ТРИЗ – ПЕДАГОГИКА Новое информационно- технологическое знание, именуемое теорией решения изобретательских задач «Любого человека надо вводить в науку не.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Осипченко Ольга Николаевна, учитель начальных классов МБОУ-НОШ 32 Грачёва Ольга Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ-НОШ 32.
Advertisements

М.И. Махмутов указывал на пять уровней проблемности при осуществлении проблемного обучения. Первый уровень его характеризуется тем, что проблемная ситуация.
Технология достижения планируемых результатов Презентация Оксимец О.А. МОУ «СОШ 10» г. Нефтеюганска на основе материалов ФГОС.
Дидактическая система деятельностного метода обучения.
«Методы, формы, приемы формирования учебной мотивации школьников Методический семинар.
Урок развивающего контроля. Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции. Содержательная цель: контроль.
Урок развивающего контроля. Деятелъностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции. Содержательная цель: контроль.
Мышление является объектом изучения ряда научных дисциплин: теории познания, логики, психологии и физиологии высшей нервной деятельности; последнее время.
Методика организации тестового контроля знаний учащихся на уроках информатики.
Проблемно – поисковая (исследовательская) педагогическая технология 1.Понятие. Что включает? Проблемно – поисковая технология в обучении включает в себя.
Системно-деятельностный подход на уроке – требование времени.
МАОУ «КУРОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ» 24 НОЯБРЯ Задачи Усилить практическую и инструментальную ориентацию направленности общего среднего образования: направленность.
Проблемное обучение « Распознание проблемы, которая может быть решена, и достойна решения, есть … тоже своего рода открытие » М. Полани Кудряшова О. М.
Конструирование урока информатики в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
ТРИЗ – технология творчества. Теория Решения Изобретательских Задач позволяет перейти от неясной и расплывчатой проблемы к конкретным задачам и противоречиям.
УРОК РЕФЛЕКСИИ ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ: ПОВТОРЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ФИКСИРОВАТЬ СОБСТВЕННЫЕ ЗАТРУДНЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
Концепция применения ТРИЗ в педагогике Технические системы развиваются по объективно-существующим законам, эти законы познаваемы, их можно выявить и использовать.
ПРОБЛЕМНЫЙ УРОК или Как открывать знания с учениками.
Учебное занятие Идеи, конструирование, анализ. Задачи конкурсного урока Продемонстрировать знание содержания образования по своему предмету Продемонстрировать.
Николай Иванович Субботин, д.Заборье, 2008 г. Учись учиться.
Транксрипт:

ТРИЗ – ПЕДАГОГИКА Новое информационно- технологическое знание, именуемое теорией решения изобретательских задач «Любого человека надо вводить в науку не с сообщения ему готовых понятий, готовых аксиом или постулатов, готовых правил или алгоритмов, а через понимание тех вопросов, ради решения которых человечество данную науку изобрело».

ТРИЗ-педагогика разрабатывает на основе адаптивной теории решения изобретательских задач (АТРИЗ) и общих подходов изобретательской деятельности практические пути и способы повышения эффективности (результативности) педагогических (образовательных) технологий развития и саморазвития личности в образовательном процессе. Позволяет научить любого здравомыслящего человека решать творческие задачи (на основе преодоления противоречий) «Предоставляет возможность стать творческой личностью, обладающей сильным мышлением».

Цель ТРИЗ-педагогики - формирование системного мышления, обучение технологиям разрешения противоречий, как одиночных, так и комплексных. Модели могут применяться на всех ступенях образовательного процесса при изучении разных предметов». Возможности применения ТРИЗ позволяют: 1) заменить хаотичный перебор вариантов алгоритмическим - операции мышления осознанные и управляемее 2) рефлексия собственных мыслительных процессов говорит о видении проблемы (то есть умеет анализировать ресурсы и вычленяет главные моменты и структурные единицы ситуации), 3) в соответствии с алгоритмом строит (производит анализ через синтез) 4) разрешает (делает умозаключения, опирающиеся на различные операции мышления) противоречия.

Те, кто практически работает методами ТРИЗ, следуя как бы «жесткой» схеме мышления, выходя на нестандартные решения, испытывает тот же эмоциональный подъем, который характерен для любого подлинного творчества, зато владение методами уберегает от провалов и застоя; «тризовское» мышление не отнимает свободу выбора решений, а только помогает определить область нахождения сильных решений; ТРИЗ отнимает лишь одну свободу свободу делать ошибки.

В ТРИЗ принято условную проблему/задачу дробить, формулируя противоречие. Г.С. Альтшуллер отмечал, что точная формулировка противоречия это уже наполовину решенная задача. Но давать информацию обязательно надо и в то же время ее давать нельзя! Педагог не дает знания, а учащиеся «как бы сами» их находят; преподаватель не организует образовательный процесс, а ученики самостоятельно (сами) его моделируют; учитель не контролирует процесс усвоения количества знаний, а ребята сами определяют (объективно) качество собственного образования и т.д. Для ТРИЗ характерна открытая задача

У нее нет конкретного условия; Отсутствует четко сформулированный вопрос Неясно, где и что именно требуется искать Не дается алгоритм; Есть противоречие Нет единственно правильного ответа Есть несколько вариантов, которые надо апробировать и выбрать наилучший

Принципы ТРИЗ - педагогики Принцип свободы выбора Принцип открытости Принцип деятельности Принцип обратной связи Принцип идеальности (ИКР идеально конечный результат)

Традиционный урок«Открытый» урок Образовательное пространство представляет собой линейное воспроизведение информации учебного курса, в котором фигурирует два неравных подсистемных элемента учебно-воспитательного процесса: учитель в «активе» дает, а учащиеся в «пассиве» внимают! Образовательное пространство заполняется противоречивой информацией, которая становится активным побудителем и мотивом: решить эту загадку, разрешить противоречие; узнать и освоить тот материал, который «спрятан» рядом

Алгоритм работы над задачей в системе ТРИЗ 1. Определите тип задачи: Изобретательская задача это когда есть цель, которую решателю требуется достичь, или есть проблема, которую нужно преодолеть, причем очевидные решения в данных условиях неприменимы. Перед решателем возникает вопрос, как быть? Исследовательская задача это когда происходит некоторое явление и Решателю необходимо объяснить его, выявить причины или спрогнозировать результат. Перед Решателем стоят вопросы: почему, как это происходит? Чтобы легче решить исследовательскую задачу, сформулируйте ее как изобретательскую. Задайте себе вопрос: как сделать, чтобы происходило именно это явление?

Исследовательская задача. Отправляясь на охоту, медведица оставляет своих малышей одних. А при ее возвращении медвежата ведут себя очень странно: едва завидев приближающуюся маму, они залезают на тонкие деревца. Почему? Изобретательская задача. Медвежата плохо видят и не сразу узнают маму, возвращающуюся с охоты. Дожидаться, пока она приблизится, опасно, а вдруг это чужой взрослый медведь. Он ведь и обидеть может. Как быть медвежатам? Ответ. Медвежата плохо видят и не сразу узнают маму. А дожидаться, пока чужой медведь приблизится, опасно. Поэтому они залезают на тонкие деревца, куда взрослому медведю влезть не под силу.

2. Сформулируйте к задаче противоречие, идеальный конечный результат (ИКР) 3. Выявите ресурсы 4. Примените приемы и принципы решения задач 5. Проанализируйте решения

Особые методы и приемы ТРИЗ 1. Объявление в «новой оболочке»

2. Принцип «Удивляй!». Появление учителя в классе. Не обращая внимание на степень готовности учеников, он сразу начинает громко, очень четко, выразительно произносить мини-монолог (это может быть фрагмент художественного произведения, в тексте которого есть необычные слова, способные вызвать удивление у присутствующих).

3. Принцип «Тайна». Прием вынесения. Отделить от объекта мешающую часть (мешающее свойство) или, наоборот, выделить единственно нужную часть (нужное свойство). 4. Прием «Обратить вред в пользу» Использовать вредные факторы (в частности, воздействие среды) для получения положительного эффекта; устранить вредный фактор за счет сложения с другими вредными факторами; усилить вредный фактор до такой степени, чтобы он перестал быть вредным.

5. Прием объект внутри другого «Матрешки» один объект размещен внутри другого, который в свою очередь находится внутри третьего. По мере столкновения с проблемой мы вместе будем открывать следующие позиции наглядного помощника. 6. Принцип «Отсроченный ответ». Прием предварительного действия: заранее выполнить требуемое действие (полностью или хотя бы частично); расставить объекты так, чтобы они могли вступить в действие без затрат времени на доставку и с наиболее удобного места.

7. Алгоритм работы с информацией: варианты «свертышек» помогают научить ребят минимизировать содержание, выделяя основные пункты. А в дальнейшем давать возможность в полном объеме осуществлять все мыслительные операции: анализ поступившей информации, вычленение и определение основных компонентов, проведение аналогии, выбор знаков- символов. Кроме того, необходимо синтезировать эти знаки в новую канву для проведения стадии обобщения и умозаключения. Учителю останется только одно следить за систематическим проведением операции «сворачивания» после каждого урока, темы, раздела.

Значок – «свёрток»

. Системный оператор: технология анализа информации и составления вопросов Цель: научить учащихся использовать системный оператор в обработке, анализе и поиске «недостающей» информации. У каждого объекта, субъекта или явления есть подходы – структурный, временной, компонентный, функциональный. Один мудрый человек решил объединить все четыре похода.

Этапы работы с системным оператором ознакомление с алгоритмом использования и построения как системного оператора на основе законов развития технических систем (далее в тексте ЗРТС); показ учителем способов сравнения, рекомендаций алгоритмических предписаний, правил и т.п.; выполнение учащимися упражнений основанных на аналогичных примерах; выполнение упражнений на основе усвоенных приемов и алгоритмов на новом материале (перенос действия в новую ситуацию); поиски индивидуальных приемов сравнения.

Задача 1. Всем известно, что яблоня плодовое дерево. Оно, как биологическая система, обязательно должно производить семена продолжать жизнь. Но семена не должны падать под дерево, так как его энергетическая мощь убьет молодые ростки. Что придумала природа? Какие дополнительные аналогичные примеры можно привести? Задача 2. «Однажды греческий посол Исмений прибыл ко двору персидского царя Артаксеркса I. Послу шепнули: «Поклонись повелителю всех персов до земли, иначе не заметит». Однако не в обычаях гордых греков кланяться чужим царям. Ситуация: кланяться не хочется и не поклониться нельзя (иначе переговоры не состоятся)»*. Но переговоры состоялись. Что сделал посол?

9. Контроль или обратная связь: «Поиграем в крестики-нолики» Каждый может выбрать на свое усмотрение любое живое существо из перечисленных: кошку, собаку, курицу, рыбу, ящерицу, бабочку (частичная реализация принципа свободы выбора). Выбранную систему вы заносите в первый экран и работаете самостоятельно по его заполнению.

10. Метод каталога: дает нестандартные варианты решения и является улучшенным вариантом метода проб и ошибок, требуя выбрать случайную систему

Новогодний костюмШкольная парта Задача поставлена. Надо определить случайный объект чем дальше от проблем (задачи), тем интереснее будут ассоциации. Пусть, например, будет вертолет. Теперь надо ответить на вопрос: «Какой вертолет (летающий, крутящийся, серебристый)»? Соединяем найденные определения с задачей: новогодний костюм серебристый, летающий, крутящийся. Давайте представим, какая должна быть модель костюма, чтобы она была крутящейся, летающей, серебристой? Предложения: изготовить костюм из легкой серебристой ткани; сделать головной убор, похожим на лопасти вертолета, то есть сделать как бы летающим; сам костюм сделать многослойным, разрезным, так чтобы легкие клинья сами поднимались от любого движения человека... Проблема интересная, действительно, почему у нас именно такие парты? В соответствии с алгоритмом метода каталога нам надо выбрать случайный объект, желательно совершенно противоположный этому. Например, облако. Найти определения к этому существительному: летающее, воздушное, легкое и т.д. Направляем выбранные определения на нашу задачу парта летающая, воздушная, легкая! Предложения: если легкая парта, то это наталкивает на образ чего-то воздушного как надувной шарик; действительно, можно попробовать сделать парту надувной, она может тогда легко регулироваться в соответствии с ростом детей; ее можно деформировать в зависимости от вида деятельности в классе, например, превращать в мягкий диванчик для групп продленного дня; столешница может быть сделана из комбинированного материала или быть накладной, которую можно по необходимости убрать в любое время...

Система оценивания идеальный повтор учебного материала («магнитофонная запись») 0-й уровень, так как нет никаких нововведений со стороны отвечающего; блестящий ответ со своими выводами, основанными на анализе информации 1-й уровень; сравнение информационного потока урока с предыдущими (общей темой, разделом, всем учебным курсом), определение места и функциональной значимости изучаемой темы во всем учебном курсе 2-й уровень; сквозное проникновение предложенной информации урока через два (три) учебных предмета, анализ сходств и различий, генерирование новой идеи на стыке наук (учебных предметов) 3-й уровень; синергетическое объединение под тематикой урока нескольких школьных дисциплин (более трех), умение видеть общее в разном, синтезирование информационных потоков, генерирование новых идей 4-й уровень;

Три уровня выполнения заданий первый (исполнительский) уровень заданий способствовал осознанию учеником личностного начала учения; самостоятельно переводя собственный выбор с исполнительского на поисковый (второй) уровень заданий, учащийся расширял свою сферу деятельности и связей с окружением, изменяя мировоззрение и нацеливаясь на движение к следующему уровню саморазвития и самоутверждения; третий (высший) уровень заданий позволил подростку реализовать активную творческую работу, прежде всего над собой.