L/O/G/O Проектный метод в деятельности ДОУ Воспитатель высшей квалификационной категории: Е.А.Киселева 2013г. г.Рыбинск Муниципальное дошкольное образовательное.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Исследование Врожденные исследовательские качества Приобретенные исследовательские качества.
Advertisements

Метод проектов как средство разработки и внедрения педагогических инноваций в ДОУ.
Семинар «Метод проектов в деятельности ДОУ». ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы; представляет.
МЕТОД ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ МОУ «Багарякская СОШ» Учитель физики Выгузова Л.В. октябрь 2012г.
Метод проектов. Ме́тод прое́ктов это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться.
« Знание только тогда знание, когда оно обретено усилиями своей мысли, а не памятью » Л. Н. Толстой Автор работы : О. Ю. Саляева Рузаевка 2014 г.
Консультация для воспитателей МДОУ д/с «Сказка» с Тростянка «Проектный метод в деятельности ДОУ»
Консультация для воспитателей: «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения» Подготовила и провела- воспитатель 1-ой квалификационной категории.
Технология проектирования в дошкольном образовательном учреждении Подготовила Подготовила Тупикина Лариса Анатольевна Тупикина Лариса Анатольевна старший.
Метод проектов (проектное обучение) – это форма организации образовательного пространства и метод развития творческого познавательного мышления. Метод.
Исследование Врожденные исследовательские качества Приобретенные исследовательские качества.
Герасимова О. Ю. МОУ " СОШ 64" г. Магнитогорск Метод проекта Подготовила : учитель начальных классов МОУ « СОШ 64» Герасимова О. Ю. Выступление в рамках.
Метод проектов в школе В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается.
МКОУ «Киреевский центр образования 2» "Проектный метод в детском саду. Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования." Составила воспитатель Куприна Л.А.
Организация проектной деятельности в ДОУ как интегрированный метод обучения и воспитания.
Организация проектной деятельности в ДОУ как интегрированны й метод обучения и воспитания МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский.
Метод проектов на уроках и во внеурочное время в начальной школе Прокудина Ольга Владимировна, учитель начальных классов МОУ СОШ 7 г.Балашова Саратовской.
Виды проектов Выполнила учитель математики МКОУ Богородской СОШ Зырина Наталия Леонидовна 2013.
«Современный урок химии» Формирование ключевых компетентностей обучающихся на уроках химии через проектную деятельность. Учитель химии МОУ-СОШ 3 г. Маркса.
Консультация для воспитателей Технология проектирования в детском саду Цель: Знакомство с теоретическими и практическими основами проектирования. Внедрение.
Транксрипт:

L/O/G/O Проектный метод в деятельности ДОУ Воспитатель высшей квалификационной категории: Е.А.Киселева 2013г. г.Рыбинск Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 13

Введение ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования ориентирует педагогов на инновационные подходы к организации образовательного процесса, требует адекватного восприятия педагогических новшеств, осознания их необходимости. Актуальность В современной образовательной системе педагоги дошкольных учреждений вовлечены в инновационные процессы, касающиеся обновления содержания дошкольного образования, форм его реализации, методов и приёмов преподнесения содержания детям. Концепция модернизации российского образования требует от педагогов повышения качества дошкольного образования, создания условий для личностного развития ребёнка.

Основными документами, регламентирующими работу дошкольного учреждения в инновационном режиме проектирования являются Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года; Стратегия инновационного развития России на период до 2020 года; Федеральная целевая программа развития образования на годы, нормативно правовые документы федерального уровня последних лет, в первую очередь закон РФ «Об образовании» и приказ Министерства образования науки России от «Об утверждении и введение в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

Проект – слово иноязычное, происходит оно от латинского projectus - двинутый вперед, «брошенный вперёд» Словаре русского языка С.И.Ожегова понимается: 1) разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, устройства; 2) предварительный текст какого-нибудь документа; 3) замысел, план; 4) целенаправленный и детально описанный прообраз будущего объекта или деятельности по его созданию. Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически: без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни.

Метод проектов это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. Е. С. Полат

Актуальность: Проблемным и развивающим обучение Гумманизацией образования Педагогикой сотрудничества Личностно- ориентированным и деятельностным подходами Использование метода проектов в ДОУ связано с

Метод проекта в дошкольной образовательной практике рассматривается как педагогическая инновация, так как в основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога и обучающихся над определённой практической проблемой как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели это метод личностно - ориентированного обучения Этот метод развивает содержательную составляющую обучения, умения и навыки через комплекс заданий, способствующих актуализации исследовательской деятельности учащихся и способам представления изученного материала в виде какой-либо продукции или действий. План изучения учебной темы, реализуемый с использованием метода проектов, базируется на важных вопросах, связывающих содержание образовательных стандартов с мыслительными умениями высокого уровня в рамках повседневного контекста.

Какие именно умения и навыки формируются в проектной деятельности? Умения и навыки работы в сотрудничестве: Навыки коллективного планирования Умение взаимодействовать с любым партнером Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач Навыки делового партнерского общения Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы Менеджерские умения и навыки: - Умение проектировать процесс (изделие). - Умение планировать деятельность, время, ресурсы. - Умение принимать решения и прогнозировать их последствия. - Навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов)

Рефлексивные умения: Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? Поисковые (исследовательские) умения: Умение самостоятельно изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле Умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста) Умение находить несколько вариантов решения проблемы Умение выдвигать гипотезы Умение устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные умения: - Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т.д. - Умение вести дискуссию - Умение отстаивать свою точку зрения - Умение находить компромисс - Навыки интервьюирования, устного опроса и т.д. Презентационные умения и навыки: - Навыки монологической речи - Умение уверенно держать себя во время выступления - Артистические умения - Умение использовать различные средства наглядности при выступлении - Умение отвечать на незапланированные вопросы

Проектный метод: Педагоги: Является не только средством изменения педагогической действительности, но и способом обеспечения личностного роста педагога, что влечет за собой развитие его культуры, в том числе и инновационной Педагоги: Является не только средством изменения педагогической действительности, но и способом обеспечения личностного роста педагога, что влечет за собой развитие его культуры, в том числе и инновационной Родители: Действенная форма повышения воспитательной культуры родителей и модернизация информационно – просветительской функции сотрудничества ДОУ с семьей Родители: Действенная форма повышения воспитательной культуры родителей и модернизация информационно – просветительской функции сотрудничества ДОУ с семьей Дети: В его основе лежит развитие познавательных навыков детей, через умение самостоятельно конструировать свое знание Дети: В его основе лежит развитие познавательных навыков детей, через умение самостоятельно конструировать свое знание

Проектная деятельность (достоинства): для детей - это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими детьми в виде цели и задач; результатом этой деятельности становится найденный способ решения проблемы; каждому ребенку обеспечивается признание важности и необходимости в коллективе. Он видит результаты коллективных усилий группы. Частным, конкретным результатом работы для детей может быть рисунок, аппликация, альбом, сочиненная сказка, подготовленный концерт, спектакль, книга, урожай и др. В ходе реализации проекта у детей развивается самостоятельность, активность, ответственность, чувство доверия друг к другу, интерес к познанию. для педагога - это способ организации самостоятельной деятельности, направленной на решение задачи проекта. Роль педагога при использовании метода проектов: учет возрастных особенностей детей, создание условий для стимулирования интересов детей, строить свои отношения с ребенком на соучастии и сотворчестве, мотивирует деятельность детей, использует игровые методы и приемы.

Проект – это «пять П» 1 - Проблема; 2 - Проектирование, планирование; 3 - Поиск информации; 4 - Продукт; 5 –Презентация результатов.

Объектом проектирования может стать 4 педагогическая система ДОУ конкретная методика индивидуальная воспитательная система отдельное специально-организованное занятие педагогическая ситуация

Классификация проектов по составу участников (осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект) по целевой установке (исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико- ориентированные. по тематике (включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и культуру. по срокам реализации (краткосрочный (1 или несколько занятий), средней продолжительности и долгосрочный (учебный год).

Автор – Евдокимова Елена Сергеевна предлагает свой вариант типов проектов, актуальных для дошкольного образования: 1. По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные. 2. По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и культуру. 3. По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата. 4. По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект) 5. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный. 6. По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный. 7. По тематике

Исследовательские; Творческие; Приключенческие игровые; Информационные; Практико-ориентированные; Интернет – проекты В соответствии с первым признаком доминирующего метода различают следующие типы проектов: По характеру координации проекты могут быть двух типов: С открытой, явной координацией – в них координатор проекта участвует в проекте в собственной своей функции, ненавязчиво направляя работу его участников, организуя, в случае необходимости, отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников. Со скрытой координацией (главным образом, телекоммуникационные проекты)- координатор не обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности групп участников в своей функции. Он выступает как полноправный участник проекта (один из...).

Типы проектов в ДОУ (Киселева Л.С.) Типы проектаСодержаниеВозраст детей Исследовательско-творческий Дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде продуктивной деятельности: газет, драматизации, детского дизайна. Старшая группа Ролево-игровой Использование элементов творческих игр (когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы). Младшая группа Информационно- практическо- ориентированный Сбор информации, её реализация посредством социальных интересов (оформление и дизайн группы, витражи и др.). Средняя группа Творческий Результат работы- детский праздник, дизайн и т.д. Младшая группа

Исследовательский проект. По структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. При выполнении проекта должны использоваться методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др. Творческий проект. Предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п.

Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, школьники берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровые ситуации. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

Практико-ориентированный проект. Нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Форма конечного продукта при этом разнообразна - от учебного пособия для кабинета физики до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему. Информационный проект. Направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы. Выходом проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в сети Internet.

Классификация проектов по продолжительности Мини-проекты Краткосрочные проекты Недельные проекты Долгосрочные (годичные и более длительные) проекты Долгосрочные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. В ряде школ эта работа традиционно проводится в рамках ученических научных обществ. Весь цикл реализации годичного проекта - от определения темы до презентации (защиты) - выполняется во внеурочное время.

Краткосрочные проекты требуют выделения занятий, которые используются для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, созданию итогового продукта и подготовке презентации. Недельные проекты могут выполняться в группах в ходе проектной недели. Их реализация занимает примерно часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. При осуществлении недельного проекта возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, практические занятия) с внеклассными (экскурсии и экспедиции, видеосъемки и др.). Мини-проекты могут укладываться в один урок или часть урока; работа над проектом может вестись в группах; продолжительность - 20 минут (подготовка -10 минут, презентация каждой группы - 2 минуты).

План работы по подготовке проекта цель проекта план достижения цели (обсуждение с родителями) привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта составление плана-схемы проекта сбор, накопление материала включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности презентация проекта, открытое занятие.

Основные этапы метода проектов: Целеполагание 1 этап Разработка проекта – план деятельности по достижению цели Выполнение проекта – практическая часть 3 этап 4 этап 2 этап Подведение итогов – определение задач для новых проектов

Этапы работы над проектом Этапы проекта Деятельность педагогаДеятельность детей 1 этап 1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта. 2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию. 3. Формулирует задачу (нежёстко). 1. Вхождение в проблему. 2. Вживание в игровую ситуацию. 3. Принятие задачи. 4. Дополнение задач проекта. 2 этап 4. Помогает в решении задачи. 5. Помогает спланировать деятельность 6. Организует деятельность. 5. Объединение детей в рабочие группы. 6. Распределение амплуа. 3 этап 7. Практическая помощь (по необходимости). 8. Направляет и контролирует осуществление проекта. 7. Формирование специфических знаний, умений навыков. 4 этап 9. Подготовка к презентации. 10.Презентация. 8. Продукт деятельности готовят к презентации. 9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

Виды презентаций проектов: Деловая игра Демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий Инсценировка-диалог литературных или исторических персонажей Игра с залом Научная конференция, доклад Пресс-конференция Путешествие, экскурсия Реклама Ролевая игра Спектакль Соревнование Телепередача и т.д.

Паутинка к планированию Познание (ведущая деятельность – познавательно - исследовательская) указать формы Чтение художественной литературы (ведущая деятельность – чтение) указать формы Коммуникация (ведущая деятельность – коммуникативная) указать формы Социализация (ведущая деятельность – игровая) указать формы Трудовая (ведущая деятельность – трудовая) указать формы Безопасность (интеграция разных видов деятельности) указать формы Здоровье (интеграция разных видов деятельности) указать формы Физическая культура (ведущая деятельность – двигательная) указать формы Художественное творчество (ведущая деятельность – продуктивная) указать формы Музыка (ведущая деятельность – музыкально-художественная) указать формы Формы взаимодействия с семьёй и социальными партнёрами указать формы Режимные моменты (интеграция разных видов деятельности) указать формы

Примерные темы проектов: комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»; межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»; творческие: «Мои друзья», «У нас в нескучном саду», «Любим сказки», «Мир природы»; групповые: «Сказки о любви», «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая астрономия»; индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица»; исследовательские: «Мири воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».

Выводы: Важным моментом работы по использованию проектного метода является на столько подведение итогов проделанной работы, сколько определения её значимости и необходимости для каждого его участника в отдельности, а так же и для образовательного учреждения в целом; Презентация результатов своего труда для коллег ДОУ, в социуме и педагогическом сообществе на муниципальном и региональном уровнях становится важным стимулом для членов творческих групп, способствует повышению их профессионально-личностного статуса; Проектный метод – это верный путь обновления педагогического процесса, который,не только, качественно повышает воспитательно – образовательный процесс в ДОУ, но и рейтинг ДОУ у родителей.

Рекомендуемая литература по проектной деятельности Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, – 208 с. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, – 112 с. Киселева Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М.: АРКТИ, – 96 с. 4. Пенькова Л.С. Под парусом Лето плывет по Земле (организация детских площадок в летний период) методическое пособие для работников дошкольных учреждений, студентов педагогических вузов и колледжей. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, – 288 с. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», – 80 Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, 4. // Дошкольное воспитание. 1, , 5, // Дошкольное образование. 8, // Дошкольное образование. Обучение дошкольников с. 58. // Дошкольное образование. Обучение дошкольников с. 69. // Дошкольная педагогика , // Обруч 4, // Ребенок в детском саду , 2, //Коллекция увлечений (приложение к журналу «Обруч»): пособие для работников дошкольных учреждений/ Н.А. Рыжова. – М.: ЛИНКА- ПРЕСС, – 80 с.