Зачем России мигранты? Е. Тюрюканова Центр миграционных исследований www.migrocenter.ru.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Миграционные вызовы нового десятилетия Елена Тюрюканова Центр миграционных исследований.
Advertisements

ЦМИ Международная конференция Гендерные аспекты миграционной политики: извлеченные уроки и рекомендации апреля 2004 г. Московская обл., ст. Водники.
Социальная интеграция трудовых мигрантов из стран Центральной Азии в России пример Москвы и Санкт-Петербурга.
Разработка модели адаптации мигрантов и их интегрирования в единое правовое и культурное поле крупных мегаполисов и регионов России.
Зарубежная трудовая миграция и ее роль в обеспечении потребности в трудовых ресурсах на российском рынке труда Парикова Наталья Владимировна, Младший научный.
Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года Выполнил: Мельников Дмитрий, студент II курса 204 группы.
Роль и задачи Общественного Совета при Управлении образования в системе независимой оценки качества образования. Чернышева Ирина Ивановна, председатель.
1 115-ФЗ от г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» определяет: Статус иностранного гражданина Условия участия.
Стабильное партнерство как средство обеспечения эффективного управления миграцией рабочей силы в Российской Федерации, на Кавказе и в Средней Азии Определение.
Ф О Н Д П О Д Д Е Р Ж К И С О Ц И А Л Ь Н Ы Х П Р О Е К Т О В Анализ тенденций привлечения и использования иностранной рабочей силы в России за
Нормативные документы в системе образования России -Государственная программа «Развитие образования» на годы. -НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ.
ВВП на душу населения (рассчитанного по ППС) за 2009 г., в долл. США.
Реализация государственной политики в сфере обеспечения информационной безопасности.
Встреча участников сети практиков в области миграции и денежных переводов ( МИРПАЛ) Сложности и перспективы развития сети МИРПАЛ в Республике Таджикистан.
Стратегический План на годы Для обсуждения с НПО 22 февраля 2008 г.
Вопросы сопоставимости данных переписи населения и текущего миграционного учета М.А.Клупт, д.э.н., профессор, Санкт-Петербургский государственный университет.
Равенство в коллективных переговорах. Включение или отсутствие положений о недискриминации и/или положений о равенстве в коллективные договоры является.
Вклад мигрантов в экономику России Минэкономразвития России.
Основные проблемы трудоустройства студентов вузов и пути их преодоления 26 октября 2010 г. Конференц-зал ПГУПС.
Международный научный семинар «Международная миграция населения на постсоветском пространстве: тенденции, последствия, перспективы» 2-3 декабря 2011 г.,
Транксрипт:

Зачем России мигранты? Е. Тюрюканова Центр миграционных исследований

Демография

Миграционный прирост в России в 2008 – 2010 гг. Миграционный прирост 2009 г тыс. чел. (на 99% компенсировал естественную убыль) 2010 г тыс. чел. (на 66% компенсировал естественную убыль)

Иммиграция из бывших республик СССР компенсировала около 5,7 млн. из 12 млн. естественной убыли после распада СССР Без миграции население России к 2050 г. составит 100 млн. человек Чтобы компенсирует естественную убыль в перспективе до 2025 г. нужен миграционный прирост более 500 тыс. человек в год Демографическая нагрузка увеличится с 606 чел. на 1000 населения трудоспособного возраста в 2010 до 827 в 2025 г. На 25% территории живет 80% населения (на 4% ЦФО живет 25% населения страны)

Прирост населения России до 2030 г., тыс. человек Источник: Средний вариант прогноза Росстата

Среднемесячная номинальная зарплата в странах СНГ (долл. США; май 2008) * ВВП на душу населения (ППС, тыс. долл. США; 2008), ** Азербайджан Армения Белоруссия Казахстан Киргизия Молдавия Россия71815,9 Таджикистан632.0 Узбекистан…2,6 Украина * Статистический Комитет СНГ** Данные IMF

Численность трудовых мигрантов в России тыс. человек, по данным ФМС России Источник: ФМС России

Доля основных стран выхода в структуре трудовой миграции в Россию, , % Источник: данные ФМС России

Специфика современной миграции из стран СНГ в Россию Преобладает миграция из стран с далекой от доминирующей российской культуры культурной традицией Преобладают титульные этнические группы стран выезда Преобладают мигранты из малых городов и сел (более 70%) Возрастает языковой барьер (15-20% мигрантов не говорят по-русски Сдвиг к бедной части социального спектра – 84% мигрантов относили себя к группе бедных (38%) и очень бедных (46%) до миграции

Рынок труда

Доля иностранных работников в общей численности рабочей силы, 2007, % Источник: OECD Япония0,3Греция7,5 Финляндия2,4Норвегия8,6 Нидерланды3,6Испания9,0 Дания4,4Германия9,4 Чехия4,6Бельгия9,5 Франция5,4Австрия13,1 Италия6,6Швейцария21,3 Великобритания7,2Люксембург66,6

Доля иностранных работников в общей численности рабочей силы по видам деятельности, 2008г., % РоссияМосква Сельское и лесное хоз-во, охота, рыболов. 2,344,7 Добыча полезных ископаемых 4,943,3 Обрабатывающие производства 2,13,2 Строительство 15,711,4 Торговля,ремонт...,гостиницы,рестораны 3,02,6 Транспорт и связь 1,75,6 Финанс., операции с недвижим., услуиг 1,62,2 Образование 0,10,2 Здравоохранение и социал.услуги 0,1 Прочие коммунал., социальн....услуги3,87,3 Другие виды экон. деятельности 3,915,5 В целом по России3,44,8

Чувствуете ли Вы конкуренцию с местными работниками? Источник: опрос мигрантов, 2008 Кто работает вместе с Вами ?

Модели миграции в Россию из стран СНГ по продолжительности и периодичности % ответов Приезжаю на короткий срок, немного зарабатываю, и уезжаю 5 Приезжаю работать на сезон (до 6 месяцев)14 Приезжаю на определенную работу, когда она заканчивается, уезжаю 11 Большую часть года провожу в России, домой уезжаю на месяца 40 Практически постоянно живу в России, на родину почти не езжу 25 Нет ответа5

Зарплата мигрантов в среднем в месяц: --- сентябрь 2008 г руб. ($600) при средней зарплате в России $ июнь 2009 г руб. ($515) при средней зарплате в России $ 620 Плата за жилье в среднем в месяц: --- сентябрь 2008 г руб. ($138) --- июнь 2009 г руб. ($129) Трансферты на родину в среднем в месяц (посылают более 70% мигрантов): --- сентябрь 2008 г. -$ июнь 2009 г. - $ 219 Источник: выборочный опрос трудовых мигрантов Доходы и расходы трудовых мигрантов

Меняющиеся образы трудового мигранта Трудовой мигрант Мужчина, 31, семья на родине Молодая семья с ребенком Одинокая мать с ребенком Женщина 58, пенсионерка Студент/ка Беременная женщина Мужчина, 66, пенсионер Многодетная семья с детьми Девушка, 16, не замужем Женщина, 31, семья на родине Женщина, 31, СПИД

Доля женщин в общей численности трудовых мигрантов (%) Источник: статистика ФМС

Факторы роста миграции женщин Демографический спад в России Изменение структуры экономики и спроса на рынке труда – рост сферы услуг Развитие мигрантских социальных сетей -- включение «новых» социальных групп -- рост миграции семей Феминизация бедности (

Самостоятельность и стереотипы Более 90% опрошенных участвуют в обеспечении своей семьи, из них около 35% являются основным кормильцем в семье При этом около 60% женщин придерживаются традиционных гендерных установок, что «зарабатывать деньги в семье должен мужчина, а женщина должна заниматься домом и детьми (среди мигрантов из стран Кавказа – 75-80%)

Кто в основном обеспечивает Вашу семью?

Основные подходы к миграционной политике 1-я модель (ассимиляционная) – направлена на преимущественно на прием постоянных мигрантов для увеличения населения (США, Австралия, Канада, Новая Зеландия) 2-я модель (отходническая) – направлена на преимущественный прием временных мигрантов, восполняющих дефицит трудовых ресурсов и инновационный потенциал страны (Европейские страны, Япония, Малайзия и др.)

Основной итог миграционной реформы 2007 г. Новая миграционная политика увеличила число легальных трудовых мигрантов в 3-4 раза по сравнению с периодом начала 2000-х гг. 24 Источник: Экспертная оценка

Инструменты регулирования трудовой миграции в России Визы Разрешение на работу Квоты по профессиональным группам Перечни профессий, прием по которым осуществляется без квоты Лимиты (допустимые доли или «потолки») в торговле вне магазинов и спорте Патент для работающих у физических лиц Специальный режим для высококвалифици- рованных мигрантов

Гендерно чувствительная миграционная политика: что это такое? Признание роли, которую женщины и мужчины играют в миграции Признание наличия специфических потребностей и особенностей мигрантов - женщин и мужчин Принятие необходимых мер по обеспечению этих потребностей

Доклад «Женщины – трудовые мигранты из стран СНГ в России»

Рекомендации

1. Внести следующие дополнения в законодательство (ФЗ «О правовом положении иностранных граждан…»,«О гражданстве» ): 1) ввести правовое определение следующих терминов: «интеграция мигрантов», «воссоединение семей», «члены семьи мигранта», «дети - члены семьи мигранта» (или «дети мигранта»), «трудовые мигранты – женщины»; 2) разработать и ввести в миграционное законодательство программу воссоединения семей, обратив приоритетное внимание на семьи мигрантов, в частности, женщин, с детьми; 3) ввести бессрочный вид на жительство (статус резидента) для желающих постоянно жить в России и интегрироваться в российское общество; предусмотреть правовой канал для смены статуса временно пребывающего/проживающего трудового мигранта на статус резидента (постоянного жителя) с приоритетом семейных мигрантов и женщин с детьми. 4) облегчить процедуры натурализации для определенных категорий детей, в частности для детей, родившихся в России; 5) рассмотреть вопрос о введении т.н. «семейного вида на жительство», предоставляемого сразу всем членам семьи; этот вид на жительство должен быть бессрочным и выдаваться на основе отбора семей, причем семьи с детьми могут иметь приоритет; 6) отменить квоты РВП; 7) отменить квотирование количества разрешений на работу; 8) отменить нулевую допустимую долю иностранных работников на предприятиях торговли.

2. Разработка и принятие «Стратегии интеграции мигрантов в Российской Федерации» с учетом гендерного подхода; создание правовой базы финансируемых государством интеграционных программ, обратив приоритетное внимание на интеграцию детей и семей мигрантов с детьми. 3. Законодательное закрепление права трудовых мигрантов на получение медицинской помощи в необходимом объеме на основе возврата механизма обязательного медицинского страхования для мигрантов, с которыми трудовой договор заключается на срок 1 год и более. Доступ мигрантов к медуслугам в этом случае осуществляется на равных условиях с российскими гражданами. Для мигрантов, работающих по договорам, заключенным на срок менее 1 года, доступ к медуслугам осуществляется на основе специально разработанной схемы обязательного страхования, либо доступных схем добровольного медицинского страхования (возможны, например, «возвратные» схемы, когда часть денег возвращается мигранту, не обращавшемуся за медицинской помощью), которые также применяются и для неработающих членов семьи мигранта. Во всех страховых схемах должен обеспечиваться доступ женщин- мигрантов к гинекологической и акушерской помощи, как для консультации и лечения, так и для ведения беременности и родов. Беспрепятственный доступ к медицине для детей мигрантов должен быть организован на тех же условиях, что имеют дети российских граждан.

4. Меры в области образования: 1) беспрепятственный доступ к школьному образованию для детей мигрантов должен быть организован на тех же условиях, которые имеют дети российских граждан; 2) расширение бесплатных возможностей дополнительного изучения русского языка и литературы; 3) противодействие сегрегации (концентрации мигрантов в «плохих» школах), созданию мононациональных или «мигрантских» школ; регулярный обмен лучшими практиками в данной области; 4) ввести льготы по получению гражданства не только для родившихся в России детей, но и для тех детей мигрантов, кто заканчивает в России среднюю школу.

5. Работа по воспитанию толерантного общества: разъяснительная работа с населением, в школах среди учеников, учителей и родителей; работа, направленная на воспитание межкультурного диалога Информационная кампания в СМИ, направленная, в том числе, на формирование толерантности в отношении женщин и детей, противодействие распространению гендерных стереотипов. Меры по повышению толерантности должны приниматься не только на национальном, но и на муниципальном и местном уровне, вплоть до уровня общины (микрорайон, землячество, крупное предприятие, церковный приход и т.п.). На уровне общины могут разрабатываться актуальные инструменты, рассчитанные на решение конкретных вопросов, актуальных именно в данном месте и в данное время. Например, на местном уровне может быть разработан Кодекс добрососедства, который в локальной среде может иметь конкретный смысл и направленность, в то время, как подобный инструмент, разработанный на национальном уровне, рискует превратиться в очередную декларацию и общее место.

6.При местных общинах или землячествах могут создаваться Комитеты женщин для более подробного анализа положения женщин-мигрантов и детей в районе и решения возникающих проблем на местном уровне. Очень важно в данном случае наладить обмен наилучшими практиками. Создание Комитетов женщин при российских региональных общественных объединениях диаспорально-общинного характера (составление списков, выработка программ), обеспечение данными о сетевых партнерах и их возможностях, существующих практиках по применению и использованию имеющихся ресурсов. 7.Работу по мониторингу миграционной ситуации, межкультурного и межэтнического климата также лучше вести на низовом уровне, например, на уровне муниципалитета. Такой мониторинг можно проводить по единой методологии и выводить данные на национальный уровень, однако начинать надо с общины, которая может дойти до каждого мигранта или мигрантской семьи. Обязательной частью такого мониторинга должен стать раздел по положению женщин и детей мигрантов. Результаты его должны публиковаться в местных СМИ. На местном уровне могут создаваться специальные комиссии по вопросам миграции и толерантности, выходящие на соответствующий орган на уровне субъекта Федерации. Отдельным блоком в работе таких комиссий должны стать вопросы о положении женщин и детей мигрантов. 8. Помощь мигрантам в изучении русского языка, т.к. именно язык служит главным средством межкультурных контактов, без которых невозможна интеграция. Организация курсов разного уровня, возможно на базе школ, в которых обучаются дети мигрантов.

9. Представляется целесообразным развивать институциональное обеспечение политики в области привлечения ИРС путем специализации кадровых агентств (ЧАЗов), чья деятельность способствовала бы вытеснению теневых практик найма и трудовой деятельности иностранных работников. Например, ЧАЗы могут специализироваться на трудоустройстве домашнего персонала, медицинских работников, и по другим направлениям, по которым часто работают женщины. 10. Обеспечение простого доступа мигрантов к защите своих прав и правосудию. Рассмотреть вопрос о создании органов досудебного рассмотрения жалоб мигрантов на местном уровне (на уровне муниципальных образований). Противодействие насилию и произволу полиции и других силовых структур в отношении мигрантов, в особенности женщин и детей, в частности, недопущение случаев сексуального насилия в отношении женщин-мигрантов. 11. Разработать и ввести в учебные курсы по миграции гендерный блок, разъясняющий гендерные особенности миграции, выделяющий категории женщин и детей, обучающий будущих управленцев и специалистов специфическим потребностям различных групп мигрантов, гендерно чувствительному подходу к миграционной политике.

12. Большинство своих социальных транзакций мигранты осуществляют через социальные сети, как правило, состоящие из соотечественников, то есть выходцев из одной страны. Такие сети не оформились пока в общественные организации и объединения. Иногда такие сети обрастают клубком теневых дельцов, обеспечивающих решение многих проблем мигрантов через неформальные, а часто и криминальные каналы. Это даёт почву для развития взаимосвязи таких социальных сетей с теневой инфраструктурой и криминальным миром. Чтобы избежать подготовки такой опасной почвы, необходимо работать с национальными общинами, помогая через их работу канализировать отношения рядового трудового мигранта с администрацией того региона РФ, в котором он работает, а также способствовать появлению НПО на основе самоогранизации мигрантов по определенным категориям (например, женщин, домашних работников, работников торговли, строительства и т.п.). Необходимо также препятствовать тенденции использования такой работы для лоббирования интересов отдельных представителей общины (например, крупных предпринимателей), в ущерб интересам рядовых членов такого объединения.

13. Проведение специальных углубленных исследований, в первоочередном порядке: 1) исследование положения детей мигрантов в России; 2) оценка вклада мигрантов - женщин и мужчин в экономику России; 3) исследование женщин – мигрантов - домашних работников; 4) исследование контрактов женщин – мигрантов в различных видах услуг. 14. Создание сети заинтересованных государственных, общественных, коммерческих, научных и других структур РФ и стран СНГ с целью координации действий по разработке мер защиты женщин - трудящихся мигрантов и членов их семей и внедрению гендерного подхода в миграционную политику. 15. Увеличение роли НПО, работающих с мигрантами, в принятии и реализации государственных решений в области миграционной политики, особенно в отношении программ интеграции. Содействие процессу самоогранизации мигрантов, в частности женщин, по важным вопросам их жизни. Требование введения прозрачных программ государственного финансирования неправительственных организаций на конкурсной основе, в частности по вопросам интеграции.

16. Использование возможностей Общественных Советов при посольствах стран-доноров для продвижения прав мигрантов – женщин и решения проблем женщин - трудящихся мигрантов и членов их семей. 17. Инициирование заседания по гендерной проблематике миграции в Общественном Совете при ФМС России. 18. Разработка вопроса о дифференцированном подходе к определению административных и иных мер наказания (штраф, депортация, арест) для женщин - трудящихся мигрантов, имеющих детей. Оценка соответствия тяжести наказания и серьезности правонарушения. Проведение совместных (НПО, госструктуры) посещений мест заключения осужденных женщин - трудящихся мигрантов в тюрьмах и спецприемниках с целью получения достоверной информации об их проблемах и условиях содержания. 19. Обсуждение необходимых правоприменительных мер в отношении родителей, использующих труд детей, а также использующих детей для попрошайничества, независимо от их гражданства. 20. Решение вопросов неуплаты алиментов, касающихся детей мигрантов, усыновления или опеки брошенных детей мигрантов, находящихся в специализированных учреждениях РФ.