Морфемика Словообразование. Стр. 220.01.2006 Презентация Что изучает словообразование. Понятие производной, непроизводной и производящей основы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Морфемика Словообразование. Приставочный способ Приставочный способ словообразования – образование слов путем присоединения к производящему слову приставок.
Advertisements

Словообразование. Словообразование - это раздел языкознания, в котором изучаются способы образования слов языка, то есть от чего и с помощью чего образовалось.
Способы словообразования. Цель урока: изучить способы словообразования. Цель урока: изучить способы словообразования. Задачи урока: изучить основные способы.
Способы словообразования. Способ словообразования – Способ словообразования – более крупная, чем словообразовательный тип, единица классификации, объединяющая.
Морфемика – наука, изучающая морфемный состав слова. Морфема – минимальная значимая единица языка. 1. Приставка. 2. Корень. 3. Суффикс. 4. Окончание. 5.
Начинаем наш урок. Будь внимателен, дружок, Буквы правильно пиши, Думай, думай, не спеши. Товарищам помогай И «пятёрку» получай!
Презентация к уроку по русскому языку (6 класс) по теме: Презентация "Основные способы образования слов в русском языке"
Как образуются слова в русском языке. Способы словообразования 1ПРИСТАВОЧНЫЙ. 2.СУФФИКСАЛЬНЫЙ. 3.ПРИСТАВОЧНО- СУФФИКСАЛЬНЫЙ. 4СЛОЖЕНИЕ БЕЗ СОЕДИНИТЕЛЬНОЙ.
«ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ» часть В ЗАДАНИЕ В1 «ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ» часть В ЗАДАНИЕ В1 Выполнила: Дерябина И.Г. Выполнила: Дерябина И.Г. Учитель высшей категории МБУ.
Морфемный и словообразовательный разбор слова. ЮЖНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Выполнила : студентка 2 курса группы С
Основа слова Занятие 16. Основой называется часть слова без флексий (окончаний и формообразовательных суффиксов) часть слова без флексий (окончаний и.
Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Основные способы словообразования. Задание типа В1 Учитель русского языка и литературы МБОУ «Погромская СОШ» Волоконовского.
Тема: Способы словообразования Цель: формирование навыков производить словообразовательный анализ слова, умения определять способ образования новых слов.
Словообразование как процесс создания новых слов Проект по русскому языку в 10 классе Каменский район МОУ СОШ с.Кобылкино Выполнила: Тинчурина Венера.
Русский язык. Содержание Морфемика Морфемика Морфемика Приставка Приставка Приставка Корень Корень Корень Суффикс Суффикс Суффикс Основа Основа Основа.
Урок 13 СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ. Морфемы Морфема минимальная часть слова, которая имеет какое-либо значение. Корень носитель основного лексического значения;
В1 ЕГЭ. Ещё раз о словообразовании. В1 Словообразование Обобщение.
Является основным способом словообразования в русском языке. состоит преимущественно в добавлении к известным корням различных аффиксов, придающих словам.
Основные способы образования слов Словообразовательный разбор.
В 1. Словообразование. Порядок работы: 1) Разобрать слово по составу: окончание (нет окончания у наречий, деепричастий), корень суффиксы и приставки *(можно.
Транксрипт:

Морфемика Словообразование

Стр Презентация Что изучает словообразование. Понятие производной, непроизводной и производящей основы

Стр Презентация Словообразование – это раздел языкознания, в котором изучаются способы образования слов. Изучая словообразование, можно понять способы развития языка в целом. Ведь язык, на котором мы говорим, постоянно изменяется, всё, что происходит в обществе, получает отражение в языке через новые слова и значения слов, а главный источник появления новых слов в языке – это словообразование.

Стр Презентация Основа того слова, от которого образуется новое, называется производящей. Основа образованного слова называется производной, и само слово с этой основой называется производным. Основа же слова, которое ни от чего не образовано (т. е. основа, равная корню), называется непроизводной, само слово также называется непроизводным.

Стр Презентация Например, в слове дом основа непроизводная. Если мы хотим от этого слова образовать существительное с уменьшительным значением с помощью суффикса -ик (дом + -ик - домик), тогда основа дом выступает как производящая, а основа нового слова домик – оказывается производной.

Стр Презентация Способы словообразования

Стр Презентация Приставочный способ Приставочный способ словообразования – образование слов путем присоединения к производящему слову приставок. Приставочным способом могут образовываться разные части речи. При этом производящее и производное слова всегда относятся к одной и той же части речи. Наиболее активно этот способ используется в словообразовании глаголов.

Стр Презентация Примеры со + ученик соученик (существительное) пре + большой пребольшой (прилагательное) пере + бежать перебежать (глагол) от + ныне отныне (наречие) Производящая основа Производная основа Производящая основа Производящая основа Производящая основа Производная основа Производная основа Производная основа

Стр Презентация Суффиксальный способ Суффиксальный способ словообразования – образование слов путем присоединения к производящей основе суффиксов. Этим способом образуются слова, относящиеся к различным частям речи.

Стр Презентация Примеры комната + -к- комнатка комната + -н- комнатный свет + -л- светлый светлый + -еньк- светленький светлый + -е светлеть Производящая основа Производная основа

Стр Презентация Приставочно-суффиксальный способ словообразования – образование слов путем присоединения к производящей основе одновременно приставки и суффикса.

Стр Презентация Примеры не- + избежать + -н- неизбежный под- +слепой + -оват- подслеповатый по- + французский + и по-французски со- + курс + ник сокурсник в- + читать + ся вчитаться Производящая основа Производная основа

Стр Презентация Часто такие слова образуются на базе сочетаний предлога с существительным. При этом добавляется суффикс, а бывшие предлоги становятся приставками:

Стр Презентация Постфиксальный способ Постфиксальный способ словообразования – образование слов путем присоединения к производящему слову постфикса. Производное и производящее слова относятся к одной и той же части речи. С помощью постфикса -ся образуются глаголы (увлечь увлечься, учить учиться, сломать сломаться) С помощью постфиксов -то, -либо, -нибудь – неопределённые местоимения и местоименные наречия (кто кто-то, чей чей-либо, какой какой-нибудь, где где-то, когда когда-либо, как как-нибудь). Договоримся называть постфиксальный способ образования называть суффиксальным

Стр Презентация Бессуффиксный способ Бессуффиксный способ словообразования – образование существительных от глаголов и прилагательных без присоединения каких-либо суффиксов (или Нулевая суффиксация).

Стр Презентация Для образования существительных от глаголов (часто со значением действия) и от прилагательных (часто со значением признака), как правило, используется суффиксальный способ: изучать – изучение, рисовать – рисование, ходить – ходьба; белый – белизна, тёмный – темнота, слабый – слабость. Однако нередко основа существительных с подобным значением совпадает с основой глагола или прилагательного (переносить – перенос, выходить – выход, зелёный – зелень, сухой – сушь). Тем не менее, такие существительные считаются производными от соответствующих глаголов и прилагательных (а не наоборот), поскольку значение действия является первичным для глагола, а признака – для прилагательного. Иногда от одной основы можно образовать существительное и суффиксальным, и бессуффиксным способом: переписать – переписывание, перепись; синий – синева, синь.

Стр Презентация заплывать заплыв рассветать рассвет зелёный зелень Производящая основа Производящая основа Производящая основа Производная основа Производная основа Производная основа

Стр Презентация Сложение Сложение – образование слов путем соединения двух или более основ или слов. Слова, образованные этим способом, называют сложными. Выделяются следующие разновидности сложения: Сложение слов: диван-кровать, кресло-качалка. Сложение основ с помощью интерфиксов: носорог, пылесос, полуслепой. Сложение сокращённых основ, в результате чего получается сложносокращённое слово, или аббревиатура. Аббревиатура имеет то же значение, что и исходное словосочетание. Этот способ в русском языке характерен только для существительных. Наиболее частые случаи – это сложение начальных букв слов (МГУ, вуз), сложение слогов или частей слов полного названия (продмаг, спецкор) и сложение начальной части слова с целым словом (стенгазета, главврач, полдыни, пол- арбуза).

Стр Презентация Сложение основ может сопровождаться одновременным присоединением суффикса: земледелие, пятиэтажный. Сравните: Пароходный пароход + н (суффиксальный) Белоснежный белый снег + н (сложение)

Стр Презентация Переход в другую часть речи Переход в другую часть речи – способ словообразования, при котором слово или отдельная форма слова, принадлежащего к определенной части речи, начинает осмысляться как слово, относящееся другой части речи. При этом фонетический облик слова остается прежним, но в его грамматических свойствах происходят изменения, сопровождающие переход в другую часть речи. Примеры: больной (прил. в форме м. рода) больной (сущ.), приёмная (прил. в форме ж. рода) приёмная (сущ.), лёжа (дееприч.) лёжа (наречие), весной (сущ. в форме тв. падежа) весной (наречие).

Стр Презентация Словообразовательный анализ позволяет узнать, от чего и с помощью чего образовано данное производное слово, другими словами, при нем анализируемое производное слово делится на две части: производящую основу и словообразовательную морфему.

Стр Презентация В обеденный перерыв сотрудники поели и отправились за мороженым. Обеденный обед Перерыв перерывать Сотрудники труд Поели ели Отправились отправили Мороженое (сущ.) мороженое (прил.)

Стр Презентация Порядок словообразовательного разбора 1.Поставить анализируемое слово в начальную форму 2.Подобрать к анализируемому слову производящее слово; объяснить значение производного слова через значение производящего; обозначить производящую основу 3.Указать словообразующую морфему 4.Указать способ словообразования 5.Указать процессы, сопровождающие словообразование, если они есть (например, чередование гласных и согласных)

Стр Презентация Итоги урока На этом уроке мы обратились к одному из важнейших разделов курса русского языка – словообразованию и познакомились со способами словообразования. Изучение и хорошее знание законов словообразования необходимо для прочного усвоения правил правописания, поскольку многие из них прямо опираются на словообразование.

Стр Презентация Домашнее задание 1.Назовите, что такое словообразовательный анализ, приведите 2-3 примера такого анализа слов. 2.Определите, от каких производящих основ и каким способом были образованы данные глаголы. Властвовать, скромничать, помолодеть, прилуниться, торжествовать, созвониться. 3.Объясните, каким способом образованы данные сложные слова. Грязелечебница, универмаг, ГЭС, Донбасс, лесозаготовка. 1 вариант

Стр Презентация Домашнее задание Приведите примеры аббревиатур, объясните, каким способом они образованы. Определите, от одной или от разных основ образованы объединенные попарно слова. Музыкант – музыкальность Мудрость – мудрствовать Смазчик – смазывание Ломка – ломкость Глухота – глухость Каким способом образованы данные слова. Безбилетный, приусадебный, исторический, клетчатый, сверхскоростной, ультрафиолетовый, посмертный, молчаливый. 2 вариант

Стр Презентация Домашнее задание Какие существуют способы словообразования? Что такое аббревиатура? Определите способ образования следующих слов: пригорок, зелень, вылет, (шоколадное) мороженое, глуповатый, соученик, пришить. 3 вариант

Стр Презентация Список литературы Е.А.Земская. Современный русский язык. Словообразование. М., И.Г.Милославский. Как разобрать и собрать слово. М., Энциклопедия для детей. Русский язык. Языкознание. М.: Аванта+, 1998.