Предмет курса « Концепции современного естествознания »

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Наука – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения.
Advertisements

Наука Определение. Наука - форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную.
НАУКА И НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 1) Понятие науки и классификация наук 2) Научное исследование 3) Этапы научно-исследовательской работы.
Орындаған:Ильясов Е.С. Тексерген:Еренова.Б.Е.. Наука - система знаний объективных законов природы, общества, мышления, которая выражается в точных категориях.
«ЧТО ПОНИМАЕТСЯ ПОД ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ КАРТИНОЙ МИРА?» ПОДГОТОВИЛА СТУДЕНТКА 2 КУРСА КУСТОВА ДАРЬЯ.
СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА. 1.Объект и предмет социологии. 2.Специфика предмета социологии. 3.Место социологии в системе научного знания. 4.Структура социологии.
Периодизация истории науки. Наука как социальное явление Наука – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе.
Наука и образование. История и логика возникновения науки Предпосылка и условие возникновения: Развитие материального производства. Запросы хозяйственной.
Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 18 Формирование и соотношение естественных, технических и социально-гуманитарных наук: сходство и различия.
Наука - форма духовкой деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения.
Современная социология и её роль в жизни общества. Лекция 1.
Науки. Перечислите естественные и гуманитарные науки. естественныегуманитарные.
Наука как система знаний.. НАУКА- систематизированное познание действительности, воспроизводящее ее существенные и закономерные стороны в абстрактно-логической.
Учебно-исследовательская деятельность. « Под учебно-исследовательской деятельностью понимается такая форма организации учебно- воспитательной работы,
Концепции современного естествознания (КСЕ) Тема 1. Естествознание как феномен культуры Тема 1. Естествознание как феномен культуры Литература: В.П.Бондарев.
СОЦИАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ. План. 1.Научное познание природы и общества. 2.Основные принципы научного социального познания. 3.Обыденное и научное социальное.
НАУКА КАК ФОРМА КУЛЬТУРЫ НАУКА КАК ФОРМА КУЛЬТУРЫ.
Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 22 Понятие научной картины мира. Ее исторические формы. Функции научной картины мира (как онтология, форма систематизации.
Наука в современном мире Урок 13. План 1.Понятие науки. 2.Характерные черты науки. 3.Главные функции науки. 4.Типология наук.
Социальная педагогика как наука и сфера практической деятельности Объект и предмет исследования социальной педагогики. Объект и предмет исследования социальной.
Транксрипт:

Предмет курса « Концепции современного естествознания »

Тема : Предмет курса КСЕ 1. Актуальность курса. Особенности современной науки. 2. Понятие науки. Специфика научного знания. 3. Структура науки. Соотношение естественных и гуманитарных наук. Функции науки.

1. Актуальность курса. Особенности современной науки « Наши тела состоят из пепла давно угасших звезд » Джеймс Джинс

Измерения человека Природное : 1.физическое, 2.химическое, 3.биологическое. Социальное. Духовное.

Эволюция Вселенной Возникнов. Вселенной Образов. звезд, галактик Образован. Солнца Образован. Земли Возникн. жизни Возникн. человека разумного Возникн. науки 14 млрд. лет назад 13 млрд. лет назад 5 млрд. лет назад 4,6 млрд. лет назад 4 млрд. лет назад 100 тыс. лет назад VI век до н.э

Особенности современной науки : Во второй половине XX в. в науке произошли радикальные изменения, позволившие говорить о новом, постнеклассическом, этапе ее развития.

Признаки постнеклассической науки : изменение характера научной деятельности, обусловленное революцией в средствах получения и хранения знаний ( компьютеризация науки, сращивание науки с промышленным производством и т. п.); распространение междисциплинарных исследований и комплексных исследовательских программ ; повышение значения экономических и социально - политических факторов и целей ; изменение самого объекта - открытые саморазвивающиеся системы ; использование в естествознании методов гуманитарных наук, в частности, принципа исторической реконструкции ; включение аксиологических факторов в состав объясняющих предложений.

Ключевые идеи постнеклассической науки нелинейность, коэволюция, самоорганизация, глобальный эволюционизм, синхронистичности, системности.

Объекты постнеклассической науки имеют ряд собенностей : представляют собой сложные самоорганизующиеся системы исторически развивающиеся, переходящие на новые уровни организации ; человекоразмерность, согласно которой человек включен в объект исследования, не только через условия познания, а как изначально необходимая часть реальности ( антропный принцип ), особое внимание уделяется сложным природным комплексам, включающим человека, таким как биосфера, ноосфера, биотехнические системы ; исследуемый объект взаимодействует с множеством других объектов, являясь фрагментом целостного мира, т. е. осознается необходимость всестороннего глобального взгляда на мир.

2. Понятие науки. Специфика научного знания. Этимология самого слова : латинское слово «scientia» ( сенте ), что в переводе означает « знание ». С определенного времени это слово стало обозначать науку и в этом значении вошло в некоторые европейские языки. Проблема заключается в том, что не всякое знание является наукой.

Наука особая сфера общественной деятельности людей, специальной задачей которой является накопление знаний, проверка и доказательство их истинности логическими и практическими способами. Вопрос 2

Специфика научного знания 1. Главной особенностью научного знания является системность. Система в отличие от суммы характеризуется внутренним единством, невозможностью изъятия каких - то элементов.

2. Рациональность научного знания, т. е. его логическая доказательность путем выведения одних знаний из других, непротиворечивость...

3. По содержанию научное познание характеризуется постижением истины ради самой истины. Если наука направлена только на решение практических задач, она перестает быть наукой в полном смысле этого слова. Вначале должны идти фундаментальные исследования, а затем уже прикладные.

4. Интерсубъективный характер знания, который понимается как общезначимость, общеобязательность знания, возможность получить один и тот же вариант разными исследователями. Общезначимость и позволила науки распространиться по всему миру.

5. Для достижения своих целей наука выработала специальные методы познания и специальный язык для максимально точного и однозначного выражения полученных знаний.

6. Наука предполагает наличие ученых, соответствующие организации, координирующие исследования, наличие необходимых материалов, технологий, средств фиксации информации

3. Структура науки. Соотношение естественных и гуманитарных наук. Функции науки. ЕстественныеОбщественныеГуманитарные Технические Общеметодологические СоциобиологияБионика МатематикаФилософияКибернетикаСинергетика

ФИЗИКА ХИМИЯ БИОЛОГИЯ ГЕОЛОГИЯ АНТРОПОЛОГИЯ ГЕОХИМИЯ Физическая химия Химическая физика БИОХИМИЯ ГЕОГРАФИЯ Естественные науки

Соотношение естественных и гуманитарных наук ЕстествознаниеГуманитарные науки 1. Предметом является объективный мир. 1. Предметом является человек и общество в объективно - субъективном измерении. 2. Изучает вещи, предметы, их взаимодействие, т. е. материальный мир 2. Имеет дело не с реальными вещами и их свойствами, а с отношениями людей. Тесно переплетаются материальное и идеальное, объективное – субъективное. Затрагивается духовная жизнь человека. 3. Рассматривает мир вне контекста морали. 3. Выработка ценностных систем, осмысление нравственных принципов. Происходит оценка явлений с точки зрения добра и зла, справедливого и несправедливого

Естественные наукиГуманитарные науки 4. Использование в исследовании преимущественно количественных методов. 4. Исследование главным образом со стороны качества 5. Монологичность, т. к. природа молчит. 5. Диалогичность ( происходит диалог личностей, текстов, культур ). 6. Метод генерализации, цель которого отыскание общего в разнообразных явлениях. 6. Метод индивидуализации, поскольку исследуется человек.

Функции науки : описательная, систематизирующая, объяснительная, производственно - практическая, прогностическая, Мировоззренческая.