Лекция 6. УЧЕНИЕ ОБ ЭПИДЕМИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ. (практика 9)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основные инфекционные заболевания и их классификации. Учеников 10 «а» класса Иванова Дениса и Пинчука Евгения.
Advertisements

Основные инфекционные заболевания и их профилактика. План 1.Инфекционные заболевания. 2.Классификация. 3.Пути передачи заболеваний 4.Противоэпидемические.
Основные инфекционные заболевания и их профилактика. План 1.Инфекционные заболевания. 2.Классификация. 3.Пути передачи заболеваний 4.Противоэпидемические.
Инфекционные заболевания. Отличие инфекционных болезней от обычных заболеваний Их вызывает болезнетворные микроорганизмы, видимые лишь с помощью микроскопа.
Инфекционные заболевания. Отличие инфекционных болезней от обычных заболеваний Их вызывает болезнетворные микроорганизмы. Их вызывает болезнетворные микроорганизмы.
Урок по ОБЖ Инфекционные заболевания. Учебные вопросы 1. Понятие о инфекционных заболеваниях 2. Механизм передачи инфекции 3. Профилактика инфекционных.
Тема урока Механизм передачи инфекции. Профилактика.
Механизмы и пути передачи инфекции
Их вызывают болезнетворные микроорганизмы; Они видимы лишь с помощью микроскопа; Передаются от зараженного организма здоровому; Каждая заразная болезнь.
Инфекционные заболевания Автор работы: Учитель биологии Джгубурия Н.В год.
Урок по ОБЖ Инфекционные заболевания. Учебные вопросы 1. Понятие о инфекционных заболеваниях 2. Механизм передачи инфекции 3. Профилактика инфекционных.
В состав биологического оружия входят рецептуры болезнетворных микроорганизмов и средства доставки их к цели (ракеты, авиационные бомбы и контейнеры,
Основные понятия микробиологии, эпидемиологии и иммунологии.
ВИЧ ПРИВИВКА ДИАРЕЯ ЭПИДЕМИЯ ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА ЗДОРОВЬЕ РЖАВЫЙ ГВОЗДЬ ГРИПП ГРЯЗНАЯ ВОДА МИКРОБ ВИРУС.
ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ « Массовые заболевания» Военная кафедра Старший преподаватель Верлан А.Н. Москва 2012.
Инфекционные заболевания. 1. Понятие о инфекционных заболеваниях 2. Механизм передачи инфекции 3. Профилактика инфекционных заболеваний.
Основные инфекционные заболевания и их профилактика. Автор Белоусова М.И. г. Туринск, Свердловская область.
Кровяные инфекции (сыпной и возвратный малярия и др.) возбудитель находится в крови, Механизм передачи трансмиссивный, т.е. кровосососущими насекомыми.
Презентация к уроку по ОБЖ (7 класс) на тему: Презентация «Урок 23 «Эпидемии, эпизоотии, эпифитотии»
Эпизоотии и эпифитотии Инфекционные болезни животных и растений относятся к опасным ситуациям биологического происхождения, которые при определенных условиях.
Транксрипт:

Лекция 6. УЧЕНИЕ ОБ ЭПИДЕМИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ. (практика 9)

Эпидемиология - наука, изучающая закономерности развития эпидемического процесса. Эпидемический процесс - процесс распространения инфекции с участием трёх обязательных звеньев, связанных между собой: 1. источник инфекции; 2. механизм, пути и факторы передачи; 3. восприимчивый организм.

I. Источник инфекции - заражённые люди или животное, от которых патогенные микроорганизмы выделяются во внешнюю среду и передаются здоровым людям (антропонозы - корь, коклюш, дизентерия, зоонозы (от греч. zoon– животное). Источник инфекции может передавать патогенные микроорганизмы как в период инкубации (корь, гепатит, бешенство), так и период продрома (корь, гепатит, коклюш), разгара (дизентерия, дифтерия), в период выздоровления (исчезновение клинических проявлений, в некоторых случаях, наступает раньше освобождения от возбудителя инфекции - дифтерия, скарлатина).

II. Факторы передачи - факторы внешней среды (воздух, вода, почва, пищевые продукты, предметы обихода, членистоногие переносчики возбудителей инфекционных болезней), способствующие передаче возбудителя из заражённого организма в здоровый.

Воздух содержит мало влаги и питательных веществ, т.е. наименее благоприятен для выживания микроорганизмов. Хотя, в приземном слое атмосферы находятся постоянно яйца глистов, бактерии, вирусы, риккетсии. Говорящий или кашляющий больной способен заражать в радиусе нескольких метров, чем меньше величина частиц бактериального аэрозоля, тем медленнее идёт его оседание, аэрозоль более устойчив. Меры борьбы с микробной загрязнённостью воздуха: влажная уборка, вентиляция, химическая, физическая дезинфекция.

Вода, загрязнённая патогенными микробами потенциальный источник брюшного тифа, дизентерии, туляремии, лептоспироза, сибирской язвы, холеры, гепатита, полиомиелита, гельминтозов. Возбудители инфекции проникают из воды либо энтерально - через слизистые оболочки ЖКТ, либо парентерально - через повреждённые участки кожи и слизистых. Профилактика заражения через воду: охрана водоисточников от загрязнения, очистка и обеззараживание воды.

Почва, загрязнённая способствует передаче столбняка, газовой гангрены, ботулизма, дизентерии, глистных заболеваний. Профилактика - рациональная очистка населённых мест от нечистот. Пищевые продукты: 1. первично заражённые - полученные от больного животного. 2. Вторично заражённые - продукты, на которые попал возбудитель при заносе мухами или грызунами, с рук больного человека или носителя, с загрязнённой посуды.

Пищевые продукты по степени эпидемиологической опасности делят: 1. молочные продукты; 2. мясные продукты; 3. яйца; 4. овощи, ягоды, косервы; 5. мучные изделия. Пищевые продукты - фактор передачи сальмонеллезов, дизентерии, бруцеллёза, гепатитов. Профилактика: ветеринарно - санитарный надзор, повышение санитарной культуры населения.

Предметы обихода (посуда, игрушки, мебель, дверные ручки, одежда, книги) могут провоцировать возникновение брюшного тифа, дизентерии, холеры, туберкулёза. Патогенные микробы, выделенные во внешнюю среду обычно не размножаются, а постепенно отмирают, в течение нескольких дней. Профилактика: привитие людям гигенических навыков, дезинфекция предметов обихода по показаниям.

Членистоногие. Иксодовые клещи передают клещевой энцефалит, гамазовые клещи вызывают дерматиты. Вши головная, платяная - переносчики эпидемического сыпного тифа. Блохи - передают чуму. Вирусы, передаваемые членистоногими называются «арбовирусами». Мухи выплаживаясь в фекалиях, навозе, падали механически на хоботке, конечностях переносят желудочно - кишечные инфекции, яйца гельминтов. Кровососущая осенняя жигалка, Слепни через укус передаёт возбудителя сибирской язвы. Кровососущие комары передают малярию. Мошки механически переносят возбудителя туляремии. Москиты передают возбудителя конного и висцерального лейшманиозов.

Виды передачи возбудителя членистоногими: неспецифической (механической) - возбудитель сохраняется на насекомом ограниченное время на конечностях, хоботке, пищеварительном аппарате (передача возбудителя возможна в ближайшее время после инфицирования). (Факультативно - трансмиссивные болезни (сибирская язва, туляремия). Специфическая (биологическая) - возбудитель размножается или развивается, проникая и мигрируя в членистоногом (облигатно - трансмиссивных болезни (малярия, эпидемический сыпной тиф, возвратный тиф). Механическая и специфическая передача возможна с помощью инокуляции (передача возбудителя через ротовой аппарат переносчика), контаминации (переносчик загрязняет кожные покровы и слизистые своими экскрементами или другими выделениями).

III. Механизм передачи возбудителя - совокупность способов, обеспечивающих перемещение возбудителя болезни из заражённого организма в другой, здоровый организм. Стадии механизма передачи: выведение возбудителя из заражённого организма наружу; пребывание возбудителя во внешней среде; внедрение возбудителя в новый здоровый организм.

Виды механизма передач: фекально - оральный (возбудитель локализуется в пищеварительном тракте); аэрозольный или респираторный (локализация возбудителя в дыхательных путях); контактный (локализация возбудителя на наружных покровах и слизистых оболочках); трансмиссивный, т.е. посредствам кровососущих членистоногих (локализация возбудителя в кровеносной системе). вертикальный

IV. У каждого механизма передачи свой путь передачи возбудителя инфекции из одного организма в другой: Таблица соотношений: локализация возбудителямеханизм передачипути передачифакторы передачиЖКТфекально - оральныйалиментарныйводныйконтактно - бытовойпищаводагрязные руки, посудаРеспираторный трактаэрогенный(респираторный)воздушно - капельныйвоздушно - пылевойвоздухпылькровь кровянойчерез укусыпарентеральныйполовойэктопаразитыкровьш прицынаружные покровыконтактныйраневойконтактно - половойрежущие предметы, пулизародышевые клеткивертикальныйтрансплацентарный

Классификация инфекций по механизмам передачи: Фекально - оральные инфекции. Возбудитель болезни проникает через рот в ЖКТ, размножается только в кишечнике. Выделяется во внешнюю среду из кишечника при дефекации, попадает через грязные руки или при участии мух на пищевые продукты, предметы обихода, затем в организм нового хозяина; профилактика: соблюдение личной гигиены, Аэрогенные инфекции. Источник - только человек больной или носитель. Возбудитель выделяется из заражённого организма с капельками слизи, при сильном выдохе, кашле, чихании. Капельки попадают в дыхательные пути окружающих людей при вдохе. Дополнительный механизм передачи - воздушно- пылевой. В этом случае заражение происходит через посуду, игрушки, другие предметы.

Профилактика: иммунизация, средства индивидуальной защиты. 3. Кровяные (трансмиссивные) инфекции. Возбудитель инфекции проникает в кровь человека от кровососущих насекомых (антропонозы: сыпной и возвратный тифы, малярия, зоонозы: туляремия, эндемические энцефалиты). Источник инфекции - чаще грызуны. Профилактика: уничтожение грызунов, мелиорация местности, индивидуальная защита от кровососущих, иммунизация. Контактные инфекции (заболевания наружных покровов): стригущий лишай, (сибирская язва, сифилис, гонорея, сап, ящур. Профилактика: соблюдение личной гигиены, профилактика раневой инфекции, соблюдение санитарно - ветеринарных правил, иммунизация столбняка, бешенства. 5. Вертикальный. Источник инфекции - больная мать. V. Восприимчивый организм - новый организм, в который внедрился патогенный микроорганизм.

Факторы, влияющие на развитие эпидемического процесса: социальные (уровень культуры, уровень медицинской науки, материальное обеспечение миграции населения); природные условия, которые благоприятны для циркуляции возбудителя инфекций (туляремия, чума, клещевой энцефалит). Эпидемический очаг - совокупность основных звеньев эпидемического процесса, действующих на определённой территории. Очаг считается угасший, если больной прекратил выделять в очаге возбудителя инфекции. Наиболее широки границы очагов особо опасных инфекций (натуральная оспа, чума, холера).

Природноочаговые болезни - зоонозы диких животных (млекопитающих и птиц), распространённые на территории определённого ландшафта (клещевой энцефалит, чума, туляремия, бешенство, бруцеллёз, орнитозы, трихинеллёз). Цикличность течения эпидемического процесса - систематическое повышение заболеваемости, которое повторяется через определённое количество лет (чаще характерна для воздушно - капельных инфекций, это связано с рождением нового поколения людей и угасанием иммунитета у лиц, ранее имевших его). Сезонность инфекционных заболеваний - выраженные подъёмы заболеваемости в определённый период года.

Противоэпидемические мероприятия в очаге проводят в трёх направлениях: 1. в отношении больного (источника инфекции) - изоляция, 2. в отношении окружающей среды (факторов передачи) - по показаниям дезинфекция текущая (выделения больного, предметы ухода за ним), дезинфекция заключительная проводится после госпитализации, выздоровления, смерти больного однократно, дезинсекция, дератизация, 3. в отношении контактных (медицинское наблюдение, изоляция по показаниям).

Методика обследования эпидемического очага: опрос больного и его окружения о заболевании (выяснить обстоятельства жизни больного в период, предшествующий заболеванию); санитарное обследование очага (уточнить информацию об инфекционных заболеваниях за последнее время в доме, на работе, в ДДУ заболевшего, оценить коммунальное благоустройство, выяснить место питания заболевшего, определить круг общения, определить границы очага и т.п.); лабораторное исследование для подтверждения диагноза (обследуют заболевшего и лиц, бывших в контакте с ним); изучение медицинской документации (журнал регистрации инфекционных заболеваний, амбулаторных карт, истории болезни, карт учёта прививок и т.п.); наблюдение за очагом весь максимальный инкубационный период, анализ собранных данных для раскрытия причин, ликвидация очага.