Тема одиночества человека в мире (по рассказу А.П.Чехова «Тоска») Презентацию подготовила Савичева Т.В., преподаватель русского языка и литературы Пансиона.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Антон Павлович Чехов Рассказ «Тоска» Тема одиночества человека в мире.
Advertisements

Тоска… ТОСКА (теснить) стеснение духа, томление души, мучительная грусть; душевная тревога, беспокойство, боязнь, скука, горе, печаль, нойка сердца, скорбь.
(анализ рассказов А.П. Чехова «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»)
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 10 с углубленным изучением отдельных предметов г. Щелково Московской области.
Смех и слезы в рассказах А.П. Чехова «Тоска» и «Размазня» Урок литературы в 7 классе Подготовила Учитель русского языка и литературы МОУ «Уральская средняя.
1 МОУ «Лингвистическая гимназия 23 имени А. Г. Столетова». Подтекст как средство воплощения авторского замысла в творчестве А. П. Чехова. Выполнила: ученица.
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа,
План-конспект урока по литературе (7 класс) на тему: Урок-исследование с учеником в роли учителя
Роды и Жанры литературы лекция. РОДЫ ЛИТЕРАТУРЫ лирика эпос драма.
Чехов и театр Никто не понимал так ясно и так тонко, как Чехов, трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям позорную.
Основным художественным направлением второй половины XIX в. Стал критический реализм.
Эпическое произведение, его особенности (Русская словесность. 6 класс) Презентацию подготовила Халяпина Лариса Николаевна, учитель русского языка и литературы.
страница Старый ТаганрогДом, где родился А.П.Чехов.
Антон Павлович Чехов «Человек с молоточком». Заслоненный на время титаническими фигурами Достоевского и Льва Толстого, скромный Антон Павлович Чехов ( )
Художественное произведение : содержание и формаПомни: содержание и форма – абстрактные понятия! Реально – форма и содержание неотделимы друг от друга!
Художественный мир И.Бунина в рассказах 1890-х годов ( на примере рассказа «На хуторе») в рассказах 1890-х годов ( на примере рассказа «На хуторе»)
Проект по теме: «Особенности композиции романа «Герой нашего времени»». Подготовила ученица 9 класса Белоус Марина.
«Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины» М. Ю. Лермонтов.
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 9 городского округа город Буй Костромской области Мосина Г.А., учитель русского.
Основные виды (жанры) художественной литературы Автор: учитель русского языка и литературы ГОУ 395 Санкт-Петербурга Дружинина Т.В.
Транксрипт:

Тема одиночества человека в мире (по рассказу А.П.Чехова «Тоска») Презентацию подготовила Савичева Т.В., преподаватель русского языка и литературы Пансиона воспитанниц МО РФ

«Его врагом была пошлость, он всю жизнь боролся с ней... Никто до него не умел так беспощадно и правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни в тусклом хаосе мещанской обыденщины.» (М. Горький о А.П.Чехове)

«Чехов меньше всего притязал на роль проповедника, идейного вождя молодежи, а между тем от многих темных и недостойных поступков нам удалось уберечься лишь потому, что он, словно щелчком, вытравлял из нас всякую душевную дрянность». (К..Чуковский о А.П.Чехове)

ПЛАН АНАЛИЗА РАССКАЗА: I. История создания рассказа А.П. Чехова «Тоска» II. Тема одиночества человека в мире, выраженная в одном произведении А.П. Чехова. Рассказ «Тоска» как размышление о всеобъемлющей закономерности человеческого бытия. Фабула, композиция, сюжетная линия произведения. Художественная деталь в рассказе. III. Одиночество человека среди людей вот страшная суть рассказа «Тоска»

СЛОВАРНАЯ РАБОТА ТОСКА (теснить?) - стеснение духа, томление души, мучительная грусть; душевная тревога, беспокойство, боязнь, скука, горе, печаль, нойка сердца, скорбь. В. И. Даль («Толковый словарь живого великорусского языка»)

История создания рассказа «Тоска» Опубликован в январе 1886 года в «Петербургской газете», в разделе «Летучие заметки» В декабре 1885 г. писатель впервые побывал в Петербурге и «омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей», в который он погрузился, прибыв в столицу, контрастировал с его душевным складом и, возможно, это в определенной степени послужило одним из стимулов к написанию «Тоски».

Кому повем печаль мою, Кого призову к рыданию? Токмо Тебе, Владыко мой, Известна печаль. ( духовный стих «Плач Иосифа и быль) Эпиграф к «Тоске» задает определенную психологическую тональность чеховскому рассказу.

Фабула (от лат. fabula – предание, басня, сказка, рассказ)- это система связанных между собой мотивов в произведении, охватывает все происшествия, соединенные в причинно-следственные ряды. Фабула «Тоски» - это еще одно отражение излюбленного литературного приема молодого Чехова: с теплой иронией выстроить композицию, сюжетную линию рассказа из анекдотической, по сути, ситуации: не нашедший понимания ни у одного встреченного на пути человека, старый извозчик, похоронивший сына, изливает свое горе лошади. Однако, история, рассказанная Антошей Чехонте на страницах периодического издания, «не ироническая побрякушка» развлекательной юмористической журналистики, а вековая трагедия человека, стучащего в людские души

Сюжет (от франц. sujet предмет) в литературе развитие действия, ход событий в повествовательных и драматических произведениях, а иногда и в лирических. В сюжете «Тоски», как минимум, можно обнаружить два взаимосвязанных плана: с одной стороны, автор призывает читателя к сопереживанию Ионе Потапову, а с другой, к размышлению о всеобъемлющей закономерности человеческого бытия тоске по чьей-то душе, созвучной себе, способной понять, откликнуться, посочувствовать, выслушать.

Конфликт в худ.произведении - противоборство, противоречие между изображенными в произведении действующими силами конфликт рассказа заключается в том, что тоска и одиночество проистекают оттого, что сердца людей закрыты, черствы, не готовы к состраданию ближнему

РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕТАЛИ Портрет -не описание цвета волос, глаз и тому подобное, писатель выбирал две-три наиболее точные и меткие детали, и этого было достаточно для яркого представления образа в целом; Мастерство детали: в рассказе автор большей частью называет лошадь лошаденкой. Только суффикс появился, а читатель видит эту старую, заезженную, уставшую от работы клячу, такую же жалкую, как ее хозяин, и так же вызывающую щемящую жалость

Вывод: Одиночество человека среди людей вот страшная суть рассказа «Тоска».

Использованная литература Статья «Одиночество человека в мире (по рассказу А. П. Чехова «Тоска») Дунаев, М. М. (1998) Православие и русская литература. В 5 т. М.: Христианская литература. Т. 4. Чехов, А. П. Автобиография (1979) // Чехов, А. П. Полное собрание сочинений и писем. В 30 т. М.: Наука. Т. 16. Чехов, А. П. (1982) Тоска // Чехов А. П. Рассказы и повести. Воронеж: Изд-во ВГУ. С. 42–46.

Активные ссылки на использованные изображения: А.П.Чехов- А.П.Чехов. Рассказы.Повести.Пьесы - Pesy.gif Pesy.gif М.Горький К.И.Чуковский - by_Repin.jpg by_Repin.jpg Иллюстрации к рассказу «Тоска» -