Бердяев воспитывался дома, затем в Киевском кадетском корпусе. В шестом классе оставил корпус и начал готовиться к экзаменам на аттестат зрелости для.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Русские религиозные философы «серебряного века». Николай Онуфриевич Лосский ( )
Advertisements

Русские религиозные философы «серебряного века». Николай Онуфриевич Лосский ( )
Владимир Соловьев родился 16 января 1853 года в семье знаменитого русского историка и профессора Московского университета Сергея Соловьева. По совету.
Человек, индивид, личность.. ЧЕЛОВЕК С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА Одно из специфических свойств человека- анализ самого себя Каков он человек?
Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их.
ЧЕЛОВЕК. ИНДИВИД. ЛИЧНОСТЬ.. Вопрос о происхождении и сущности человека по-разному решается наукой и религией, хотя между ними и появляются сегодня точки.
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ – ЭТО ГУМАНИЗМ Ж.П.Сартр.. Экзистенциализм (фр. existentialisme от лат. exsistentia существование), философия существования направление.
Учёный родился 22 июня 1767 года в Потсдаме.
ГОУ СОШ 317 ВАО г. МОСКВЫ Учитель – ЛЁДОВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА.
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ. Экзистенциализм (лат. existentio существование) философское направление середины ХХ в., выдвигающее на первый план абсолютную уникальность.
План урока Моральный выбор Свобода –это ответственность Моральные знания и практическое поведение личности Критический анализ собственных помыслов и поступков.
Основные понятия: ценность; высшие моральные ценности; фатализм; волюнтаризм; нравственная свобода; «свобода от…»; «свобода для…»; ситуация нравственного.
ЭТИКА ВОПРОСЫ НРАВСТВЕННОСТИ. Титова Татьяна Александровна Кандидат философских наук КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК ТГПУ.
Тема урока: «Свобода в деятельности человека» Лапина Елена Сергеевна, учитель истории и обществознания ГБОУ школа 212, Санкт-Петербург.
Мораль это совокупность правил поведения, производных от представлений людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом, которые.
Познание. Блок 1. Понятие и история гносеологии Занятие 3.
НРАВСТВЕННЫЕ ИСКАНИЯ ГУМАНИСТОВ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И ЭТИКА РАЗУМНОГО ЭГОИЗМА НОВОГО ВРЕМЕНИ.
Page 1 Свобода в деятельности человека 11 класс. Обществознание.
Человек, индивид, личность.
Группа 3а03 Степанова М. Кияметдинова Н.. С одной стороны, из концепции добра и зла религиозные философы извлекали важнейшие для своих учений, для религии.
Транксрипт:

Бердяев воспитывался дома, затем в Киевском кадетском корпусе. В шестом классе оставил корпус и начал готовиться к экзаменам на аттестат зрелости для поступления в университет. «Тогда же у меня явилось желание сделаться профессором философии»[3]. Поступил на естественный факультет Киевского университета, через год на юридический. В 1897 г. за участие в студенческих беспорядках был арестован, отчислен из университета и сослан в Вологду. В 1899 г. в марксистском журнале «Neue Zeit», напечатана его первая статья «Ф. А. Ланге и критическая философия в их отношении к социализму». В 1901 г. вышла его статья «Борьба за идеализм», закрепившая переход от позитивизма к метафизическому идеализму. Наряду с С. Н. Булгаковым, П. Б. Струве, С. Л. Франком Бердяев стал одной из ведущих фигур движения (веховство), которое впервые заявило о себе сборником статей «Проблемы идеализма» (1902), затем сборниками «Вехи» (1909) и «Из глубины» (1918), в которых резко отрицательно характеризовались революции 1905 и 1917 годов. В 1913 году написал антиклерикальную статью, в защиту афонских монахов. За это он был приговорен к депортации в Сибирь, но Первая мировая война и революция помешали приведению приговора в исполнение. За последующие годы до своей высылки из СССР в 1922 г. Бердяев написал множество статей и несколько книг, из которых впоследствии, по его словам, по- настоящему ценил лишь две «Смысл творчества» и «Смысл истории».

Главная проблема философии Бердяева - смысл существования человека и с связи с ним смысл бытия в целом. Ее решение, по мнению писателя, может быть только антропоцентрическим - философия познает бытие из человека и через человека, смысл бытия обнаруживается в смысле собственного существования. Осмысленное существование - это существование в истине, достижимое человеком на путях спасения (бегства от мира) или творчества (активного переустройства мира культурой, социальной политикой).

Философия Бердяева носит персоналистический характер; он сторонник ценностей индивидуализма. Истинное решение проблемы реальности, проблемы свободы, проблемы личности - вот настоящее испытание для всякой философии, - считает он. Бердяев был поглощен экзистенциальным интересом к человеку, в Самопознании он отмечает:...экзистенциальная философия... понимает философию как познание человеческого существования и познание мира через человеческое существование... [2] Однако, в отличие от других философов-экзистенциалистов, писатель не удовлетворяется сопереживанием, его волнует не столько трагедия человеческого существования, сколько свобода человеческой личности и человеческого творчества. Свобода для меня первичнее бытия. Своеобразие моего философского типа прежде всего в том, что я положил в основание философии не бытие, а свободу. Свобода, личность, творчество лежат в основе моего мироощущения и миросозерцания,- пишет Бердяев.

Человеческая иррациональная свобода коренится из ничто, но это не пустота, это первичный принцип, предшествующий Богу и миру. Бердяев пишет: Где-то несоизмеримо большей глубине есть Ungrund, безосновность, к которой неприменимы не только категории добра и зла, но неприменимы и категории бытия и небытия. [4] Термин Ungrund Бердяев заимствовал у немецкого мистика конца XVI - начала XVII века Я. Беме из его учения о темном начале в Боге.

Персоналистическая революция, к которой стремился философ, означает свержение власти объективации, разрушение природной необходимости, освобождение субъектов- личностей, прорыв к иному... духовному миру. [2] Преодоление объективации связывается Бердяевым не столько со спасением, сколько с творчеством как обнаружением избыточной любви человека к Богу, ответом его на Божий зов, на Божье ожидание.

Бердяев убежден, что свобода трагична: если она составляет сущность человека, то, следовательно, она выступает как обязанность; человек порабощен своей свободой. Она тяжкое бремя, которое несет человек. Он ответственен за свои поступки и происходящее в мире. Свобода есть моя независимость и определяемость моей личности изнутри... не выбор между поставленным передо мной добром и злом, а мое созидание добра и зла, - считает автор. - Само состояние выбора может давать человеку чувство угнетенности... даже несвободы. Освобождение наступает, когда выбор сделан и когда я иду творческим путем. Бердяев воспринимает свободу не как легкость, а как трудность. По мысли писателя, даже простая политическая свобода, свобода выбора убеждений и поступков - это тяжелая и ответственная обязанность. Он пишет: В этом понимании свободы как долга, бремени, как источника трагизма мне особенно близок Достоевский. Именно отречение от свободы создает легкость... Свобода порождает страдание, отказ же от свободы уменьшает страдание... И люди легко отказываются от свободы, чтобы облегчить себя, - эта идея философа, на мой взгляд, действительно перекликается со взглядами Достоевского на эту проблему, для которого проблема свободы духа также имеет центральное значение. У Достоевского свобода - не право человека, а обязанность, долг; свобода - "не легкость, а тяжесть". Не человек требует от Бога свободы, а наоборот, "и в этой свободе видит достоинство богоподобия человека". Именно по этой причине свобода аристократична, а не демократична. Бердяев считает, что огромная масса людей совсем не любит свободы и не ищет ее. Великий Инквизитор у Достоевского, враг свободы и враг Христа, считает, что десятки тысяч миллионов существ... не в силах будут пренебречь хлебом земным ради небесного, он упрекает Христа в том, что возложив на людей бремя свободы он не жалеет их.

В центре мировоззрения Бердяева стоит проблема человека. Он определяет человека как существо противоречивое и парадоксальное, совмещающее в себе противоположности, ибо оно принадлежит к двум мирам - природному и сверхприродному. Духовная основа человека не зависит от природы и общества и не определяется ими. Человек, по Бердяеву, есть загадка не в качестве организма или социального существа, а именно как личность. Понятие личности он отличает от понятия индивида. Индивид - категория натуралистическая, это - часть рода, общества, космоса, то есть в этой ипостаси он связан с материальным миром. Личность же означает независимость от природы и общества, которые предоставляют лишь материю для образования активной формы личности. Личность нельзя отождествлять с душой, это не биологическая или психологическая категория, а этическая и духовная. Личность не есть часть общества или универсума. Напротив, общество есть часть личности, ее социальная сторона (качество), равно как и космос есть часть личности, ее космическая сторона. Этим объясняется, что в каждой личности есть и нечто общее, принадлежащее всему человеческому роду, тому или иному профессиональному типу людей и т. д., но не в этом ее суть. Иными словами, личность - это микрокосм, универсум в индивидуально неповторимой форме, соединение универсального и индивидуального. Тайна существования личности - в ее абсолютной незаменимости, в ее однократности и несравнимости. Личность призвана совершать самобытные, оригинальные творческие акты.

Согласно Бердяеву, есть два противоположных пути преодоления человеком своей замкнутой на себе субъективности. Первый - раствориться в мире социальной обыденности, приспособиться к нему. Это приводит к конформизму, отчуждению и эгоцентризму. Другой путь - выход из субъективности через трансцендирование, которое означает духовное озарение, переход к жизни в свободе, освобождение человека от плена у самого себя, экзистенциальную встречу с Богом. Нередко личность человека раздваивается. Бердяев приводит примеры из сочинений Толстого, Достоевского и других писателей, обращавших внимание на двойную жизнь человека: внешнюю, условную, исполненную лжи, неподлинную жизнь, приспособленную к обществу, государству, цивилизации, и внутреннюю, подлинную жизнь, в которой человек предстает перед глубинными первореальностями. "Когда князь Андрей смотрит на звездное небо, это более подлинная жизнь, чем когда он разговаривает в петербургском салоне". В духе известного высказывания Достоевского о нравственной цене слезинки ребенка Бердяев восклицает: весь мир ничто по сравнению с человеческой личностью, с единственным лицом человека, с единственной его судьбой.

Центральное место в познании духа Бердяев отводит этике. Он считает, что в истории человечества сложились два основных типа этики: этика закона (в дохристианской и социально-обыденной формах) и этика искупления (христианская мораль). Этика закона организует жизнь человеческих масс, демонстрирует господство общества над конкретной личностью, над внутренней индивидуальной жизнью человека. Парадокс в том, что закон имеет и положительное значение, так как он не только калечит личную жизнь, но и охраняет ее. Этика Канта, по Бердяеву, есть законническая этика, потому что она интересуется общеобязательным нравственным законом, одинаковой у всех "природой" человека и оставляет в тени живую конкретную личность с ее нравственным опытом и духовной борьбой. Нравственная максима Канта, что каждого человека нужно рассматривать не как средство, а как самоцель, подрывается тем, что человек все же оказывается средством осуществления безличного, общеобязательного закона. Нормативная этика, считает Бердяев, "всегда тиранична".