Тверские рукописи и иконы Текст и фото для презентации любезно предоставил Павел Сергеевич Иванов, кандидат философских наук, доцент кафедры теологии Тверского.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«ЗОЛОТОЙ ВЕК» РУССКОЙ ИКОНОПИСИ. познакомиться с историей развития древнерусской иконописи, с изготовлением древнерусских икон;
Advertisements

Выполнила Берлова Анастасия Группа ИКГ 3.1 Лгаки им. Матусовского.
Иконография Образы Богоматери Иконостас Исторические сюжеты в иконописи
РУБЛЕВ Андрей (ок ок. 1430) крупнейший мастер московской школы живописи.
ИКОНОПИСЬ И МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ. Период XIV-XV вв – период наивысшего расцвета древнерусской иконописи Представления о реальном человеке и ценности.
Древнерусская живопись Урок МХК в 10 классе Учитель М.В. Хлебникова.
Фрески Андрея Рублева. «Страшный суд». Лик Христа Тысячи людей со всего мира приезжают во Владимир, чтобы посетить Успенский собор и увидеть незабываемые.
Иконостас. Типы, символика, структура
Феофан Грек Приготовила: Ученица 10 класса Каленюк Оксана Преподаватель: Магомедова Т.В год.
Работу выполнила : Судьева Настя. 8 Б кл.. Православная иконография Богоматери совокупность типов изображения Богородицы в иконописи и система их изучения.Богородицыиконописи.
Андрей Рублев Скорее всего, родился он в Московском княжестве(по другим сведениям в Великом Новгороде вероятно в конце 1370-х гг., из-за прозвища «Рублёв»
Творчество Андрея Рублева.. Биография Биографические сведения о Рублёве крайне скудны: скорее всего, родился он в Московском княжестве (по другим сведениям.
Традиция иконописи на Руси. Истоки древнерусской иконописи Византийские Византийские Традиции эллинизма Традиции эллинизма Сирийские, коптские, сербские,
Шапошникова Катя. Подъём русской национальной культуры нашёл своё выражение в творчестве крупнейшего русского живописца второй половины XV начала XVI.
Выполнила ученица 10 «Б» класса Сокирко Виктория Преподаватель: Демидова Н.А.
ЖИВОПИСЦЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ, или о том, как жили и работали мастера иконных дел. И он, пишучи святую икону, только по субботам и по воскресеньям причащается.
РОССИЯ: ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР МОЗАИК И ФРЕСОК XI-XVII ВЕКОВ.
15 век можно считать золотым веком древнерусского искусства, а произведения московской школы - его классикой. Строительство новых храмов было связано.
Каменные постройки на Руси. С XI века, после крещения Руси, параллельно с деревянным, начинает распространяться и каменное строительство. В деревянных.
15-17 вв. Презентация учителя истории МОУ Бельская СОШ Тверской области Усачёвой Н.В.
Транксрипт:

Тверские рукописи и иконы Текст и фото для презентации любезно предоставил Павел Сергеевич Иванов, кандидат философских наук, доцент кафедры теологии Тверского государственного университета

Тверской кремль в альбоме Адама Олеария Это первое известное нам графическое изображение Твери, относящееся к началу 1630-х годов. В альбоме голландского путешественника Адама Олеария есть также и изображение Торжка. Увы, ничего более раннего не сохранилось.

Евангелие 1417 года Совершенно особый рассказ – древние тверские рукописи. К сожалению, они редко украшены миниатюрами, а основная их красота – в заставках и инициалах. Одна из древнейших сохранившихся рукописей – Евангелие 1417 года из Спасо-Преображенского собора в Твери богато украшенное заставками в тератологическом (зверином) стиле. Сплетенные фантастические животные предваряют тексты всех четырех евангелий. Такой стиль был очень популярен в XIII – XIV вв.

Евангелие 1434 года Новый стиль в украшении рукописей – «балканский» приходит в конце XIV в. В Твери много рукописей, оформленных в этом стиле, имитирующем плетенку. Некоторые из них написаны на Афоне и в Константинополе. Таково, например, Евангелие, переписанное в монастыре Пантократор на Афоне и вложенное в 1434 году в монастырь Благовещения на Перемере в Твери.

Рукопись Авраамия Ещё одна рукопись, переписанная в 1432 году на Афоне тверичом по имени Авраамий, попала в Савин тверской монастырь. Об этом и сообщает надпись на ее последнем листе.

Киево-Печерский патерик С именем Арсения, святителя Тверского, связан самый древний сохранившийся список «Киево-Печерского Патерика» - замечательного памятника древнерусской культуры. Арсений как постриженик этой обители, видимо, желал построить в Твери что-то подобное Киево- Печерской Лавре. Основанный им Желтиков монастырь имел те же храмы, что и монастырь в Киеве, а в 1406 году по заказу епископа на пергамене был выполнен дорогой список «Патерика» в особой «Арсениевской» редакции.

«Хроники Георгия Амартола» Древних тверских иллюстрированных рукописей две – но во второй из них – списке «Мерила Праведного» миниатюра практически утрачена. Зато список «Хроники Георгия Амартола» начала XIV века уникален. Перевод византийской исторической хроники украшают 129 миниатюр, из которых 107 выполнены в начале XIV столетия.

«Хроники Георгия Амартола» Выходная миниатюра изображает князя Михаила Ярославича Тверского с матерью Ксенией (лик её утрачен). Это практически прижизненный портрет святого князя.

«Хроники Георгия Амартола» На второй миниатюре изображен монах «Георгий грешник» - то есть «амартол – грешник с греческого), пишущий хронику. На миниатюрах есть имя художника – его звали Прокопий.

Древние тверские иконы Сохранилось порядка полутора сотен тверских икон от XIII до первой половины XVI века и не менее того икон более позднего периода, но еще генетически связанных с тверской школой. Древних из них – единицы. К таким относятся иконы XIII-XIV вв.

Икона «Борис и Глеб» Икона «Борис и Глеб» найдена в Новгороде в Савво-Вишерском монастыре. Этот монастырь основан в XV в. сыном тверского боярина Саввой Бороздиным. К Савве приходили его родственники, делали в его монастырь вклады. Икона очень традиционных форм, подобных ей около пяти- шести из разных городов Руси. Святые князья изображены в анфас, держат в руках мечи – атрибуты княжеской власти и кресты – символы мученической кончины.

«Архангел Михаил» Икона «Архангел Михаил» неизвестного происхождения, её обнаружили ещё до революции в тверском епархиальном древлехранилище. Икона также имеет немало аналогий в искусстве того времен, датируется широко – XIV век. Обращают на себя внимание при всей условности приемов иконописца мощь образа, большие сильные белильные мазки – «пробела», разбеленные краски. Эти приемы будут сопровождать всю тверскую иконопись до XVII века.

«Спас» Икона «Спас» того же происхождения и датировки. И к ней применимо все вышесказанное. Этими образами и оканчивается собственно классика тверской школы, её истоки.

Иконы XV века Расцвет тверской иконописи относится к XV веку, когда число сохранившихся икон резко возрастает и исчисляется уже десятками. Назовем некоторые из них. Две иконы из села Васильевское под Старицей: «Богоматерь Одигитрия» и «Рождество Богородицы» - обозначают начало нового увлечения тверского искусства, появившегося в 1390-х гг. и связанного с именем святого Арсения епископа Тверского. Арсений приехал из Киева и привез множество икон, а, возможно, и мастеров - болгар и сербов. С этого времени распространяется их влияние на тверское искусство.

Иконы XV века Не забывали и о греках, немало икон ориентировано на современное им греческое искусство. К таким относятся две иконы из села Ободово Спировского района. Одна из них – «Богоматерь». Икона очень близка к лучшим образцам византийского искусства 1 четверти XV в.

Иконостас Спасо-Преображенского собора Совершенно уникален в тверском искусстве «кашинский иконостас» - иконостас Спасо- Преображенского собора в Твери, созданный в 1 половине XV в. Найдена часть его икон в Кашине, но туда они попали в XVII веке, а происхождение их из Твери сейчас не вызывает сомнений. Иконостас состоит из 27 сохранившихся икон (их было около 40) деисусного, праздничного и пророческого чинов.

Иконостас Спасо-Преображенского собора Иконы архангелов Михаила и Гавриила относятся к шедеврам всего русского искусства и по уровню письма мало уступают образам Рублева и Дионисия.

Иконостас Спасо-Преображенского собора Праздники – «Сретение» и «Крещение» - написаны этим же мастером, но в более свободной, легкой манере. Сретение

Иконостас Спасо-Преображенского собора Иконы очень тверские по приемам письма, вместе с тем, они находят аналогии в греческом искусстве начала XV века. Крещение

Иконы XVII века Завершить краткий обзор тверского искусства следует иконами XVII века. На одной из них изображены князь Михаил Тверской и княгиня Ксения – мать князя. Икона словно копирует выходную миниатюру «Хроники Георгия Амартола» (при этом нужно помнить, что самой рукописи в это время в Твери уже не было – значит была традиция такой иконографии). Святые держат в руках град Тверь в том виде, в каком он был в третьей четверти XVII века.