Имя Михаила Васильевича Ломоносова известно каждому в России. Кто-то, может быть, даже и не знает, какие открытия он сделал и что написал, но то, что Ломоносов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Слово о пользе химии Выполнила команда: «Химоза» Наш игровой номер: 12x216.
Advertisements

Славный путь Ломоносова в области химии Ломоносов был одним из величайших новаторов в истории химии всех времен. Он по-новому осознал роль и значение.
Большое значение Ломоносов придавал математике, рекомендуя широко применять математические методы в других науках. Большое значение Ломоносов придавал.
Имя Михаила Васильевича Ломоносова известно каждому в России. Кто-то, может быть, даже и не знает, какие открытия он сделал и что написал, но то, что.
«Он создал первый русский университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом» А.С.Пушкин.
Ломоносов Михаил Васильевич ( ). Родился в селе Денисовка Архангельской губернии, в семье помора. В 1731 г. поступил учиться в Славяно-греко-латинскую.
ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич (8/ года - 4/ года), гениальный русский ученый во многих отраслях знаний, поэт, просветитель, один из самых.
Автор: ученица 10 класса МБОУ Паршиковской СОШ Парамонова Аксинья Руководитель: учитель математики Федорович Н.П. Консультант: педагог-библиотекарь Петрова.
Михаил Васильевич Ломоносов родился 8 (19) ноября 1711 г. в одном из отдалённых уголков бывшей Архангельской губернии-В деревне Мишанской (Денисовке)Двинского.
Путь в науку Непросто было ему поступить в первое в России высшее учебное заведение Славяно-греко- латинскую академию. Но он добился своего и стал учиться.
Выполнили студенты ФГОУ СПО ЛАТ Гр. ТМ 1-23 Корабков Максим и Колдашов Дмитрий.
Детство Ломоносов родился 19 ноября 1711 года на севере России. Родное село Ломоносова – Мишанинская находилось близ Архангельской губернии. Мать М. В.
Михаил Васильевич Ломоносов Ломоносов - ( г.)
Михаил Ломоносов родился 19 ноября (8 ноября по старому стилю) 1711 года в деревне Денисовка (ныне село Ломоносово) в семье помора. В 19 лет ушел учиться.
Михаил Васильевич Ломоносов Детство Михаил Васильевич Ломоносов родился 8 (19) ноября 1711 года в семье Василия Дорофеевича Ломоносова.Они.
Информационные технологии на уроках окружающего мира.
Михаил Васильевич Ломоносов ( ), русский просветитель, ученый-энциклопедист, поэт, переводчик. Родился 8 (19) ноября 1711 в деревне Мишлинская.
М.В. Ломоносов- великий сын России. Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 12 г. Мирный Архангельской области Пахова.
Михаил Васильевич Ломоносов Михаил Васильевич Ломоносов ( ) – русский ученый, химик, физик, художник, поэт. Родился в Денисовке, Архангельская.
Ломоносов Михаил Васильевич ( ). Первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения, поэт, заложивший основы современного русского литературного.
Транксрипт:

Имя Михаила Васильевича Ломоносова известно каждому в России. Кто-то, может быть, даже и не знает, какие открытия он сделал и что написал, но то, что Ломоносов - выдающийся русский ученый, знают все. Родился Михаил Ломоносов 8 ноября (по старому стилю) 1711 года в семье крестьянина Архангельской губернии Василия Дорофеевича Ломоносова и его жены Елены Ивановны (в девичестве Сивковой). Когда подрос, стал вместе с отцом заниматься рыбацким промыслом. Грамоте начал учиться поздно, только с 11 лет, а уже через восемь лет Михаил Ломоносов вместе с обозом, на котором везли рыбу, уходит в Москву и сразу же поступает в Славяно-греко- латинскую академию. Через пять лет Михаила Ломоносова в числе лучших двенадцати учеников отправляют в Петербургскую Академию для продолжения учебы, но не прошло и месяца, как его в числе уже трех лучших учеников посылают в Германию для изучения горного дела и химии. Очень скоро Михаил Васильевич Ломоносов становится крупнейшим ученым. Он занимается химией и физикой, астрономией и горным делом, историей и литературой. Открывает всеобщий закон природы, который назвал законом сохранения материи и движения. С помощью телескопа, который сам и построил, Михаил Васильевич обнаруживает, что планета Венеpa так же, как и Земля, окружена атмосферой. Трудно поверить, что один человек мог сделать столько открытий, причем в разных областях знаний, сколько их сделал Ломоносов. Он добивался того, чтобы все его научные идеи применялись на практике и служили на благо России. До Ломоносова все книги в России писали только на церковнославянском языке. Он написал первую «Российскую грамматику» и свои собственные стихи и оды писал только на русском языке. По проекту М.В. Ломоносова в 1755 году открывается Московский университет, который сейчас носит его имя. Имя Михаила Васильевича Ломоносова известно каждому в России. Кто-то, может быть, даже и не знает, какие открытия он сделал и что написал, но то, что Ломоносов - выдающийся русский ученый, знают все. Родился Михаил Ломоносов 8 ноября (по старому стилю) 1711 года в семье крестьянина Архангельской губернии Василия Дорофеевича Ломоносова и его жены Елены Ивановны (в девичестве Сивковой). Когда подрос, стал вместе с отцом заниматься рыбацким промыслом. Грамоте начал учиться поздно, только с 11 лет, а уже через восемь лет Михаил Ломоносов вместе с обозом, на котором везли рыбу, уходит в Москву и сразу же поступает в Славяно-греко- латинскую академию. Через пять лет Михаила Ломоносова в числе лучших двенадцати учеников отправляют в Петербургскую Академию для продолжения учебы, но не прошло и месяца, как его в числе уже трех лучших учеников посылают в Германию для изучения горного дела и химии. Очень скоро Михаил Васильевич Ломоносов становится крупнейшим ученым. Он занимается химией и физикой, астрономией и горным делом, историей и литературой. Открывает всеобщий закон природы, который назвал законом сохранения материи и движения. С помощью телескопа, который сам и построил, Михаил Васильевич обнаруживает, что планета Венеpa так же, как и Земля, окружена атмосферой. Трудно поверить, что один человек мог сделать столько открытий, причем в разных областях знаний, сколько их сделал Ломоносов. Он добивался того, чтобы все его научные идеи применялись на практике и служили на благо России. До Ломоносова все книги в России писали только на церковнославянском языке. Он написал первую «Российскую грамматику» и свои собственные стихи и оды писал только на русском языке. По проекту М.В. Ломоносова в 1755 году открывается Московский университет, который сейчас носит его имя.

Ломоносов - литератор Открытия Ломоносова обогатили многие отрасли науки и искусства. Крупнейший поэт XVIII века, создатель русской оды высокого гражданского и философского звучания, автор поэм и поэтических посланий, трагедий, сатир, филологических трудов и научной грамматики русского языка, Ломоносов также возродил искусство мозаики и производство смальты и вместе с учениками создал несколько мозаичных картин. Кроме того, М. В. Ломоносов является автором трудов по истории России. В 1757 году в Типографии Московского университета издано было издано собрание его сочинений.

Образование и становление МГУ Образование и становление МГУ Московский университет по праву считается старейшим российским университетом. Он основан в 1755 году. Учреждение университета в Москве стало возможным благодаря деятельности выдающегося ученого-энциклопедиста, первого русского академика Михаила Васильевича Ломоносова (1711–1765). После ознакомления с представленным И.И. Шуваловым проектом нового учебного заведения Елизавета Петровна подписала 12 (25 по новому стилю) января 1755 года (в День св. Татьяны по православному церковному календарю) указ об основании Московского университета. Церемония торжественного открытия занятий в университете состоялась в день празднования годовщины коронации Елизаветы Петровны 26 апреля (7 мая) 1755 года. С тех пор эти дни традиционно отмечаются в университете студенческими празднованиями, к ним приурочены ежегодная научная конференция «Ломоносовские чтения» и дни научного творчества студентов. В соответствии с планом М.В. Ломоносова в Московском университете были образованы 3 факультета: философский, юридический и медицинский. Свое обучение все студенты начинали на философском факультете, где получали фундаментальную подготовку по естественным и гуманитарным наукам. Образование можно было продолжить, специализируясь на юридическом, медицинском или на том же философском факультете. В отличие от университетов Европы, в Московском университете не было богословского факультета, что объясняется наличием в России специальной системы образования для подготовки служителей православной церкви. Профессора читали лекции не только на общепризнанном тогда языке науки латыни, но и на русском языке. Московский университет по праву считается старейшим российским университетом. Он основан в 1755 году. Учреждение университета в Москве стало возможным благодаря деятельности выдающегося ученого-энциклопедиста, первого русского академика Михаила Васильевича Ломоносова (1711–1765). После ознакомления с представленным И.И. Шуваловым проектом нового учебного заведения Елизавета Петровна подписала 12 (25 по новому стилю) января 1755 года (в День св. Татьяны по православному церковному календарю) указ об основании Московского университета. Церемония торжественного открытия занятий в университете состоялась в день празднования годовщины коронации Елизаветы Петровны 26 апреля (7 мая) 1755 года. С тех пор эти дни традиционно отмечаются в университете студенческими празднованиями, к ним приурочены ежегодная научная конференция «Ломоносовские чтения» и дни научного творчества студентов. В соответствии с планом М.В. Ломоносова в Московском университете были образованы 3 факультета: философский, юридический и медицинский. Свое обучение все студенты начинали на философском факультете, где получали фундаментальную подготовку по естественным и гуманитарным наукам. Образование можно было продолжить, специализируясь на юридическом, медицинском или на том же философском факультете. В отличие от университетов Европы, в Московском университете не было богословского факультета, что объясняется наличием в России специальной системы образования для подготовки служителей православной церкви. Профессора читали лекции не только на общепризнанном тогда языке науки латыни, но и на русском языке.

МГУ в наше время МГУ в наше время Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова один из крупнейших и ведущих классических университетов России, один из центров отечественной науки и культуры. Назван в честь Михаила Васильевича Ломоносова в 1940 году. МГУ включает 15 научно-исследовательских институтов, 39 факультетов, более 300 кафедр и 6 филиалов (в том числе пять зарубежных все в странах СНГ). В университете обучается около 35 тысяч студентов по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры, 5 тысяч аспирантов, докторантов, соискателей и 10 тысяч слушателей подготовительных отделений, в общей сложности около 50 тысяч человек. На факультетах и в научно-исследовательских центрах работают 4 тысячи профессоров и преподавателей, около 5 тысяч научных сотрудников. Вспомогательный и обслуживающий персонал насчитывает примерно 15 тысяч человек Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова один из крупнейших и ведущих классических университетов России, один из центров отечественной науки и культуры. Назван в честь Михаила Васильевича Ломоносова в 1940 году. МГУ включает 15 научно-исследовательских институтов, 39 факультетов, более 300 кафедр и 6 филиалов (в том числе пять зарубежных все в странах СНГ). В университете обучается около 35 тысяч студентов по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры, 5 тысяч аспирантов, докторантов, соискателей и 10 тысяч слушателей подготовительных отделений, в общей сложности около 50 тысяч человек. На факультетах и в научно-исследовательских центрах работают 4 тысячи профессоров и преподавателей, около 5 тысяч научных сотрудников. Вспомогательный и обслуживающий персонал насчитывает примерно 15 тысяч человек

Историко-мемориальный музей М.В. Ломоносова Историко-мемориальный музей М.В. Ломоносова В честь памяти великого русского ученого М.В. Ломоносова на его родине в 1940 году был открыт историко-мемориальный музей. 5 ноября 2004 года произошло изменение в названии учреждения. При объединении трех музеев, находящихся на территории Холмогорского района, образовалось Муниципальное учреждение культуры «Историко-мемориальный музей М.В. Ломоносова». 70 лет музей занимается научно-просветительской деятельностью, осуществляет комплексное хранение, изучение и популяризацию памятников истории, материальной и духовной культуры. Основной фонд музея составляет 4859 единиц хранения, научно-вспомогательный 5003 ед., книжный фонд библиотеки 3038 ед. Дважды полностью менялась экспозиция, вводятся новые материалы и экспонаты, применяется новое музейное оборудование, технические средства. Здание музея, построенное в 1892 году, окружено тремя пристройками, открытие которых было приурочено к юбилейным датам М.В. Ломоносова. К 290-летию ученого был открыт выставочный зал, где разместились две постоянные выставки «Холмогорская резная кость» и «Картины северных художников». К 300-летию Михаила Васильевича откроется ещё один зал для временных выставок и конференц-зал, где будут проводиться мероприятия, посвящённые М.В. Ломоносову, и будут созданы все условия для желающих самостоятельно изучать жизнь и научное наследие великого ученого. В этом же помещении разместятся музейные фонды и библиотека. В честь памяти великого русского ученого М.В. Ломоносова на его родине в 1940 году был открыт историко-мемориальный музей. 5 ноября 2004 года произошло изменение в названии учреждения. При объединении трех музеев, находящихся на территории Холмогорского района, образовалось Муниципальное учреждение культуры «Историко-мемориальный музей М.В. Ломоносова». 70 лет музей занимается научно-просветительской деятельностью, осуществляет комплексное хранение, изучение и популяризацию памятников истории, материальной и духовной культуры. Основной фонд музея составляет 4859 единиц хранения, научно-вспомогательный 5003 ед., книжный фонд библиотеки 3038 ед. Дважды полностью менялась экспозиция, вводятся новые материалы и экспонаты, применяется новое музейное оборудование, технические средства. Здание музея, построенное в 1892 году, окружено тремя пристройками, открытие которых было приурочено к юбилейным датам М.В. Ломоносова. К 290-летию ученого был открыт выставочный зал, где разместились две постоянные выставки «Холмогорская резная кость» и «Картины северных художников». К 300-летию Михаила Васильевича откроется ещё один зал для временных выставок и конференц-зал, где будут проводиться мероприятия, посвящённые М.В. Ломоносову, и будут созданы все условия для желающих самостоятельно изучать жизнь и научное наследие великого ученого. В этом же помещении разместятся музейные фонды и библиотека.

Вклад Ломоносова в астрономию Вклад Ломоносова в астрономию Ломоносов проявлял большой интерес к исследованиям по оптике и астрономии и в этих областях сделал значительные открытия. Впервые указал на возможность определения характера прозрачного вещества по значению его показателя преломления, сконструировал и использовал новый прибор рефрактометр. Предложил в 1762 г. новую систему телескопа-рефлектора, в котором вогнутое зеркало слегка наклонено к оси трубы. Аналогичная идея только в 1789 г. была независимо выдвинута В. Гершелем (этот тип телескопа теперь носит название Ломоносова Гершеля). Много внимания уделял разработке «ночезрительной трубы», позволяющей более отчетливо видеть предметы при слабом ночном освещении, конструкции специального зажигательного инструмента, состоящего из зеркал и линз, созданию новых мореходных инструментов и других оптических приборов. Первым в России начал развивать фотометрические методы. С 1757 по 1765 г. Ломоносов занимался астрономическими исследованиями. На основе своих представлений о природе электричества выдвигает оригинальную теорию строения и состава комет, в которой подчеркивается роль электрических сил в свечении хвоста и головы кометы. В 1761 г. наблюдал в телескоп редкое явление прохождения Венеры по диску Солнца. Описал детали этого явления в работе «Явление Венеры на Солнце, наблюденное в С.-Петербургской императорской Академии наук мая 26 дня 1761 года». При этом он правильно истолковал замеченное помутнение края солнечного диска при первом контакте и образование светящегося «пупыря» при третьем контакте как результат наличия атмосферы у планеты. Это открытие было замечательным подтверждением коперниканских идей о том, что в природе существуют планеты, подобные нашей Земле. Ломоносов был горячим сторонником идеи о множественности обитаемых миров. Уделял большое внимание проблеме природы тяготения, вопросу о пропорциональности массы тел и их веса, изучению силы тяжести с помощью специальных маятников и других приборов. Положил начало развитию гравиметрии в стране. Ломоносов проявлял большой интерес к исследованиям по оптике и астрономии и в этих областях сделал значительные открытия. Впервые указал на возможность определения характера прозрачного вещества по значению его показателя преломления, сконструировал и использовал новый прибор рефрактометр. Предложил в 1762 г. новую систему телескопа-рефлектора, в котором вогнутое зеркало слегка наклонено к оси трубы. Аналогичная идея только в 1789 г. была независимо выдвинута В. Гершелем (этот тип телескопа теперь носит название Ломоносова Гершеля). Много внимания уделял разработке «ночезрительной трубы», позволяющей более отчетливо видеть предметы при слабом ночном освещении, конструкции специального зажигательного инструмента, состоящего из зеркал и линз, созданию новых мореходных инструментов и других оптических приборов. Первым в России начал развивать фотометрические методы. С 1757 по 1765 г. Ломоносов занимался астрономическими исследованиями. На основе своих представлений о природе электричества выдвигает оригинальную теорию строения и состава комет, в которой подчеркивается роль электрических сил в свечении хвоста и головы кометы. В 1761 г. наблюдал в телескоп редкое явление прохождения Венеры по диску Солнца. Описал детали этого явления в работе «Явление Венеры на Солнце, наблюденное в С.-Петербургской императорской Академии наук мая 26 дня 1761 года». При этом он правильно истолковал замеченное помутнение края солнечного диска при первом контакте и образование светящегося «пупыря» при третьем контакте как результат наличия атмосферы у планеты. Это открытие было замечательным подтверждением коперниканских идей о том, что в природе существуют планеты, подобные нашей Земле. Ломоносов был горячим сторонником идеи о множественности обитаемых миров. Уделял большое внимание проблеме природы тяготения, вопросу о пропорциональности массы тел и их веса, изучению силы тяжести с помощью специальных маятников и других приборов. Положил начало развитию гравиметрии в стране.

Именно М.В. Ломоносов к существовавшему понятию физической географии ввел в науку понятие об экономической географии. Особенно много он сделал для развития географии в последние годы своей жизни, когда в 1758 году возглавил географический департамент академии наук. Изучение России в природном и экономическом отношении необходимо было для того, чтобы составить новый, более полный атлас, а также издавать два фундаментальных труда, охватывающих вопросы физической и экономической географии России. Познанию и освоению морей М.В. Ломоносов уделял много внимания, так как понимал их большое значение для страны, а также по той причине, что в молодости его жизнь как помора была связана с морским промыслом. Великий ученый сделал в мореведческой науке такие открытия, которые на многие годы опередили зарубежных ученых. Крупнейшее обобщение – мысль о существовании единого мирового океана. М.В. Ломоносов внес вклад в познание морских льдов, их происхождения и движения, поэтому его считают зачинателем современного морского ледоведения. Уже будучи ученым, он обратил внимание на приливно-отливные явления. В сочинениях М.В. Ломоносова можно найти сведения о климатических факторах, в частности, о влиянии ветра на погоду. Особую ценность для развития частного мореведения имела краткая научная программа исследований, приведенная наряду с конкретными практическими советами в «примерной инструкции морским командующим офицерам, отправляющимся на восток северным океаном». Именно М.В. Ломоносов к существовавшему понятию физической географии ввел в науку понятие об экономической географии. Особенно много он сделал для развития географии в последние годы своей жизни, когда в 1758 году возглавил географический департамент академии наук. Изучение России в природном и экономическом отношении необходимо было для того, чтобы составить новый, более полный атлас, а также издавать два фундаментальных труда, охватывающих вопросы физической и экономической географии России. Познанию и освоению морей М.В. Ломоносов уделял много внимания, так как понимал их большое значение для страны, а также по той причине, что в молодости его жизнь как помора была связана с морским промыслом. Великий ученый сделал в мореведческой науке такие открытия, которые на многие годы опередили зарубежных ученых. Крупнейшее обобщение – мысль о существовании единого мирового океана. М.В. Ломоносов внес вклад в познание морских льдов, их происхождения и движения, поэтому его считают зачинателем современного морского ледоведения. Уже будучи ученым, он обратил внимание на приливно-отливные явления. В сочинениях М.В. Ломоносова можно найти сведения о климатических факторах, в частности, о влиянии ветра на погоду. Особую ценность для развития частного мореведения имела краткая научная программа исследований, приведенная наряду с конкретными практическими советами в «примерной инструкции морским командующим офицерам, отправляющимся на восток северным океаном».

Физические воззрения, стремления В области физики, методологические взгляды ломоносова отличались от взглядов подавляющего большинства современных ему учёных. В отличие от ньютонианцев, ломоносов В своих физических исследованиях широко использовал гипотезы. Он был противником концепции невесомых жидкостей, которой придерживались многие физики его времени. Он не признавал дальнодействующих сил, которые всё В большей степени применяли для объяснения физических явлений. Ломоносов внёс огромный вклад в развитие физической науки в России. Ко времени, когда жил и творил Ломоносов, физика уже представляла собой относительно развитую науку со своими теоретическими и экспериментальными особенностями, установленными многими поколениями исследователей. В XVII-XVIII вв. учёные-физики причисляли тепло и свет к числу каких-то неощутимых невесомых жидкостей, будто бы находящихся в порах материальных тел или, наоборот, отсутствующих в них. Первый ощутимый удар по этой теории был нанесён атомно- кинетической концепцией строения вещества и законом сохранения материи и движения, установленными Ломоносовым. Физические воззрения, стремления В области физики, методологические взгляды ломоносова отличались от взглядов подавляющего большинства современных ему учёных. В отличие от ньютонианцев, ломоносов В своих физических исследованиях широко использовал гипотезы. Он был противником концепции невесомых жидкостей, которой придерживались многие физики его времени. Он не признавал дальнодействующих сил, которые всё В большей степени применяли для объяснения физических явлений. Ломоносов внёс огромный вклад в развитие физической науки в России. Ко времени, когда жил и творил Ломоносов, физика уже представляла собой относительно развитую науку со своими теоретическими и экспериментальными особенностями, установленными многими поколениями исследователей. В XVII-XVIII вв. учёные-физики причисляли тепло и свет к числу каких-то неощутимых невесомых жидкостей, будто бы находящихся в порах материальных тел или, наоборот, отсутствующих в них. Первый ощутимый удар по этой теории был нанесён атомно- кинетической концепцией строения вещества и законом сохранения материи и движения, установленными Ломоносовым. Широкое развитие в середине XVIII в. Экспериментальных исследований в области электричества стимулировало попытки теоретического обоснования электрических явлений. Эфирная теория электричества, разработанная Ломоносовым, сыграла прогрессивную роль в развитии науки об электричестве. Труды Ломоносова в области физики явились крупным вкладом в эту важнейшую науку о природе. Они развивались и дополнялись учёными последующих лет и способствовали тому, что физика стала общепризнанным лидером естествознания. Широкое развитие в середине XVIII в. Экспериментальных исследований в области электричества стимулировало попытки теоретического обоснования электрических явлений. Эфирная теория электричества, разработанная Ломоносовым, сыграла прогрессивную роль в развитии науки об электричестве. Труды Ломоносова в области физики явились крупным вкладом в эту важнейшую науку о природе. Они развивались и дополнялись учёными последующих лет и способствовали тому, что физика стала общепризнанным лидером естествознания.

Математика и Ломоносов Большое значение Ломоносов придавал математике, рекомендуя широко применять математические методы в других науках. Математику, писал ученый, почитаю за высшую степень человеческого познания, но только рассуждаю, что ее в своем месте после собранных наблюдений употреблять должно. Эти слова созвучны нашему веку, когда методы математики получили большое распространение как в естественных, так и в гуманитарных науках. Во всех научных трудах Ломоносов применял строго логический метод, принятый в математике и других точных науках. Он начинал с описания наблюдений над фактами и, обобщая эти наблюдения, приходил к аксиомам положениям, не требующим доказательств. Основываясь на аксиомах, он формулировал и доказывал теоремы и разбирал все вытекающие из них следствия. А эти следствия проверял затем опытом. Тем самым Ломоносов не давал фантазии увлечь себя в область беспочвенных догадок: факты, с которых он начинал опыты и которыми заканчивал рассуждения, прочно привязывали его к реальной действительности. Его рукопись Элементы математической химии была найдена после смерти среди его бумаг. Видимо, Ломоносов, вдохновленный работой Principia И. Ньютона, намеревался написать подобный химический трактат, в котором он хотел изложить всё существующее на тот момент химическое знание в аксиоматической манере. Всё, что до этого было в науках: гидравлика, аэрометрия, оптика и других темно, сомнительно и недостоверно, математика же сделала всё ясным, верным и очевидным. (М. В. Ломоносов) Большое значение Ломоносов придавал математике, рекомендуя широко применять математические методы в других науках. Математику, писал ученый, почитаю за высшую степень человеческого познания, но только рассуждаю, что ее в своем месте после собранных наблюдений употреблять должно. Эти слова созвучны нашему веку, когда методы математики получили большое распространение как в естественных, так и в гуманитарных науках. Во всех научных трудах Ломоносов применял строго логический метод, принятый в математике и других точных науках. Он начинал с описания наблюдений над фактами и, обобщая эти наблюдения, приходил к аксиомам положениям, не требующим доказательств. Основываясь на аксиомах, он формулировал и доказывал теоремы и разбирал все вытекающие из них следствия. А эти следствия проверял затем опытом. Тем самым Ломоносов не давал фантазии увлечь себя в область беспочвенных догадок: факты, с которых он начинал опыты и которыми заканчивал рассуждения, прочно привязывали его к реальной действительности. Его рукопись Элементы математической химии была найдена после смерти среди его бумаг. Видимо, Ломоносов, вдохновленный работой Principia И. Ньютона, намеревался написать подобный химический трактат, в котором он хотел изложить всё существующее на тот момент химическое знание в аксиоматической манере. Всё, что до этого было в науках: гидравлика, аэрометрия, оптика и других темно, сомнительно и недостоверно, математика же сделала всё ясным, верным и очевидным. (М. В. Ломоносов)

Геология и минералогия Минералогия в России тесно связано с именем Михаила Васильевича Ломоносова, который впервые высказал предположение о том, что главным определяющим признаком минерала должен быть химический состав. В работах М.В. Ломоносова (Слово о рождении металлов от трясения Земли (1757 г.), О слоях земных(1763 г.) и др.) Указывается, что минералы в рудных жилах образуются естественным путём, и появление одного из них служит «признаком» присутствия другого. Термин "горные науки" принадлежит М.В.Ломоносову ("Первые основания горной науки", 1742 г.), изучавшему в гг. минералогию и основы горного дела в Рудных горах на классических трудах Агриколы, действующих разработках и собранных коллекциях. Там он воочию убедился, что "учить надо не только по книгам, но и по натурным предметам". Эти мысли, изложенные им графу Шувалову, вошли в Устав Императорского Московского университета. Производство металлов Ломоносов считал важнейшей государственной задачей. Не только в научных трудах, но и в стихах и одах Ломоносова постоянно звучит тема поиска и использования минеральных богатств России.

Сильнейшая сторона Ломоносова - Химия Ломоносов был одним из величайших новаторов в истории химии всех времен. Он по-новому осознал роль и значение химии, ее место среди наук, изучающих природу. Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие..., - говорил великий учёный. Ломоносов считал химию своей главной профессией, причем развитие химии, по мнению ученого, должно было помочь решению практических задач.Истиный химик должен быть теоретиком и практиком, - писал он. Ломоносов имел отчетливое представление о химически чистом веществе и реактиве, о чем почти не помышляли западные химики и отчего происходила постоянная путаница в опытах. Ломоносов же еще в 1745 году, составляя план химической лаборатории, выдвигал непременным условием для успешного исследования наличие химически чистых веществ и реактивов.Нужные и в химических трудах употребительные материи сперва со всяким старанием вычистить, чтобы в них никакого постороннего примесу не было, от которого в других действах обман быть может.Ломоносов был создателем многих химических производств (неорганических пигментов, глазурей, стекла, фарфора). Он разработал технологию и рецептуру цветных стекол, которые употреблял для создания мозаичных картин; изобрел фарфоровую массу. Учёный занимался анализом руд, солей и других продуктов. В труде Первые основания металлургии, или рудных дел (1763 г.) он рассмотрел свойства различных металлов, дал их классификацию и описал способы получения. Ломоносов рассмотрел вопросы образования в природе различных минералов и нерудных тел, высказал идею биогенного происхождения гумуса почвы. Доказывал органическое происхождение нефти, каменного угля, торфа и янтаря. Им описаны процессы получения железного купороса, меди из медного купороса, серы из серных руд, квасцов, серной, азотной и соляной кислот. Ломоносов был одним из величайших новаторов в истории химии всех времен. Он по-новому осознал роль и значение химии, ее место среди наук, изучающих природу. Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие..., - говорил великий учёный. Ломоносов считал химию своей главной профессией, причем развитие химии, по мнению ученого, должно было помочь решению практических задач.Истиный химик должен быть теоретиком и практиком, - писал он. Ломоносов имел отчетливое представление о химически чистом веществе и реактиве, о чем почти не помышляли западные химики и отчего происходила постоянная путаница в опытах. Ломоносов же еще в 1745 году, составляя план химической лаборатории, выдвигал непременным условием для успешного исследования наличие химически чистых веществ и реактивов.Нужные и в химических трудах употребительные материи сперва со всяким старанием вычистить, чтобы в них никакого постороннего примесу не было, от которого в других действах обман быть может.Ломоносов был создателем многих химических производств (неорганических пигментов, глазурей, стекла, фарфора). Он разработал технологию и рецептуру цветных стекол, которые употреблял для создания мозаичных картин; изобрел фарфоровую массу. Учёный занимался анализом руд, солей и других продуктов. В труде Первые основания металлургии, или рудных дел (1763 г.) он рассмотрел свойства различных металлов, дал их классификацию и описал способы получения. Ломоносов рассмотрел вопросы образования в природе различных минералов и нерудных тел, высказал идею биогенного происхождения гумуса почвы. Доказывал органическое происхождение нефти, каменного угля, торфа и янтаря. Им описаны процессы получения железного купороса, меди из медного купороса, серы из серных руд, квасцов, серной, азотной и соляной кислот.