Игорь Жарков «В средневековом театре» Антуан Ватто Французский театр, 1714.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Театр и музыка едины Работу выполнили учащиеся 10А класса ГБОУ СОШ 901: Толчина М., Белышкова М. Руководитель: Гуженко Т.В. Часть 1.
Advertisements

Театр и музыка Средневековья. Театральное искусство и музыка Средних веков.
9 класс Ирина Александровна Кожина. em_no=67877
Поэзия, которую поют… Встреча первая Из истории бардовской песни Коллективный творческий проект 2008.
Тема урока Театр и музыка едины Учитель истории СОШ 41 Константинова Елена Петровна.
Театральное искусство и музыка Средних веков Средних веков.
От театра античного к средневековому. Сравнительная характеристика. Пенза, 2012 Выполнила: Павленко Анна ( 6 «Б» класс) Научный руководитель: Маркина Н.А.
МУЗЫКА И ТЕАТР СРЕДНИХ ВЕКОВ. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Учебник, гл. 17 Учебник, гл. 17 Представление модели МИСТЕРИИ на столе Представление модели МИСТЕРИИ на.
ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ МУЗЫКА 11 класс Ткаченко М.Ю. Учитель мировой художественной культуры Ученики 11-в класса Коммунальное учреждение «Луганская специализированная.
Урок по теме «Музыка Средневековья» Автор: Синкина Ирина Александровна учитель истории, музыки ГОУ ЦО 1862 г.Москвы.
Театр и музыка едины Работу выполнили учащиеся 10А класса ГБОУ СОШ 901: Толчина М., Белышкова М. Руководитель: Гуженко Т.В. Часть 3.1.
Театр
Развитие театра в эпоху Возрождения. 1.Общая характеристика эпохи 2.Театр итальянского Возрождения 3.Театр английского Возрождения 4.Театр испанского Возрождения.
Фольклор в Древней Руси Выполнила: Востренкова Лиза, 10 А класс.
Эпоха Возрождения. Возрождение, или Ренессанс – эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового.
М УЗЫКА КАК ОДИН ИЗ ДРЕВНЕЙШИХ ВИДОВ ИСКУССТВА. В ОЗНИКНОВЕНИЕ. И СТОРИЯ РАЗВИТИЯ. С ОВРЕМЕННОСТЬ. В ИДЫ И ЖАНРЫ. Выполнили: Галина Кокорина, Оксана Хошева,
Презентация к уроку на тему: Презентация на тему: "История театра"
Церковная музыка Народное творчество Музыка становится главным инструментом в руках церкви для привлечения прихожан Храмы и монастыри стали центрами.
Музыка эпохи Возрождения Тема урока :. Цель урока Задачи урока.
Презентация к уроку МХК (10 класс) по теме: Презентация по курсу МХК "Античность"
Транксрипт:

Игорь Жарков «В средневековом театре» Антуан Ватто Французский театр, 1714

СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЙ ТЕАТР охватывает огромный период развития театрального искусства – десять веков: с 5 до 11 в.в. - раннее средневековье и с 12 по 15 вв. - период развитого феодализма. Театр, в силу своих видовых особенностей (в частности – обязательное непосредственное участие зри-телей в спектакле), является, пожалуй, наибо-лее социальным из всех видов искусства. Его развитие обусловливается общим истори-ческим процессом развития цивилизации, и неотделимо от его тенденций.

Древние руины греческих и римских театров по сей день гордо высятся во многих странах, напоминая о популярности драматического искусства в античном мире. Средние века нам таких памятников не оставили. Более того, за 1000 лет после крушения Римской империи не было построено ни одного театрального здания. Дело в том, что христианская Церковь сурово осуждала античный театр, считая его рассадником разврата, и в 692 г. церковный собор наложил запрет на все театральные представления. Древние руины греческих и римских театров по сей день гордо высятся во многих странах, напоминая о популярности драматического искусства в античном мире. Средние века нам таких памятников не оставили. Более того, за 1000 лет после крушения Римской империи не было построено ни одного театрального здания. Дело в том, что христианская Церковь сурово осуждала античный театр, считая его рассадником разврата, и в 692 г. церковный собор наложил запрет на все театральные представления.

Так продолжалось вплоть до IX столетия. Редкие искры древних традиций сохранялись лишь стараниями бродячих комедиантов, менестрелей, сказочников и акробатов. Простой народ тоже бережно хранил в памяти предания старины, устраивая по праздникам красочные сценические действа. Не в силах искоренить старинные народные обычаи, Церковь включила элементы языческих ритуалов в сугубо христианские праздники. Так, обряды, посвященные весеннему пробуждению природы, были приурочены к Пасхе, а зимние Сатурналии (в честь древнеримского бога Сатурна) органически вплелись в рождественские празднества.

И все же, несмотря на все попытки уничтожить театр, Церковь, по сути, содействовала его возрождению. Из библейских историй и пышной обрядности католического богослужения выросла т. н. литургическая дра­ма. Так, сцена Тайной вечери, на кото­рой Христос преломляет хлеб и вкушает вино с учениками, изо дня в день повторяется во время мессы, при этом священник выступает в роли Христа, а паства в роли апостолов. И все же, несмотря на все попытки уничтожить театр, Церковь, по сути, содействовала его возрождению. Из библейских историй и пышной обрядности католического богослужения выросла т. н. литургическая дра­ма. Так, сцена Тайной вечери, на кото­рой Христос преломляет хлеб и вкушает вино с учениками, изо дня в день повторяется во время мессы, при этом священник выступает в роли Христа, а паства в роли апостолов. Якопо Бассано Якопо Бассано Тайная Вечеря1542 Тайная вечеря - Хуан де Хуанес. Ок 1562

Фарсы и миракли назывались пьесы религиозного содержания, в которых какой-либо святой или Дева Мария, появляясь как deus ex machina, совершают чудо и спасают грешника, часто не заслуживающего прощения. Мираклями назывались пьесы религиозного содержания, в которых какой-либо святой или Дева Мария, появляясь как deus ex machina, совершают чудо и спасают грешника, часто не заслуживающего прощения. XIV в. для Англии является расцветом причем под miracle play следует понимать мистерию, а под Saints play миракль типа французского. Как во французском, так и в английском средневековом театре ярко выступает смешной элемент, грубость, а иногда и вульгарность которого составляет его отличительные черты, при чем во Франции происходит чередование комического и драматического, тогда как в Англии мы наблюдаем смешение того и другого. Комизм в мистериях Англии скорее внутренний, чего нельзя сказать о французском смехе, который создал внешний по своим приемам XIV в. для Англии является расцветом мистерий, причем под miracle play следует понимать мистерию, а под Saints play миракль типа французского. Как во французском, так и в английском средневековом театре ярко выступает смешной элемент, грубость, а иногда и вульгарность которого составляет его отличительные черты, при чем во Франции происходит чередование комического и драматического, тогда как в Англии мы наблюдаем смешение того и другого. Комизм в мистериях Англии скорее внутренний, чего нельзя сказать о французском смехе, который создал внешний по своим приемам фарс. Средние века не знают профессионального класса актеров: бродячие певцы, Средние века не знают профессионального класса актеров: бродячие певцы, плясуны менестрели, принимавшие иногда участие в представлениях, особого значения в масштабных литургрических представлениях не имеют и стоят особо, являясь некоторым пережитком отдаленного прошлого. Все театральное дело первоначально находилось в руках духовных лиц, которые писали, режиссировали и представляли пьесы. Некоторые из клириков так увлекались сценической игрой, что по целым годам не совершали служб, пренебрегая своими прямыми обязанностями. Составлялись иногда странствующие труппы клириков, которые ходили из города в город, разыгрывая ту или иную мистерию. плясуны менестрели, принимавшие иногда участие в представлениях, особого значения в масштабных литургрических представлениях не имеют и стоят особо, являясь некоторым пережитком отдаленного прошлого. Все театральное дело первоначально находилось в руках духовных лиц, которые писали, режиссировали и представляли пьесы. Некоторые из клириков так увлекались сценической игрой, что по целым годам не совершали служб, пренебрегая своими прямыми обязанностями. Составлялись иногда странствующие труппы клириков, которые ходили из города в город, разыгрывая ту или иную мистерию.

Тициан Вечеллио " Миракль о новорожденной ребенка» 1511г.

Брейгель, Триумф смерти (1562 )

Питер Ян Квест Танец актеров в фарсе

Профессиональные артисты - Жонглеры. Жонглер тот, кто вращается среди людей со смехом и с игрой и высмеивает себя, свою жену, своих детей и всех прочих (Брунотто Латини. Книга сокровищ). Судя по маргинальным иллюстрациям, жонглеры предпочитали объединяться в маленькие замкнутые группы из двух-трех человек - участников коллективного спектакля. Нередко ядром актерской компании была супружеская пара: мужу - главному кормильцу и премьеру - помогала его подруга - танцовщица, аккомпаниаторша, певица. Профессиональные артисты - Жонглеры. Жонглер тот, кто вращается среди людей со смехом и с игрой и высмеивает себя, свою жену, своих детей и всех прочих (Брунотто Латини. Книга сокровищ). Судя по маргинальным иллюстрациям, жонглеры предпочитали объединяться в маленькие замкнутые группы из двух-трех человек - участников коллективного спектакля. Нередко ядром актерской компании была супружеская пара: мужу - главному кормильцу и премьеру - помогала его подруга - танцовщица, аккомпаниаторша, певица. Обличители мирской суетности считали беспутное ремесло жонглера, призванное забавлять каждого встречного и потворствовать низменным страстям, несовместимым с религиозной моралью. Актеры средневековья - существа бесправные, хоть и выше воров и преступников, но все же Актерам и всем тем, которые передают себя в собственность другого, служит в качестве возмещения тень человека (Саксонское зерцало, XIII в) то есть можно наказать только тень обидчика. Обличители мирской суетности считали беспутное ремесло жонглера, призванное забавлять каждого встречного и потворствовать низменным страстям, несовместимым с религиозной моралью. Актеры средневековья - существа бесправные, хоть и выше воров и преступников, но все же Актерам и всем тем, которые передают себя в собственность другого, служит в качестве возмещения тень человека (Саксонское зерцало, XIII в) то есть можно наказать только тень обидчика. Развлечения французского двора в XV веке. Группа артистов, к неописуемому ужасу маленькой собачки, разыгрывает сцену с дикарями перед благородными зрителями, господами и дамами.

Огонь Огнем часто пользовались на средневековых подмостках для изображения всевозможных сценических эффектов молнии, дыма, пламени в пасти дракона, костров, выстреле и проч. Ад и дьяволы средневековой сцены. (Цюрих, около 1550 г.) ОГОНЬ

Театральные зрелища были целым событием, и весь город принимал в них участие. Всюду царило праздничное настроение, лавки бывали закрыты, улицы пусты; жонглеры, бродячие певцы, музыканты, акробаты, стремясь сюда, как мотыльки на огонь, пользовались антрактами, чтобы давать свои маленькие представления. Места бывали и платные, верхние - дороже нижних; если оставался остаток от сбора, то он делился между участвующими. В целях рекламы актеры за несколько дней при звуках труб проходили процессией по городу и, останавливаясь на какой-нибудь площади, в стихах приглашали публику на спектакль. Играли в воскресные дни, летом, при свете дня; в случае дождя спектакль отменялся, хотя иногда были устроены навесы, как в Отэне. Перед началом представления все актеры шли процессией по городу к своим местам на сцену, в то время как публика заполняла трибуну, и по водворении тишины спектакль начинался. Например, действие «Мученичества св. Аполлонии» происходит в центре города, увенчанный короной персонаж император Деций. Человек с книгой и жезлом «режиссер» представления. На заднем плане изображены подмостки, разделенные на шесть частей: первая небеса с Господом на троне, вторая оркестр с музыкантами, третья пустой трон (с него сошел император), четвертая зрители из числа знати, пятая зрители-горожане, шестая Сатана и врата Ада.

Жан Фуке. «Мученичество св. Аполлонии». Ок

В В развитии музыкальной культуры Западной Европы длительную и широкую историческую полосу средних веков трудно рассматривать как единый период, даже как одну большую эпоху с общими хронологическими рамками. Первый, исходный рубеж средневековья после падения Западной Римской империи в 476 году принято обозначать VI веком. Между тем единственной областью музыкального искусства, оставившей письменные памятники, была до XII века только музыка христианской церкви. Весь своеобразнейший комплекс связанных с ней явлений сложился на основе длительной исторической подготовки, начиная со II века, и включил в себя далекие истоки, уходящие за пределы Западной Европы на Восток в Палестину, Сирию, Александрию. Помимо того церковная музыкальная культура средних веков так или иначе не миновала наследия Древней Греции и Древнего Рима, хотя «отцы церкви», а в дальнейшем теоретики, писавшие о музыке, во многом противопоставляли искусство христианской церкви языческому художественному миру античности. Второй важнейший рубеж, знаменующий переход от средних веков к Возро ждению, в Западной Европе проходит не одновременно: в Италии в XV ве ке, во Франции в XVI; в других странах борьба средневековых и ренессан сных тенденций протекает в разное время.

Музыка трубадуров и труверов Трубодуры (французское troubadours, от окс. trobar слагать стихи) или, как их еще часто называют, минестрели это поэты и певцы эпохи Средневековья, творчество которых охватывает промежуток времени с одиннадцатого по тринадцатое столетие, а расцвет его начинается в двенадцатом, а заканчивается в начале тринадцатого века. Искусство трубадуров возникло в южной части Франции, его главным центром была область Прованс. Трубадуры сочиняли свои стихи на наречии ок - романском языке, который был распрос транен во Франции к югу от Луары, а также в располо женных по соседству с Францией областях Италии и Испании. Трубадуры были активными участниками социальной, религиозной и политической жизни общества. Они были преследуемы за критику церкви. Конец их искус ству положил альбигойский крестовый поход в г. Оноре Домье «Трубодур»

Искусству трубадуров было родственно творчество труверов. Появившись в южных областях Франции при тех же исторических условиях, что и музыка трубадуров, лирические произведения труверов имели много общего с ней. Более того, труверы находились под прямым и очень сильным влиянием поэзии трубадуров, что было обусловленно интенсивным литературным обменом. Адам де ла Аль (или устаревший вариант де ла Галь, фр. Adam de la Halle, известный также под прозвищем Адам Горбатый, фр. Adam le Bossu; 1240, Аррас 1287, Неаполь) знаменитый трувер из Франции. Детство и юность провел в аббатстве Боксель, в Камбре. Имел духовное звание, но принять сан отказался. Переехал в Париж, где жил у графа Роберта II дАртуа. В 1282 году вместе с графом отправился в Неаполь, где провел последние пять лет своей жизни. Из произведений Адама де ла Аля до наших дней дошли тридцать шесть одноголосных песен, более восемнадцати jeux partis (так назывались песни-диалоги с куртуазным содержанием), шестнадцать рондó и пять политекстовых мотетов.

Тибо IV Шампанский (по-французски Thibaut IV de Champagne, 30 мая 1201 года, Труа 8 июля 1253 года, Памплона) граф Бри, граф Шампани (с 1225 года), король Наварры (Тибальдо I «Трубадур» Theobaldo de Navarra) (с 1234 года), сын Тибо III Шампанского. Трувер и поэт средневековой Франции, создавший большое количество произведений (Пререкание, Песнь о Крестовом походе и т. д.), различные лирические песни о любви с аккомпанементом, религиозные поэмы, сирвент. За ним закрепилось прозвище «принц труверов». На него оказала влияние лирика Прованса. В его творчестве прославляется служение знатной Даме, которая отождествлялась современниками с Бланкой Кастильской, матерью короля Людовика IX. Тибо IV Шампанский (по-французски Thibaut IV de Champagne, 30 мая 1201 года, Труа 8 июля 1253 года, Памплона) граф Бри, граф Шампани (с 1225 года), король Наварры (Тибальдо I «Трубадур» Theobaldo de Navarra) (с 1234 года), сын Тибо III Шампанского. Трувер и поэт средневековой Франции, создавший большое количество произведений (Пререкание, Песнь о Крестовом походе и т. д.), различные лирические песни о любви с аккомпанементом, религиозные поэмы, сирвент. За ним закрепилось прозвище «принц труверов». На него оказала влияние лирика Прованса. В его творчестве прославляется служение знатной Даме, которая отождествлялась современниками с Бланкой Кастильской, матерью короля Людовика IX.

Музыка придворных музыкантов Гильом де Машо (Guillaume de Machaut, или Machault, около 1300 апрель 1377, Реймс) французский поэт и композитор, являющийся важнейшим представитель эпохи Ars nova. С 1323 года был писцом, секретарём, а позже придворным (familier, букв. «свой человек») короля Иоанна (Яна) Люксембургского (1296–1346). В 1337 Гильом де Машо занял должность каноника в кафедральном соборе Реймса, где служил до конца жизни. Во время эпидемии 1348–49 Машо переболел чумой, а позже перенёс тяжёлую двухмесячную английскую осаду в 1359–60 гг. Через Бонну Люксембургскую (дочь Иоанна) Гильом де Машо вошёл в высший свет французского общества, был знаком с её мужем Иоанном Добрым (король французским в 1350–64), их сыновьями Карлом V (король французский в 1364–80), Филиппом II Смелым (или «Храбрым»; основателем бургундской ветви дома Валуа). Эти и некоторые другие крупные французские аристократы, в том числе король Кипра Пьер II де Лузиньян, выступали заказчиками его поэтических и музыкальных сочинений. (источник - Wikipedia) Гийом де Машо (крайний справа) принимает милости от Природы. Миниатюра XIV века

Миннезингеры немецкие лирические поэты-певцы, воспевавшие рыцарскую любовь, любовь к Даме, служение Богу и сюзерену, крестовые походы. Лирика миннезингеров сохранилась до настоящего времени, например, в Гейдельбергской рукописи. Гуго фон Монфорт (нем. Hugo von Montfort; апреля 1423, Брук-ан-дер-Мур) австрийский миннезингер эпохи позднего Средневековья. Гуго VII был графом Монфорт-Брегенц и Пфаннберг и занимал высокие политические посты. Свою политическую карьеру он сделал на службе у Габсбургов в качестве главнокомандующего войск австрийского герцога в Италии. Гуго писал песни, куртуазные стихотворные письма, а также политические и воспитательные речи в стихах. Сохранилось около 40 текстов Гуго фон Монтфорта. Поэт-дворянин считается одним из последних представителей миннезанга. Благодаря своему поэтическому дару Гуго стал самым известным представителем своего рода. В 1373 г. он женился на наследнице графского титула Маргарите фон Пфаннберг, падчерице отца Гуго, и тем самым сновал штирийскую ветвь Монфортов и значительно расширил владения рода.

Народная музыка Народная музыка (или фольклорная, англ folklore) музыкально-поэтическое творчество народа. Она - неотъемлемая часть фольклора и вместе с тем включается в исторический процесс формирования и развития культовой и светской, профессиональной и массовой музыкальной культуры. Различают устную и письменную музыкальные традиции. Со времени развития письменных музыкальных традиций происходит постоянное взаимовлияние культур. Таким образом народная музыка существует на определённой территории и в конкретное историческое время, т. е. ограничена пространством и временем, что создаёт систему музыкально-фольклорных диалектов в каждой народной музыкальной культуре.

Григорианское пение (лат. cantus gregorianus; англ. Gregorian chant, фр. chant grégorien, нем. gregorianischer Gesang, итал. canto gregoriano), григорианский хорал[ cantus planus традиционное литургическое пение римско-католической церкви. Термин «григорианское пение» происходит от имени Григория I Великого (папа Римский в годах), которому средневековая традиция приписывала авторство большинства песнопений римской литургии. Реально роль Григория ограничивалась, по-видимому, лишь составлением литургического обихода, возможно, антифонария. Слово хорал в русском языке используется многозначно (часто в смысле четырёхголосной обработки церковных песен лютеран, также в музыковедческих трудах в словосочетании «хоральный склад» [подразумевается, многоголосия]), поэтому для обозначения богослужебной монодии католиков целесообразно пользоваться аутентичным средневековым термином cantus planus (что можно перевести по-русски как «плавный распев», «ровный распев» и т. п.). Ян Ван Эйк Гента Запрестольный образ Поющих Ангелов

Апостол Павел свидетельствует, что первые христиане воспевали Бога в псалмах, гимнах и духовных песнопениях (Эф. 5, 19). Таким образом, музыка использовалась в Церкви всегда. Историк Церкви Евсевий пишет, что псалмы и песнопения были созданы верующими "с самого начала для прославления Господа". Наряду с древнегреческим языком для составления гимнов, христианские поэты использовали и древнегреческую музыку, которая была распространена тогда во всем просвещенном мире. Великие Отцы трех первых веков, такие, как Св. Игнатий Богоносец, Св. Иустин Философ, Св. Иреней, Св. Григорий епископ Неокесарийский, чудотворец, проявляли особый интерес к псалмопениюу. Византийская мозаика на куполе собора Сан-Марко Венеция гг.

Выполнила студентка 3 курса гр. Дз Лабаторина Ирина Сергеевна Спасибо за внимание!