Выполнила ученица 9 класса Архипова Татьяна Архипова Татьяна МОУ « Караклинская СОШ », 2010.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Поэтический образ дерева в лирике Сергея Есенина»
Advertisements

Береза и клен - сквозные образы лирики С.Есенина Работу выполнили Клевалова Елена Скрябина Виктория Ученицы 11 класса Руководитель Куклева Н. Д. Муниципальное.
( ) сквозные образы лирики С.Есенина. Родина великого русского поэта Сергея Александровича Есенина – старинное село Константиново привольно раскинулось.
Экзаменационная работа по литературе Реферат на тему: «Природа и Родина в творчестве С. А. Есенина» ученицы 11 класса Чумаковой Екатерины научный руководитель:
Тема урока: Нравственно-философская направленность поэзии Сергея Есенина СЕРГЕЙ ЕСЕНИН ( ) СЕРГЕЙ ЕСЕНИН ( )
Презентацию подготовил ученик 9 класса Ушаков Александр Учитель Верзилина Т.И.
Мир природы в русской литературе Подготовила ученица 6 «А» класса Бойко Светлана.
Практическое занятие : сравнительный анализ стихотворений.
Урок литературного чтения. Тема: «С. А. Есенин «Мой край задумчивый и нежный». Выполнил учитель МОУ лицей с. Долгоруково Макарова Г.Н.
Как рождается рождается художественный художественный образ образ.
Стихотворения Сергея Есенина в 7 классе по программе Меркина Г.С. 1.Я покинул родимый дом (1918) 2.Отговорила роща золотая…(1924) 3.Спит ковыль. Равнина.
Мотив одиночества в лирике Серебряного века (А. Блок, А. Ахматова, В. Маяковский) Выполнила Щепетилова Оксана, ученица 11 класса МОУ СОШ 2.
Народно-песенная основа поэзии С.А.Есенина.. С.А.Есенин «К стихам расположили песни, которые я слышал кругом себя». С.А.Есенин. Автобиография.
Родился в селе Константиново Рязанской губернии в крестьянской семье, отец Александр Никитич Есенин (1875–1967), мать Татьяна Фёдоровна (1875–1955). В.
Человек и природа в лирике М.Ю.Лермонтова Лермонтов-поэт совсем другой эпохи… Г.В.Белинский.
Тема Родины в лирике Есенина Выпускницы 11 класса «Б» гимназии 1528 Коровашкиной Марии Учитель: Давыдова Наталия Борисовна.
Глубина поэтического мира Есенина
Презентация к уроку литературы в 7 классе Выполнила: учитель МОУ «Мирненская средняя общеобразовательная школа» Якунина О.Н.
Сравнения, характеризующие различные предметы в поэзии М.Цветаевой, очень разнообразны. Рассмотрим эти предметы и особенности их изображения в её лирике.
Тема родины в русской поэзии Автор - Ушакова О.А..
Транксрипт:

Выполнила ученица 9 класса Архипова Татьяна Архипова Татьяна МОУ « Караклинская СОШ », 2010

описать языковые средства, позволившие поэту талантливо и самобытно создать образ клена, ставшего одним из обаятельных образов русской литературы.

Показать, что и в плане изобразительно-выразительных средств лирика Есенина выросла на русской фольклорной почве. Показать, что и в плане изобразительно-выразительных средств лирика Есенина выросла на русской фольклорной почве. Выявить, как и какими средствами создается поэтический образ клена. Выявить, как и какими средствами создается поэтический образ клена.

Теоретические: анализ научной литературы, обобщение и систематизация полученных сведений. Теоретические: анализ научной литературы, обобщение и систематизация полученных сведений. Практические: методы сплошной выборки. Были выписаны поэтические строчки, посвященные образу клена. Методы наблюдения и анализа. Практические: методы сплошной выборки. Были выписаны поэтические строчки, посвященные образу клена. Методы наблюдения и анализа.

Жизнь и смерть Вселенная Человек

Образ клена играет немаловажную роль среди так называемых сквозных образов лирики С. Есенина, « окрашивающих мир его поэзии в особые неповторимые тона ». Образ клена играет немаловажную роль среди так называемых сквозных образов лирики С. Есенина, « окрашивающих мир его поэзии в особые неповторимые тона ». Впервые в поэзии Есенина клен появляется в качестве одной из характерных черт крестьянского быта ( « Кленочек маленькой матке / Зеленое вымя сосет …», 1910) и, претерпев целый ряд различных поэтических метаморфоз, проходит через все творчество поэта, достигая кульминационного изображения в изумительном стихотворении « Клен ты мой опавший ». Впервые в поэзии Есенина клен появляется в качестве одной из характерных черт крестьянского быта ( « Кленочек маленькой матке / Зеленое вымя сосет …», 1910) и, претерпев целый ряд различных поэтических метаморфоз, проходит через все творчество поэта, достигая кульминационного изображения в изумительном стихотворении « Клен ты мой опавший ».

Образ клена создавался под сильным влиянием народных традиций « деревного » образотворчества. Но, испытывая сильное влияние фольклора, Есенин никогда не отказывался и от собственной манеры в создании поэтических образов. Этот собственный стиль отчетливо прослеживается в подборе эпитетов, которыми поэт характеризует клен. Образ клена создавался под сильным влиянием народных традиций « деревного » образотворчества. Но, испытывая сильное влияние фольклора, Есенин никогда не отказывался и от собственной манеры в создании поэтических образов. Этот собственный стиль отчетливо прослеживается в подборе эпитетов, которыми поэт характеризует клен.

Все « кленовые » эпитеты Есенина отличаются лексической полноценностью и семантической прозрачностью. Создавая образ, поэт стремился сблизить два плана – реальности и образности, поэтому целый ряд слов он намеренно употреблял в прямом значении (старый, маленький, подгнивший и т.п.), другие же подвергал метафоризации (клен на одной ноге и т.п.), хотя и в неодинаковой степени, чтобы не создать резкого разрыва между реальным и образным планами, чтобы сделать плавным и естественным переход между ними. Все « кленовые » эпитеты Есенина отличаются лексической полноценностью и семантической прозрачностью. Создавая образ, поэт стремился сблизить два плана – реальности и образности, поэтому целый ряд слов он намеренно употреблял в прямом значении (старый, маленький, подгнивший и т.п.), другие же подвергал метафоризации (клен на одной ноге и т.п.), хотя и в неодинаковой степени, чтобы не создать резкого разрыва между реальным и образным планами, чтобы сделать плавным и естественным переход между ними.

1. Возраст (старый, маленький - молодой) 1. Возраст (старый, маленький - молодой) 2. Процесс старения (подгнивший) 2. Процесс старения (подгнивший) 3. Внешний вид (голый, опавший, облезлый) 3. Внешний вид (голый, опавший, облезлый)

Образ клена наиболее сформирован в поэзии С. Есенина, где он выступает как своего рода лирический герой « древесного романа ». Клен – это разудалый, слегка разухабистый парень, с буйной копной непричесанных волос, так как у него круглая крона, похожая на копну волос или на шапку. Отсюда и мотив уподобления, то первичное сходство, из которого развился образ лирического героя. Оттого что тот старый клен Головой на меня похож. ( « Я покинул родимый дом …», 1918 г. )

В есенинских стихах о клене преобладают сложные предложения, повторы используются не всегда. Поэт осторожен в использовании инверсии: В есенинских стихах о клене преобладают сложные предложения, повторы используются не всегда. Поэт осторожен в использовании инверсии: Стережет голубую Русь Стережет голубую Русь Старый клен на одной ноге; Старый клен на одной ноге; Как будто бы на корточки погреться Как будто бы на корточки погреться Присел наш клен перед костром зари. Присел наш клен перед костром зари. В исследуемых есенинских стихах прямых обращений к клену немного. Эти обращения не только называют адресат речи, но и характеризуют отношение самого автора к любимому дереву – отношение проникновенное, задушевное, всегда искреннее. В этих обращениях трижды употреблено притяжательное местоимение мой. В исследуемых есенинских стихах прямых обращений к клену немного. Эти обращения не только называют адресат речи, но и характеризуют отношение самого автора к любимому дереву – отношение проникновенное, задушевное, всегда искреннее. В этих обращениях трижды употреблено притяжательное местоимение мой.

Стихи С. Есенина проникнуты ощущением неразрывной связи с жизнью природы. Она неотделима от человека, от его мыслей и чувств. Образ древа в поэзии Есенина предстает в том же значении, что и в народной поэзии. Стихи С. Есенина проникнуты ощущением неразрывной связи с жизнью природы. Она неотделима от человека, от его мыслей и чувств. Образ древа в поэзии Есенина предстает в том же значении, что и в народной поэзии. Авторский мотив « древесного романа « восходит к традиционному мотиву уподобления человека природе, опирается на традиционный троп « человек – растение ». Авторский мотив « древесного романа « восходит к традиционному мотиву уподобления человека природе, опирается на традиционный троп « человек – растение ». Клен был для Есенина свидетелем и судьей всех его жизненных неудач и ошибок, исполняя при этом роль поэтического « талисмана ». Клен был для Есенина свидетелем и судьей всех его жизненных неудач и ошибок, исполняя при этом роль поэтического « талисмана ».

Список использованной литературы 1. Обучающие практические работы по литературе классы/Т.Н. Андреева, Е.Б. Кузина, Е.С. Степанова и др.; под ред. Т.Н. Андреевой. – М.: Дрофа, Сергей Есенин. /Ю.В. Бондарев, Ю.Л. Прокушев. – « Советская Россия », Марченко А. Поэтический мир Есенина. – 2-е изд. – М., 1989.