Автор – Терентьев Николай, 10 А. Оглавление Екатерининский дворец Екатерининский дворец Янтарная комната Янтарная комната Агатовые комнаты Агатовые комнаты.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Екатерининский дворец г. Пушкин Екатерининский дворец в Пушкине (Царском Селе) ослепляет своей пышностью и великолепием. Его лазоревые фасады протянулись.
Advertisements

Екатерининский дворец. Екатерининский (Большой) дворец - один из архитектурных шедевров русского барокко середины ХУIII века. Дворец строился и перестраивался.
Большой Екатерининский дворец в Царском селе – Голубая мечта барокко Выполнила ученица 9 класса Егорова Марина ГОУ школа-интернат Интеллектуал.
Санкт-Петербург Государственный Эрмитаж Государственный Эрмитаж Санкт-Петербурге (от франц. ermitage – место уединения), расположенный в Санкт – Петербурге,
Янтарная комната. Янтарный кабинет (позднее Янтарная комната) был создан немецкими и датскими мастерами для прусского короля Фридриха I. В отделке преимущественно.
Петербург Растрелли Подготовила Мещерякова Анастасия Ученица 11 «а» класса.
Теремной дворец. Теремно́й дворе́ц памятник русской архитектуры, расположенный в Московском Кремле. Эти терема были построены в годах по приказу.
Рундальский дворец, один из ярчайших памятников стилей барокко и рококо в Латвии, построен в 30-е годы XVII века как летняя резиденция графа Иоганна Эрнеста.
Выполнил: Ларионов Александр,8 «А» класс Школа 543 Проверила: Виноградова Екатерина Геннадиевна.
LOGO Company Logo Петергоф – архитектурный оазис. Петр Великий энергично осваивал окрестности новой столицы и прежде всего – берега.
Петербург Павла I. Гатчинский дворец Большо́й Га́тчинский дворе́ц построен в годах в Гатчине по проекту Антонио Ринальди для фаворита ЕкатериныII.
Достопримечательности Санкт-Петербурга Подготовила Ученица 4 класса А Зотова Александра Город Новочебоксарск.
Чарльз КАМЕРОН. Чарльз Камерон КАМЕРОН (Cameron) Чарльз [1730-е гг. (по другим сведениям, 1746), Шотландия (по другим сведениям, Лондон) март 1812, Петербург],
Государственный Эрмитаж в Санкт - Петербурге один из крупнейших в России и мире художественных и культурно - исторических музеев.
Парки Пушкина Бойко Е.Н. учитель ГБОУ СОШ 262. Царское Село знаменито своими садами, парковыми сооружениями и дворцами - Екатерининским и Александровским,
Дворцовая площадь возникла как часть гласиса, открытого пространства перед Адмиралтейством. С начала рождения Санкт-Петербурга здесь существовал луг,
Франческо Бартоломео Растрелли. Зимний дворец. Северный фасад. Вид с северо-запада гг. Санкт-Петербург. Специфика русского барокко обусловлена.
Первое сохранившееся упоминание о Петергофе относится к 1705 году.
Зимний дворец – это грандиозное строение, которое является старейшим зданием на Дворцовой площади, сооруженное в стиле барокко. Как и любое здание в Санкт-Петербурге,
Петровское барокко. Что такое Петровское барокко? Петровское барокко -это термин, который применялся историками искусства к архитектурному и художественному.
Транксрипт:

Автор – Терентьев Николай, 10 А

Оглавление Екатерининский дворец Екатерининский дворец Янтарная комната Янтарная комната Агатовые комнаты Агатовые комнаты Источники

Екатерининский дворец

Большой Екатерининский дворец Французский дипломат, современник императрицы Елизаветы, назвал Екатерининский дворец драгоценностью, которой не хватает только футляра. И в самом деле, это величественное здание, выполненное в стиле русского барокко, поражает своей блистательной пышностью. В дворцово - парковом ансамбле Пушкина оно выделяется своей масштабностью, нарядным сочетанием цветов - белого, небесно - голубого и золотого - и прихотливостью архитектурных решений. Первый каменный дворец в Царском Селе строился по проекту архитектора И. Браунштейна в период с 1717 по 1724 год. " Каменными палаты " Екатерины I представляли тогда собой небольшое двухэтажное здание, типичное для дворцовых построек в России начала 18 века.

Большой Екатерининский дворец С восшествием на престол Елизаветы I было принято решение перестроить Екатерининский дворец. В конце начале 1743 годов проектом перестройки дворца занимался архитектор М. Земцов, а после его смерти - А. Квасов, Дж. Трезини, С. Чевакинский. К 1751 году трудами этих архитекторов скромные " каменные палаты о 16 светлицах " превратились в обширный дворец с церковью и полукруглыми служебными корпусами ( циркумференциями ), которые обрамляли Парадный двор. Окончательно свой блестящий облик, с некоторыми изменениями сохранившийся до наших дней, Екатерининский дворец обрел благодаря обер - архитектору двора Б.- Ф. Растрелли. Указ о перестройке старого здания был подписан Елизаветой 10 мая 1752 года, а уже 30 июля 1756 года Растрелли представлял свое творение императрице и иностранным послам.

Большой Екатерининский дворец Перестраивая дворец, Растрелли сохранил его основные элементы. В протяженном ( свыше 325 метров ) фасаде здания можно выделить " средний дом ", то есть центр дворца, подчеркнутый тремя выступами - ризалитами. " Средний дом " декорируют атланты и кариатиды, декоративные маски ( маскароны ) на фронтонах и над окнами, картуши и другие лепные украшения. В 1756 году скульптуры, маскароны и картуши были вызолочены, что придавало дворцу особый блеск. От центральной части дворца отходили симметричные флигели, соединенные галереями, которые Растрелли органично включил в общий план дворца, создав полноэтажные корпуса. Над северным корпусом возвышались пять позолоченных куполов Дворцовой церкви, а над южным, находилось парадное крыльцо, высился Большой позолоченный купол с многоконечной звездой на шпиле. По проекту Растрелли был окончательно оформлен и Парадный двор, въезд в который украшают позолоченные ворота, изготовленные по рисунку архитектора на Сестрорецком заводе.

Большой Екатерининский дворец

Не меньшей роскошью отличалось внутреннее убранство Екатерининского дворца. Созданную Растрелли Парадную анфиладу из - за обилия золоченой резьбы прозвали " золотой ". Анфиладное расположение залов Растрелли использовал и в других дворцах, но только в Екатерининском длина Парадной анфилады была равна протяженности всего здания. В интерьерах дворца выделяется Картинный зал, стены которого украшены 130 живописными полотнами западноевропейских художников. Эта коллекция была приобретена в 1754 году специально для оформления зала. Сразу за Картинным залом раньше располагалась знаменитая Янтарная комната.

Большой Екатерининский дворец Увлечение классическим стилем в архитектуре оставило свой след и в облике Екатерининского дворца. В 1779 году к южному корпусу дворца архитектором Ю. Фельтеном был пристроен Зубовский корпус, выдержанный в строгой и величавой манере классицизма. Он был продолжен тремя связанными между собой постройками Ч. Камерона - Холодной баней, Агатовым павильоном и Камероновой галереей. С северного торца архитектор И. Неелов выстроил здание Церковного корпуса, оформив фасад так, чтобы он не составлял резкого контраста с растреллиевским барокко. С Церковным корпусом было связано аркой - переходом здание, в котором впоследствии разместился Царскосельский лицей.

Большой Екатерининский дворец Отразились новшества и на оформлении новых интерьеров дворца. Ч. Камерон, знаток античной архитектуры, переоформил в стиле классицизма личные апартаменты Екатерины II и комнаты, предназначавшиеся цесаревичу Павлу с супругой. Среди этих помещений были Зеленая столовая, Опочивальня, Голубая гостиная, Официантская, Китайская Голубая гостиная и другие комнаты. Убранство этих залов отличается утонченностью и строгостью декоративного оформления и особым вкусом в подборе отделочных материалов. Дворцовые интерьеры претерпели изменения и в 19 веке. В 1817 году архитектором В. Стасовым для Александра I был создан строгий и холодноватый Парадный кабинет. А в 1863 году в стиле " второго рококо " по проекту И. Монигетти построили Парадную лестницу. После Великой Октябрьской Социалистической революции в Екатерининском дворце был открыт музей.

Большой Екатерининский дворец Великая Отечественная война нанесла дворцу чудовищный ущерб. Немцами были похищены паркеты, живописные плафоны, картины и другие предметы. 57 залов дворца были разрушены. Когда в 1944 году советские войска освободили Пушкин, Екатерининский дворец стоял в руинах. Сразу же после войны началось постепенное восстановление дворца, первые отреставрированные залы которого были открыты в 1959 году.

Парадная лестница В годы Великой Отечественной войны пожар уничтожил декоративное убранство Парадной лестницы. Частично сохранилась лишь коллекция фарфора, вывезенная в эвакуацию, а также фрагменты мраморных ваз и балюстрад, найденные среди руин. Лепной декор стен и обрамляющие дверные проемы кариатиды были восстановлены реставраторами по обнаруженным деталям и довоенным изображениям.

Большой зал Большой зал, или Светлая галерея, как его называли в XVIII веке, самое большое парадное помещение дворца, созданное по проекту архитектора Ф.- Б. Растрелли в 1752–1756 годах. Этот нарядный зал площадью более 800 квадратных метров предназначался для проведения официальных приемов и торжеств, парадных обедов, балов и маскарадов.

Антикамеры Южная часть дворца, в которой находятся антикамеры, сильно пострадала в годы Великой Отечественной войны. От пышного убранства залов на пепелище уцелели только некоторые фрагменты закопченной деревянной резьбы : среди них две позолоченных фигурки путти, ныне реставрированные и помещенные над окном Первой антикамеры. Реставрационные работы в антикамерах начались в конце х : воссоздавались живопись, паркет, восстанавливалась, дополнялась и золотилась деревянная резьба. Сегодня в антикамеры вернулось их былое великолепие, и они заняли подобающее им место в ряду парадных залов Золотой анфилады.

Янтарный кабинет был создан мастером Готфридом Тюссо для прусского короля Фридриха I. В 1717 году уже его сын, король Фридрих Вильгельм I преподнёс кабинет Петру I в дар. Пётр оценил подарок : « Получил преизрядный презент …» писал он жене Екатерине.[ источник не указан 55 дней ] Янтарный кабинет упаковали и с большими предосторожностями переправили в Санкт - Петербург в 1717 году. В 1743 императрица Елизавета Петровна поручила мастеру Александру Мартелли под присмотром обер - архитектора Ф. Б. Растрелли « исправить » кабинет. И к 1770 году под надзором Растрелли кабинет преображается в знаменитую Янтарную комнату Екатерининского дворца в Царском Селе, существенно увеличившись в размерах и роскоши. Причём настолько, что её до сих пор иногда называют « восьмым чудом света ». Резкие перепады температуры, печное отопление и сквозняки разрушали янтарный убор. Реставрация проводилась в 1833, 1865, , годах. Серьезная реставрация намечалась на 1941 год.

В начале Великой Отечественной войны музейные ценности из Екатерининского дворца были вывезены в Новосибирск. Янтарную комнату решили не трогать из - за ее хрупкости, произвели ее консервацию на месте. Панно оклеили сначала бумагой, затем марлей и ватой. Это и стало роковой ошибкой, предопределившей трагическую судьбу шедевра. Когда в город Пушкин ворвались немецкие части, включавшие специалистов команды « Кунсткомиссион », которая занималась вывозом художественных ценностей, янтарные панно были сняты и отправлены в Кенигсберг. В дарственной книге Кенигсбергского музея под 200 сохранилась запись о том, что Янтарная комната подарена музею Германским государственным управлением дворцов и садов. Похищенные янтарные панно и резные позолоченные двери были выставлены в одном из залов Кенигсбергского замка, где находился музей янтаря. Его директор А. Роде в 1944 году писал, что Янтарная комната, вернувшись на свою родину, является лучшим украшением Кенигсберга. Это было последнее место, где демонстрировалась уникальная отделка. В 1944 году, при отступлении немцев, панели снова были разобраны, упакованы в ящики и вывезены в неизвестном направлении. С этого времени следы Янтарной комнаты теряются. Ее поиски пока не дали результатов.

В июле 1979 года Совет Министров РСФСР принял решение о воссоздании янтарных панно, работы над которыми начались в 1983 году по проекту архитектора А. А. Кедринского. Уже через год в Янтарной комнате появился живописный плафон, верхний ярус комнаты, расписанный «под янтарь», и наборный паркет. Участки, занимаемые янтарными панно, временно затянули холстом. Янтарная мастерская в Царском Селе была образована в 1982 году для реставрации Янтарной комнаты. Сегодня в ней работают более 50 мастеров. В 1994 году были установлены первые янтарные панели нижнего яруса и угловой столик, воссозданные реставраторами Царскосельской янтарной мастерской. Еще через два года мастера завершили работу над первой флорентийской мозаикой «Зрение». В апреле 2000 года в музей-заповедник вернулись обнаруженные в Германии наборный комод русской работы конца XVIII века и флорентийская мозаика «Осязание и Обоняние», входившие в первоначальное убранство комнаты. Работа над воссозданием «восьмого чуда света» продолжалась 24 года, и к 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга полностью восстановленная легендарная Янтарная комната приняла первых посетителей.

Агатовые комнаты архитектурного ансамбля Ч. Камерона

Агатовые комнаты К флигелю Большого Царскосельского дворца, в первом этаже которого в х годах жил последний фаворит императрицы Екатерины II П. А. Зубов, примыкает комплекс зданий, созданный в 1780–1794 годах архитектором Ч. Камероном. Эти здания обозначили границу регулярной и пейзажной частей Екатерининского парка. Ансамбль составляют постройки различного назначения, объединенные общим художественным решением : Камеронова галерея, павильон « Холодная баня » с Агатовыми комнатами, Висячий и Цветной сады, Пандус. Еще в начале х годов у Екатерины II возник замысел выстроить архитектурное сооружение в « греко - римском стиле ». Екатерина II не захотела пойти на непомерные финансовые условия французского художника, однако и не отказалась от своих замыслов. Ее желание выполнил Ч. Камерон, приглашенный в Царское Село из Шотландии, о котором императрица писала М. Гримму : " Теперь я завладела мастером Камероном, шотландцем по рождению, … великим рисовальщиком, который напитан изучением древних и известен своей книгой " О древних банях ". Мы с ним мастерим здесь в Царском Селе сад с террасами, с банями внизу и галереей наверху. Это будет прелесть ". Так модное желание заказчицы " иметь … античный дом ", совпавшее с научным изысканием архитектора, привело к созданию удивительного сооружения, которое можно назвать " термами Ч. Камерона ".

В Агатовые комнаты входят : Кабинетец, Овальный кабинет, Яшмовый кабинет, Большой зал, Агатовый кабинет, Библиотека и Лестница.

Яшмовый кабинет Яшмовый кабинет поражает обилием красок, тонов и оттенков уральской яшмы красных, белых, зеленых, ярких и приглушенных. Стены кабинета облицованы яшмовыми плитками темно - красного цвета с зелеными прожилками. Это кошкульдинская яшма. Ее разновидность ленточная яшма, отличающаяся красивым регулярным чередованием узких полосок красного и зеленого цветов, использована при отделке дверей в кабинет. Кроме кошкульдинской и ленточной яшмы, в отделке кабинета использованы другие разновидности этого камня. Филенки стенных панелей отделаны орской яшмой ярко - красных и приглушенных оттенков ; обрамление филенок, наличники дверей, оконные карнизы калканской яшмой различных зеленых оттенков, которую в XVIII веке в России называли " восточным хрусталем "; колонны покрыты пластинками уразовской яшмы.

Большой зал Большой зал - c ветлое, нарядное и самое большое помещение Агатовых комнат. Зал богато украшен декоративной резьбой, выполненной из белого итальянского мрамора красиво сочетающегося с красным шокшинским кварцитом и золоченой бронзой. Лепные барельефы, расположенные под сводами Большого зала, выполнены на разнообразные мифологические сюжеты и не объединены какой-либо определенной темой.

Агатовый кабинет Агатовый кабинет самое интересное помещение в Агатовых комнатах. Овальное высокое помещение, перекрытое крестовым сводом, освещается двумя окнами - дверями : одно из них обращено на юго - восток, другое - на северо - восток. Направо от входа расположена дверь на Лестницу и в Библиотеку. Стены Агатового кабинета облицованы уразовской яшмой, обрамленной полосками зеленой калканской яшмы, декорированной бронзовым орнаментом.

Лестница Лестница, ведущая из Агатовых комнат в первый этаж Холодных бань, расположена в южном углу здания. Исполняя пожелания заказчицы, архитектор сделал один спиралевидный марш, имеющий 41 ступень из серого мелкозернистого гранита, вписывающийся в овал помещения и не имеющий обычных подпорных стенок. Принцип устройства марша состоял в том, что концы ступеней (длиной до 40 см) были вставлены в специальный канал, выбранный в стене, и заклинены камнем. Кроме того, все ступени своими кромками соединялись посредством закруглений и выемок и опирались друг на друга. В соответствии с требованиями императрицы, решетку Лестницы сделали ростого рисунка, с гладкими золочеными розетками в середине. Пол нижнего помещения Лестницы выложен из белого и серого мрамора с широким бордюром по краю из путиловской плиты.

Агатовые комнаты До 1917 года архитектурный ансамбль Ч. Камерона, как и другие постройки царскосельской резиденции, принадлежал императорской фамилии. С 1918 года в нем открылись музейные экспозиции. В годы Великой Отечественной войны ансамблю был нанесен огромный ущерб. Его помещения были приспособлены немецкими оккупантами под конюшню и мастерские. В годы Великой Отечественной войны немецкие оккупанты не пощадили яшмовую облицовку, искусственный мрамор стен Агатовых комнат. Во всех помещениях были уничтожены бронзовые орнаменты ; бесследно исчезли мраморная скульптура, шесть яшмовых ваз, девять бронзовых скульптурных групп со стен Яшмового кабинета, бронзовые барельефы - медальоны с тумб торшеров Большого зала. Несмотря на это, отделка Агатовых комнат, в основном, сохранилась с XVIII века. В 1948 году ансамбль Терм Ч. Камерона был вновь открыт для посетителей. С тех пор его отдельные помещения используются под выставочные экспозиции. Агатовые комнаты - это единственный подлинный интерьер, который сохранился в относительной целости после Великой Отечественной войны. Реставраторы восстанавливали дворец по кусочкам, воссоздавая из руин, но до агатовых комнат очередь дошла только сейчас. Агатовые комнаты Екатерины Второй в Екатерининском ( до 1910 года - Большом Царскосельском ) дворце сейчас недоступны туристам : любимое место уединения царицы сейчас находится в катастрофическом состоянии.

Комнаты не отапливаются, вентиляционные конструкции забиты досками, паркет х годов истончился до толщины в несколько миллиметров. Чтобы куски яшмы не сыпались на пол, специалисты приклеивают их на стены с помощью специальной сетки. Предотвратить падение потолочных картин, написанных на холстах и картонах, без серьезной реставрации также невозможно, потому они пока просто сняты. Сразу после работы над Янтарной комнатой, которую открыли в 2003 году, мастера Янтарной мастерской занялись воссозданием Агатовых комнат павильона Холодные бани XVIII века. « Впервые речь идет о комплексной реставрации. Это единственный памятник, сохранившийся в прежнем виде на территории Царского Села. Объект сложный, требуется много видов работ, начиная с фундамента и паркета. Пока мы провели лишь пробную реставрацию каменной облицовки яшмового кабинета », – говорит Борис Игдалов, художник - реставратор, директор мастерской. - Агатовыми комнаты были названы потому, что уразовская яшма в простонародье получила название « мясной агат » – за темно - красный цвет с белыми вкраплениями. Прогнозов, когда первый посетитель сможет войти в отреставрированные Агатовые комнаты, нет. Говорят, что работа реставратора непредсказуема ». Агатовые комнаты

Источники История русской архитектуры : Учеб. Для вузов // Пилявский В. И., Славина Т. А., Тиц А. А, Ушаков Ю. С., Заушкевич Г. В., Савельев Ю. Р. – 2- е изд., перераб. И доп. – С.- Петербург, Стройиздат СПб Фомин Н. И. Детское село. Дворцы и парки. – ОГИЗ. ИЗОГИЗ. Ленинградское отделение, 1936 г. telecom.ru/Kultura/13_3/7/ mble.html