«Александр Николаевич Радищев. Настоящий сын Отечества»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок литературы в 8 классе «Анализ «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева в специфике жанра» (Программа Г.Н. Кудиной-З.Н. Новлянской) Улаева.
Advertisements

АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ РАДИЩЕВ. РУССКИЙ МЫСЛИТЕЛЬ, ПИСАТЕЛЬ, ФИЛОСОФ, РЕВОЛЮЦИОНЕР, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЧИНОВНИК.
«Путешествие из Петербурга в Москву» 1790 год. А. Н. Радищев.
Александр Николаевич Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву».
Александр Николаевич Радищев ( ). «Радищев - рабства враг » - эта пушкинская строка как нельзя лучше вскрывает смысл и содержание жизненного.
Александр Радищев - известный русский писатель, Радищев А. Н. - поэт, законотворец, юрист и один из руководителей Петербургской таможни. Александр Николаевич.
Александр Николаевич Радищев. Русский писатель, философ, поэт. Очерк жизни и творчества.
Тест по творчеству А.Н. Радищева Вопрос 1 Вопрос 2 Вопрос 3 Вопрос 4 Вопрос 5 Вопрос 6 Вопрос 7 Вопрос 8.
Урок-диалог по истории России для 7 класса на тему: «Внутренняя политика Екатерины II» Подготовила студентка исторического факультета 141 группы Сулина.
Презентация учащегося 5 «А» класса МОУ «Заволжская СОШ» Белякова Егора по литературе.
Радищев Александр Николаевич Работу выполнила Пятых Ксения, ученица 9 в класса.
«Путешествие из Петербурга в Москву»… 3.( жанр произведения, сюжет и композиция)) Материалы к уроку литературы в 9 классе Учитель Чевдарь Л.К.
( ) РАДИЩЕВ, АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ. Отец Александра, Николай Афанасьевич, был богатым помещиком. Мать будущего писателя, Фёкла Саввична, в девичестве.
Радищев Александр Николаевич Монахова Анастасия 9а класс МОУ – СОШ 14 Учитель Рыжкова Н.М.
«Мне пришлось быть…». Зинаида Егоровна родилась 11февраля 1948 года в провинциальном городе Новомосковске, в котором провела она и своё детство. Там она.
Очерк жизни и творчества. А. Н. Радищев родился в 1749 г. в семье помещика в селе Верхнее Аблязово ( современная Пензенская область ). Образование получил.
«Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел (…). В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя:
Лев Николаевич Толстой родился в Ясной Поляне Когда Лёвушке было 2 года, умерла мать. Самым близким человеком стала дальняя родственница бабушки.
1в.Елизавета Алексеевна всю себя отдала внуку, отстранив от воспитания родного отца. Мальчик рос болезненным, и бабушка не раз возила его на кавказские.
Самая благородная в мире профессия Деятельная любовь к людям - вот предназначение учителя Песталоцци. Я назвала профессию учителя самой благородной. И.
Транксрипт:

«Александр Николаевич Радищев. Настоящий сын Отечества»

Я взглянул окрест меня – Душа моя страданиями человечества Уязвлена стала. А.Н.Радищев А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»

Предки писателя Дед его, Афанасий Прокофьевич Радищев, один из потешных Петра Великого, дослужился до бригадирского чина и дал своему сыну Николаю хорошее по тому времени воспитание: Николай Афанасьевич знал несколько иностранных языков, был знаком с историей и богословием, любил сельское хозяйство и много читал. Он был очень любим крестьянами, так что во время Пугачевского бунта, когда он со старшими детьми спрятался в лесу (жил он в Кузнецком уезде Саратовской губернии), а младших детей отдал на руки крестьянам, никто не выдал его. Дед его, Афанасий Прокофьевич Радищев, один из потешных Петра Великого, дослужился до бригадирского чина и дал своему сыну Николаю хорошее по тому времени воспитание: Николай Афанасьевич знал несколько иностранных языков, был знаком с историей и богословием, любил сельское хозяйство и много читал. Он был очень любим крестьянами, так что во время Пугачевского бунта, когда он со старшими детьми спрятался в лесу (жил он в Кузнецком уезде Саратовской губернии), а младших детей отдал на руки крестьянам, никто не выдал его.

Детство. Старший сын, Александр, любимец матери, родился 20 августа 1749 г. Русской грамоте он выучился по часослову и псалтырю. Когда ему было 6 лет, к нему был приставлен учитель француз, но выбор оказался неудачный: учитель, как потом узнали, был беглый солдат. Старший сын, Александр, любимец матери, родился 20 августа 1749 г. Русской грамоте он выучился по часослову и псалтырю. Когда ему было 6 лет, к нему был приставлен учитель француз, но выбор оказался неудачный: учитель, как потом узнали, был беглый солдат.

Тогда отец решил отправить мальчика в Москву. Здесь Радищев был помещен у родственника своей матери, М.Ф. Аргамакова, человека умного и просвещенного. Радищев был поручен заботам очень хорошего француза-гувернера, бывшего советника руанского парламента, бежавшего от преследований правительства Людовика XV. Очевидно, от него Радищев узнал впервые некоторые положения философии просвещения. Аргамаков, по связям своим с Московским университетом (другой Аргамаков, А. М., был первым директором университета), доставил Радищеву возможность пользоваться уроками профессоров. Тогда отец решил отправить мальчика в Москву. Здесь Радищев был помещен у родственника своей матери, М.Ф. Аргамакова, человека умного и просвещенного. Радищев был поручен заботам очень хорошего француза-гувернера, бывшего советника руанского парламента, бежавшего от преследований правительства Людовика XV. Очевидно, от него Радищев узнал впервые некоторые положения философии просвещения. Аргамаков, по связям своим с Московским университетом (другой Аргамаков, А. М., был первым директором университета), доставил Радищеву возможность пользоваться уроками профессоров.

В 13 лет (в 1762г.) Александр поступил в Петербургский пажеский корпус. Пажи во дворце видели расточительство и роскошь, привилегии дворян; учебные заведения были открыты только для аристократов. В 13 лет (в 1762г.) Александр поступил в Петербургский пажеский корпус. Пажи во дворце видели расточительство и роскошь, привилегии дворян; учебные заведения были открыты только для аристократов.

В числе лучших учеников в 1766г. Радищев был послан в Лейпцигский ун-т для изучения юриспруденции. Там увлекся трудами французских философов Дени Дидро, Жан Жака Руссо, Вольтера. Вернувшись в Россию, поступил на службу в Сенат, затем перевелся в коммерц- коллегию. Здесь снискал репутацию безупречно честного и талантливого юриста. Он пользовался большим расположением своего начальника, либерально настроенного вельможи А.Р.Воронцова. В числе лучших учеников в 1766г. Радищев был послан в Лейпцигский ун-т для изучения юриспруденции. Там увлекся трудами французских философов Дени Дидро, Жан Жака Руссо, Вольтера. Вернувшись в Россию, поступил на службу в Сенат, затем перевелся в коммерц- коллегию. Здесь снискал репутацию безупречно честного и талантливого юриста. Он пользовался большим расположением своего начальника, либерально настроенного вельможи А.Р.Воронцова.

Перед Радищевым открывалась блестящая карьера. Но он менее всего был озабочен личной судьбой, мучительно думая, как помочь страдающему народу. Свое литературно- публицистическое творчество он посвятил решению наболевших социальных вопросов. Перед Радищевым открывалась блестящая карьера. Но он менее всего был озабочен личной судьбой, мучительно думая, как помочь страдающему народу. Свое литературно- публицистическое творчество он посвятил решению наболевших социальных вопросов.

В 1789г. в ж. «Беседующий гражданин» публикует ст. «Беседа о том, что есть настоящий сын Отечества»: «Не все достойны звания патриота, им не могут быть униженные рабы и угнетатели. Лишь тот может быть назван сыном Отечества, кто не страшится трудностей, преодолевает препятствия, помогает несчастным, избавляет от опасностей заблуждения и пороков, и ежели уверен в том, что смерть его принесет крепость и славу отечеству, то не страшится пожертвовать жизнью». В 1789г. в ж. «Беседующий гражданин» публикует ст. «Беседа о том, что есть настоящий сын Отечества»: «Не все достойны звания патриота, им не могут быть униженные рабы и угнетатели. Лишь тот может быть назван сыном Отечества, кто не страшится трудностей, преодолевает препятствия, помогает несчастным, избавляет от опасностей заблуждения и пороков, и ежели уверен в том, что смерть его принесет крепость и славу отечеству, то не страшится пожертвовать жизнью».

Вся дальнейшая деятельность Радищева показала, что он являлся именно таким сыном Отечества, подлинным патриотом. Вся дальнейшая деятельность Радищева показала, что он являлся именно таким сыном Отечества, подлинным патриотом.

. В 1790г. в своей книге «Путешествие из Петербурга в Москву» писатель с небывалой смелостью выступил против самодержавно-крепостнического строя. Печатая книгу, он готов был к любым испытаниям. Напечатал ее в собственной типографии.. В 1790г. в своей книге «Путешествие из Петербурга в Москву» писатель с небывалой смелостью выступил против самодержавно-крепостнического строя. Печатая книгу, он готов был к любым испытаниям. Напечатал ее в собственной типографии.

Екатерина II, прочитав книгу, сказала: «Злодей хуже Пугачева». Последовал арест, заключение в Петропавловскую крепость, угроза смертной казни. После вынесения смертного приговора смертного приговора Екатерина II заменила смертный приговор ссылкой в Сибирь в Илимский острог «на десятилетнее безысходное пребывание», т.к. боялась потерять в Европе имя просвещенной императрицы. Ссылка не сломила духа Радищева. Он говорил: «Потомство отомстит за меня!» имя просвещенной императрицы. Ссылка не сломила духа Радищева. Он говорил: «Потомство отомстит за меня!»

По дороге в Сибирь он написал стихотворение, в котором выразил неизменность взглядов и убеждений: По дороге в Сибирь он написал стихотворение, в котором выразил неизменность взглядов и убеждений: Ты хочешь знать: кто я? что я? куда я еду? – Ты хочешь знать: кто я? что я? куда я еду? – Я тот же, что и был и буду весь мой век: Я тот же, что и был и буду весь мой век: Не скот, не дерево, не раб, но человек! Не скот, не дерево, не раб, но человек! Дорогу проложить, где не бывало следу, Дорогу проложить, где не бывало следу, Для борзых смельчаков и в прозе и в стихах, Для борзых смельчаков и в прозе и в стихах, Чувствительным сердцам и истине я в страх Чувствительным сердцам и истине я в страх В острог Илимский еду. В острог Илимский еду.

Свои революционные убеждения Радищев пронес через всю жизнь. Вернувшись из ссылки, работал в законодательной комиссии Александра I; составил ряд законопроектов, которые предусматривали уничтожение крепостного права и предоставление народным массам демократических свобод. Реакционеры стали грозить «вольнодумцу» новой ссылкой. Затравленный своими недругами, в 1802г. А.Н.Радищев покончил жизнь самоубийством. Его смерть явилась своеобразным политическим протестом. Свои революционные убеждения Радищев пронес через всю жизнь. Вернувшись из ссылки, работал в законодательной комиссии Александра I; составил ряд законопроектов, которые предусматривали уничтожение крепостного права и предоставление народным массам демократических свобод. Реакционеры стали грозить «вольнодумцу» новой ссылкой. Затравленный своими недругами, в 1802г. А.Н.Радищев покончил жизнь самоубийством. Его смерть явилась своеобразным политическим протестом.

«Анализ «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева в специфике жанра» В главе «София» Путешественник, разозлённый наглостью почтового комиссара, хотел было ударить его, но вовремя остановился. Обдумывая затем своё поведение, он пришёл к выводу, что «рассудок есть раб нетерпеливости», то есть ум может затмеваться страстью, страсти следует обуздывать. В главе «София» Путешественник, разозлённый наглостью почтового комиссара, хотел было ударить его, но вовремя остановился. Обдумывая затем своё поведение, он пришёл к выводу, что «рассудок есть раб нетерпеливости», то есть ум может затмеваться страстью, страсти следует обуздывать.

В главе «Чудово» приятель Путешественника Ч…, побывав в экстремальной ситуации (кораблекрушение), понял, что все степени, чины, титулы (в том числе дворянство) – это только одежды, которые спадают, и «человек тогда становится просто человеком». В главе «Чудово» приятель Путешественника Ч…, побывав в экстремальной ситуации (кораблекрушение), понял, что все степени, чины, титулы (в том числе дворянство) – это только одежды, которые спадают, и «человек тогда становится просто человеком».

В главе «Бронницы» Путешественник посетил церковь на месте исчезнувшего Холмограда и стал рассуждать о Боге. Человеку не нужно знать всё заранее, иначе он или испугается, или потеряет интерес к жизни; рассудок человека слаб и ему не справиться с этим знанием, поэтому лучше довериться Богу, который является каждому человеку как «тайный глас». Значит один из способов самосовершенствования – прислушиваться к внутреннему голосу. В главе «Бронницы» Путешественник посетил церковь на месте исчезнувшего Холмограда и стал рассуждать о Боге. Человеку не нужно знать всё заранее, иначе он или испугается, или потеряет интерес к жизни; рассудок человека слаб и ему не справиться с этим знанием, поэтому лучше довериться Богу, который является каждому человеку как «тайный глас». Значит один из способов самосовершенствования – прислушиваться к внутреннему голосу.

Вывод: Таким образом, показав различные жизненные ситуации, связанные с проблемой воспитания и самосовершенствования, Радищев предлагает оригинальную воспитательную систему, утверждает, что воспитание возможно, так как оно развивает индивидуальный природный дар в человеке. Иначе говоря, первый постулат воспитательной системы Радищева звучит примерно так: человек должен рождаться и расти без принуждения, естественно. Таким образом, показав различные жизненные ситуации, связанные с проблемой воспитания и самосовершенствования, Радищев предлагает оригинальную воспитательную систему, утверждает, что воспитание возможно, так как оно развивает индивидуальный природный дар в человеке. Иначе говоря, первый постулат воспитательной системы Радищева звучит примерно так: человек должен рождаться и расти без принуждения, естественно.

1.«Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева – жанр литературного путешествия. 1.«Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева – жанр литературного путешествия. 2. Усиление ощущения сложности и мозаичности картины мира в «Путешествии из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева через включение в книгу различных жанров: 2. Усиление ощущения сложности и мозаичности картины мира в «Путешествии из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева через включение в книгу различных жанров: а). Фольклора. а). Фольклора. б. Древнерусской литературы. б. Древнерусской литературы. в. Новой русской литературы. в. Новой русской литературы.

Свою главную книгу писатель создал в жанре литературного путешествия. Выбор жанра не был случайным для автора, который полагал, что путевые записки дают возможность показать современную ему действительность во всей её полноте и сложности. «Много можно узнать,- писал он,- если бы сыскался или житель столицы, или житель в губернии, или путешествователь, довольно имеющий твердости духа, любящий отечество и правду, а сверх того находяся в независимости своей в особенности, не имел нужды бояться мщения сильных, сделал бы картину преступающих в злоупотреблении властей». Выбор жанра не был случайным для автора, который полагал, что путевые записки дают возможность показать современную ему действительность во всей её полноте и сложности. «Много можно узнать,- писал он,- если бы сыскался или житель столицы, или житель в губернии, или путешествователь, довольно имеющий твердости духа, любящий отечество и правду, а сверх того находяся в независимости своей в особенности, не имел нужды бояться мщения сильных, сделал бы картину преступающих в злоупотреблении властей».

А.Н. Радищев, как этого требовал жанровый канон, открывал книгу посвящением другу – товарищу детства и юности Алексею Михайловичу Кутузову. Произведение Радищева – полемический отклик на книгу немецкого писателя Г.В. Бериша «Путешествие добродетели», переведенную на русский язык А.М. Кутузовым, одним из руководителей русского масонства. Произведение Радищева – полемический отклик на книгу немецкого писателя Г.В. Бериша «Путешествие добродетели», переведенную на русский язык А.М. Кутузовым, одним из руководителей русского масонства.

В начале произведения писатели, как правило, объясняли причины создания и публикации книги. Следуя традиции путевых записок, Радищев писал, обращаясь к Кутузову: «Мой друг! Воспрянул я от уныния моего, в которое повергли меня чувсвительность и сострадание; я почувствовал, что возможно всякому соучастником быть во благоденствии себе подобных. Се мысль, побудившая меня начертать, что читать будешь». Следуя традиции путевых записок, Радищев писал, обращаясь к Кутузову: «Мой друг! Воспрянул я от уныния моего, в которое повергли меня чувсвительность и сострадание; я почувствовал, что возможно всякому соучастником быть во благоденствии себе подобных. Се мысль, побудившая меня начертать, что читать будешь». Идея обретения счастья в борьбе за честь и свободу народа стала новым словом в отечественной этике. Идея обретения счастья в борьбе за честь и свободу народа стала новым словом в отечественной этике. Писатель ставил перед собой цель – разбудить дремлющие силы «сочувственников», сделать их единомышленниками в борьбе за счастье народа, привлечь на свою сторону колеблющихся, заставить задуматься равнодушных, бросить вызов «жестокосердным». Писатель ставил перед собой цель – разбудить дремлющие силы «сочувственников», сделать их единомышленниками в борьбе за счастье народа, привлечь на свою сторону колеблющихся, заставить задуматься равнодушных, бросить вызов «жестокосердным».

В «Путешествии…» А.Н. Радищева встречаются такие традиционные для произведений жанра путевых записок мотивы и приемы, как культ дружбы, приём «найденной рукописи», описание разговора с несчастной девушкой, встречи с нищим, посещение крестьянской избы и т.п. В книге Радищева каждое описанное событие – факт современной писателю русской жизни, который становится звеном общей системы антинародной политики «верхов». В «Путешествии…» А.Н. Радищева встречаются такие традиционные для произведений жанра путевых записок мотивы и приемы, как культ дружбы, приём «найденной рукописи», описание разговора с несчастной девушкой, встречи с нищим, посещение крестьянской избы и т.п. В книге Радищева каждое описанное событие – факт современной писателю русской жизни, который становится звеном общей системы антинародной политики «верхов».

Домашнее задание Ответить на вопрос (письменно):