БУКВАРЬ До нашего времени дошло очень мало древнерусских азбук. От XIII в. сохранилось четыре азбуки. Они содержатся в берестяных грамотах, написанных.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРОЕКТ БУКВАРЬ И АЗБУКА ГБОУ СОШ «А» класс г. Москва 2013 г.
Advertisements

Киевский князь Владимир, Креститель, Красное Солнышко.
Откуда «АЗБУКА» пришла? «Грамоте учиться всегда пригодится» «Если хочешь познать истину, начинай с азбуки»
Презентацию к уроку обучения грамоте подготовила Иванова Ольга Борисовна, учитель начальных классов МОУ Корцовская СОШ Первый букварь.
Структура книги Структура книги «Основы книжной культуры»
Развитие языка t Чтобы воспринимать культурные ценности во всей их полноте, необходимо знать их происхождение, процесс их созидания и исторического изменения,
КИРИЛЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СЧИСЛЕНИЯ Древней Руси Автор презентации: Килязова Екатерина.
Заглянем в необычный для Руси букварь, созданный в конце ХVII века педагогом и переводчиком Карионом Истоминым. Книга не только учила чтению. Под буквицами.
Прочитайте предложение. С грамотой вскачь, без грамоты хоть плачь. Что можете о нём сказать? Объясните смысл пословицы.
Музей Текст Тема Взаимопроверка Синтаксис, фонетика, графика, пунктуация, стремиться, беседовать, салют, издалека, изредка, отовсюду, компьютер, расстроить,
Надстрочные знаки и знаки препинания. Из истории В церковнославянском языке используются особые значки, которые ставятся выше уровня строки и называются.
Тема 3. Технология поиска и анализа научной информации Библиографический поиск литературных источников. Методика изучения и анализа литературных источников.
Как появилось книгопечатание на Руси Подготовила: учитель изо Какурина Т.Н.
Презентация к уроку чтения (1 класс) на тему: первый букварь
Базы данных в электронных таблицах 1. Представление базы данных в виде таблицы и формы.
Окружающий мир 2 класс Учитель Скибина Н.А.. Знаками Буквами Иероглифами На деревянных и глиняных дощечках, на бересте и папирусе.
Загадки славянской письменности История возникновения и развития.
Работу выполнила ученица 3Г класса школы 48 Кудрявая Леся руководитель Сухвалова Ольга Вяйновна.
Определяешь проблему, формулируешь тему работы Знакомишься с литературой по данной проблематике Определяешь методы исследования Собираешь собственный материал.
Познакомить со структурой книги и ее основными элементами. Научить пользоваться справочным аппаратом книги, при выборе литературы Приобщение школьников.
Транксрипт:

БУКВАРЬ

До нашего времени дошло очень мало древнерусских азбук. От XIII в. сохранилось четыре азбуки. Они содержатся в берестяных грамотах, написанных мальчиком по имени Онфим. Грамоты Онфима были найдены археологами при раскопках в Новгороде в 1956 г.берестяных грамотахраскопках По записям Онфима можно судить, как его учили грамоте. Он упражнялся в написании букв, слогов и отдельных фраз. Конечно, Онфим очень скучал за этими уроками. Он скрашивал часы занятий, рисуя в своих «тетрадках» то загадочного зверя, то человечков – так делали школьники во все времена. На одной грамоте ( 200), выписав половину азбуки от А до К, Онфим нарисовал свой автопортрет: он изобразил себя всадником на коне, который поражает копьём страшного зверя, а около всадника написал «Онфиме».судитьскрашивалвсадникомпоражаеткопьём

В грамоте 203 Онфим записывает молитву, которая могла служить и подписью: «Ги помози рабу своqму Он=иму» («Господи, помоги рабу своему Онфиму»).

Самая полная азбука находится в букваре Ивана Фёдорова, напечатанном во Львове в 1574 г.Ивана Фёдорова Это был первый печатный русский учебник, в котором был «задан» обязательный композиционный «минимум» букваря. Его составляют следующие элементы: 1)алфавит (в прямом и обратном порядке в строку, иногда вертикальными столбцами сверху вниз); 2) слоги: вначале обычно двухбуквенные «согласная + гласная», расположенные в алфавитном порядке согласных (Ба ва га 777 Бе ве ге777 Би ви ги 777), а затем гласных (Ба бе би777). За двухбуквенными слогами идут трёхбуквенные, где первая буква согласная, вторая всегда р, третья гласная (Бра вра гра дра777 Бре вре гре дре777 Бри ври гри дри777 и т.д.);

3) собственной языковой, лингвистический («грамматический») материал: образцы спряжения или склонения, сведения об ударении и надстрочных знаках, иногда и о знаках препинания; сведения по орфографии перечни слов, которые должны писаться под титлом, в алфавитном порядке;титлом 4) азбучный акростих (известный как «Азбука толковая о Христе» или «Христова азбука»), где каждая строка начинается с 1-й, 2-й, 3-й и т.д. буквы алфавита:акростихтолковая А. Аз есмь всему миру свет.есмь Б. Бог есть прежде всех век.век В. Вижу всю таину человеческую… 5) хрестоматийная (текстовая) часть букваря, включающая важнейшие молитвы и тексты из Библии. Выделенные структурные элементы букваря построены в соответствии с азбучным принципом. При этом в алфавитном порядке расположены не только буквы и слоги, но и богословские сентенции в азбучном акростихе, и даже грамматический материал.сентенции

Таким образом, букварь, по существу, представляет собой совокупность ряда «азбук», алфавитных последовательностей. Такая алфавитная организация текста букваря выполняла важнейшую функцию. В средневековой книжной культуре алфавит символизировал весь мир во времени и пространстве, придавая тем самым букварю значимость целостной картины мира.целостной

Первые иллюстрированные, или, как они раньше назывались, "лицевые", буквари ("Малый букварь" 1694 г. и "Большой букварь" 1696 г.) составил в конце XVII в. просветитель и переводчик Карион Истомин для обученияцаревича Петра, будущего императора Петра I.Карион ИстоминцаревичаПетра I Каждая страница букваря Кариона Истомина посвящена одной из букв алфавита. На странице представлены различные начертания букв, изображения предметов, названия которых начинаются на эту букву, нравоучительные стихи.начертания

Начертания букв сначала даются большими инициалами, изображающими человеческие фигуры в разных позах. Так, инициал ыъ "еры" изображает человека, курящего трубку, Ь "кси" - фигуру змея с двумя человеческими туловищами. Ниже, под буквами, помещены разнообразные по своей тематике иллюстрации: предметы обихода, одежда, церковная утварь, оружие, растения и животные и т.д.инициаламиобиходаутварь На каждую букву дано около десяти изображений. Так, например, букву В иллюстрируют изображения "ветр", "ворон", "виноград", "венец", "ведро" и т.д. В самом низу листа приводятся стихи, в которых упоминаются изображённые предметы. В жанровом отношении буквари Кариона Истомина ближе к современным букварям, где каждой букве посвящён особый маленький раздел с рисунками, иллюстрирующими букву."ветр""венец" В 1701 г. в Москве вышел "Букварь" Фёдора Поликарпова - один из последних букварей, знакомивших учащихся с основами церковнославянского языка.Фёдора Поликарпова

В нём впервые было введено сопоставительное изложение учебного материала на церковнославянском, греческом и латинском языках. Букварь Ф.Поликарпова содержал также трёхъязычный тематический словарь, в котором систематизирована специально отобранная лексика: слова, дающие сведения о земле, людях, их занятиях и потребностях. В XIX в. лучшими пособиями для детей, осваивающих русский алфавит, считались "Родное слово" К.Д. Ушинского (1-е издание 1864, 147 изданий), "Букварь для совместного обучения чтению и письму" (1-е издание 1873, более 160 изданий) Д.И.Тихомирова и Е.Н.Тихомировой и "Азбука" Л.Н. Толстого (1872).К.Д. УшинскогоД.И.ТихомироваЕ.Н.ТихомировойЛ.Н. Толстого

Букварь К.Д. Ушинского имел целью "упражнять все способности дитяти вместе с ученьем грамоте, развивать, укреплять, давать полезный навык и, как бы мимоходом, достигать обучения чтению и письму". Впервые изучение родного языка начиналось с анализа звуков. Вместе с учителем дети анализировали слова, сопоставляли звуки и писали по азбуке элементы букв и их соединений. Затем, отыскивая знакомые им буквы в коротких словах, дети читали слова и предложения. Такой способ обучения грамоте получил название "метод письма-чтения". В учебнике К.Д. Ушинского были предусмотрено также чтение текстов в "Первой после азбуки книге".дитятимимоходом