Немного в защиту Обломова… Материал к анализу 2 главы Автор: учитель русского языка и литературы Казаковцева Любовь Владимировна.
История создания романа Замысел романа «Обломов» возник у И.А.Гончарова в конце 40-х годов XIX века. В 1849 году была написана первая часть романа. Вторая.
Штольц и Обломов Урок литературы в 10 классе по роману И.А.Гончарова «Обломов»
Разбирать женские образы, созданные И. А. Гончаровым, значит предъявлять претензию быть великим знатоком женского сердцаН.А.Добролюбов.
Замысел романа « Обломов » возник у И. А. Гончарова в конце 40- х годов XIX века. В 1849 году была написана первая часть романа. Вторая и третья часть.
{ Рассказ – парадокс. «Обломов» 1. Илья Иванович Обломов – молодой человек лет 20, который родился в состоятельной дворянской семье. 2. Все детство он.
портрет Человек, с неприметной внешностью. «Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности… Цвет лица у Ильи Ильича.
ЛУЧШИЙ ДРУГ ОБЛОМОВА АНДРЕЙ ИВАНОВИЧ ШТОЛЬЦ, СЫН РУССКОЙ ДВОРЯНКИ И НЕМЦА; ПРЯМАЯ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ ОБЛОМОВУ.
1 Иван Александрович Гончаров «Обломов» Особенности речи героев.
В РОМАНЕ И.А.ГОНЧАРОВА «ОБЛОМОВ» Андрей Штольц. Штольц ровесник Обломову: и ему уже за тридцать лет. …Он весь составлен из костей, мускулов и нервов,
И.А. Гончаров. Роман «Обломов»
ЛЮБОВЬ В ЖИЗНИ ГЕРОЯ. «Любовь, с силой Архимедова рычага, движет миром.
Сергеев Николай Михайлович, МБОУ «СОШ 8», 1 А класс Руководитель: Сергеева Венера Викторовна.
Хочу тебя поздравить, мама, Всегда ты будешь самой-самой, Тебя люблю и уважаю, И лишь одно я точно знаю – Что только мама не предаст, И руку помощи подаст.
Сквозь "зеркало жизни" Я вижу судьбу. Я вижу жизнь всех, Но не вижу свою. Что значит все это? Где жизнь здесь моя? У "зеркала жизни" Спросил тотчас я.
Р АЗМЫШЛЕНИЕ. А КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ … Где начинается любовь, там логика уходит в подполье. Иногда бывает такой парадокс: нередко любовь и дружба находят.
Какое счастье – быть полезным людям, учить Его Величество – Народ! УЧИТЕЛЬ ОБЖ МБОУ СОШ 32.
Подготовка к написанию сочинения М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» 9 класс.
Транксрипт:

Информационно-методический центр Адмиралтейского района Выпускная работа Проблема счастья в романе И.А.Гончарова «Обломов» Проблема воспитания в романе Роман «Обломов» как русский воспитательный роман Голубева Елена Викторовна учитель ГОУ СОШ 243 1

…ведь есть такие праздные счастливцы, ума недальнего, ленивцы, которым жизнь куда легка… УЗНАЙ ГЕРОЯ ПРОЗВЕДЕНИЯ 2

…ведь есть такие праздные счастливцы, ума недальнего, ленивцы, которым жизнь куда легка… Емеля Онегин Ленский Павел Петрович Хлестаков Емеля на печке Манилов 3

Напишите небольшой текст: «В чем счастье узнанных вами героев?» В труде, в трудовой деятельности для своего блага? В труде, в трудовой деятельности на благо других людей? В праздном образе жизни? В том, что герои не задумываются о счастье, а просто живут весело и радостно? В том, что все окружающие их любят за легкость, ненавящивость нрава? Или в чем – то другом…? И счастливы ли они? 4

Составьте синквейн, выбрав одного из героев

Счастливы ли герои романа И.А.Гончарова «Обломов»? Второстепенные персонажи Гости Ильи Ильича: Волков – «изящная цепочка, с множеством мельчайших брелоков» «тончайший батистовый платок, пропитанный ароматами Востока», «глянцевитая шляпа» «лакированные сапоги» «не нужно бывать в должности!...» «Боже мой, что за веселье на этом свете!» Главные персонажи Обломов : «Где же здесь человек? На что он раздробляется и рассыпается?..Несчастный!» 6

Счастливы ли герои романа И.А.Гончарова «Обломов»? Второстепенные персонажи: Судьбинский: « …дьявольская служба…» …надо приготовить доклад – адская работа…» …и многое кое – чего…» «…меня ценят…» «А что ж бы я стал делать, если б не служил!» Пенкин: «эспаньолка»; «две статьи в газету каждую неделю»; «разборы беллетристов»;«Любовь взяточника к падшей женщине»; «Нам нужна одна голая физиология общества, не до песен нам теперь…» Главные персонажи: О БЛОМОВ : «Увяз, любезный друг, по уши увяз… И проживет свой век, и не пошевелится в нем многое, многое ….Несчастный!» «И все писать, писать, как колесо, как машина……Несчастный!» 7

Волков - бурная, пустая, светская жизнь. Судьбинский - успешная карьера Пенкин - «легкий» литературный труд Волков - бурная, пустая, светская жизнь. Судьбинский - успешная карьера Пенкин - «легкий» литературный труд вывод: Илья Ильич Обломов Обломов каждого гостя встречает восклицанием: «Не подходите, не подходите: вы с холода!» Внешний мир маскируется атрибутом ХОЛОДА как качеством чужого мира, вторгающегося во внутренний, ТЕПЛЫЙ мир героя. Посетители олицетворяют три жизненных пути: вот что предлагает общество вставшему с дивана Обломову. Гости укрепляют веру его в то, что он поступает правильно, если не суется вперед, не распыляется, а стремится остаться ЦЕЛЫМ. Он лежит и сохраняет свое человеческое достоинство и покой. Он хотел бы сохранить собственное внутреннее спокойствие и независимость. Второстепенные персонажи: 8

«Воспитание – великое дело: им решается учесть человека» Р.Киплинг «Воспитание – великое дело: им решается учесть человека» Р.Киплинг «Да разве после одного счастья бывает другое, потом третье, ТАКОЕ ЖЕ?» «Да разве после одного счастья бывает другое, потом третье, ТАКОЕ ЖЕ?» «Это был какой-то всепоглощающий, ничем непобедимый сон. Истинное подобие смерти» И что есть жизнь? «…идеал покоя и бездействия» – высшее проявление счастья. Жизнь менялась только лишь по сезонам и то незначительно. 9

« Печать неторопливой сдержанности лежит и характерах людей, взращенных русской матерью-природой.» « Печать неторопливой сдержанности лежит и характерах людей, взращенных русской матерью-природой.» На фоне спокойной природы русской равнины протекает медлительная жизнь людей. Ни землетрясений, ни наводнений, ни катастроф. Ильюша розовощекий, толстый, ленивый, избалованный. Все домашние милые, добрые, заботливые. Ребенок купается в безграничной любви и ласке. Илья взрослеет, но также окружен мамками, няньками, слугами. Родители мечтают вырастить сына счастливым, поэтому ему и шагу не дают ступить самостоятельно: оберегают от всех внешних невзгод, в том числе и от такого несчастья, как учение. «Странно действовало ученье на Обломова: у него между наукой и жизнью лежала целая бездна, которой он не пытался перейти. Жизнь у него была сама по себе, а наука сама по себе.» 10

«Да не это ли цель – всякого и всякой: найти в своем друге неизменную физиономию покоя, вечное и ровное течение чувства? Ведь это норма любви, и чуть что отступает от нее, изменяется, охлаждается – мы страдаем: стало быть, мой идеал – общий идеал…? «С восьми лет Штольц сидел с отцом за географической картой, разбирал по слогам Гердера, Виланда, библейские стихи и подводил итоги безграмотным счетам крестьян, мещан и фабричных, а с матерью читал священную историю, учил басни Крылова, разбирал по складам же Телемака». В сыне ей «мерещился идеал барина, хотя и выскочки, из черного тела, от отца бюргера, но все-таки сына русской дворянки.» «Труд – образ, содержание, стихия и цель жизни» – девиз Штольца. «Мечте, загадочному, таинственному не было места в его душе..У него не было идолов, зато он сохранил силу души, крепость тела, зато он был целомудренно- горд, от него веяло какой-то свежестью и силой….., выше всего он ставил настойчивость в достижении целей». «…в нравственных отправлениях свой жизни он искал равновесия практических сторон с тонкими потребностями духа» 11

Штольц – ум, сила, уменье управлять собой, другими, судьбой….А я ? Я – Обломов…» «Андрей часто, отрываясь от дел или из светской толпы, с вечера с бала ехал посидеть на широком диване Обломова и в ленивой беседе отвести и успокоить встревоженную или усталую душу и всегда испытывал то успокоительное чувство, какое испытывает человек, приходя из великолепных зал под собственный скромный кров или возвратясь от красот южной природы в березовую рощу, где гулял еще ребенком», Это не ЖИЗНЬ!... Это …какая- то…обломовщина… 12

« Это не жизнь!... Это….какая-то… обломовщина…..» « Ах, Илья, Илья!... Нет, я не оставлю так. Через неделю ты не узнаешь себя. Ужо вечером я сообщу тебе подробный план о том, что я намерен сделать с собой и тобой, а теперь одевайся. Постой, я встряхну тебя…» «Я попробую приподнять тебя, может быть в последний раз. Если ты и после этого будешь сидеть вот тут с Тарантьевым и Алексеевым, то совсем пропадешь, станешь в тягость даже себе. Теперь или никогда. «Я не оставлю тебя так, я увезу тебя отсюда, сначала за границу, потом в деревню: похудеешь немного, перестанешь хандрить, а и сыщем дело…» «..Что с тобой?...Ты не знаешь меня: я давно задал себе эту задачу и не отступлюсь. До сих пор меня отвлекали разные дела, а теперь я свободен. Ты должен жить с нами, вблизи нас: мы с Ольгой так решили, так и будет… Едем же Я готов силой тебя увезти! Надо жить иначе, ты понимаешь, как…» « Ах, Илья, Илья!... Нет, я не оставлю так. Через неделю ты не узнаешь себя. Ужо вечером я сообщу тебе подробный план о том, что я намерен сделать с собой и тобой, а теперь одевайся. Постой, я встряхну тебя…» «Я попробую приподнять тебя, может быть в последний раз. Если ты и после этого будешь сидеть вот тут с Тарантьевым и Алексеевым, то совсем пропадешь, станешь в тягость даже себе. Теперь или никогда. «Я не оставлю тебя так, я увезу тебя отсюда, сначала за границу, потом в деревню: похудеешь немного, перестанешь хандрить, а и сыщем дело…» «..Что с тобой?...Ты не знаешь меня: я давно задал себе эту задачу и не отступлюсь. До сих пор меня отвлекали разные дела, а теперь я свободен. Ты должен жить с нами, вблизи нас: мы с Ольгой так решили, так и будет… Едем же Я готов силой тебя увезти! Надо жить иначе, ты понимаешь, как…» 13

« привив им, как оспу, любовь, пробудить Обломова к разумной деятельности.. «В редкой девице встретишь такую простоту и естественную свободу взгляда, слова, поступка…Ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры, никакого умысла! Зато ее и ценил почти один Штольц, зато ни одну мазурку просидела она одна, не скрывая скуки… Одни считали ее простой, недальней, неглубокой, потому что не сыпались с языка ее ни мудрые сентенции о жизни, о любви, ни быстрые, неожиданные и смелые реплики, ни вычитанные или подслушанные суждения о музыке и литературе…»,и литературе…» 14

15

«Я видела счастливых людей, как они любят!...у них все кипит, и покой их не похож на твой; они не опускают головы: они едва спят, они действуют! А ты….нет, не похоже, чтоб любовь, чтоб я была твоей целью…» «…дослелить до конца, как в его ленивой душе любовь совершит переворот, как окончательно с него спадет гнет, как он не устоит перед близким счастьем…» «…она любит теперь, как вышивает по канве: тихо, лениво выходит узор, она еще ленивее развертывает его, любуется, потом положит и забудет…» 16

«…сближался с Агафьей Матвеевной – как будто подвигался к огню, от которого становится все теплее, но которого любить нельзя…!» «…он тихо и постепенно укладывался в простой и широкий гроб остального своего существования, сделанный собственными руками, как старцы пустынные, которые, отворотясь от жизни, копают себе могилу…» 17

Жизнь в его глазах разделялась на две половины-одна состояла из труда и скуки – это у него были синонимы, другая – из покоя и мирного веселья…» «Как страшно стало ему, когда вдруг в душе его возникло живое и ясное представление о человеческой судьбе и назначении, и когда мелькнула параллель между этим назначением и собственной его жизнью, когда в голове просыпались, один за другим, и беспорядочно, пугливо носились, как птицы, пробуженные внезапным лучом солнца в дремлющей развалине, разные жизненные вопросы…» 18

19 Проблема счастья в романе И.А. Гончарова «Обломов» 1.Обломовщина – это……… 2. Обломовщина – это счастье…….?

Спасибо за внимние…. 20