Праздники на Дону. Рождество Рождество Особо любимыми на Дону были рождественские праздники, праздновали их красочно и ярко. К достойному празднованию.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Вечер под Старый Новый год называется «щедрым вечером». В этот вечер в каждом доме варили вареники с сыром и картошкой, жарили колбаску, пекли пирожки.
Advertisements

Пасха Выполнила: ПобедашЗ.А. воспитатель ГПД 4 б класса. 4 б КЛАСС Пасха. История и традиции празднования праздника Пасхи ГБОУ НОШ 689.
Весенние русские народные праздники Выполнила: Бояринова Анна, ученица 10 класса МОУ Куяновской СОШ.
Масленица. Русский народный обряд.. Масленица – праздник, сохранившийся еще с языческих времен. Этот праздник связан с проводами зимы и встречей весны.
«Зиму провожаем – Весну встречаем!» Праздник в группах младшего возраста 15 марта 2013 года.
Масленица называлась еще и Сырной седмицей и была последней неделей перед Великим постом.
«Пролилось маслице на дороги, уноси, зима, ноги».
Масленица Из истории: Масленица - древнеславянский праздник, символизирующий проводы зимы и радостное ожидание весны. Масленицу, в языческие времена, отмечали.
Масленица исконно русский праздник, сохранившийся с древних времен. - Масленица получила свое название от церковного календаря, это последняя неделя перед.
В Вифлееме, куда пришли Дева Мария и Иосиф, собралось множество народу, и свободных мест в гостинице не оказалось. Им пришлось провести ночь за городом,
Проект Косолапова Михаила, 1 «Б», СОШ 6, г. Мытищи, «Масленица, Масленица! Приезжай ты к нам на широк двор: На горах покататься, В блинах поваляться,
Масленица это озорное и весёлое прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление в природе и солнечное тепло. Люди испокон веков воспринимали весну.
Исследовательская работа по теме: «Об истории празднования Масленицы на Руси» Подготовили: обучающиеся 1 класса МБОУ «ОО Курская школа» Руководитель: учитель.
Масленичная неделя делилась на две части - узкую и широкую масленицы: в первые три дня крестьяне ещё занимались хозяйственными работами, а с четверга.
Бичурга-Баишевская поселенческая библиотека. Самое главное праздника пасхи- крашенные яйца.
ПАСХА. История праздника.. П АСХА - ПРАВОСЛАВНЫЙ ПРАЗДНИК. Новозаветная Пасха - Светлое Христово Воскресенье - как главное событие в духовной жизни христианина.
Пасха христианский праздник 5 мая. Этот праздник – победа жизни над смертью, праздник любви, мира и светлой жизни.
Календарный год в православии Мутиханова Мария Супияновна, учитель истории, ОРКСЭ, МБОУ СОШ 35.
Блины, непременный атрибут масленицы, имели ритуальное значение : круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось,
Масленица древнейший народный праздник проводов зимы и встречи весны. Древний славянский праздник пришел к нам из языческой культуры и сохранился после.
Транксрипт:

Праздники на Дону

Рождество Рождество Особо любимыми на Дону были рождественские праздники, праздновали их красочно и ярко. К достойному празднованию Рождества верующие готовились сорокадневным постом, известным под названием Рождественского или Филиппова. Канун праздника назывался сочельником, в этот день полагалось употреблять в пищу сочиво ( пшеницу с мёдом ). Ночью, с первым ударом к заутрени, вставала вся казачья семья и все спешили в церковь на службу. Но ещё раньше уходили из дома дети славить Христа. Ходили по три-четыре человека. Не принять "христославщиков" считалось большим грехом. Если "христославили" дети, то они говорили:

Я маленький хлопчик Принёс Богу снопчик, В дудочку играю, Христа забавляю. А вы, люди, знайте, Копеечку дайте И курочку, петушка И пшенички два мешка. - Чем же вы берете? - спрашивали хозяева. - Чем Бог послал? - отвечали дети. Их наделяли пряниками, пирогами, колбасой, салом, конфетами, деньгами. В первый день праздника донцы колядовали всего один вечер, распевая при этом следующую песню: У Данилы во дворе На Сиянской горе, Да стояла древа, Древа купарева. Да радуйтесь земли, Веселитесь люди -Сын божий народился ! Колядовщиков одаряли пирогами, конфетами, деньгами. Всё Собранное сносили в заранее намеченный курень и там в течение праздника, Начиная со второго дня, устраивали "сборки" (посиделки) с музыкой, плясками.

Старый Новый год Накануне "Старого Нового года", тринадцатого января - щедрый вечер. В этот вечер варили вареники и ходили щедровать, а с полуночи до петухов гадали. Вареники чаще всего делали с творогом, но несколько штук с мукой, солью, монетой или оставляли пустыми. Достанется вареник, начинённый мукой - жизнь будет богатой, но тяжёлой, с солью -горькая, пустой вареник - пустая жизнь, с монетой - счастливая и долгая. обычай щедровать до сих пор сохранился в донских станицах.

Крещение В Крещенский сочельник бывает два великих водосвятия. В Крещенский сочельник бывает два великих водосвятия. Первое накануне праздника в храме. Второе совершали в самый праздник Первое накануне праздника в храме. Второе совершали в самый праздник под открытым небом на прудах и реках. На Дону во льду прорубали крест, в под открытым небом на прудах и реках. На Дону во льду прорубали крест, в центре делалось отверстие, куда забивался чоп. Когда священник завершал центре делалось отверстие, куда забивался чоп. Когда священник завершал молебен, чоп вынимали, вода под давлением собравшихся людей била молебен, чоп вынимали, вода под давлением собравшихся людей била фонтаном. Ею умывались и наполняли ёмкости. К рождественским фонтаном. Ею умывались и наполняли ёмкости. К рождественским праздникам готовились тщательно и заблаговременно. Мыли дом, белили праздникам готовились тщательно и заблаговременно. Мыли дом, белили стены, стирали и крахмалили занавески и скатерти. Обязательным украшением дома была ёлка, чья вечная зелень символизировала обновляющуюся жизнь. В эти дни ходили друг к другу в гости, и каждая хозяйка старалась удивить гостей разнообразием блюд. Так на Дону проходили рождественские праздники. стены, стирали и крахмалили занавески и скатерти. Обязательным украшением дома была ёлка, чья вечная зелень символизировала обновляющуюся жизнь. В эти дни ходили друг к другу в гости, и каждая хозяйка старалась удивить гостей разнообразием блюд. Так на Дону проходили рождественские праздники.

Масленица Масленица, отличавшаяся от других праздников, это прежде всего печение блинов, в которых исследователи видели отголосок солярного культа - знак оживающего солнца. Блины были золотым гвоздём масленицы. Они были с маслом, со сметаной, с маком, мёдом, вареньем, брусникой и сёмгой - не исчерпать всех возможностей праздничного стола. Каждый день масленичной недели имел особое своё назначение: понедельник - встреча, вторник - заигрыши, среда - лакомка, четверг - разгул, пятница - тёщины вечерки, суббота - золовкины посиделки, воскресенье - проводы, прощание, прощёное воскресенье. Масленица, отличавшаяся от других праздников, это прежде всего печение блинов, в которых исследователи видели отголосок солярного культа - знак оживающего солнца. Блины были золотым гвоздём масленицы. Они были с маслом, со сметаной, с маком, мёдом, вареньем, брусникой и сёмгой - не исчерпать всех возможностей праздничного стола. Каждый день масленичной недели имел особое своё назначение: понедельник - встреча, вторник - заигрыши, среда - лакомка, четверг - разгул, пятница - тёщины вечерки, суббота - золовкины посиделки, воскресенье - проводы, прощание, прощёное воскресенье.

На Дону празднование масленицы носило ярко выраженный военизированный характер ( в XVIII - начале XIX веков). Главным событием масленицы являлась скачка и джигитовка, к которым готовились задолго до их проведения. С наступлением первого дня масленицы со всей станицы собирались к назначенному месту наездники на лошадях, украшенных дорогой сбруей. Устраивались стрельбы по мишени, скачки на выявление самой быстрой и резвой лошади. Победитель получал коня со всей сбруей, пришедший вторым - несколько аршин сукна и парчи, третий - сафьян и стремена. Во время масленицы во многих станицах сооружали снежные городки - царство зимы - с высокими башнями и стенами, для прочности облитыми водой. В середине городка ставился высокий, гладко оструганный столб с подвешенным на самой вершине призом. Такие городки брались "штурмом" в последний день масленицы. Деятельное участие в праздновании масленицы принимали дети, устраивали свои скачки по улицам, стреляли из маленьких пушечек. На Дону празднование масленицы носило ярко выраженный военизированный характер ( в XVIII - начале XIX веков). Главным событием масленицы являлась скачка и джигитовка, к которым готовились задолго до их проведения. С наступлением первого дня масленицы со всей станицы собирались к назначенному месту наездники на лошадях, украшенных дорогой сбруей. Устраивались стрельбы по мишени, скачки на выявление самой быстрой и резвой лошади. Победитель получал коня со всей сбруей, пришедший вторым - несколько аршин сукна и парчи, третий - сафьян и стремена. Во время масленицы во многих станицах сооружали снежные городки - царство зимы - с высокими башнями и стенами, для прочности облитыми водой. В середине городка ставился высокий, гладко оструганный столб с подвешенным на самой вершине призом. Такие городки брались "штурмом" в последний день масленицы. Деятельное участие в праздновании масленицы принимали дети, устраивали свои скачки по улицам, стреляли из маленьких пушечек.

Заключительным массовым действием в воскресенье были проводы масленицы. Устраивался огромный костёр. Торжественно привозили или приносили к костру чучело - "масленицу". Под пение песен, громкие крики, чучело зимы - символ голода, тьмы сжигали. Сожжению чучела приписывалось также значение сожжения на весь пост всяких удовольствий и развлечений. Большое значение придавалось заключительному акту масленичных торжеств, имеющему нравственно-очистительный смысл: в последний день масленицы, в Прощёное воскресенье, просили друг у друга прощение за вольные и невольные обиды. Заключительным массовым действием в воскресенье были проводы масленицы. Устраивался огромный костёр. Торжественно привозили или приносили к костру чучело - "масленицу". Под пение песен, громкие крики, чучело зимы - символ голода, тьмы сжигали. Сожжению чучела приписывалось также значение сожжения на весь пост всяких удовольствий и развлечений. Большое значение придавалось заключительному акту масленичных торжеств, имеющему нравственно-очистительный смысл: в последний день масленицы, в Прощёное воскресенье, просили друг у друга прощение за вольные и невольные обиды.

Пасха Пасха - один из самых любимых, красочных и светлых праздников! Пасха - праздник Светлого Христова Воскресения -центральное событие в духовной жизни христианина, отличаемое с огромным благоговением, торжеством и радостью. "Праздником праздников и торжеством из торжеств" называют православные богословы Пасху. Пасхе предшествовал семинедельный пост, называемый "Великим". В такие дни запрещалось употреблять скоромную пищу. Но это были дни не столько воздержания от пищи, сколько дни духовного поста. Пасха - один из самых любимых, красочных и светлых праздников! Пасха - праздник Светлого Христова Воскресения -центральное событие в духовной жизни христианина, отличаемое с огромным благоговением, торжеством и радостью. "Праздником праздников и торжеством из торжеств" называют православные богословы Пасху. Пасхе предшествовал семинедельный пост, называемый "Великим". В такие дни запрещалось употреблять скоромную пищу. Но это были дни не столько воздержания от пищи, сколько дни духовного поста.

Это было время для проведения его в добрых делах. Это время когда люди должны очиститься от грехов. К празднику пасхи готовились заранее: убирали двор, самым тщательным образом мыли и украшали дом, на окна вешались накрахмаленные белые занавески, комоды покрывались вязаными белыми скатертями, расстилались чистые праздничные половики. Накануне Пасхи дом преображался, блистая чистотой и белизной, наполнялся запахом испечённых куличей и пасок, сиянием и разноцветьем пасхальных яиц. На Страстной неделе "чистый четверг" являлся одним из важных дней предпасхального времени. В этот день совершалось множество разнообразных ритуалов, призванных обеспечить благополучие в семье и хозяйстве на весь предстоящий год. В чистый четверг купались, в этот же день пекли пасхи, пироги, красили яйца. Это было время для проведения его в добрых делах. Это время когда люди должны очиститься от грехов. К празднику пасхи готовились заранее: убирали двор, самым тщательным образом мыли и украшали дом, на окна вешались накрахмаленные белые занавески, комоды покрывались вязаными белыми скатертями, расстилались чистые праздничные половики. Накануне Пасхи дом преображался, блистая чистотой и белизной, наполнялся запахом испечённых куличей и пасок, сиянием и разноцветьем пасхальных яиц. На Страстной неделе "чистый четверг" являлся одним из важных дней предпасхального времени. В этот день совершалось множество разнообразных ритуалов, призванных обеспечить благополучие в семье и хозяйстве на весь предстоящий год. В чистый четверг купались, в этот же день пекли пасхи, пироги, красили яйца.

В пасхальном ритуале важное место занимала обрядовая еда, в которую входили пасха, кулич и крашеные яйца. Яйцо - символ зарождающейся жизни, занимает центральное место в пасхальном обряде. Как из яйца возникла новая жизнь, так и мир заново родился через Воскресение Христово. Окрашенное яйцо стало своего рода символом и знаком праздника. Кроме крашенных яиц к праздничному пасхальному столу готовили сырную пасху и пекли куличи. Обязательным кулинарным шедевром на пасхальном столе всегда был освящённый в церкви кулич и яйцо. Освящённому в церкви красному яйцу приписывались магические свойства: оно защищало домашних животных от болезней, оберегало от града, спасало дом от пожара. На Пасху катали яйца по земле, считалось, что это способствовало плодородию. С раннего утра начинали звонить колокола, поддерживая радостное праздничное настроение. На Пасху станичники шли поздравлять друг друга с праздником, обменивались крашеными яйцами и пасхами.

Праздник Святой Троицы Праздник Святой Троицы относится к "двунадесятым" (две­надцати) праздникам православия, он являлся одним из любимых и почитаемых у донских казаков. Назывался он еще и Пятидесятницей, потому что сошествие Святого Духа на апостолов совершилось в пятидесятый день по Воскресении Христовом в Иерусалиме. В народе этот день называется Троицыным днем. Второй день, т.е. понедельник, церковь посвящает во славу Духа Святого, поэтому этот день и называется Духовым днём. Его празднование начинается, по обыкновению, вечерним богослужением в Троицын день. Праздник Святой Троицы относится к "двунадесятым" (две­надцати) праздникам православия, он являлся одним из любимых и почитаемых у донских казаков. Назывался он еще и Пятидесятницей, потому что сошествие Святого Духа на апостолов совершилось в пятидесятый день по Воскресении Христовом в Иерусалиме. В народе этот день называется Троицыным днем. Второй день, т.е. понедельник, церковь посвящает во славу Духа Святого, поэтому этот день и называется Духовым днём. Его празднование начинается, по обыкновению, вечерним богослужением в Троицын день. Празднику Троицы предшествует Троицкая родительская суббота. Кроме частных дней, установленных для поминовения усопших, православная церковь установила общие дни, в которые должны поминаться все православные христиане. Такие дни называются вселенскими или родительскими: одним из них является суббота в канун Троицына дня, когда в храмах совершаются поминальные молитвы. Праздник Святой Троицы праздновался на Дону красочно и светло. Храмы в этот день украшались цветами и зеленью, косили траву, которой устилали пол. Церкви принимали нарядный вид, наполнялись запахами цветов и трав. В этот день в храме прихожане плели венки, трижды становясь на колени. Венки эти хранили дома, считалось, что такой венок охраняет дом от злых духов. Празднику Троицы предшествует Троицкая родительская суббота. Кроме частных дней, установленных для поминовения усопших, православная церковь установила общие дни, в которые должны поминаться все православные христиане. Такие дни называются вселенскими или родительскими: одним из них является суббота в канун Троицына дня, когда в храмах совершаются поминальные молитвы. Праздник Святой Троицы праздновался на Дону красочно и светло. Храмы в этот день украшались цветами и зеленью, косили траву, которой устилали пол. Церкви принимали нарядный вид, наполнялись запахами цветов и трав. В этот день в храме прихожане плели венки, трижды становясь на колени. Венки эти хранили дома, считалось, что такой венок охраняет дом от злых духов.

Украшали цветами и травой не только храмы, но и казачьи дома. Курень преображался, наполняясь запахом зеленого луга, размятой сырой травы. Обычай приносить в Троицын день в дома и храмы зелень символизирует "всеоживающую силу пресвятого и животворящего Духа". Девушки в Троицын день шли в леваду, балку или сад, прихватив с собой пироги, конфеты, яйца, которые в этот день красили в зеленый цвет. Пели песни, играли. Существовал обычай "кумления" девушек, когда решившие "кумиться" подруги, целовали друг друга сквозь кольцо шнурка креста, обменивались крестами, после чего называли друг друга кумами и вступали в тесную дружбу, предполагавшую взаимопомощь по типу "посестрения". Эти отношения могли длиться неделями, годами, а то и всю жизнь. Украшали цветами и травой не только храмы, но и казачьи дома. Курень преображался, наполняясь запахом зеленого луга, размятой сырой травы. Обычай приносить в Троицын день в дома и храмы зелень символизирует "всеоживающую силу пресвятого и животворящего Духа". Девушки в Троицын день шли в леваду, балку или сад, прихватив с собой пироги, конфеты, яйца, которые в этот день красили в зеленый цвет. Пели песни, играли. Существовал обычай "кумления" девушек, когда решившие "кумиться" подруги, целовали друг друга сквозь кольцо шнурка креста, обменивались крестами, после чего называли друг друга кумами и вступали в тесную дружбу, предполагавшую взаимопомощь по типу "посестрения". Эти отношения могли длиться неделями, годами, а то и всю жизнь.

Непременным атрибутом праздника являлось плетение венков, которые украшались цветами. Девушки одевали их на голову, а затем шли к водоему и бросали в воду. В какую поплывет венок -вту сторону девушка выйдет замуж. Венок утонет - девушке изменит милый, или она умрет. Не тонувшие венки предвещали долгую жизнь, кидая венки в воду, пели: Вы, девочки, голубушки, подружки вы мои, Кумитеся, любитеся, любите и меня. Вы пойдете во зеленый сад цветочки рвать, Сорвите и мне. Вы будете веночки плесть, Сплетите и мне. Вы будете венки пускать, Пустите и мой. Все венки уплынь пошли, А мой потонул. Все друзья домой пришли, А моего-то нет.

Пресвятая Богородица более всех святых почитали казаки Пресвятую Богородицу. День 14 октября (новый стиль), когда православные отмечают праздник Покрова Пресвятой Богородицы, стал с годами и общевойсковым праздником донских казаков. Например, 14 октября 1990 года в Ростове-на-Дону состоялся большой казачий праздник. В 1991 году отмечались памятные даты казачьей истории: 350-летие подвига донцов во время обороны Азова (Азовского осадного сидения), 350-летие станицы Вёшенской.