Презентация проекта «Сказочная птица в русском фольклоре». (форма презентации – урок)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Педагогический проект на тему: «Сказочная птица» в русском фольклоре» Учитель начальных классов МОУ «Старосеславинская СОШ» Первомайского района Козлова.
Advertisements

« В некотором царстве, в некотором государстве …».
Добро и зло в народных сказках. Что такое сказка??? Сказка - это волшебный мир, в который автор погружает нас с тем, чтобы показать, что лучше быть добрым,
«Синяя Птица» М. Метерлинк- бельгийский драматург Можно ли владеть Синей Птицей ? © МОУ «Гимназия 2», г. Балаково, Саратовская область Учитель: Додонова.
Урок чтения во 2 классе по теме : В гостях у сказки Учитель начальных классов Тимошенко В.И. МОУ Соколовская ООШ Тимошенко В.И.
ПРЕЗЕНТАЦИЮ СОСТАВИЛА УСКОВА Т.Д. МОУ «СОШ 17» г.ВОСКРЕСЕНСК.
, Мы решили выяснить Что главное в человеке: прекрасная внешность или красивая душа? Что главное в человеке: прекрасная внешность или красивая душа? Всегда.
В гостях у русских народных сказок. Презентация выполнена учителем русского языка и литературы средней школы 11 Гиматовой Н.П год.
Учитель Филимонова Марина Михайловна МБОУ Екатериновская сош «Почему в сказке всегда побеждает добро?»
Известно, что у сказки «Царевна- лягушка» 24 варианта, значит, она совершенствовалась со временем и народом считается одной из лучших народных сказок.
Учебный проект «Сокровища «Кладовой солнца» Автор: учитель русского языка и литературы Шулькина Г.М.
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ «РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ» 3 класс.
ТРУД И ПРОФЕССИЯ. Большая часть жизни человека связана с трудом. И от того, насколько осознанно он выбрал профессию, зависит и его благополучие, и счастье.
Было это в одной восточной стране. Люди, живущие в ней, были несчастны, потому что они забыли все наказы и всё, чему их учили в древности мудрые люди.
Цель: 1.Ознакомить учащихся с общечеловеческими ценностями; 2.Воспитывать доброжелательность, умение видеть красоту в простом и обыденном, умение дарить.
Добро и зло в русских сказках. Выполнила Гречко Ирина Ученица 5 класса.
«В простоте слова – самая великая мудрость. Пословицы и песни всегда кратки, а ума и чувства в них на целые книги.» А. М. Горький. Исследовательская работа.
Урок чтения во 2 классе по теме : В гостях у сказки Выполнил учитель начальных классов Тимошенко В.И. МОУ Соколовская ООШ Тимошенко В.И. Тимошенко В.И.
Цели: Расширять знания о богатстве устного народного творчества, развивать читательский интерес, прививать любовь к литературе. Задачи: Расширять кругозор.
Отражение русского характера в народных пословицах.
Транксрипт:

Презентация проекта «Сказочная птица в русском фольклоре». (форма презентации – урок)

Слово учителя I.В мире много сказок, Грустных и смешных, И прожить на свете Нам нельзя без них. В. Берестов. I.В мире много сказок, Грустных и смешных, И прожить на свете Нам нельзя без них. В. Берестов.

Почему нельзя прожить без сказок? В них заключены знания о мире, о взаимоотношениях людей, мечты о будущем; они предупреждают о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни; они рисуют фантастический мир, наполненный чудесами, тайнами, волшебством; они показывают взрослую жизнь; учат преодолевать трудности и верить в силу добра, любви и справедливости В них заключены знания о мире, о взаимоотношениях людей, мечты о будущем; они предупреждают о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни; они рисуют фантастический мир, наполненный чудесами, тайнами, волшебством; они показывают взрослую жизнь; учат преодолевать трудности и верить в силу добра, любви и справедливости

Место сказки в словесном творчестве Сказка занимает одно из первых мест в словесном творчестве русского народа. Сказка занимает одно из первых мест в словесном творчестве русского народа. Об особенностях русских народных сказок расскажет первая группа. Об особенностях русских народных сказок расскажет первая группа.

Выступление детей: Когда-то давно сказки рассказывались только вслух, никто их не записывал. Самым первым творцом их во все времена был народ. Сначала, конечно, её придумал один человек, рассказал другому. Тому она понравилась, он её запомнил и рассказал кому-то третьему, например, своей дочери или сыну, а те, когда выросли, рассказали своим детям. Когда появилась такая сказка точно сказать нельзя, но всё это время она жила в народе и рассказывалась устно. Когда-то давно сказки рассказывались только вслух, никто их не записывал. Самым первым творцом их во все времена был народ. Сначала, конечно, её придумал один человек, рассказал другому. Тому она понравилась, он её запомнил и рассказал кому-то третьему, например, своей дочери или сыну, а те, когда выросли, рассказали своим детям. Когда появилась такая сказка точно сказать нельзя, но всё это время она жила в народе и рассказывалась устно. Сказки бывают разные. Есть сказки волшебные, в них обязательно должны быть чудеса и волшебные предметы. Есть сказки о животных, в таких сказках животные могут говорить, ходить друг к другу в гости и даже учиться в школе. Есть бытовые сказки, в которых описывают жизни простых людей: бедного мужика или ловкого солдата. Сказки бывают разные. Есть сказки волшебные, в них обязательно должны быть чудеса и волшебные предметы. Есть сказки о животных, в таких сказках животные могут говорить, ходить друг к другу в гости и даже учиться в школе. Есть бытовые сказки, в которых описывают жизни простых людей: бедного мужика или ловкого солдата. Сказка, обязательно учит чему-то людей, и выдуманный сказочный мир всегда несёт с собой мудрую мысль. Сказка, обязательно учит чему-то людей, и выдуманный сказочный мир всегда несёт с собой мудрую мысль. В благополучных концовках сказок виден оптимизм народа, его вера в торжество добра над злом. В благополучных концовках сказок виден оптимизм народа, его вера в торжество добра над злом.

II.«Сказочная птица» в русских народных сказках. Сегодня мы с вами продолжим выпуск газеты «Мир вокруг нас» и поговорим о «Сказочной птице» в русских народных сказках. Сегодня мы с вами продолжим выпуск газеты «Мир вокруг нас» и поговорим о «Сказочной птице» в русских народных сказках. – Какие вы знаете образы сказочных птиц из прочитанных вами русских народных сказок? – Какие вы знаете образы сказочных птиц из прочитанных вами русских народных сказок? Об этом расскажет вторая группа учащихся. Об этом расскажет вторая группа учащихся.

Выступление детей: Мы посетили школьную библиотеку, сельскую библиотеку, при помощи родителей просмотрели домашние библиотеки с целью отбора нужной литературы, где есть образы сказочных птиц. И вот какие русские народные сказки нам удалось найти и прочитать: «Подземные царства» (серебряная птичка-золотой хохолок); «Марья-Моревна» (ясен сокол, орёл, ворон); «Елена Премудрая» (голубки, птичка-малиновка, орёл); «Морской царь и Василиса Премудрая» (12 голубиц); «Перышко Финиста-ясна сокола» (Финист-ясный сокол); «Федот – Стрелец» (горлица); «Иван- царевич и серый волк» (Жар-птица); «Терёшечка» (гуси-лебеди); «Семь Симеонов» (царевна Лебедь); «Петух и жерновцы» (петух, золотой гребенёк, маслена головка); «Чудесная рубашка» (орел, сокол, воробей); «Поди туда – не знаю куда, принеси то - не знаю что» (горлица); «Птичий язык» (соловей-вещун). (По некоторым из этих сказок учащиеся сделали сообщения). Мы посетили школьную библиотеку, сельскую библиотеку, при помощи родителей просмотрели домашние библиотеки с целью отбора нужной литературы, где есть образы сказочных птиц. И вот какие русские народные сказки нам удалось найти и прочитать: «Подземные царства» (серебряная птичка-золотой хохолок); «Марья-Моревна» (ясен сокол, орёл, ворон); «Елена Премудрая» (голубки, птичка-малиновка, орёл); «Морской царь и Василиса Премудрая» (12 голубиц); «Перышко Финиста-ясна сокола» (Финист-ясный сокол); «Федот – Стрелец» (горлица); «Иван- царевич и серый волк» (Жар-птица); «Терёшечка» (гуси-лебеди); «Семь Симеонов» (царевна Лебедь); «Петух и жерновцы» (петух, золотой гребенёк, маслена головка); «Чудесная рубашка» (орел, сокол, воробей); «Поди туда – не знаю куда, принеси то - не знаю что» (горлица); «Птичий язык» (соловей-вещун). (По некоторым из этих сказок учащиеся сделали сообщения).

Книжная выставка Мы оформили книжную выставку «Сказочная птица в русских народных сказках» Мы оформили книжную выставку «Сказочная птица в русских народных сказках» Далее дети делают обзор книг на выставке, где встречаются образы сказочных птиц. Далее дети делают обзор книг на выставке, где встречаются образы сказочных птиц.

Символика изображений птиц А теперь поговорим о символике изображений птиц. А теперь поговорим о символике изображений птиц. Об этом расскажет третья группа учащихся. Об этом расскажет третья группа учащихся.

Выступления детей: - В Древнем Египте птица была символом души. - В Древнем Египте птица была символом души. - В Древней Греции – символ воздуха. - В Древней Греции – символ воздуха. - Синяя птица – символ счастья. - Синяя птица – символ счастья. - Голубь – символ мира. - Голубь – символ мира. - В Японии журавлик – символ протеста против атомной войны. - В Японии журавлик – символ протеста против атомной войны. - Сова – символ мудрости. - Сова – символ мудрости. - Аист – символ счастья в семье, мира. - Аист – символ счастья в семье, мира.

Русский фольклор о птицах Над вопросом «Русский фольклор о птицах» работала четвертая группа. Они подобрали пословицы и поговорки о птицах. Им слово. Над вопросом «Русский фольклор о птицах» работала четвертая группа. Они подобрали пословицы и поговорки о птицах. Им слово.

Выступления детей: - Птицы сильны крыльями, а люди – дружбой. - Птице даны крылья, а человеку – разум. - Птицы в гнезде до осени, а дети в дому до возраста. - Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. - Лучше синица в руках, чем журавль в небе. - Видна птица по перьям, а человек по речам.

Работа в группах Выполните задание: Объясните смысл пословиц о народной мечте. Выполните задание: Объясните смысл пословиц о народной мечте.

Задания по группам 1 группа. Зрячий не тот, кто гору видит, А то, кто видит, что за горой. 2 группа. Кто сейчас смеется, Тот заплачет потом. Что с ветром пришло, На ветер же уйдет. 3 группа. У богача добро остается, У мудреца имя остается. Кто хорошо работает, у того губы в сале, А у лентяя голова в грязи. 4 группа. Ума не купишь, самому думать надо.

Запись на доске: Мечта о счастье. Мечта о счастье. Борьба с угнетателями. Борьба с угнетателями. Любовь к Родине. Любовь к Родине. Радость мыслить. Радость мыслить. Радость завершенного труда. Радость завершенного труда. Радость созерцать прекрасное. Радость созерцать прекрасное.

Вопросы учителя: - Какие герои противопоставляются в сказках? (Положительные и отрицательные, богатые и бедные, умные и глупые). - Какие качества характера ценит русский народ в любимых героях? (Ум, сообразительность, красоту души, щедрость, доброту, находчивость, простоту, трудолюбие, выдумку). - Почему положительные герои находят волшебных птиц и они помогают им? (Положительные герои смелые, не бояться рисковать жизнью ради других людей). - Назовите качества героев, которые сказки высмеивают, представляют в неприглядном виде? (Зависть, глупость, неблагодарность, жадность, злоба, лень). - Какие заветные мысли автора (народа) выражают герои сказок? (Любовь, искренность, доброта, способность творить чудеса). - Можно ли владеть Синей птицей счастья? (Она одна на весь мир, может только освещать путь человека, но владеть ею не дано никому).

III. Физминутка. Представьте, что вы птицы. Покажите, как они летают. Представьте, что вы птицы. Покажите, как они летают. Кому удалось взлететь? Кому удалось взлететь? Что вы увидели? Что вы увидели? Почему вы взлетели? Почему вы взлетели? (Представили себе это, вообразили).

IV. Что такое счастье? - К чему же стремятся герои русских народных сказок? (К счастью). - К чему же стремятся герои русских народных сказок? (К счастью). - Кто является символом счастья? (Волшебная птица счастья). - Кто является символом счастья? (Волшебная птица счастья). - А что такое счастье? - А что такое счастье?

Назовите синонимы этого слова. Назовите синонимы этого слова. красота красота удача удача блаженство блаженство судьба и т.д судьба и т.д

Назовите однокоренные слова. счастливый счастливый счастливец счастливец счастливо счастливо счастливчик счастливчик Какими частями речи являются однокоренные слова? Какими частями речи являются однокоренные слова?

Назовите синонимы этих слов. Счастливый – блаженный, райский, удачливый, успешный. Счастливый – блаженный, райский, удачливый, успешный. Счастливец – баловень, любимец судьбы и т.д Счастливец – баловень, любимец судьбы и т.д

Назовите антонимы слова «счастье». горе горе беда беда неудача неудача несчастье и т.д. несчастье и т.д.

Значение слова «счастье» В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова говорится, что счастье: 1. Чувство и состояние полного высшего удовлетворения. 2. Удача, успех.

Работа в группах. Заменить предложенные устойчивые словосочетания – подобрать фразеологизмы. 1 группа: Относиться к кому-либо искренне, доверчиво, откровенно, без предубеждения (с открытой душой). Относиться к кому-либо искренне, доверчиво, откровенно, без предубеждения (с открытой душой). Быть удачливым, успешным во всем (родиться под счастливой звездой). Быть удачливым, успешным во всем (родиться под счастливой звездой). 2 группа: Испытывать острое чувство душевной боли, жалости, сострадания (сердце болит и т.п.) Испытывать острое чувство душевной боли, жалости, сострадания (сердце болит и т.п.) Пожелание удачной поездки, путешествия тому, кто уезжает (Счастливого пути). Пожелание удачной поездки, путешествия тому, кто уезжает (Счастливого пути). 3 группа: Кто-либо испытывает острое чувство душевной боли, жалости, сострадания (сердце кровью обливается и т.п.) Быть счастливым, удачливым (родиться в сорочке). 4 группа: Пожелание счастья от того, кто уходит или уезжает, тому, кто остается (счастливо оставаться). Правильно оценивать истинное положение дел (смотреть правде в глаза).

Объясните следующие фразеологизмы: Попытать счастья. Попытать счастья. Счастливые часов не наблюдают. Счастливые часов не наблюдают. Не в деньгах счастье. Не в деньгах счастье.

V. Итог урока. - В чем же счастье? (В мечте, в поиске смысла жизни, в достижении цели, красоте души, в творчестве и т.д.) - В чем же счастье? (В мечте, в поиске смысла жизни, в достижении цели, красоте души, в творчестве и т.д.) - А что такое счастье для вас? Об этом вы написали заметки в нашу газету «Птица счастья завтрашнего дня…», которые мы сейчас заслушаем. - А что такое счастье для вас? Об этом вы написали заметки в нашу газету «Птица счастья завтрашнего дня…», которые мы сейчас заслушаем.