Философия истории. Проблема периодизации истории в основу членения были положены библейско- евангельские легенды; по эпохам – эпоха древности, средневековья,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Многовариантность общественного развития 1. Понятие и виды общественного развития Общественное изменение – переход общества и его подсистем из одного состояния.
Advertisements

Социальный прогресс 1.Понятие, закономерности и виды социального прогресса 2.Типологии обществ.
СУЩНОСТЬ ОБЩЕСТВА СУЩНОСТЬ ОБЩЕСТВА ПРОИСХОЖДЕНИЕ ОБЩЕСТВА ПРОИСХОЖДЕНИЕ ОБЩЕСТВА СТРУКТУРУ ОБЩЕСТВА СТРУКТУРУ ОБЩЕСТВА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ.
Творческая работа учащихся по обществознанию (10 класс) по теме: Презентация Цивилизация и общество
Формации и цивилизации Автор презентации учитель обществознания МОУ лицея 102 Тракторозаводского района г.Челябинска Носивец Н.Д.
Презентацию выполнили ученицы 10 класса « А » Овчарова Анна и Евдокимова Юлия.
Периодизация всемирной истории. Первобытная эпоха.
Домашнее задание §13 читать, материал лекции учить.
ПРОБЛЕМА ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОГРЕССА Тестовый контроль.
Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории Урок обществознания, 11 класс Учитель истории и обществознания МОУ « Ленская средняя общеобразовательная.
1 ОБЩЕСТВО ©. 2 Что такое общество? Узкое понимание 1.Группа людей, объединенных неким общим признаком (толстопузое общество) 2.Совокупность согласованно.
История. Предмет истории. История. Предмет истории. Связь истории с другими гуманитарными науками. Связь истории с другими гуманитарными науками. Функции.
Вопросы для повторения ? Приведите основные примеры типологии общества. ? Сравните традиционное и индустриальное общество. ? Чем постиндустриальное (информационное)
Выполнила: учитель истории МБОУ «СОШ 26 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Череповца Рудая И.Г.
Раздел «Общество» Материалы для подготовки к ЕГЭ учителя истории и обществознания МОУ СОШ 15 Рязановой В.В.
Формации и цивилизации Автор презентации учитель обществознания МОУ лицея 102 Тракторозаводского района г.Челябинска Носивец Н.Д.
Обществознание 8 класс Урок 4. Задание на урок: Определите к какому типу относится наше с Вами общество?
Гимназия 44 им.Деева В.Н. Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории Урок обществознания 10 класс Фукалова Т. М., учитель высшей.
Назначение ОО БЖД – формирование учащихся мировоззрения и культуры безопасности, адекватных современной эпохе цивилизации Задачи: 1.Ознакомление с особенностями.
Аксеологический подход в изучении педагогических явлений Супрун Маргарита Алексеевна.
Транксрипт:

Философия истории

Проблема периодизации истории в основу членения были положены библейско- евангельские легенды; по эпохам – эпоха древности, средневековья, нового и новейшего времени;

Д. Вико выделял три цикла истории: Век Богов (теократия), Век Героев (аристократия); Век Людей (демократия); Кондорсе выделял 10 эпох : в основе деления – прогресс разума.

Кант, Фихте, Гегель при членении истории исходили из изменения духовного начала. Кант говорил о движении общества к нравственно автономной личности; Фихте выделял пять ступеней, которые различались уровнем самосознания индивида, степенью развития разума ;

Гегель положил в основание членения истории уровень самопознания обществом идеи свободы Восточный мир – царствует деспотизм; Греческий –преобладает демократия; Римский – преобладает аристократия; Германский – осуществление абсолютной истины как бесконечного самоопределения свободы. Венцом и вершиной развития всемирной истории представляется конституционная монархия.

Маркс: формационная теория Маркс: формационная теория Критерий - СП материальных благ. АЗИАТСКИЙ СП: -отсутствует частная собственность на средства производства; -нет класса эксплуататоров; -есть общины, владеющие землей, но эксплуатируемые государством; -огромный бюрократический аппарат.

Предыстория (господство стихийных сил над человеком, отчуждение труда) и подлинная история (универсальное развитие личности, сознательное воздействие в гуманных целях на мир)

Концепция «технологического детерминизма» (О. Тоффлер, Р. Арон, Д. Белл), согласно которой прогресс науки и техники определяет единые пути всемирной истории. Концепция «технологического детерминизма» (О. Тоффлер, Р. Арон, Д. Белл), согласно которой прогресс науки и техники определяет единые пути всемирной истории. Тоффлер: аграрная цивилизация; индустриальная; цивилизация третьей волны, которая должна быть экологической, демократической и опираться на «мягкие технологии».

Белл: доиндустриальное (традиционное) общество (первобытность, рабовладение и средневековье). Общество закрытого типа (отсутствие или резкое ограничение социальной мобильности) индустриальное (массификация, свобода, вера в прогресс) постиндустриальное (информационное, технотронное, культуроцентристское).

Карл Ясперс: Карл Ясперс: 1. – до 3 в. до н.э. –великие культуры древности; 2.–возникновение христианской культуры, достижением которой было понятие об осевом времени. 3. (с 16 в.)- возникновение современной науки, позже – современной техники, а также заселение европейцами Америки. Выход России на историческую арену. 4. преодоление конгломерата локальных историй, начало единой общечеловеческой цивилизации.

Понятие цивилизации как синоним культуры (Тойнби) как заключительная стадия развития культуры, ее закат и гибель (Шпенглер), как ступени исторического развития человечества, следующие за варварством (Л. Морган, Энгельс, Тоффлер),

как уровень (ступень) развития того или иного региона либо отдельного этноса (античная цивилизация, цивилизация инков), как кульминация общественного и культурного прогресса, (Хейзинга, Уайтхед), как более или менее локализованная в историческом пространстве и времени целостная культурно-социальная система (Н.Федоров, Данилевский, П.Сорокин).

Выделяют три ступени (волны) цивилизации – земледельческую, индустриальную и информационно-компьютерную. Генезис цивилизации по времени совпадает с формированием рабовладельческого общества, с возникновением классов.

Под следует понимать такую стадию в развитии человечества, когда социальные связи начинают доминировать над природными и когда общество развивается и функционирует на своей собственной основе. Под цивилизацией следует понимать такую стадию в развитии человечества, когда социальные связи начинают доминировать над природными и когда общество развивается и функционирует на своей собственной основе.

Цивилизация есть собственно социальная организация общества, характеризующаяся всеобщей связью индивидов и первичных общностей в целях воспроизводства и приумножения общественного богатства. Цивилизация есть собственно социальная организация общества, характеризующаяся всеобщей связью индивидов и первичных общностей в целях воспроизводства и приумножения общественного богатства.

В основе цивилизации лежит: - система морально-правовых норм, определяющих стиль поведения и образ жизни; - система эстетических оценок; - идеалы познания и методологические стратегии; - массовая идеология; - универсальные образцы технологий; - социальные идеалы.

Проблема смысла истории Н. Бердяев: смысл истории можно анализировать только с позиции христианства, придавшему историческому процессу характер историчности, Осмысливать историю заставляет катастрофичность ситуации. История – место откровения Бога.

Карл Ясперс: анализ смысла исторического процесса предполагает понимание истории как единого целого. Единство – цель и смысл истории. Оно возникает из того, что люди в состоянии понять друг друга в мире духа.

Р.Арон: анализ смысла и направленности исторического процесса нужно делать с позиции историзма, то есть необходимо в истории находить события, происшедшие в разное время, но имеющие одинаковый смысл. Смысл истории нельзя рассматривать в контексте будущего человечества, никто не может направлять развитие исторического процесса.

Смысл истории предполагает выяснение направленности развития общества, анализ тех вопросов, от которых зависит судьба мировой цивилизации. Всякий раз осмысление истории происходит в связи с возникновением проблем в ходе развития общества.

Общественный прогресс и его критерии Прогресс – поступательное движение по восходящей линии от низшего к высшему, от простого к сложному. Предпосылкой и основой общественного прогресса служит ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ при переходе от старого уровня общества к новому.

Источником прогресса является противоречие между растущими потребностями людей и средствами их удовлетворения, между производством и потреблением. Понятие прогресса применимо только к общественной жизни. Это переход от менее совершенных форм организации человеческой деятельности к более совершенным.

Критерии общественного прогресса: разум; производительность труда или ПС; СП; человек, его положение в действительности; уровень гуманизации общества, степень свободы личности, удовлетворения ее потребностей, состояние здоровья. Некоторые отвергают общефилософский критерий, считая понятие прогресса оценочным суждением.

Субъекты истории. Роль личности в истории. Понятие «народ»: 1. охватывает всех людей, населяющих какую-либо страну. 2. трудящиеся, создающие материальные и духовные ценности и не присваивавшие чужой труд. 3. это организованное целое, имеющее общую историческую судьбу, идею и перспективу, единую психологию, культуру, язык.

Масса – это ситуативно возникающие социальные общности, вероятностные по своей природе, гетерогенные по составу и статистические по формам выражения. Различают: большие и малые массы; устойчивые (постоянно функционирующие) и неустойчивые (импульсивные); сгруппированные и нет; контактные и неконтактные (дисперсные); спонтанные и организуемые.

Толпа есть неорганизованное, случайное скопление людей, руководствующихся чувствами и эмоциями; в ней доминирует стадное чувство, она готова на «героические» жертвы, когда во главе появляется фанатик.

Плеханов: чтобы человек, обладающий известным талантом стал великой личностью, необходимо, чтобы: 1. его талант соответствовал общественным нуждам эпохи 2. общественный строй не заграждал дорогу личности, имеющей данную особенность, нужную и полезную как раз в это время.

Элиты определяют «правила игры», создают те условия, в рамках которых разворачивается деятельность масс. Историческую ответственность несут и массы, и элиты. Они достойны друг друга.