Компьютерные игры Использование компьютерных игр в обучении младших школьников Компьютерные игры Использование компьютерных игр в обучении младших школьников Выполнила студентка группы П-101 группы П-101 Кузьмина Дарья
Мир ребенка никогда не рассматривался в отрыве от игровой деятельности детей. Теперь в век научно-технического прогресса он наполнился еще одним видом игры - компьютерной. И этот вид игры очень сложный, противоречивый, притягивающий, вовлекающий в свою орбиту почти вес возрасты (и не только детей).
Картина, выявленная учеными в области компьютерных игр, достаточно объективна. Определены как положительные, так и отрицательные факторы и стороны этого явления.
Я полностью разделяю позицию исследователей, которые считают: «Вообще компьютер и его возможности не стоит абсолютизировать, ведь это всего один из источников получения информации, один из способов получения информации, один из способов обучения.»
«...никакой компьютер, никакой Интернет не смогут заменить истинный, классический процесс обучения, основанный на взаимодействии педагога со школьниками».
Но одновременно ученые признают, что «детские игры - это наиболее эффективные методы, развивающие координацию, ловкость, силу, интеллект ребенка».
Наибольшую опасность и вредное влияние на детей (и не только детей!) оказывают так называемые развлекательные игры, сетевые. Рассматривая мир компьютера, исследователи в первую очередь обнаруживают отрицательные тенденции в развитии игры и игровой культуры современного детства, которые проявляются в:
Отрицательные тенденции -социальном отчуждении; Сюжетные -эгоизации -«варваризации» содержания детской игры -индивидуализации игрового процесса -виртуализации детского сознания -формировании игровой зависимости школьников
Компьютерная информация в настоящее время весьма широко используется в школах и в детских садах. Формы ее достаточно разнообразны. Разрабатываются различные обучающие программы по всем предметам школьного курса. Нередко информация обучающих программ выходит за пределы школьного курса, что позволяет детям расширять свой кругозор.
Специальные компьютерные игры предназначены для помощи детям в овладении норм устной и письменной речи, при обучении счету, для преодоления дисфункций памяти, пространственных фобий, для диагностики различных психических изменений личности. Естественно, что эта группа игр может использоваться только под руководством педагога, психолога, возможно родителей. В какой-то степени в разряд компьютерных игр может входить и Интернет, из которого дети самостоятельно могут добывать интересующие их факты.
В добротной, положительной компьютерной детской игре выделяются следующие функции: - обучающая; формирование у детей способности к абстрагированию, т.е. умению мыслить без опоры на предметы внешнего мира. Подобные умения должны вырабатываться при чтении про себя и счете в уме.
- управление мышкой, занятие клавиатурой развивают моторику. Развивающие и обучающие игры предполагают наличие у ребенка определенного уровня развития мышления, творческих способностей, определенных знаний и умений.
Большой объем среди компьютерных игр принадлежит развлекательной группе игр, которые иногда называют «стрелялками». Агрессивность содержания компьютерных игр складывается из насыщенного высококонтрастного видеоряда, реалистичной компьютерной графики, интенсивного звукового сопровождения. Эти технологические особенности накладываются на стереотипность моторных действий, динамичность сюжетной линии. И все это вместе взятое вызывает изменения на уровне психофизиологических свойств младшего школьника. Психологи подразумевают под этим активизацию головного мозга, сенсомоторную реакцию и пр.
К.А. Ларин предлагает следующую классификацию образовательных программ: развивающие игры; обучающие игры; игры-экспериментирования; игры-забавы; компьютерные диагностические игры.
Если учитель систематически использует компьютерную информацию, то, по нашему мнению, реализуются дидактические требования почти незаметно. Учащиеся привычны к работе с компьютером, поэтому они знают технику пользования программой, последовательность этапов работы с программой. Со стороны учителя требуется лишь незначительная корректировка действий учащихся.
Методические требования обязывают учителя досконально изучить возможности компьютерной программы, которую он намерен предъявить детям на уроке. Мотивационные требования формируют определенную мотивационную основу для выполнения предлагаемой детям учебной работы. Следовательно, перед учениками должны быть поставлены четкие цели и задачи. Кроме того, работа с компьютером не должна быть изолированной от других видов работ на уроке.
Гигиенические требования предусматривают ограничение времени работы за компьютером (не более минут на уроке). Экран должен быть свободен от бликов. Нужно соблюдать определенное расстояние до экрана монитора и высоту его расположения.
Таким образом, компьютерные игры становятся мощным инструментом развития обучения ребенка младшего школьного возраста и не могут считаться просто полезным «артефактом» компьютерной технологии. Но, несмотря на широкий спектр возможностей современных компьютерных технологий, они ни в коем случае не должны вытеснять и заменять традиционные игровые формы в виде ролевых, народных, коллективных, творческих, настольно-печатных игр. Компьютерные игры лишь могут и должны служить хорошим дополнением образовательного процесса. Только грамотное и осмысленное применение современных информационных технологий в образовании, разработка и внедрение специальных обучающих и развивающих компьютерных программ для детей позволит повысить эффективность обучения и воспитания современного поколения».