План лекции: Литературно – общественная борьба второй половины 19 в.. Особенности литературного процесса второй половины 19 в.. Реализм как литературно.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Литература изъята из законов тления. Она одна не признает смерти. СТГ.
Advertisements

Я устал, замёрз и зашёл в кондитерскую, чтобы почитать газету Ф.М.Достоевский «Униженные и оскорблённые»
Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика.
Особенности русской критики 2 половины XIX века Многообразие направлений в русской критике.
Характеристика литературного процесса г.г. 19 века Новикова О.А., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 9 имени В.Т. Степанченко.
Характеристика литературного процесса г.г. 19 века.
Чупров Л.А. МОУ СОШ 3 с. Камень-Рыболов Ханкайского района Приморского края.
Век девятнадцатый, железный, воистину жестокий век! Введение.
Век девятнадцатый, железный, воистину жестокий век! Введение.
Общая характеристика общественной и литературной жизни в 1860-е годы. 10 класс.
Реализм – ведущее литературное направление 2 пол. XIX века.
Общественно - политическое положение в России в середине XIX века Урок литературы в 10 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ.
Русская литература во второй половине 19 века. Исторические события: смена престола (Александр II) 1855; Крымская война ; отмена крепостного.
Общественные движения в гг. XIX века С.С. Уваров Т.Н. Грановский А.С. Хомяков А.И. ГерценВ.Г. Белинский.
г. «Век девятнадцатый, железный, воистину жестокий век!» До безумной гордости волнует не только обилие талантов, рожденных Россией в 19 веке,
Общественное движение в годы правления Николая I Выполнил: Евграфов Роман Ученик 8 А класса МБОУ «СОШ 39»
Общественные движения в гг. XIX века С.С. Уваров Т.Н. Грановский А.С. Хомяков А.И. ГерценВ.Г. Белинский.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ урока литературы по теме «Русская литература второй половины XIX века». Выполнила учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 5» г. Оренбурга.
«Общественное движение в годы правления Николая I» урок истории, 8 класс Автор: Бережная Марина Михайловна, истории и обществознания ГБОУ ЦО 1048 Г. Москвы.
Чупров Л.А. МОУ СОШ 3 с. Камень-Рыболов Ханкайского района Приморского края.
Транксрипт:

План лекции: Литературно – общественная борьба второй половины 19 в.. Особенности литературного процесса второй половины 19 в.. Реализм как литературно – художественное направление.

Художественные открытия русской литературы IIпол.XIXв. И мы, как Янус или двуглавый орёл, смотрели в разные стороны в то время, как сердце билось одно. А. Герцен

Петр Яковлевич Чаадаев появление в московском журнале «Телескоп» «Философического письма» (осень 1836г) «Это был выстрел, раздавшийся в тёмную ночь; тонуло ли что-то и возвещало свою гибель, был ли это сигнал, зов на помощь, весть об утре или о том, что его не будет, - всё равно надо было проснуться». А.И. Герцен

Каким путём идти России? Запад- ники Почвен- ники Славяно- филы

Западники «Замкнутая личность западного человека удивляет односторонностью. Он всегда доволен собой. Он никогда не забывает личных видов» Тем не менее, западники полагали, что именно западноевропейский путь – наиболее естественный и разумный для России Представители: А.И. Герцен, И.С, Тургенев, В.Г. Белинский Н.Огарёв, В.П.Боткин, П.В.Анненков…

Как отразились их взгляды в литературе? Западники 40-х годов усиленно развивали жанр путевого очерка, записок, посвященных путешествиям в западноевропейские страны. Эти произведения знакомили русского читателя с новейшими политическими течениями и научной мыслью Европы. Журналы «Отечественные записки», «Современник».

Славянофилы Надо освободить здоровую народную природу от вредных случайных наслоений, и тогда «мы будем продвигаться вперёд смело и безошибочно». Отдавая должное европейской культуре, они утверждали право России на особый самобытный путь развития, в корне отличающийся от западного. Представители: В.И. Даль, А.С. Хомяков, И.В. Киреевский…

Как отразились их взгляды в литературе? Славянофилы придавали большое значение изучению произведений народного творчества (собирали песни, сказки, пословицы и поговорки). Журналы «Москвитянин», «Русская беседа»

ПочвенникиПочвенники «Почвенники» выступали против крепостного дворянства и бюрократии, призывали к слиянию образованности и её представителей с началом народным и в этом видели залог прогресса России. Они высказывались за развитие промышленности, торговли, за свободу личности и печати. Принимая «европейскую культуру», они одновременно обличали «гнилой Запад» – его буржуазность и бездуховность, отвергали революционные, социалистические идеи и материализм, противопоставляя им христианские идеалы. Представители: братья Достоевские, А.Григорьев, И.Страхов Журналы: «Время», «Эпоха»

Отношение к крепостному праву революционно- демократическое направление: путь крестьянской революции либерально- просветительское направление: критика самодержавия, путь реформ Либерализм? Социализм? Нигилизм?

Спор о роли искусства и писателя «гоголевское» направление «пушкинское» направление Литература должна быть социально ориентирована Главное в творчестве – само творчество «социально- критическое искусство» «чистое искусство»

Свое- образие литера- туры жанров, развитие жанра романа тем в прозе типов, характеров личности самого писателя, его идей критики, журналистики, публицистики разнообразие особая роль

Роман – ведущий жанр литературы этого периода Идеологический, социально- психологический роман (Ф.М. Достоевский); Социально-политический роман, «утопия»(Н.Г. Чернышевский); Социально-философский роман (И. С.Тургенев); Сатирический роман, «антиутопия» (М.Е. Салтыков-Щедрин); Роман-эпопея (Л.Н. Толстой)

Реализм. (от лат.«вещественный») – художественный метод в литературе и искусстве. Определение Ф. Энгельса: «реализм предполагает, помимо правдивости деталей, правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах»

Этапы развития реализма: Просветительский (Д.И. Фонвизин, А.Н. Радищев, И.А. Крылов); «Синкретический», т.е. сочетающий реалистические и романтические мотивы (А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов); Критический, отличающийся обличительной направленностью (И.А. Гончаров, И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов, А.Н. Островский и другие писатели 2-ой половины 19в.)