Онтогенез (индивидуальное развитие).. Три сферы развития человека - Биологическое (биосоциальное) развитие. Включает в себя рост и изменения человеческого.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Культурно- истрическая теория развития высших психических функций Л.С. Выготского.
Advertisements

Выполнила: Студентка группы Стерхова Ксения.
Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России Кафедра философии Автор курса: доц., к.п.н. Светлана Михайловна Медведева.
Классический психоанализ. Психическое развитие есть процесс усложнения сферы влечений, мотивов и чувств, с развитием личности, с усложнением ее структур.
Классический психоанализ. Психическое развитие есть процесс усложнения сферы влечений, мотивов и чувств, с развитием личности, с усложнением ее структур.
Стадии развития по Эриксону и Фрейду. Примерный возраст По Эриксону -- Стадия развития (психосоциальный кризис): Соответствующая стадия по Фрейду – оральная.
Лекция 2 Развитие человека. Наследственность и среда … это передача физических и психологических характеристик от родителей к детям. … сумма всех внешних.
Социогенетический подход Роль воспитания и факторов внешней среды в развитии личности Харарбахова Матрена ИП-ПС-15.
Научение Выполнила студентка НИЭПП факультета психологии группы П-83 Коровина Анастасия Александровна.
Концепции личности На основе текста учебника « Обществознание » 2001,10 класс, авторы Е. Н. Салыгин, Ю. Г. Салыгина Сафонова Н.С., учитель истории и обществознания.
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Феноменология психического развития Теория культурно-исторического развития высших психических функций Возрастная периодизация психического.
Стадии когнитивного развития по Пиаже Дэвид Шэффер. Дети и подростки. Психология развития. Питер
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ КОЛЕСНИЧЕНКО АНАСТАСИЯ 11-Б КЛАСС.
Зигмунд Фрейд ( ) Психоанализ теория, объясняющая психическое развитие личности (теория личности); метод исследования личности; метод психологической.
Тория когнитивного развития Жана Пиаже Выполнила: Алиева А.Э.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Современные теории личности «ВОСЕМЬ ВОЗРАСТОВ ЧЕЛОВЕКА» По ЭРИКУ ЭРИКСОНУ Кафедра Психологии и Педагогики СОГМА А.С.Татров.
Семестр1. Тема2. Лекция4-5. Становление категориального строя психологии.
Э РИК Э РИКСОН : ЭГО ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ. Б ИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК Эрик Эриксон родился в 1902 году в Германии. Учился в «гуманистической гимназии» в Германии.
Транксрипт:

Онтогенез (индивидуальное развитие).

Три сферы развития человека - Биологическое (биосоциальное) развитие. Включает в себя рост и изменения человеческого тела и факторы наследственности, окружающей среды и здоровья, влияющие на эти изменения и рост. Развитие моторных навыков (от способности удержать игрушку до вождения автомобиля) также входят в эту сферу. - Когнитивное развитие. Развитие способностей к получению знаний об окружающем мире и их интерпретации. Важным элементом когнитивного развития является обучение – не только в рамках учебных заведений и программ, но и неформализованное. - Психосоциальное развитие. Развитие темперамента, социальных навыков, способности выражать и распознавать эмоции. На него влияют семья, круг общения, культурный уровень общества в целом.

Основные теории развития - Психоаналитические. Предполагают, что в основе человеческого поведения лежат иррациональные бессознательные мотивации, зачастую возникающие ещё в раннем детстве. - Бихевиористские. Развитие способностей к получению знаний об окружающем мире и их интерпретации. Важным элементом когнитивного развития является обучение – не только в рамках учебных заведений и программ, но и неформализованное. - Когнитивная. - Социокультурная. Развитие темперамента, социальных навыков, способности выражать и распознавать эмоции. На него влияют семья, круг общения, культурный уровень общества в целом.

Зигмунд Фрейд (Freud, ) Психоаналитические теории Психосексульная теория развития Фрейда: Основы структуры личности закладываются в первые 6 лет, когда развитие проходит 3 стадии: - Оральная (младенчество, до 1 года); - Анальная (раннее детство, 1-3 года); - Фаллическая (дошкольный период, 3-6 лет). Затем следуют латентная (6-11 лет) и генитальная (старше 11 лет) стадии. Структура личности по Фрейду: - Оно (Ид) - (биологическая) сфера влечений - Я (Эго) - поле борьбы между Оно и Сверх-Я «репрессивность культуры», сублимация - Сверх-Я (Супер-Эго) - установки общества

Карл Густав Юнг (Jung, ) Психоаналитические теории Модель личности Юнга: Личное бессознательное содержит в себе локальные проблемы, конфликты, порожденные в течение одной отдельной жизни. Коллективное бессознательное ставит перед человеком проблемы иного экзистенциального уровня, решение которых даже в индивидуальном порядке важно для выживания и эволюции всего вида...архетипы..

Эриксон (Erikson, ) Психоаналитические теории Психосоциальная теория развития Эриксона. Основные этапы развития проходят через серию конфликтов: - Доверие vs. недоверие (до 1 года) - Автономность vs. неуверенность и стыд (1-3 года) - Инициатива vs. вина (3-6 лет) - Деятельность vs. (комплекс) неполноценности (6-11) - Самоидентификация vs. ролевой конфликт (подростковый возраст) - Близость vs. изоляция (молодость) - Генеративность vs. стагнация (средний возраст) - Целостность vs. отчаяние (старший возраст)

Поведению обучаются. Уотсон (Watson, ) Бихевиористские теории Всё поведение – результат поэтапного научения. - Обусловливание Процесс, благодаря которому определённый ответ связывается с определённым стимулом. - Классическое обусловливание - человек или животное обучается связывать нейтральный (условный) стимул с важным (безусловным) стимулом. - Оперантное (инструментальное) обусловливание - процесс научения, при котором определённое действие вызывает определённое последствие; если это последствие желательно, человек/животное научается повторять это действие, если последствие имеет аверсивный характер – избегать. - Подкрепление - способ обусловливания – последствие действия при оперантном обучении, безусловный стимул – при формировании классического условного рефлекса.

Бихевиористские теории Теория социального обучения Помимо механизмов научения с помощью подкрепления, акцентирует внимание на роли поведения других людей. - Моделирование – центральный процесс социального обучения, при котором человек наблюдает за действиями других людей и повторяет их. «зеркальные нейроны»

Индивидуальное развитие когнитивных способностей: Теории Ж. Пиаже и Л. Выготского

Жан Пиаже (Jean Piaget) Родился в Швейцарии Защитил диссертацию в 21 год (по биологии) Биология > Философия > Психология Работал в лаборатории Бине ( разработчик теста IQ ), исследуя развитие интеллекта у детей: - обратил внимание на типы ошибок, допускаемых детьми при тестировании; - отверг количественное определение интеллекта; - предложил концепцию качественно отличающихся уровней развития. «…наконец я нашёл свою область исследований…»

Развитие – это попытки ребёнка осмыслить мир. Развитие: упорядоченные, качественные, адаптивные изменения: Физические Личностные Социальные Интеллектуальные.

Основные факторы, влияющие на развитие Созревание Активность Социальные взаимодействия.

Основные мыслительные операции Организация - Балансировка - Разбалансировка Адаптация - Ассимиляция - Аккомодация

Четыре стадии интеллектуального развития Сенсорномоторная Младенчество: 0-2 года Дооперациональная Дошкольный возраст: 2-7 лет Конкретных операций Начальная школа: 7-11 лет Формальных операций Средние и старшие классы: лет

Сенсорномоторная стадия (0-2 года) Основные характеристики: Мир «здесь и сейчас». Отсутствие языка и мышления на ранних стадиях. Понимание объективной реальности отсутствует. Субстадия 1. Рефлексы (от рождения до 6 недель). Связь младенца с миром осуществляется с помощью рефлексов, например, сосательного, хватательного, глазодвигательного. Субстадия 2. Первичные циркулярные реакции (6 недель 4мес). Первые навыки, например, сосание пальца, поворот головы на звук. Субстадия 3. Вторичные циркулярные реакции (48мес). Целенаправленное поведение, например, зрительно контролируемое дотягивание до объекта.

Сенсорномоторная стадия (0-2 года) Основные характеристики: Мир «здесь и сейчас». Отсутствие языка и мышления на ранних стадиях. Понимание объективной реальности отсутствует. Субстадия 4. Координированные вторичные циркулярные реакции (812 мес). Появление намеренного, целенаправленного поведения; действия имеют значение и направление; появление имитации, жестов и слов. Начало практического интеллекта. Субстадия 5. Третичные циркулярные реакции (12 18мес). Это последняя «чисто» сенсомоторная стадия, характерно наличие представления об объекте; развитие символических функций. Ребенок может менять привычные схемы, руководствуясь принципом «давай посмотрим, что будет». Субстадия 6. Репрезентация (1824мес). Способность к символизации, подражанию; попытки символических игр.

Дооперациональная стадия (2-7 лет) Основные характеристики: Эгоцентрическое мышление. Анимизм. Восприятие доминирует над рассудком. Скорее интуитивное, чем логическое мышление. Субпериод 1. Доконцептуальный (2-4 года). развитие символических функций, языка, воображения, способности действовать «понарошку». Так, ребенок может использовать объекты, заменяющие реальные: кормить куклу палочкой, как ложкой; укладывать спать на кусочек материи, как на подушку, и т.п. Субпериод 2. Интуитивный (4-7 лет). ребенок способен выполнять ментальные операции (классификации, количественное сравнение объектов) интуитивно, не осознавая принципов, которые он использует.

Дооперациональная стадия (2-7 года) Субпериод 1. Доконцептуальный (2-4 года). - Непонимание законов сохранения Эгоцентризм: «Как тебя зовут» – «Ваня» «У тебя есть брат» «Да». «Как его имя?» «Вова». «У Вовы есть брат?» «Нет». … задача про поиск игрушки… Коллективный монолог: разговор в группе, но каждый говорит своё, почти без связи с тем, что говорят другие.

Дооперациональная стадия (2-7 года) Субпериод 2. Интуитивный (4-7 лет). - Появляется понимание законов сохранения, частично преодолевается эгоцентризм. Трансдукция: Лодки плавают, потому что они легкие, а большие корабли потому что они тяжелые. Трудности в задаче на сериацию: Удаётся упорядочить по возрастанию не более 2-х объектов.

Стадия конкретных операций (7-11 лет) Основные характеристики: Понимание законов сохранения. Способность выделять классы и устанавливать отношения. Понимание чисел. Конкретное мышление. Развитие обратимости в мышлении В возрасте примерно семи лет умственные действия ребенка превращаются в операции, т.е. группируются в уравновешенную замкнутую систему. Но при этом ребёнок не может координировать несколько мысленных схем в схему более высокого уровня

Стадия формальных операций (формируется в лет) Основные характеристики: Способность к обобщению. Логическое мышление. Способность рассматривать гипотезы. Способность к абстрагированию Достигается в областях, в которых есть опыт и к которым есть интерес

Ограничения в теории Пиаже Недооценивал способности детей Полагал стадии развития фиксированными Практически не учитывал роль культурного и социального окружения.

Лев Выготский Родился в Орше ( черта оседлости ) Окончил гимназию с золотой медалью Выиграл лотерею на поступление в Московский университет ( попал в 3% квоту для евреев ) Умер в 38 лет от туберкулёза Первые переводы появились в 1962 году ( книга Мышление и речь )

Индивидуальное развитие является результатом динамического взаимодействия между личностью и окружающими её социокультурными условиями. Выготский: Социокультурная теория индивидуального развития

Социокультурная теория индивидуального развития. Основные принципы Дети конструируют знания Обучение может вести развитие за собой Зона проксимального (ближнего) развития Развитие нельзя отделить от социального контекста Центральную роль в умственном развитии играет язык и речь.

Социокультурная теория индивидуального развития и обучение Нужно ставить вопросы, прямо касающиеся учащихся Структурное обучение и основные концепции: Факты лучше запоминаются при сравнении с другими фактами; от общего к частному. Нужно понять исходную точку зрения ученика Нужно адаптировать задания так, чтобы они адресовались к имеющимся предположениям учеников.