1. Общая характеристика немецкой классической философии. 2. Критическая философия И. Канта. 3. Идеалистическая философия И. Фихте и Ф. Шеллинга. 4. Объективный.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Немецкая классическая философия Общая характеристика немецкой классической философии. Критическая философия И. Канта. Идеалистическая философия И. Фихте.
Advertisements

Тема 7. Немецкая классическая философия Характерные черты и представители немецкой классической философии. И.Кант как родоначальник немецкой классической.
Иммануил Кант Выполнили: Елеманова С. Ильтаева А. Жолдыбаев А.
Иммануил Кант (1724 – 1804) Подготовила Подготовила студентка 41 группы студентка 41 группы Сидоркина Василиса Сидоркина Василиса.
Познание. Блок 1. Понятие и история гносеологии Занятие 3.
Немецкая классическая философия. План: Философия И.Канта Философия И.Канта Философия Г.В.Ф. Гегеля Философия Г.В.Ф. Гегеля.
Философия Нового времени. 1. Специфика философии Нового времени. 2. Эмпиризм и рационализм. 3. Характеристика философии эпохи Просвещения. 4. Немецкая.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ 1.Предпосылки философии Нового Времени 2.Периодизация эпохи Нового Времени 3.Специфика западной философии ХVII – ХVIII вв. 4.Практическое.
Немецкая классическая философия. Вклад Канта в философию сравнивают по значению с коперниканским переворотом в науке. Многие специалисты делят историю.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
1. И. Кант : догматический период творчества. 2. И. Кант : критика чистого разума. 3. И. Кант о свободе, этике и правах человека.
Субъективный идеализм Иоганна Фихте и объективный идеализм Фридриха Шеллинга
Проблемная лекция преп.Жоломановой А.Х. на тему: Своеобразие немецкой культуры и философии второй половины XVIII и первой половины XIX века.
Тема 7 Немецкая классическая философия XVIII-XIX в.в.
Немецкая классическая философия. Учитель - Кутузова Светлана Викторовна.
Немецкая классическая философия. Учитель - Кутузова Светлана Викторовна.
Философия и Математика Выполнил: Болтовский С.Н. Проверила: Гефнер О.В. ФГБОУ ВПО Омский Государственный Аграрный Университет имени П.А.Столыпина кафедра.
Основы философии Тема 14, часть 2 Кант Трансцендентальная диалектика Этика МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра философии.
Теория познания «Знание сила» Ф. Бэкон. Развитие общества - результат деятельности человека Деятельность – человеческая форма активности, направленная.
Транксрипт:

1. Общая характеристика немецкой классической философии. 2. Критическая философия И. Канта. 3. Идеалистическая философия И. Фихте и Ф. Шеллинга. 4. Объективный идеализм Г. Гегеля. 5. Антропологический материализм Л. Фейербаха. Немецкая классическая философия

Немецкая философия XIX века – уникальное явление мировой философии. Ее уникальность состоит в том, что ей удалось глубоко исследовать проблемы, которые определили будущее развитие философии, совместить в себе почти все известные в тот период философские направления, открыть имена выдающихся философов, которые вошли в «золотой фонд» мировой философии. Ее основу составило творчество пяти наиболее выдающихся немецких философов того времени: Иммануила Канта, Иоганна Фихте, Фридриха Шеллинга, Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, Людвига Фейербаха. Общая характеристика немецкой классической философии.

В немецкой классической философии были представлены три ведущих фи ­ лософских направления : Вклад немецкой классической философии в мировую философскую мысль заключается в следующем : 1. учения немецкой классической философии способствовали разработке диалектического мировоззрения ; 2. немецкая классическая философия значительно обогатила логико - теоретический аппарат ; 3. рассматривала историю как целостный процесс, а так же обратила серьезное внимание на исследование человеческой сущности.

Основоположником немецкой классической философии являлся Иммануил Кант – профессор Кенигсбергского университета, преподавал, логику, физику, математику, философию. Критическая философия И. Канта

Все творчество И. Канта можно разделить на два больших периода: «докри­тический» и «критический». В «докритический» пе­риод И. Кант стоял на позициях естественнонаучного материализма. В центре его интересов были проблемы космологии, механики, антропологии и физической географии. Под влиянием Ньютона И. Кант сформировал свои взгляды на космос, мир в целом. В «критический» период И. Канта занимали проблемы познания, этики, эсте­тики, логики, социальной философии. В этот период появились три фундамен­тальных философских работы: «Критика чистого разума», «Критика практиче­ского разума», «Критика способности суждения».

Процесс познания, по И. Канту, проходит три ступени: чувственное позна­ние, рассудок, разум. Посредством чувствительности мы предмет воспринимаем, но мыслится он посредством рассудка. Познание возможно лишь в результате их синтеза. Инст­рументом рассудочного познания являются категории. Научное знание есть знание категориальное. И. Кант выделяет двенадцать категорий и делит их на четыре класса: количество, качество, отношение, модальность. Например: в класс количества включены категории – единство, множество, цельность. И. Кант классифицирует само знание как результат познавательной дея­тельности: апостериорное знание, априорное знание, «Вещь в себе».

Этические взгляды И. Канта отражены в его высказывании: «Две вещи напол­няют душу всегда новым и все более сильным удивлением, благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне». Нравственный долг И. Кант формулирует в форме нравственного закона (категорического императива): «Поступай так, что бы максима твоей воли могла стать принципом всеобщего законодательства».

«Человек наделен изначально злой природой. Спасение человека – в моральном воспитании и жестком следовании моральному закону». И.Кант

Иоганн Готлиб Фихте (1762) немецкий философ. Один из представителей немецкой классической философии и основателей группы направлений в философии, известной как субъективный идеализм, которая развилась из теоретических и этических работ Иммануила Канта. Идеалистическая философия И. Фихте и Ф. Шеллинга

Философские взгляды Иоганна Фихте изложены в его работах: «Опыт критики всяческого откровения», «Наукоучение», «Основы естественного права». Свою философию мыслитель называет «наукоучением». Ключевым момен­том философии И. Фихте было выдвижение так называемой «Я – концепции», согласно которой «Я» имеет сложные взаимоотношения с окружающим миром, которые по И. Фихте описываются схемой · «Я» первоначально само себя полагает, само себя созидает, · «Я» полагает (образует) «не – Я», т.е. свою противоположность – внеш­нюю окружающую действительность (антитезис), · «Я» полагает «Я» и «не – Я». Взаимодействие между «Я – человеком» и «не – Я» - окружающим миром происходит внутри «Абсолютного Я» (вмести­лища, высшей субстанции) с двух сторон: с одной стороны, «Я» творит «не – Я», а с другой «не – Я» передает опыт, информацию «Я».

Философия Фридриха Шеллинга в своем развитии прошла три основных этапа: натурфилософию, практическую философию, иррационализм. Философские идеи Ф. Шеллинг изложил в работах «Идеи к философии при­роды», «Система трансцендентального идеализма». В натурфилософии Ф. Шеллинг дает объяснение природы, согласно которому природа есть «абсолютная» первопричина и первона­чало всего.

Фри́дрих Ви́льгельм Йозеф фон Ше́ллинг (1775) Немецкий философ. Был близок йенским романтикам Выдающийся представитель идеализма в новой философии.

Важное значение имеют антропологические взгляды Ф. Шеллинга. Главной проблемой человечества является проблема свободы. Стремление к свободе заложено в самой природе человека. Окончательным результатом идеи свободы является создание правового строя. В будущем человечество должно прийти к всемирному правовому строю и всемирной федерации правовых государств. Другой важной проблемой является проблема отчуждения – противоположный изначальным целям результат человеческой деятельности при соприкосновении идеи свободы с реальной действительностью. В конце жизни Ф. Шеллинг пришел к иррационализму – отрицанию ка­кой-либо логики закономерности в истории и восприятию окружающей действи­тельности как необъяснимого хаоса.

Философия Георга Вильгельма Фридриха Гегеля считается вершиной немецкой классической философии, поскольку он пошел значительно дальше своих знаменитых предшественников. Основной заслугой Гегеля является разработанные им: - теория объективного идеализма; - всеобщий философский метод – диалектика. Объективный идеализм Г. Гегеля

К важнейшим философским трудам Г. Гегеля относятся : « Феноменология духа », « Энциклопедия философских наук », « Наука логики », « Философия природы », « Философия духа ». « Философия права ». В учении о бытии Г. Гегель отождествляет бытие и мышление. Разум, сознание, идея обладают бытием, а бытие – сознанием : все разумное действительно, а все действительное разумно. Г. Гегель выводит особое философское понятие – « абсолютную идею » ( мировой дух ). Абсолютная идея является первопричиной всего окружающего мира, его предметов и явлений, обладает самосознанием и способно ­ стью творить.

Дух, по Гегелю, имеет три разновидности : · субъективный дух – душа, сознание отдельного человека ; · объективный дух – следующая ступень духа, « дух общества в целом ». Выражением объективного духа является право, нравственность, гражданское обще ­ ство, государство ; · абсолютный дух – высшее проявление духа, вечно действительная истина. Выражением абсолютного духа являются : искусство, религия, философия.

Г. Гегель высказал немало рациональных философско – методологических и научных идей ( необходимость единства философского и частнонаучного изуче ­ ния природы ; понимание того, что природа есть целостный, взаимосвязанный прогресс ).

Социально - философская концепция Г. Гегеля заслуживает самого присталь ­ ного внимания. Многие выводы сегодня звучат актуально. В « Философии исто ­ рии » Г. Гегель высказал ряд ценных догадок, связанных с пониманием историче ­ ской закономерности, роли великих людей в истории. Историю человечества Г. Гегель понимал не как цепь случайных событий. Она для него носила закономер ­ ный характер, в котором обнаруживается мировой разум. Великие люди играют роль в истории постольку « поскольку они являются воплощением духа своего времени ». Смысл же всей мировой истории есть, по Г. Гегелю, прогресс в сознании природы – прогресс, который мы должны познать в его необходимости.

Материалистические традиции в немецкой классической философии развивал Людвиг Фейербах. Антропологический материализм Л. Фейербаха

В теории антропологического материализма Л. Фейербах обосновывает следующие выводы : · единственно существующими реальностями является природа и чело ­ век ; · человек является частью природы ; · человек есть единство материального и духовного ; · человек должен стать главным интересом философии. Не мышление, не природа, а именно человек – центр всей методологии ; · идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека ; · Бога как отдельной и самостоятельной реальности не существует ; Бог – плод воображения человека ; · природа ( материя ) вечна и бесконечна, никем не сотворима и никем не уничтожаема ; · все, что нас окружает ( предметы, явления ) есть различные проявления мате ­ рии.

В атеистическо - антропологической теории Л. Фейербаха важными являются следующие основные положения : · Бога как самостоятельной реальности нет ; · Бог – порождение сознания человека ; · мысль о Боге – сверхсильном разумном существе унижает человека, притупляет его страх и аффекты ; · Бог не является творцом, истинный творец – человек, а Бог – творение человека, его разума ; · религия – глубоко разработанная фантастическая идеология и не имеет общего с реальностью ; · корни религии – в чувстве бессилия человека перед высшим миром, его зависимости от него.

В теории познания Л. Фейербах вел острую борьбу против агностицизма И. Канта, заявляя, что границы познания постоянно расширяются, что человече ­ ский разум способен в своем развитии открыть глубочайшие тайны природы. Однако Фейербах отстаивал материалистический сенсуализм, так как основой познания рассматривал только ощущения, а не практику.

С точки зрения методологии, материализм Л. Фейербаха оценивается как ме ­ тафизический, хотя имеют место элементы диалектики. Интересные догадки можно найти у Л. Фейербаха об источнике развития – противоречии. Он считает, что противоположности относятся к одному и тому же роду сущности : добро – зло ( нравственность ), приятное – неприятное ( ощущения ), сладкое – кислое ( вкус ), мужчина – женщина ( человек ). Принцип развития позволил Л. Фейербаху объяснить возникновение человека и его сознания.

Таким образом, классическая немецкая философия сыграла выдающуюся роль в истории развития диалектического мышления, в критическом отношении к метафизическому методу, который господствовал в философии XVII – XVIII вв. Вывод

Достижение немецких философов заключается в том, что именно они раз ­ работали диалектический метод. И. Кант попытался обосновать идеалистическую диалектику в своем учении об антиномиях чистого разума. Фихте вложил в идеалистическую диалектику понимание разума как движения от тезиса через ан ­ титезис к синтезу. Наиболее развернутый взгляд диалектика получает у Г. Гегеля, в его методе, который раскрывает диалектику вещей, развитие общества и при ­ роды. Вместе с материализмом Л. Фейербаха диалектика Г. Гегеля стала основой для дальнейшего развития философской мысли.