Праздничный пир в теремных палатах ИЗО и художественный труд 4 класс Учитель Власова С.В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«ВНУТРЕННИЙ МИР РУССКОЙ ИЗБЫ». ГЛАВНЫМ МЕСТОМ В ИЗБЕ БЫЛ ПЕРЕДНИЙ ИЛИ КАК ЕГО ЕЩЕ НАЗЫВАЛИ «КРАСНЫЙ УГОЛ». ЗДЕСЬ, В САМОМ ДАЛЬНЕМ УГЛУ ИЗБЫ, ОБРАЩЕННОМ.
Advertisements

Путешествие в старинное уральское село Шабанова Елена Семеновна учитель ИЗО Карпинская С(К)ОШИ 1 Свердловская область.
Выполнили: Ученики 10 класса ГБОУ СОШ 323 Белолипецкий Сергей Герасимов Владимир.
ТЕМА: «ВНУТРЕННИЙ МИР РУССКОЙ ИЗБЫ» Презентацию подготовила учитель изобразительного искусства ГБОУ «Школа 170» КОСЯН ГОАР САМВЕЛОВНА.
Урок технологии в 3 классе Кузьмина Елена Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ 26» г. Стерлитамак Республики Башкортостан Тема урока:
Быт простых и знатных людей Быт простых и знатных людей.
Царский Двор 17 век. Царский быт отличался от крестьянского необыкновенной пышностью и богатством. Все в нем - роскошные дворцы, дорогие одежды, огромный.
Русская печь Печной угол Стол Красный угол По укладу жизни изба для крестьянина была центром, от которого зависело его счастье. Убранство избы Изба для.
ПОДГОТОВИЛ УЧЕНИК 7 КЛАССА СИДОРОВ НИКИТА.. В 17 веке главным, что объединяло уклад жизни всех сословий, была православная вера. Церковь предписывала.
Распорядок жизни крестьян и знати. Работу выполнили Ученицы 7 «Б» класса Школы 44 Шарунина Мария и Петрова Анастасия.
Быт крестьян в Xll веке.. Обиход крестьян был простым. Состоял в основном из самых необходимых вещей без излишеств. В 17 веке главным, что объединяло.
Внутренний мир русской избы Тема 3 Выполнил работу Щебуняев Владислав Викторович Учитель рисования МБОУ «Шолоховская гимназия станица Вешенская»
« П ир в теремных палатах». Во дворце же пир горой: Вина льются там рекой; За дубовыми столами Пьют бояре со князьями. Сердцу любо! Я там был, Мёд, вино.
Презентация к проекту по ОБЖ, ОЗОЖ и обществознанию Приданное невесты Авторы: учащиеся 9 класса МОУ СОШ с. Елизаветино Германова О., Кондратьева Руководитель:
Внутренний мир русской избы Тема 3 Выполнил работу Щебуняев Владислав Викторович Учитель рисования МБОУ «Шолоховская гимназия станица Вешенская»
Муниципальное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа 4 г.Омск Традиции и обряды Масленицы Руководитель: Кудря З.С.
6 класс подготовила : Говорова Полина. Соль стоила дорого, поэтому и солонки заботливо украшали росписью и резьбой.
Русский быт XVI века Мирзаханян Н. 10 « Б » класс Учитель Серебрянский В. В
Быт и обычаи России I- половины XVIII века Подготовил ученик 7 «А» класса Синдеев Максим.
Бичурга-Баишевская поселенческая библиотека. Самое главное праздника пасхи- крашенные яйца.
Транксрипт:

Праздничный пир в теремных палатах ИЗО и художественный труд 4 класс Учитель Власова С.В.

Пир Пир большой званый обед, угощение с обильным возлиянием.обед Пиры проводились с древних времён до реформ Петра I, когда были введены ассамблеи.реформ Петра Iассамблеи Пиры, традиции и обряды были практически идентичными в различных слоях общества.обряды Типы пиров Пиры были двух типов: Пир и Братчина. Пир устраивал один хозяин, братчина проводилась вскладчину, например жителями одного села. Пиры давались по праздникам: Пасха, Рождество, Троица, Николин день, Петра и Павла, масленица, а также по семейным праздникам: рождение, крещение детей, свадебный пир, на новоселье и т. д.ПасхаРождествоТроицамасленица свадебный пирновоселье Крестьяне получали от помещиков разрешение на пир 4 раза в году: на Великий день, Дмитровскую субботу, масленицу в Рождество, а также на крестины и свадьбу. Крестьян отпускали на пир на 3 дня, или на неделюКрестьянепомещиковкрестинысвадьбу

Приглашение гостей Почётных гостей хозяин приглашал лично, к другим отправлял слуг. Тем самым между гостями делалось различие: одни получали честь придти на пир, у других хозяин сам искал чести пригласить гостя на пир. На неофициальные пиры приглашались и жёны гостей. Для них хозяйка дома устраивала отдельный стол. ЦарьЦарь за почётными гостями посылал специальный экипаж. К послам ездил окольничий с посольским приставом. Улицы убирались, вдоль дороги стояли стрельцы. Поезд гостя начинал стрелецкий полковник. Поезд сопровождали дворовые люди с протазанами в руках. Гостю устраивали три встречи: при выходе из экипажа (меньшая), на крыльце (средняя) и в сенях (большая). Почётным гостям устраивали четвёртую встречу. На первую встречу выходили два стольника и дьяк, на вторую встречу окольничий, стольник и дьяк, на третью боярин, стольник и думный дьяк.окольничий стрельцыполковникпротазанамистольникадьякстольникбоярин

А Рябушкин «Едут!»

Вдоль дороги, по которой проезжали гости, стояли стрельцы.

Русские женщины 18 столетия

Среди самых известных исторических полотен А.П. Рябушкина «Боярин» (1896), «В гости» (1896), «Русские женщины XVII столетия в церкви» (1899), «Свадебный поезд в Москве» (1901), «Пожалован шубой с царского плеча» (1902), «Московская девушка XVII века» (1903), «Стрелецкий дозор у Ильинских ворот в старой Москве» (1897), «Едут!» (1901). В этих произведениях, созданных мастером, пленяет сплетение вымысла и точного знания исторического материала, веселой насмешливости и мечтательной грусти, чувства восхищения и легкой иронии. В его жажде подлинности, точности деталей сокрылась страстная любовь ко всему художественно выразительному в народной жизни, к ее пестрым контрастам, сочной красочности. Именно это чувство заставило его идти от документальной точности к правде художественной, вскрывая в каждой изображаемой детали ее образный и поэтический смысл. Отсюда и присутствие в картинах А.П. Рябушкина свободы образной интерпретации прошлого, не позволяющей «превратить историческую картину в наглядное пособие»

Место проведения пира Пир устраивали в специальной столовой, или сенях. Комнату украшали заранее: на пол стелили ковры или половики, вешали занавески на окна, на столы стелили скатерти, на лавки полавочники. Столы ставили вдоль стен, от красного угла. коврыокна В царском дворце Приёмную палату убирали в большой, средний или меньший наряд в зависимости от торжественности случая. Столовые приборы На стол ставили: перечницу, уксусницу, лимонник и солонку на каждые четыре персоны. Еда подавалась на стол порезанной на мелкие куски, поэтому не было необходимости в ножах и вилках. Гости ели вдвоём из одного блюда это называлось «разделить трапезу». Есть с кем-либо из одного блюда считалось определённой честьюножахвилках

Пир Хозяин сам резал хлеб и подавал его с солью гостям. Получить хлеб-соль от хозяина означало получить его расположение.хлебсолью После раздачи хлеба подавали напитки, и начинался пир. Гости сами требовали напитков; при подаче гуся говорили, что «гусь плавает по воде», при подаче индейки говорили, что «индейская курица воду пьёт».гусяиндейки Подавали до пяти перемен блюд: холодное, горячее, жаркое, пироги и «верхосыток» (десерт). Из напитков первым подавался квас, на царских пирах вино. В XVI веке на царских пирах первым подавали жаркое. Царь начинал с жареного павлина или лебедя. В XVII веке первым блюдом стало холодное обычно студень из говяжих ног, или икра. Напитков подавалось до девяти: три подачи вина, три подачи красного мёда, три подачи белого мёда. Обычаи гостеприимства требовали напоить гостей допьяна.десерт квасвиноXVI векежаркоепавлина лебедяXVII веке студеньикрамёда Царские пиры продолжались пять или шесть часов. В конце пира произносилась молитва «Достойно есть», и все расходились по домам. Гостям царь посылал на дом несколько вёдер вин и медов. Стольникам, стряпчим и жильцам, которые стояли с протазанами и прислуживали за столами, после пира выдавали по блюду сахаров зеренчатых, ягоды и изюм. В пирах участвовали стольников, чашников, и стряпчих.молитвастряпчимжильцамсахаровягодыизюмчашников

Е.Маковский «Боярский свадебный пир»

Местничество В русской избе, обычно ориентированной по сторонам горизонта, красный угол устраивался в дальнем углу избы, с восточной стороны, в пространстве между боковой и фасадной стенами, по диагонали от печи. Это всегда была самая освещённая часть дома: обе стены, образующие угол, имели окна. Иконы помещались в «красный» или «передний» угол комнаты с таким расчётом, чтобы икона была первым, на что обращал внимание человек, входящий в комнату.избе печиИконы В переднем углу устанавливался стол, который назывался большим. К большому столу вдоль стены приставляли ещё один стол, который назывался прямым. Вдоль стен избы стояли лавки. Лавка, расположенная в красном углу, называлась большая лавка. В красном углу, на большой лавке за столом сидел хозяин дома. Место хозяина дома называлось большим местом. Остальные члены семьи садились за стол в порядке старшинства. Если все не умещались за большой и прямой стол, к прямому столу под углом приставляли кривой столстол

Местничество Большое место считалось почётным, и предлагалось важным гостям. Гость должен был ритуально отказываться от места. Священнослужители садились на большое место, не отказываясь. Последнее место за кривым столом называлось полатный брус, так как располагалось под потолочным брусом, на который укладывали полати. В былинах богатыри на княжеских пирах садились обычно на полатный брус, а затем уже пересаживались на более почётные места, исходя из своих подвигов.полатибылинахподвигов Место по правую руку от хозяина считалось почётным. Гости занимали места, сообразно своему достоинству, родству, роду, отчеству. Заслуги человека считались не значительными в сравнении с родовыми счетами. Сесть выше кого-то, кто считался выше по достоинству, означало нанести ему оскорбление

Местничество Скромный человек намеренно занимал более низкое место с тем, чтобы хозяин пересадил его на подобающее ему место. Те, кто садился на неподобающе ему высокое место, мог быть обнесён блюдом, или получить тарелку с меньшим количеством еды, чем у соседа. Стулья (кресла) были редким предметом и предназначались только для старейшин, патриархов и князей (царей). Остальные сидели на лавках, занимая места выше, или ниже соседа пир был частью родовой, а не общественной жизни. В XVIII веке застолье переместилось на стулья независимые друг от друга места.Стульякресла патриархов лавкахXVIII веке Царь сидел за отдельным столом на большом месте. На царских пирах кроме прямого и кривого столов ставили столы посольские, властелинские (для духовенства), боярские и другие.

Руслан и Людмила А.С.Пушкин

Руслан и Людмила

Боярин Боярин (ж.р. боярыня, мн.ч. бояре) в узком смысле высший слой феодального общества в X XVII веках в Киевской Руси, Московском княжестве, Болгарии, Молдавском княжестве, Валахии, с XIV века в Румынии.феодальногоXXVII векахКиевской РусиМосковском княжестве БолгарииМолдавском княжествеВалахииXIV векаРумынии Происхождение слова «боярин» до конца не выяснено. По одной версии оно происходит от славянских слов «бой» воитель, или «болий» большой, по другой от тюркского слова «баяр» вельможа, богатый муж, господин, по третьей от исландского «боеармен » знатный человек, по четвертой от позднелат. baro слово франкского происхождения с первоначальным значением человек, мужчина [1]. В церковных книгах употреблялось написание Болярин. В более широком смысле в XVII веке боярами называли всех помещиков зависимые от них крестьяне, отсюда происхождение слова «барин». славянскихтюркского исландского[1]XVII векебарин

Боярин

Боярыня

Царские стрельцы

Музыканты и гусляры

В.Васнецов Царевна- лягушка Царевна-Лягушка персонаж некоторых русских народных волшебных сказок. По типичному сюжету сказки - Царевну-Лягушку Иван-Царевич находит случайно. Иван-Царевич стрелял из лука, чтобы стрела привела его к невесте, но вместо девушки находит лягушку в болоте, которая держит его стрелу. При этом стрелы всех остальных братьев (их обычно двое) попадают в дома боярской или купеческой дочери. Иногда Царевна-Лягушка оказывается дочерью какого-либо царя, иногда - нет. Царевна- лягушка обычно умная, доброжелательная, умелая девушка, которая делает работу быстро и споро. Часто работу по дому она делает ночью, чтобы её жених - Иван-Царевич не видел этого. В образе Лягушки Царевна-Лягушка должна жить 3 года, так как она ослушалась своего отца (вариант : не захотела выйти замуж за Кощея Бессмертного).Иван-ЦаревичКощея Бессмертного