Урок 18/17 Тема: Информационная переработка текстов различных стилей и жанров (практическая работа)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Название стиля: Научный Функциясообщение научных сведений, научное объяснение фактов Сфера употребления официальная обстановка Жанрынаучная статья, доклад,
Advertisements

Особенности публицистического стиля. Сфера употребления Общественно-экономические Политические Культурные отношения Газеты, журналы.
Стили речи РазговорныйКнижные Официально -деловой Научный Публицисти ческий Художеств енный.
Научный стиль речи. К научному стилю относятся такие жанры: статьи в научных журналах и сборниках, монографии, диссертации, энциклопедии, словари, справочники,
Публицистический стиль речи. Выполнила ученица 11 класса «Б» МОАУСОШ школы200 Якубовская Таисия.
Научный стиль. Стиль (лат. stylus – остроконечная палочка) – в древности означало заостренную с одного конца и закругленную с другого палочку, стержень.
Урок русского языка в 11 классе Тема урока: Особенности публицистического стиля Учитель: Борисова В. Г.
Стили русского языка. Стиль – совокупность языковых (речевых) средств, определяемых развитием человека, ситуацией общения, стремлением сделать речь понятной.
Стили речи. Публицистический стиль речи.. С тилистика- раздел науки о языке, изучающий стили речи и их особенности.
Публицистический стиль речи Мультимедийная презентация.
СТИЛИ РЕЧИ Презентация преподавателя русского языка Ситчихиной Елены Михайловны.
Научный стиль. История научного стиля Возникновение научного стиля связано с развитием разных областей научного знания, разных сфер деятельности человека.
Научный стиль. Сфера употребления Научные доклады и лекции, выступления на научных конференциях и совещаниях являются образцами научного стиля речи. Также.
Функциональные стили речи исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения ; разновидность литературного.
Стили речи Разговорный стиль Задачи речи: обмен впечатлениями, общение. Задачи речи: обмен впечатлениями, общение. Условия общения: беседа со знакомыми.
Тема урока Публицистический стиль, стилевые и языковые особенности, жанры.
Публицистический стиль речи. Лексические и синтаксические особенности. 1.Обобщение и углубление знаний по теме «Публицистический стиль речи» 2.Работа с.
Нужные слова в нужном месте – вот подлинное определение стиля. Д.Свифт.
Для чего нужна человеку речь ? РЕЧЬ ПОМОГАЕТ Общаться Делиться мыслями,чувствами Договориться о чём- нибудь Согласовать свои действия. Похвалить, развеселить,
Стили речи русского языка Назаренко Оксана Вячеславовна, канд. филол. наук, преподаватель кафедры гуманитарных и экономических дисциплин.
Транксрипт:

Урок 18/17 Тема: Информационная переработка текстов различных стилей и жанров (практическая работа)

- Какие функциональные стили языка вы знаете? - Какую цель преследует каждый из них?

Цель: Определить стиль текста, его стилевые черты, жанр, выявить языковые особенности; представить текст в исходном варианте.

Задание всем группам: прочитать текст, определить его стиль и жанр. Ответить на вопросы: - Какое произведение переработано в данном варианте? - Озвучьте первоначальный вариант.

СтилиСтилевые черты. ЦельЖанрыЛексические особенностиМорфолог. особенностиСинтакс. особенности Научн ый Подчеркнутая, строгая логичность изложения. Точность. Ясность. Объективность. Отвлеченность и обобщенность. Цель: получение и сохранение научной информации Научные труды, учебники, лекции. - Наличие стилистически нейтральной лексики. - Научная терминология (историческая, лингвистическая, математическая и др.). -Общенаучная (процесс, вопрос, и т.п.) -- номенклатурные знаки - Наличие слов с отвлеченным значением (н: пустота, скорость, время.) -Конкретная лексика выступает для обозначения общих понятий: н: Береза хорошо переносит тепло. - Наличие ключевых слов - Мн. Ч. от абстрактных сущ. (н: длины, величины) - Употребление слов ср. рода: образование, свойство, значение. - Глаголы в обобщенно- отвлеченном значении: речь идет о проблемах, отсюда следует вывод и др. - Часты глаголы несов. вида (отв. На вопрос: что делать?) - Преобладание местоим. 3 лица - Краткие прилаг. - Наличие наречий: Сначала, прежде всего, потом, затем, далее. - прямой порядок слов -двусоставных предложений, - простых глагольных сказуемых. - СПП, часто с несколькими придаточными. - Широкое использование обособленных оборотов, уточняющих членов предложения, вводных слов (во-первых, итак, следовательно) неопределенно-личных предложений (н: считают, что…), безличных известно, что…), Определенно- личных(Н: рассмотрим проблему) Союзы: так как, потому что, чтобы, поэтому. Публи цисти чески й Логичность Образность Эмоц-сть Убедит -сть Призывность Общедоступность Достоверность Точность Конкретность Строгая обоснованность Цель: информирование, воздействие, внушение, побуждение к определен. поступкам, действиям Статьи газет и журналов; очерк, репортаж, интервью, фельетон; ораторская речь, судебная речь, выступление по радио, телевидению, на собрании, доклад Наличие стилистически нейтральной лексики; Слов, выражающих эмоции торжественности, сочувствия, иронии, негодования Эпитеты, метафоры Слова с приставками а-, анти-, де-, меж-, раз (с); с суффиксами –и (я), -ци (я), - изаци (я), -изм, -ист; с корнями, близкими по значению к приставкам все-, обще-, сверх-. Глаголы в повелительном наклонении (н. Должен быть интеллигентен, надо развивать) Двусоставные предложения. Восклицательные, вопросительные предложения Распространенные обращения, риторические вопросы, повторы Составные именные и глагольные сказуемые Делов ой Сообщение точных сведений, имеющих практическое значение; Выдача точных указаний, рекомендаций Долженствующе- предписывающий характер Отсутствие эмоциональности. Цель: сообщение деловой информации Постановления, протоколы, заявления, закон, указ, приказ, доверенность, объяснительная, и др. Наличие стилистически нейтральной лексики. Эмоциональной лексики нет. Профессиональная терминология. Стандартизированные словосочетания (н. по истечении срока, вступать в законную силу, в установленном порядке, обжалованию не подлежит) Употребл: -глаг. несов. в. (н.: признаются, гарантируются) в уставах, кодексах, законах. - Глаг. сов. в. ( в более конкретных документах) - использование инфинитива - Краткие прилагат. - Отглаг. сущ. в форме род.п. - Отыменные предлоги и союзы (в соответствии, в связи, ввиду того, что); Осложненные простые предложения (обособленные обороты, однородные члены)

Текст 1 Содержание особи одомашненного вида птиц отряда куриных с пятнами другого цвета на фоне основного окраса в семье мужчины и женщины преклонного возраста привело к кладке одного яйца данной особью. Яйцо, то есть оплодотворённая яйцеклетка овальной формы, имело скорлупу из золота 585 пробы. Попытки мужчины и женщины разбить яйцо не дали желаемого результата, потому что золото является твёрдым металлом. Однако небольшой грызун, а именно мышь, задев яйцо хвостом, разбил его скорлупу. Прозрачная солоноватая жидкость, выделяемая сальными железами семейной пары преклонного возраста, произвела огромное впечатление на курицу, которая, заговорив человеческим языком, уверила пожилых людей, что в ближайшем будущем будет класть яйца, но уже не золотые, а простые.

Текст 2 В небольшой деревне Рязанской области произошёл сверхслучай, о котором говорят до сих пор. Пожилая пара на Пасху решила испечь не кулич, не пирожок, а какой-то колобок. Это хлебобулочное изделие вместо благодарности сделало ноги. Старики его больше не видели. До наших корреспондентов дошла информация, что Колобок был замечен в лесу. Несмотря на опасную обстановку Колобку не раз удалось уйти от преступников: Зайца, Волка и Медведя,- но он (по оперативным данным) стал жертвой хитрой мошенницы Лисы. Дорогие детки! Будьте бдительны! Не уподобляйтесь Колобку! Не ходите в лес одни без присмотра взрослых!

Текст 3 Директору школы 1 Ивановой М.И. Ученицы 1 класса «А» Машеньки 22 мая 2007г я, Машенька, ученица 1 класса «А» пропустила занятия в школе в связи с тем, что потерялась в лесу. В течение нескольких часов мне не удавалось найти дорогу к школе. Ввиду того, что мои попытки выбраться из леса оказались безуспешными, я коротала время в незнакомой избе. Сильно проголодавшись, я съела чужую кашу. А так же сломала чужой стул и измяла чужую постель. После неожиданного появления хозяев избы - медведей мне пришлось спасаться бегством. Дорогу к школе я в итоге нашла, но идти на занятия смысла уже не было, т.к. в населенный пункт я вернулась затемно Машенька.

Домашнее задание: На оценку «3»:выучить стилевые особенности каждого стиля; На оценку «4»: написать газетную статью о нашем лицее или подготовить реферат о своеобразии функциональных стилей языка (тему формулирует сам обучающийся) На оценку «5»: переработать любую сказку в одном из трех стилей.