Индивидуальная работа с дошкольником в области физического воспитания, как педагогическая проблема.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Внеурочное занятие Подвижные игры Разработчик Жигало Н.В. учитель начальных классов МОУ «СОШ 12» Г. Анжеро-Судженска.
Advertisements

МДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад 99 «Почемучка» Дополнительное образование для детей 5-7 лет по направлению «Физическое развитие и здоровье»
Физкультурно-оздоровительная работа для детей раннего возраста. Новожилова Т.С воспитатель ясельной группы «Малышок» Новокуйбышевск 2010г. МДОУ 38 «Журавленок»
Оптимизация двигательной активности в режиме дня ДОУ с детьми Ульяновская область, 2012г. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.
Гиперактивный ребенок - он вихрь, ураган, пожар… «Отойдите! Я – машина! И внутри меня пружина! И с утра всегда она На весь день заведена. Я несусь по коридору,
Выступление на родительском собрании г. воспитателя для организации физкультурно-оздоровительной работы Овчинниковой Ольги Николаевны.
Оптимизация двигательной активности в режиме дня ДОУ с детьми Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение- центр развития ребенка детский.
Особенности общения с гиперактивными детьми Консультация для педагогов и родителей.
Нетрадиционное оборудование и дидактические игры по физвоспитанию. Чернова Ульяна Николаевна Инструктор по физической культуре МБДОУ 24 «Рябинушка» Мурманская.
«Гимнастика после сна как форма эффективной оздоровительной работы» ГБОУ Школа 687 дошкольное отделение 3.
Подвижная игра – залог здоровья. Кобегина П.А. воспитатель группа «Почемучки» Подпорожье 2015 г.
Лечебно-оздоровительная физкультура Бессмертных Елена Борисовна Учитель физической культуры МОУ Октябрьская СОШ.
Бодрящая гимнастика после сна в детском саду Инструктор по физической культуре Черёмушкина Любовь Сергеевна ГБДОУ детский сад 23 Красногвардейского района.
Педагогический проект «ПОБЕГАЙКИ- ПОПРЫГАЙКИ» Автор: Васильева А.В. воспитатель МАДОУ детский сад учебный год.
Спорт! Спорт! Спорт! Все мамы и папы хотят, чтобы их ребенок вырос здоровым, сильным и ловким. И конечно все знают, что эти качества развивает спорт. Так,
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА, КАК СРЕДСТВО УВЕЛИЧЕНИЯ НАГРУЗКИ НА ОПРЕДЕЛЁННЫЕ ГРУППЫ МЫШЦ ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНОГО.
Фитбол-гимнастика как средство повышения двигательной активности дошкольников Инструктор по физической культуре МБДОУ 82 Дмитриева Л.Е.,1 кв.кат, (из опыта.
« Я не боюсь ещё и ещё раз повторить, забота о здоровье – важнейший труд воспитателя ». В. А. Сухомлинский « Я не боюсь ещё и ещё раз повторить, забота.
Программа по фитбол-гимнастике с детьми старшего дошкольного возраста. Составила: Гафарова Людмила Владимировна, инструктор по физической культуре МКДОУ.
ЗАНЯТИЕ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ДЕТСКОМ САДУ. Выполнила Андреева М.В., Воспитатель МКОДУ Венгеровский детский сад 2.
Транксрипт:

Индивидуальная работа с дошкольником в области физического воспитания, как педагогическая проблема.

С появлением гиперактивного ребенка в детском саду у педагогов возникает немало проблем. Воспитатели жалуются на исходящее от него непрекращающееся беспокойство, замечают, что он вмешивается во все дела, болтает без умолку, обижает друзей. При этом следует помнить, что многое зависит от поведения самих взрослых, стратегии и тактики общения с таким ребенком.

Физическое воспитание детей с синдромом дефицита внимания

Хорошо известно, и не только врачам, что занятия физкультурой укрепляют здоровье человека, а часто даже избавляют его от разных заболеваний. Физические упражнения улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной системы, улучшают обмен веществ, укрепляют мышцы и ткани, увеличивают кислородный обмен, выводят шлаки, снимают мышечную усталость, насыщают человека дополнительной энергией.

Но как быть с детьми, у которых имеется или предполагается (в раннем возрасте) синдром дефицита внимания с гиперактивностью? Они ведь и без того двигаются сверх всякой меры. Не станет ли для них «тяжким бременем» дополнительная физическая нагрузка? Исследования отечественных и зарубежных специалистов показывают, что не станет. Более того, лечение детей с СДВГ обязательно должно включать физическую реабилитацию. Систематические занятия гимнастикой способствуют тому, что ребенок становится более спокойным. У него вырабатывается правильная координация движений, восстанавливаются поведенческие реакции, нормализуется сон, развивается костно-мышечная система. Кроме того, гимнастика оказывает общеукрепляющее воздействие на весь организм, что также чрезвычайно важно. Конечно, не всякие занятия физкультурой полезны таким детям.

Во-первых, они должны проводиться под контролем педиатра, невропатолога и врача ЛФК. Это, естественно, не означает, что делать гимнастику нужно только в специальных залах, строго по часам. Безусловно, дома или на даче с мамой это будет еще более полезно. Ведь упражнения лечебной физкультуры дают желаемые результаты лишь в том случае, если они проводятся длительно, регулярно (хорошо даже разбить их на отдельные циклы и проводить несколько раз в течение дня), с постепенным увеличением нагрузки. Но показать маме их должен врач лечебной физкультуры, которого необходимо постоянно информировать о результатах. С врачом надо обсуждать, какие упражнения более полезны и нравятся ребенку, какие нет, что добавить, а что исключить.

Во-вторых, необходимо иметь в виду, что гиперактивным детям нельзя участвовать в играх, где сильно выражены эмоции: соревнования, командные игры (футбол, баскетбол), показательные выступления.

В-третьих, прежде чем приступить к занятиям, ребенок должен пройти медицинский осмотр, чтобы знать, не будет ли дополнительная нагрузка вредна для других органов и систем.

В-четвертых, стоит помнить, что это все-таки лечебная физкультура и она имеет конкретную направленность. Очень неплохо сочетать ее с плаванием или занятиями индивидуальными видами спорта (если самому ребенку они интересны).

В первый год жизни ребенка используются рефлекторные, пассивные, пассивно-активные и активные движения.

С целью:

увеличить подвижность ребенка, научить его правильно ползать, ходить, бегать;

развить вестибулярный аппарат;

развить мануальные навыки (ручная ловкость).

Во второй год используются такие упражнения: ходьба, ползание и переползание, упражнения на равновесие и общеукрепляющие подвижные игры (15-20 минут), медленный бег. (Исключаются прыжки в глубину и выпрыгивание вверх с высокой амплитудой.)

С целью:

усовершенствовать у ребенка навыки ходьбы по ровной гладкой поверхности;

научить его плавно подниматься и спускаться по пересеченной местности;

научить выполнять конкретные цели.

В третий год (первый кризис в индивидуальном развитии человека) используются в основном игровые упражнения, упражнения, направленные на развитие моторики пальцев и общеукрепляющие.

С целью: создать и закрепить основной фонд движений ребенка.

В четвертый год используются более сложные упражнения. Перед ребенком ставятся конкретные задачи: выполнить упражнение до конца, остановиться по сигналу и т, д. Постепенно нужно переходить от показа упражнений к объяснению. Необходимо беречь малыша от сверхсильных раздражителей и эмоциональных перегрузок.

С целью:

развить активное торможение;

научить давать оценку своим действиям;

развить внимание.

В пятый год используются различные двигательные упражнения: бег трусцой, прогулки, езда на велосипеде, общеукрепляющие. Дети должны понимать со слов, что им нужно делать и сами давать оценку своим действиям.

С целью: реализовать потребность к двигательной активности, которая в этом возрасте особенно велика. В случае ее ограничения происходит быстрое возбуждение ребенка, эмоциональная неустойчивость, нарушение психики.

В шестой год используются упражнения на равновесие, на развитие туловища и конечностей. Занятия становятся более сложными. В них сочетаются разные фазы движений, обозначены моменты приложения основных усилий.

С целью: закрепить способность к сложным двигательным действиям.

В седьмой год используются упражнения на развитие согласованности движений, в которых участвуют различные суставы и группы мышц (плавание, лыжи, игры с мячом). Однако в этом возрасте дети переоценивают свои физические возможности, поэтому необходимо следить за общим состоянием их здоровья, вовремя снижать нагрузку, делать перерывы, чтобы они могли отдохнуть и восстановить силы.

С целью:

развить координационные способности;

укрепить опорно-двигательный аппарат и различные нервные структуры.

Занимаясь с дошкольниками, следует помнить: упражнение нужно заканчивать раньше, чем ребенок потеряет к нему интерес или скажет, что устал. Нельзя заставлять его выполнять, надо поискать возможности заинтересовать, показать, например, как это делают животные, рассказать забавный случай и т. д. Любой успех поощрять и ни в коем случае не высмеивать, не наказывать за неуклюжесть или неумение. Не использовать во время занятий мячи и игрушки теплых цветов (красный, оранжевый) - они повышают активность нервной системы.

Правила поведения педагога с гиперактивным ребенком

"не замечать" мелкие шалости, сдерживать раздражение и не кричать на ребенка, так как от шума возбуждение усиливается;

применять при необходимости позитивный физический контакт: взять за руку, погладить по головке, прижать к себе;

рекомендуется сажать за первую парту, чтобы уменьшить отвлекающие моменты во время занятий;

давать возможность в середине занятия подвигаться (попросить чтонибудь поднять, принести, предложить протереть доску и т. п.);

хвалить за каждое проявление сдержанности, самоконтроля, открыто проявлять свой восторг, если ребенок довел какое-то дело до конца.

наверх

Правила поведения родителей с гиперактивным ребенком

поддерживать дома четкий распорядок дня;

выслушивать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит вас);

автоматически одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном);

отвлекать ребенка в случае капризов: предложить на выбор другую возможную в данный момент деятельность; задать неожиданный вопрос; отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить его действия);

сфотографировать ребенка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает;

оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья);

не запрещать действие ребенка в категоричной форме;

не читать нотаций (ребенок все равно их не слышит);

не приказывать, а просить (но не заискивать);

не настаивать на том, чтобы ребенок во что бы то ни стало принес и

1.Занятие с гиперподвижными детьми

Цель: установление контакта с детьми, выявление их интересов и отношения к музыке.

Ход занятия:

Я знаю, дети, что вы все любите музыку. Давайте вспомним самую любимую песенку и от того, как она звучит весело или грустно каждый придумает себе новое имя, которым его будут называть дети во время игры.

Беседа.

Вы заметили, дети, что музыка ваших песен может сделать вас веселыми, грустными, заставить, прыгать, танцевать или успокоиться и уснуть?

Педагог предлагает детям оценить свои любимые песни, ответить на вопросы: «Почему эта песня нравится? Что тебе хотелось больше сделать? Тебе было весело или грустно?» Обобщая ответы детей, воспитатель подводит их к мысли о том, что музыка может вызывать разные чувства, сделать их здоровыми и" счастливыми.

Двигательные упражнения «Деревья».

Давайте повеселимся и поупражняемся под музыку. Будем, как деревья, покачиваться под ветром, а ветер дует то сильнее, то слабее.

Звучит вальс И. Штрауса «Голубой Дунай», и в ритме музыки лети, стоя лицом к центру круга и взявшись за руки, легко раскачиваются на месте: влево, вправо и т.д.

Теперь ветер подул к центру, и все веточки потянулись туда.

Сохраняя круг, дети делают четыре шага вперёд, одновременно поднимая руки, потом четыре шага назад, опуская руки, и возвращаются в исходное положение.

Ритмичная двигательная игра «Шофёры».

Под звуки маршевой музыки дети вместе с ведущим расставляют в комнате «дорожные препятствия» из кресел и стульев. Затем группа делится на две «машины». На роль шофёра назначают в начале самых управляемых детей. Их задача провести свою «машину»; огибая препятствия и не сталкиваясь с другой «машиной». После преодоления препятствий группы"разворачиваются и «шофёрами» становятся замыкающие. Постепенно роль «шофёра» выполняют все дети. В конце игры ведущий подводит итог, отмечая успехи и неудачи «шофёров».

Музыкальная релаксация

Используется музыка А. Вивальди «Лето» из цикла «Времена года». Дети лежат в шезлонгах, в помещении полутемно.

Сейчас мы лежим и ничего не делаем. Думаем только о том, как приятно немного отдохнуть после таких игр.

Музыка звучит не более десяти минут, затем ведущий предлагает детям открыть глаза и сесть на свои места. Спрашивает, как отдохнули, как себя чувствуют, понравилось ли им занятие.

2.Примерные игры и упражнения для детей с гиперподвижным поведением.

Подбирая игры (особенно подвижные) для гиперактивных детей, необходимо учитывать следующие особенности таких детей: дефицит внимания, импульсивность, очень высокую активность, а также неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции (заострять внимание на деталях), быструю утомляемость. В игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать таких детей в коллективную работу целесообразно поэтапно. Начинать можно с индивидуальной работы, затем привлекать ребенка к играм в малых подгруппах и только после этого переходить к коллективным играм. Желательно использовать игры с четкими правилами, способствующие развитию внимания.

1."Быстрый мяч "

(«Не пропустить миг игры» М.Н. Дедулевич)

Цель: упражнять в точности движений, настойчивости в достижении поставленной задачи;

формировать умение управлять собственными движениями.

Материал: мячи по количеству детей.

Правила:

1) мяч должен удариться о стену и покатиться обратно. Движениене засчитывается, если этих показателей нет;

2) движение начинать одновременно по сигналу.Содержание. Дети встают в ряд так, чтобы не мешать друг другу, на

расстоянии 1-3 м от свободной стены. Они принимают и. п. и по сигналу с силой толкают мяч рукой так, чтобы он ударился о стену и покатился обратно. Тем, у кого движение получилось, засчитывается одно очко. Ставится задача набрать как можно больше очков.

Варианты игры: усложняются и. п., о которых дети договариваются перед началом игры. Возможные варианты и. п. сидя, стоя на коленях, в приседе, лежа на животе, нагнувшись спиной к стене (мяч прокатывается между ногами). Мяч можно толкать двумя руками, ногой, головой. Когда движение будет освоено, вводится новое правило очко засчитывается в том случае, когда мяч вернулся к игроку, и он поймал его.

2."Два мяча" (М.Н. Дедулевич)

Цель: развивать глазомер, умение управлять собственными движениями;

упражнять в целенаправленной деятельности.

Материал: мячи (средних и крупных размеров) по количеству детей.

Правила:

1) добиваться, чтобы мячи столкнулись, в противном случае очконе засчитывается;

2) начинать движение одновременно по сигналу.

Содержание. Дети садятся попарно лицом друг к другу на расстоянии 1-3 м (по договоренности), у обоих в руках по мячу. По команде они прокатывают мячи навстречу друг другу, чтобы те ударились.

Варианты игры: дети одновременно бросают мячи навстречу друг другу, чтобы те ударились; бросают мячи друг другу и ловят их.

Игры на закрепление различных видов и способов движений

3."Кто больше знает движений?" (М.Н. Дедулевич)

Цель: закрепить названия видов и способов ходьбы, бега, прыжков, лазанья, метания.

Материал: пять карточек, на каждой из которых изображен человек, выполняющий одно из основных движений (ходьбу, бег, прыжки, лазанье, метание); физкультурные пособия: мячи, обручи, гимнастическая скамейка, плоскостная дорожка (по усмотрению воспитателя); стационарное физкультурное оборудование (если игра проводится вблизи него).

Правила:

точно называть и правильно показывать движения;

нельзя повторять движения, названные другими играющими.

Содержание. Дети делятся на две команды. Один из играющих первой команды перетасовывает карточки, второй (из другой команды) вытягивает одну из них. Игра начинается с того движения, которое изображено на карточке. Если на карточке изображена ходьба, дети вспоминают все ее виды и способы. Первая команда договаривается, какое движение будет выполнять, а затем показывает его (по возможности синхронно), вторая хором называет вид движения. Затем один из видов или способов данного движения выполняет вторая команда, а первая его называет. Игра продолжается до тех пор, пока дети не вспомнят все виды и способы движения, изображенного на карточке. Команда, не сумевшая вовремя показать нужное движение или назвать его, получает штрафное очко. Побеждает та команда, у которой меньше штрафных очков. Можно результат подсчитать также по количеству выполненных движений.

Вариант игры: чтобы вызвать игровой азарт у детей в этой и других играх, можно использовать специальные фишки. Например, за каждое показанное движение команда получает красную фишку, за правильное название синюю. В конце игры в командах подсчитывается говорят: "Нет!", при отгадывании "Да!". Группы меняются местами, и игра продолжается. Выигрывает группа, у которой больше отгадок.

4."Узнай движение" (М.Н. Дедулевич)

Цель: учить узнавать движения по их словесному описанию.

Правила: точно называть вид и способ движения.

Содержание. Дети стоят в кругу. Воспитатель говорит детям, что хочет проверить, как они усвоили движения, которые разучивали на занятиях по физкультуре. "Я назову элементы движения, а вы догадайтесь и скажите, о каком движении я рассказала" говорит воспитатель. Перечисляются элементы движения: например, встать, прицелиться, замахнуться (или: разбежаться, оттолкнуться, приземлиться на носки и т. п.). Дети называют движения, воспитатель предлагает детям показать отдельные элементы прицелиться, сделать замах, показать, как надо бросить мяч от груди, от плеча и т. д. За правильное выполнение каждый получает фишку. Победителем считается тот, кто больше наберет фишек.

5."Узнай движение по следу" (М.Н. Дедулевич)

Цель: закрепить знания о видах ходьбы, бега, прыжков. Правила:

точно выполнять движение, чтобы остался четкий след;правильно называть выполненное движение.

Содержание. Игра проводится на свежевыпавшем снегу или на песке. Воспитатель предлагает вспомнить, какими видами ходьбы можно имитировать движения некоторых птиц и зверей (зайца с помощью прыжков на двух ногах с продвижением вперед, гусей ходьбы в приседе, волка бега и т. д.). Все движения предварительно обыгрывают-ся. Дети рассматривают оставленные следы, сравнивают по величине шага, стопы. После этого дети закрывают глаза, а ведущий идет (бежит, прыгает), подражая движениям животного, стараясь оставить четкий след. Дети открывают глаза, угадывают, кто из животных ходил или бегал. Они должны назвать, какой вид движения был использован. Если дети отгадывают движение водящий меняется. Если не отгадывают водит еще раз. Игру можно разнообразить, внося в нее сюжет. Дети могут, например, узнать по следам, где спрятан домик, в котором живет "лесной зверь", и что это за зверь.

6."Будь внимательным"

Взрослый показывает ребенку несколько упражнений,исходное положение: стоя, пятки вместе, носки врозь. Поднять руки вверх, вперед, в стороны;"юла" (поочередное вращение кистью каждой руки по вертикальной оси);- присесть, держа обе руки за головой (удерживая равновесие).

После показа двух-трех упражнений ребенок должен запомнить последовательность действий в каждом упражнении и повторить их по словесному описанию.