Слово как единица языка Урок русского языка в 10 классе Автор работы учитель русского языка ГБОУ СОШ 250 г. Санкт- Петербурга Соковых Н.Н.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Слово как единица языка. Слово - не воробей: вылетит – не поймаешь Когда ты хочешь молвить слово, Мой друг, подумай – не спеши. Оно бывает то сурово,
Advertisements

Презентация к уроку по русскому языку (5 класс) по теме: Омонимы
I. Тезис: содержит ответ на вопрос: «Как я понимаю высказывание Степанова?» II. Доказательство: нужно построить на анализе одного лексического и одного.
Пятое октября. Классная работа. Синонимы и антонимы. Омонимы.
ЦЕЛЬ УРОКА: сформировать понятие об омонимах. ЗАДАЧИ: развитие умения формулировать определение понятий; формировать умения работы со словарями; научить.
Изучение стилистики на уроках русского языка в старших классах.
Энциклопедия одного слова. Толковый словарь 1.Лексическое значение 2.Однозначное или многозначное 3.Употребляется ли в переносном значении!
Слово и его значение. Однозначные и многозначные слова.
Лексика, или словарный состав языка, – это все слова языка. Лексикология - наука, изучающая лексику языка, то есть слова со стороны их значения и употребления.
ГИА-2013 ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ СОЧИНЕНИЕ. ОСНОВА НАПИСАНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО СОЧИНЕНИЯ Правильное понимание задания – основа создания лингвистического сочинения.
Язык – удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, предают друг другу свои мысли… Не случайно у многих народов два предмета,
Презентация к уроку по русскому языку на тему: Публицистический стиль: его задачи, сфера применения, жанры.
Лексико – грамматические разряды фразеологизмов Авторы: Мартынова Татьяна, Киреева Ксения, учащиеся 9 класса МОУ СОШ МОУ СОШ с. Кипцы с. Кипцы.
Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы: Клеменчук С.В. НОРМЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА.
Р р по теме «Лексика». 1.Лексика с точки зрения смыслового значения. 2.Однозначные и многозначные слова. 3.Прямое и переносное значение слов. 4.Синонимы,
1. Вступление - тезис 2. Основная часть – аргументы + примеры 3. Заключение - вывод.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 30» Проектно- исследовательская работа Интересная фразеология.
Анализ выразительности речи Задание В8. Компетенции выпускников: Языковая - знание и соблюдение всех норм литературного русского языка; Лингвистическая.
Что такое лингвистика? Лингвистика Происхождение языков Функционирование языков Сходство и различие языков Процессы говорения и понимания во времени.
Языком признаются в любви, устанавливают законы, договариваются, рассуждают о мудрых вещах. Языком люди делают больно, проклинают, начинают войну! Языком.
Транксрипт:

Слово как единица языка Урок русского языка в 10 классе Автор работы учитель русского языка ГБОУ СОШ 250 г. Санкт- Петербурга Соковых Н.Н.

Слово - не воробей: вылетит – не поймаешь Когда ты хочешь молвить слово, Мой друг, подумай – не спеши. Оно бывает то сурово, То рождено теплом души… Им можно радости Прибавить, И радость людям отравить. Им можно лёд зимой расплавить И камень в крошку раздробить… ( В.А.Солоухин)

Слово как мгногоаспектное явление Слово изучается в разных разделах языкознания: в фонетике, словообразовании, лексикографии, грамматике, так как имеет фонетическое оформление, лексическое значение, морфемную структуру, грамматические формы, участвует в построении синтаксических единиц.

Лексика. Лексикография. СОВОКУПНОСТЬ ВСЕХ СЛОВ, ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ ЯЗЫКА. НАУКА О СЛОВАРЯХ.

Обратимся к самому понятию - СЛОВО В « Словаре русского языка»С.И.Ожегова отмечается 9 значений, т. е. оно многозначное. 1. Единица языка, служащая для называния отдельного понятия. Например: Слова делятся на слоги. Остальные значения связаны с древнерусским смыслом слова, связанным с понятием РЕЧЬ.

Примеры с другими значениями 2. Дар слова. ( Способность говорить). 3.Понять друг друга без слов.( Разговор, беседа). 4.Последнее слово подсудимого.( Речь, выступление). 5. « Слово о пользе стекла» М.В.Ломоносова. ( Произведение на тему). 6 Взять слово.( Право говорить публично). 7. Взять слово назад.( То же, что обещание). 8.Романс на слова А.С.Пушкина.(Текст к музыкальному произведению).

Как появляются многозначные слова Многозначнось ( полисемия) - это следствие переноса наименования с одного предмета на другой на основе сходства: по форме, по цвету, по внутренним свойствам, качествам, функции, по сближению эмоционального характера. Различаются первичные и вторичные производные значения, которые иногда понимаются как прямые и переносные. Прямое значение связано с отражением явлений объективной действительности и имеет широкие словесные связи.

Полисемия Автограф, -а, м. 1. Собственноручная, обычно памятная, надпись или подпись. (Напр.Дать свой автограф). 2. Подлинная рукопись автора.(Напр. Пушкинские автографы). СРАВНИ: Аббревиатура,-ы, ж.Сложносокращенное слово (Напр., запчасти, завуч, МХАТ, вуз).

Прямое и переносное значение слова ЕХИДНА, -ы. 1.ж. Небольшое австралийское млекопитающее, покрытое иглами и шерстью. 2. м. и ж., перен. Злой, язвительный и коварный человек (разг.). Значение слова реализуется в контексте

Влияние полисемии Какие грамматические различия наблюдаются в слове ГЛУХОЙ в зависимости от контекста? 1) глухой ( сосед) 2) глухой ( звук)

Основные виды переносных значений Метафора - перенос значения на основе сходства между предметами. Метонимия - перенос значения по смежности, связи. Синекдоха - разновидность метонимии, основанная на том, что называется часть вместо целого.

Примеры «В каждый гвоздик душистой сирени, распевая, вползает пчела». ( А.Фет) – метафора «гвоздик». « В саду горит костёр рябины красной…» (С.Есенин) – метафора. Всю ночь читал Бунина - метонимия. « …Не то на серебре, на золоте едал…» ( А.Грибоедов) - метонимия. «Швед, русский,колет, рубит, режет…» (А.Пушкин) – синекдоха. Студент сейчас грамотный – синекдоха.

План лексического анализа слова 1. Определить значение слова в данном предложении. 2. Определить, в прямом или переносном значении употреблено слово. 3. Определить, какова стилистическая окраска слова. 4. Определить, каково происхождение слова.

Не путаем многозначные слова с ОМОНИМАМИ КЛЮЧ – 1. Металлический стержень особой формы.2.Приспособление для отвинчивания и завинчивания.3.Перен. То, что служит для разгадки.4. Знак в начале нотной строки ( спец.)5. Верхний камень, замыкающий свод сооружения. Ключ-1. Бьющий из земли источник, родник.

Омонимы никак не связаны, лишь пишутся и произносятся одинаково Между многозначными же понятиями существует определённая связь: 1. Подобрать ключи к кому - нибудь. 2. Ключ для часов. 3. Нарисовать скрипичный ключ.

Рассмотрим слово КЛЮЧ в разных аспектах Фонетический разбор. Состав слова и словообразование. Грамматический. Лексический. Роль слова в построении синтаксических единиц.

Объясните знаки, назовите выразительные средства Как неизведанные страны, Они понятны лишь сперва, Потом значенья их туманны. Их протирают,как стекло, И в этом наше ремесло. (Д.Самойлов)

Слово обогащает нашу речь Слово есть великий властелин, который, обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, творит чудеснейшие дела. ( Горгий – древнегреческий учитель красноречия).

Домашнее задание Стр. 21, 22( Правило). Учебник русского языка. А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. Упр32.

Используемая литература 1.Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. А.И.Власенков, Л. М. Рыбченкова. Москва. «Просвещение» 2007 г. 2. Русский язык. Стилистика. Культура речи. И. Б. Голуб, Д.Э.Розенталь. Москва. «Просвещение» 1998 г. 3. Словарь русского языка. С.И. Ожегов. Москва. « Русский язык» 1986 г.