Проектная культура как составная часть культуры социального работника.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Требования ФГОС в отношении «Универсальных учебных действий» На примере учебной деятельности.
Advertisements

ИДНО Кафедра инженерной педагогики Педагогическое проектирование Доцент Беломестнова Эмилия Николаевна.
Консультация для участников конкурса «Педагог года – 2012»
Универсальные учебные действия. В соответствии с ФГОС в программе представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
В ФГОС предлагают определить урок как один из типов занятий, не противопоставляя эти два понятия. Официально закрепив понятие «занятие» - как форму обучения.
Педагогическое проектирование концептуальной модели осуществлялось на двух уровнях: - теоретико-методологическом - дидактическом.
Социокультурное проектирование в воспитальной системе современного образовательного учреждения.
МБОУ «Парцинская средняя общеобразовательная школа» Зубово – Полянского муниципального района Республики Мордовия Подготовила: учитель биологии Лебина.
Лекция 1 Тема: «Проектная деятельность как психологическое новообразование учащихся»
Социальное проектирование как средство активной социализации ребёнка.
Проблемно – поисковая (исследовательская) педагогическая технология 1.Понятие. Что включает? Проблемно – поисковая технология в обучении включает в себя.
Педагогическое проектирование. Проектирование от латинского "proyectus", «брошенный вперед» - это создание модели, образа желаемого состояния объекта.
ЛОГИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Лекция 4.
Новая идеология педагогики Методологическим основанием новой педагогики и нового воспитания является переориентация на общечеловеческие ценности.
Проектирование компонентов учебных модулей на основе компетентностного подхода Крылова Ольга Николаевна проректор по научно-методической работе; Богатенкова.
Корнеенко Людмила Валерьевна учитель начальных классов ГБОУ СОШ 390.
Проектное обучение Работа выполнена Ишковой Н.Н. МОУ СОШ 31.
Технология проектирования урока © МОУ ДПО «Информационно-образовательный Центр» © Тьюторы Семенова О.Ю., Волченкова Н.А.
Метод проектов Возник более 100 лет назад в США (гуманистическое направления в философии и образовании, разработанное американским философом и педагогом.
Проблемное обучение М. И. Махмутова Исполнители: Дедюхина К.В., Доминова М.А., Якупова Е.В., учителя начальных классов.
Транксрипт:

Проектная культура как составная часть культуры социального работника

Составляющие проектной культуры Ценностно-значимые образы проектируемой предметной среды Творческие и научные концепции, выражающие творческую волю проектировщика Ценности, необходимые для того, чтобы сложилось ценностное отношение к реализации проектного процесса

Структура проектной культуры (И.А.Колесникова, М.П.Горчакова- Сибирская) Экологическая составляющая – средовая отнесенность, знаково- образная принадлежность определенной среде проектируемых объектов Концептуальная составляющая – теории, методики, термины, в которых реализуются замысли проектировщика Аксиологическая составляющая – круг ценностей, демонстрируемых проектировщиком

Подходы, отражающие проектную культуру и преломляющиеся в проектной деятельности Проектно-целевой подход – обеспечивает организацию проектирования в соответствии с заданной целью. Проектно-модульный подход- проектирование с вариативным использованием специально созданных функциональных моделей, выступающих как структурные компоненты целостной системы, обеспечивающей выполнение деятельности или нескольких направлений деятельности. Проектно-программный подход – ориентирован на реализацию комплекса проектов в рамках единой программы.

Проектная культура как совокупность определенных личностных характеристик Проективное сознание Проектное воображение Проектное мышление

Проективное сознание Это особое состояние открытости сознания новому, неизведанному. С одной стороны, оно ориентировано на извлечение знания из опыта, из рефлексии над этим опытом и действиями субъекта в его рамках. С другой – способно порождать на основе знания, полученного опытным путем, некие образы, выполняющие опережающую функцию относительно будущих состояний объектов.

Проектное воображение Сродни творческому воображению, но отличается «методологической дисциплинированностью». Сочетает фантазию с умением вообразить объект проектирования на фоне сразу нескольких контекстов. Результат – контекстный образ (прием «экрана»).

Возрастные особенности развития проектного воображения Врожденное проектное воображение имеется у незначительного количества людей. С возрастом его формирование усложняется в силу накопления стереотипов восприятия и реакций.

Проектное мышление Умение промысливать будущее, используя для этого определенные процедуры: структурирование и переструктурирование информации об объекте, о ситуации его развития, его внешних и внутренних связях, будущем состоянии.

Проявления проектного мышления Латеральное (параллельное) мышление предназначено для генерирования неконкурирующих идей; способно предлагать параллельно различные варианты решения практической задачи или теоретической проблемы, работая в режиме мозгового штурма.

Проявления проектного мышления Критическое мышление – рационально и продуктивно; характеризует способность к отстранению, отчуждению от ситуации, от авторитетных мнений; тяготеет к оценивающей позиции, в которой необходимо отразить свое отношение к чему-либо или сформировать собственное суждение. Основано на сравнении и выборе наиболее целесообразных и продуктивных вариантов из уже имеющихся компонентов.

Проявления проектного мышления Креативное (творческое, продуктивное, эвристическое) мышление – отличает поисковое начало, способность генерировать идеи, создавать концепции, воспринимая явления и процессы окружающей действительности в необычных сочетаниях, с необычной стороны, в новом контексте. Характеризуется стремлением к поиску нестандартных подходов в решении проблемы, переживание удовольствия от самого процесса работы над проблемой. Связано с проблемностью как умением отыскивать и формулировать новые проблемы, распознавать их природу.

Проявления проектного мышления Рефлексивность как способность к отчуждению, отстранению от наблюдаемых процессов и явлений.

Функции проектного мышления Мировоззренческая – определяет общие концептуальные подходы и позиции в проектной деятельности Исследовательская – обеспечивает самостоятельное получение знаний, необходимых для выработки стратегии и тактики реализации проекта, облегчает работу с источниками информации; дает возможность самостоятельного выхода за пределы известного знания, создает предпосылки к непрерывному самообразованию.

Функции проектного мышления Информационно-организующая – помогает систематизировать информацию на единой концептуальной основе, в единой логике; свертывать, хранить, передавать ее другим. Интегрирующая – позволяет обобщать, синтезировать знание об объекте проектирования из разных областей, обеспечивая выход на новый уровень осмысления теоретических и практических проблем.

Функции проектного мышления Прогностическая – обеспечивает опережающее видение ситуации проектирования, тех трудностей и противоречий, которые могут возникнуть в проектной деятельности. Ориентировочно-регулятивная – помогает в выработке целей и принципов проектной деятельности, определяет целенаправленность и устойчивость действий

Функции проектного мышления Конструктивно-преобразующая – делает возможной коррекцию своих действий в проекте, позволяет осознанно совершенствовать ход проектирования. Поисково-эвристическая – обеспечивает выдвижение новых проблем Оценочно-селективная – позволяет выработать критерии и показатели оценки проектных продуктов.

Особенности поведения и системы отношений участников проектирования Проектное отношение выражается в эмоционально окрашенном желании целенаправленного преобразования объекта. Характеристики проектного отношения: Аксиологично, прагматично, реалистично, подчинено воле проектировщика.

Проектировочное действие Характеризуется полностью произвольными или спонтанными действиями, осуществляемыми в рамках проектных процедур, свойственных каждому из этапов проектной деятельности. Проектировочное действие целенаправленно, содержательно определено общей методологией проектирования.

Результат проектных отношений и проектировочных действий Концептуальность поведения – соответствие поведения выработанным на предпроектном этапе теоретическим основаниям и нормам.

Показатели концептуальности поведения Способность осознанно осуществлять целеполагание, делая цель исходным пунктом самопрограммирования; Устойчивость принципов и норм осуществления деятельности в проекте, наличие определенной собственной стратегии решения проектных задач; Присутствие логики действий, связанной с пониманием хода проектирования и учетом своих функций и возможностей; Умение структурировать свою деятельность, приводить ее в систему соответственно с этапами осуществления проекта; Способность творчески ориентироваться в любой ситуации проектной деятельности, используя ее для реализации намеченного замысла; Использование рефлексии для оценки, коррекции т развития своей деятельности в проекте.

Общие критерии готовности к участию в проектной деятельности Наличие проектного типа мышления Способность работать «в команде» Проектная дисциплина Ангажированность (искреннее желание участвовать в проекте, внутренняя включенность, заинтересованность) Социальная активность Открытость изменениям Способность к коррекции своих действий

Задание Наполните критерии готовности к проектной деятельности содержанием, представив на каждый критерий показатели (2-3 показателя)