КУЛЬТУРА ЭПОХИ АНТИЧНОСТИ, ЕЁ РОЛЬ В РАЗВИТИИ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ. АНТИЧНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА, ЕЁ РОДЫ, ЖАНРЫ, ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВО. ГОМЕРОВСКИЙ ЭПОС («ИЛИАДА», «ОДИССЕЯ»). ЗНАМЕНИТЫЕ ДРЕВНЕРИМСКИЕ ПОЭТЫ. ТЕАТР В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ. Учитель Сотниченко Марина Михайловна
Культура эпохи античности, её роль в развитии мировой культуры Античность Античность – история и культура древних Греции и Рима. 7 в. до н.э. – 5 в. н.э. Учитель Сотниченко Марина Михайловна
Искусство, которое впервые после тысячелетий брожения духа обрело красоту внешнего облика и светлую жизнерадостную ясность содержания, отразившие временную гармонию человека с природой и его политическим миром. Гегель Учитель Сотниченко Марина Михайловна
Великие греки Великие римляне Платон Гомер Эсхил Софокл Еврипид Аристотель Вергилий Гораций Овидий Учитель Сотниченко Марина Михайловна
Своеобразие античной культуры Воспроизведение мифологических тем, образов, сюжетов, миропонимания Учитель Сотниченко Марина Михайловна
Мифологический реализм Учитель Сотниченко Марина Михайловна объяснение мира, событий, явлений природы через миф ; синкретичное сознание : включает философские, религиозные, научные, моральные идеи ; прославление человека - борца, человека - героя ; поклонение красоте человеческого тела, природе ; языческая вера ; « эпическая объективность » - отсутствие индивидуальной рефлексии и психологизма ; действия и психическое состояния героев мотивируются вмешательством богов.
Периодизация античного искусства 1Гомеровский эпос Эпос. Гомер «Илиада», «Одиссея» 2Классический период Драма. Эсхил «Прикованный Прометей», «Персы». Лирика. Сафо, Анакреонт. Истор. соч. Геродот 3Поздне- античный период Трагедия. Софокл, Еврипид. Комедия. Аристофан. Лирика. Каллимах, Феокрит. Истор. соч. Плутарх. 4Римский периодДрама. Сенека. Лирика. Катулл, Вергилий, Гораций. Эпические произв. Овидий «Метаморфозы» эпоха античности: эпоха античности: начало - Олимпийские игры, 776 до н. э., конец – падение Рима, 476 г. н. э. Учитель Сотниченко Марина Михайловна
Гомер Гомер «Илиада», «Одиссея» « закон хронологической несовместимости »: параллельные события изображаются как последовательные ; формульный стиль : система гибких ( изменяемых ) выражений, встречаются повторяющиеся фрагменты ; составные эпитеты (« быстроногий », « розоперстая »). Дата рождения : VIII век до н. э. Дата смерти : VIII век до н. э. Место смерти : остров Иос Жанр : героический эпос Гомеровский вопрос Художественные особенности Историческая основа Историчны ли поэмы ? раскопки Генриха Шлимана на холме Гиссарлык и в Микенах ; дешифровка слоговой микенской письменности ; археологическими и документальными источникам Учитель Сотниченко Марина Михайловна
Софокл древнегреческий драматург «Антигона», «Электра» и др. - 7 трагедий столкновение героев с разными жизненными принципами ( Креонт и Антигона, Одиссей и Неоптолем ), противопоставление людей с одинаковыми взглядами, но с разными характерами - для подчеркивания силы характера одного и слабости другого ( Антигона и Исмена ), изображение перепадов в настроении героев - переход от высшего накала страстей к состоянию упадка сил, мастерство диалогов, динамичность действия. Новаторство : увеличил число актёров до 3- х, сократил хоровые части трагедии, усовершенствовал декорации, маски, бутафорскую сторону театра, ввёл в употребление расписные декорации ; очеловечил мир богов и героев, сосредоточив внимание анализе их душевных состояний Характерные черты драматургии Учитель Сотниченко Марина Михайловна
Еврипид древнегреческий драматург Основные мотивы трагедий : разработка женских ролей в трагедии мотивы супружеской и материнской любви, нежной преданности, бурной страсти, женской мстительности в сплаве с хитростью, коварством и жестокостью ; женщины превосходят мужчин силой воли и яркостью чувств : Гекуба, Поликсена, Кассандра, Андромаха, Макария, Ифигения, Елена, Электра, Медея, Федра, Креуса, Андромеда, Агава и др. 92 пьесы приписывали в древности, восстановили названия 80, до нас дошло 18 трагедий : « Ипполит », « Ифигения в Авлиде », « Вакханки » и др. Бюст Еврипида, римская копия греческого оригинала 330 до н. э. Учитель Сотниченко Марина Михайловна
Сапфо́ Сапфо́ древнегреческая поэтесса, представительница мелической ( музыкально - песенной ) лирики Своеобразие лирики : традиционные фольклорные элементы, наполненные личными переживаниями ; мотивы любви и разлуки, напряженная страстность, обнаженное чувство, выраженные просто и ярко, гимны не имеют отношения к культу и носят субъективный характер обращения к какому - либо божеству ( призывные гимны ); изобрела Сапфи́ческую строфу Большую, Сапфи́ческую строфу Малую ; изобрела плектрон ( палочку, посредством которой извлекался звук струнного музыкального инструмента ). Жребий мой - быть в солнечный свет и в красоту влюбленной. Учитель Сотниченко Марина Михайловна
Анакреон Анакреон ( Мрамор, Лувр ) Дата рождения : 570 до н. э. Место рождения : Теос Дата смерти :487 до н. э. Гражданство : Древняя Греция Род деятельности : поэт Основные мотивы лирики : земные радости, чувственная любовь, вино, предпочтение беззаботной жизни в обществе милой подружки прочим занятиям. анакреотика ( анакреонтическая поэзия ) Анакреон, Бахус и Купидон Учитель Сотниченко Марина Михайловна
Публий Вергилий Марон Бюст Вергилия у входа в его склеп в Неаполе Дата рождения: до н. э. Место рождения:Мантуи Дата смерти: до н.э. Род деятельности: древнеримский поэт « Энеида » незаконченный патриотический эпос о скитаниях Энея. Стремление создать римскую параллель поэмам Гомера. Отличается высоким совершенством стиха. Помпео Батони. Венера, дарящая Энею доспехи... Учитель Сотниченко Марина Михайловна
Древняя Греция и Древний Рим – прекрасная девушка и могучий воин Учитель Сотниченко Марина Михайловна Ника Самофракийская автор неизвестен, ок.190 до н. э. Лувр, Париж Геракл Фарнезский, ок. 200 до н. э., Нац. музей Неаполь
Театр в Древней Греции Возникновение: праздники, связанные с ежегодными циклами умирания и возрождения природы (в честь Диониса ). Игра актёров: роль хора, котурны, маски, актёры – мужчины. Жанры : трагедия ( Эсхил, Эврипид, Софокл ); комедия ( Аристофан ). Учитель Сотниченко Марина Михайловна
Театр в Древней Греции Учитель Сотниченко Марина Михайловна Орхестры – площадки перед сценой для игры актёров. Скены – сооружения позади орхестры, где переодевались актёры. Проскения – высокая каменная эстрада.
Театр в Древней Греции Учитель Сотниченко Марина Михайловна Амфитеатр зрительская часть греческого театра, разделенная проходами на сектора и поднимающаяся полукругом над орхестрой.
Учитель Сотниченко Марина Михайловна
Театр в Древней Греции Учитель Сотниченко Марина Михайловна Котурны – обувь с очень толстой подошвой. Эорема театральная машина, подъемник, с помощью которого боги могли спускаться с балкона на орхестру и подниматься обратно.
Театр в Древней Греции Учитель Сотниченко Марина Михайловна Гиматий ( основа костюма греческого актера ) тяжелый пурпурный плащ, какие носили древние служители Диониса. Хламида короткий плащ, появившийся в костюме греческого актера позднее гиматия, на плащах царей могли быть сделаны вышивки. Маска обязательный элемент одеяния. Увеличивала черты лица, подчеркивала страсть, которой одержим персонаж. С помощью встроенного рупора усиливала звук. Маски были цветными : мужские лица темные, женские светлые. Раздражение и ярость передавались багровым цветом, мудрость синим, хитрость рыжим, болезнь желтым.