Тема выпускной квалификационной работы: «Культурные концепты свадебного обряда Кубани (на материале лингвокультурологических словарей)»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лингвокультурный концепт «книга»: словарная и текстовая репрезентация Черепова Ирина Науч. рук-ль: канд.филол.наук, доцент Козловская Наталья Витальевна.
Advertisements

Типология культурных концептов. Определение Концепт (лат. conceptus «понятие») - это содержательная сторона словесного знака, за которой стоит понятие,
Лингвокультурологическая специфика эмоциональных концептов в русской и английской языковых картинах мира Руководитель: кандидат филологических наук, преподаватель.
Ситнова А. А.1 Междисциплинарный статус лингвокультурологии лекция.
Концепт «любовь» в сознании носителей русского языка Хрычёва А. С. 7 «в», гимназия 1 Научный руководитель: Шматина О.Ф. г. Бийск, 2006.
ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИНГВОКОНЦЕПТОЛОГИИ ИРИНА ГАЛКИНА, 1 КУРС МАГ., ТФО.
ВЧЕРА СЕГОДНЯ ЗАВТРА Презентация направлена на ознакомление детей с временными понятиями "вчера", "сегодня", "завтра".
Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота.
ПОНЕДЕЛЬНИК ВТОРНИК ВТОРНИК СРЕДА СРЕДА ЧЕТВЕРГ
Когнитивно-аксиологические аспекты политического дискурса Диссертация на соискание степени магистра филологических наук Соискатель: Сокол Н.А. Научный.
ПРОСТРАНСТВО ДОМА В РУССКОМ ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ 1. Связь между языковым знаком и использующим его в процессе коммуникации человеком является сложной и многоаспектной:
Культурология - это область гуманитарного знания, охваты - вающая проблемы сущности и закономерностей функционирования и развития культуры.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 33 г.Калининграда Основные задачи и методы лингвокультурологии.
Коррекция познавательных процессов
Символ дорого Галкин Саша. Образ дороги получил широкое распространение в искусстве, и прежде всего в фольклоре.Много сюжеты народных сказок связаны с.
Культуроведческий подход в преподавании курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Научный руководитель: кандидат филологических наук, доцент Варпахович Л. В.
ТЕХНОЛОГИИ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (основная образовательная программа подготовки магистров)
Ономасиологическая структура лексико-фразеологического полясмех в русском и английском языках Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических.
П РОЕКТ Н А ТЕМУ : «Т РАДИЦИОННАЯ Р УССКАЯ КУКЛА » Выполнила: воспитатель изо Подшивалова Т.А.
Транксрипт:

Тема выпускной квалификационной работы: «Культурные концепты свадебного обряда Кубани (на материале лингвокультурологических словарей)»

ЦЕЛЬ дипломной работы - определить круг культурных концептов кубанского свадебного обряда на фоне славянской и русской традиции, выявить базовые концепты и проанализировать их. Задачи: изучить научную литературу по проблеме концепта в лингвокультурологии; научную литературу, в которой представлен опыт анализа культурных концептов на материале региональных культур, в том числе фольклора;

ЗАДАЧИ на основе литературы определить важнейшие культурные концепты свадебного обряда; изучить материал словарных статей словаря «Материалы этнолингвистического словаря: Свадебный обряд Кубани» с целью выявления культурных концептов кубанского свадебного обряда; выяснить специфику кубанской традиции на фоне славянской и русской.

Глава 1. Традиционная обрядовая культура в лингвокультурологическом аспекте концепт - это единица коллективного знания/сознания (отправляющая к высшим духовным ценностям), имеющая языковое выражение и отмеченная этнокультурной спецификой [Степанов Ю.С., Воркачев С.Г.].

Опираясь на работы в области лингвокультурологии и этнолингвистики, исследователи локальной культуры разрабатывают методики лингвокультурологического исследования обряда. Активно ведутся лексикографические поиски в области этнолингвистики и лингвокультурологии на уровне национальных языков (Е. Бартминский, Н. И. Толстой, А. Т. Хроленко). Подход и инструментарий этих дисциплин вполне приложим к региональным (локальным) культурам определенного национального языка.

Свадебный обряд как феномен и его концептуальное наполнение привлекает внимание исследователей разных научных направлений – фольклористики, этнолингвистики, лингвистики. Исследователи выделяют разные концепты в обрядовом дискурсе. Есть скрытые концепты и те, которые находятся на поверхности. В связи с тем, что свадьба – это событие, то многие отмечают концепт времени и пространства как базовые структуры. В работах известных современных ученых А. К. Байбурина и А. Юдина названы в качестве основных концепты время, пространство, путь, смерть.

ГЛАВА 2. Репрезентация концептов время, пространство в кубанском и донском словаре: на материале лингвокультурологического словаря На материале словаря «Свадебный обряд Кубани» вычленили такие концептуальные сферы, как время и пространство. Свадьба носителями традиционной культуры воспринимается как событие, протекающее в определенное время. Здесь следует выделить такие дни, как среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье, понедельник, а также – первый день свадьбы, второй день свадьбы, третий (четвертый) день свадьбы. Знакомясь с материалами словаря, мы выделили 29 словарных статей, которые содержат концепт время.

В суботу прыходять з утра друшкы называюца, нивестыны подругы, удивают нивесту до обеда. З обеда начинають ходыть з друшкамэ, нивеста биз жыныха, ходыть по дворах, кого прыглашають на свайбу с песнюю спивають. Оцэ йийи водять. До мэнэ прывылы, покланылась вана мини. Я ий там якэ шо дала, подарочёк якый. Пуспивалы, с шышкамы ходять, шышку прыныслы, прыглашайим вас, на завтра прыходьтэ на свайбу (ст. Петровская-05, Чумак Валентина Ивановна, 63 года) С. 146.

Особое время в свадебном обряде – это ночь первого и второго дня и утро второго дня. В это время вершится много ритуальных действий. Об этом нам сообщают словарные статьи садовыть сад с. 90 (ночь первого дня), покрас с. 84, цвыты с (утро после первой брачной ночи); нэсты сладкэ с. 97, флах билый, флах красный с. 101 (ночь второго дня (брачная ночь). Все статьи отражают концепт 'честность, целомудрие невесты'. Многие символы, используемые на свадьбе, и ритуальные действия, совершаемыt в это время, направлены на то, чтобы объявить публично о честности невесты.

Концепт пространство представлен в таких словарных статьях, как Дом с.54, Ворота с. 44, Околишная с. 79, Порог с. 84. В «Материалах этнолингвистического словаря: Свадебный обряд Кубани» (далее СОК) заглавное слово статьи ВОРОТА определено как 'место свершения различных обрядовых действий'. Этот культурный смысл проявляет себя в рамках свадебного ритуального дискурса в устойчивых номинациях культурных актов ~ВЫВО'ДЫТЬ ЗА ВОРО'ТА, ~СТОЯ'ТЬ НА ВОРО'ТАХ, ~ЗАБЫВАТЬ НА ВОРО'ТИ ПА'КОЛ.

В ходе анализа фольклорных текстов кубанского обряда, мы находим реализацию в них концептов свое пространство – чужое пространство, путь. Первый реализуется в антонимичной парадигме мамо – свыкруха, чужие люди, второй проявляется в лексемах собираися, пийду, там: - Дэ ж ты, доню, собираися? Дэ ж ты, доню, собираися? Шо так рано жэ наряжаися. - Пийду ж, мамо, миж чужые люды. Пийду ж, мамо, миж чужые люды. Ой я знаю, якэ горэ будэ, Ой там горэ грэмыть нэистовэ, Як свыкруха норовыстая.

Справочная часть словарной статьи «Гильце» содержит такой материал: Д.: Гилка, ж. юж. Древесная ветка. Т. 1, с.350. ССЛО: Ёлка, -и, ж. Свадебное деревце – еловая ветка, украшенная лентами, цветными бумажками, конфетами и пр., которую устанавливали на стое (иногда закрепляли на свадебном хлебе) во время девичника и (или) свадебного торжества. Свидетиль приижжаит на прадажу и пъкупаит ёлку вмести с нивестъй. Лив. (Речицы). С Кра'сота, - ы, ж. То же, что ёлка. Красъта – украшъная лентъми и свичами ёлъчка на свадьбе. Залег. (Туровка). С.177. Я'блонка, -и, ж. То же, что ёлкъ. А нъ стале-тъ яблънка стаить – ёлка, украшынъя игрушкъми. С УС-00: Гiлка, -и, ж. невеликий боковий вiдросток, пагiн дерева, чагарника або трав'янистоï рослини. С.60.