Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР Учитель-дефектолог: Приловская Ирина Александровна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Развитие связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. Методические рекомендации. Практические приёмы. Учитель-логопед Буханцова Н.В.
Advertisements

Методика работы по формированию связной речи детей с ОНР (III уровень речевого развития)
Коррекционно- логопедическая работа по формированию связной речи детей с ОНР Подготовилаучитель-логопед МБОУ 168 г.о. Самара Кокарева Л.А.
Учитель-логопед Нарцева Т.С.. Пересказ осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи творческое воспроизведение литературного образца.
Раскрытие темы: анализируется с позиции темы, заданной в названии, и содержания. Объем рассказа: определяется через подсчет слов и предложений. Выразительность:
Использование инновационных технологий в коррекции речевого развития детей старшего дошкольного возраста. Меттус А.В. учитель-логопед ГБДОУ 86 Красногвардейского.
« Первоначальная функция речи – коммуникативная. Речь есть прежде всего, средство социального общения, средство высказывания и понимания » Л. С. Выготский.
Монологическая речь Словарный запас Описание предметов и явлений Воспроизведение рассказов, сказок, стихов Память.
«Использование сказок народов мира и шедевров мирового искусства для развития у детей навыков связной речи»
Формирование связной речи детей дошкольного возраста Серова Елена Вячеславовна, учитель-логопед МДОУ д/с Кв 14 «Тополек» г.Южноуральск.
Пересказ – это творческое воспроизведение литературного образа.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ОБУЧЕНИИ СОСТАВЛЕНИЮ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III.
Ушакова Оксана Семеновна Развитие речи детей дошкольного возраста.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ КОММУНИКАЦИЯ ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ОВЛАДЕНИЕ КОНСТРУКТИВНЫМИ СПОСОБАМИ И СПОСОБАМИ И СРЕДСТВАМИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ ЛЮДЬМИ.
ГОУ Детский сад комбинированного вида 1565 ЗОУО ДО г. Москвы Заведующая Тищенко Татьяна Ростиславовна.
Г. Нижневартовск, 2016 г. 1 Словарная работа на уроках литературного чтения.
Развитие связной речи у детей с ОНР. Что значит развитие связной речи? Связную речь рассматривают как вид речемыслительной деятельности, результатом которой.
L/O/G/O Теоретическая интерпретация опыта. «Формирование коммуникативных умений обучающихся через комплексное развитие связной речи в процессе работы над.
Связная речь Подготовил: учитель- логопед Т.Г. Логачева Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида.
Невского района г. Санкт-Петербург Компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом.
Транксрипт:

Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР Учитель-дефектолог: Приловская Ирина Александровна

Этапыформирования связной речи Подготови- тельный: Интеллеуктуальное развитие Речевое развитие Начальный- Овладение диалогической речью Основной_ формирование монологической речи

Подготовительный этап этап Развитие восприятия и понимания речи Развитие Экспрессивной речи, побуждение к общению Формирование фразы

Начальный этап Диалог – разговор между двумя или несколькими собеседниками. Обучение умению отвечать на вопросы (Репродуктивные(кто? Что?), поисковые (где? куда? Откуда?), проблемные Беседа – диалог на определённую тему. По содержанию рассказа По картине

Основной этап Формирование монологической речи: Повествование Описание Рассуждение

Направления работы по формированию монологической речи Обучение пересказу Обучение составлению рассказов -по картине -по предложенному сюжету -по теме - по данному началу

Критерии отбора текста для пересказа Небольшой объём текста Доступность содержания для данного возраста Чёткость композиции Простота сюжета (одна сюжетная линия) Доступность языка Нравственность содержания Художественность текста

Значение пересказа в формировании монологической речи Качественное и количественное обогащение словаря Употребление обобщений в активной речи. Формирование грамматического строя Усвоение структуры связных высказываний Развитие способности к речевому самоконтролю Усвоение художественных приёмов и средств. Активизация познавательных процессов6внимания, памяти, мышления, воображения, представления. Закрепление правильного произношения.

Содержание подготовительной работы Знакомство с материалом, связанным с темой пересказа и его содержанием(логопед) Рассматривание книг, картин, иллюстраций Наблюдение в природе, в жизни Рисование, аппликация, лепка, поделки по содержанию пересказа Лексико-грамматические упражненияна материале пересказа Материальное обеспечение Заучивание наизусть потешек, скороговорок, стихов, способствующих пониманию текста.

Обучение пересказу Первичное чтение текста без установки на пересказ Второе чтение текста с установкой на запоминание Беседа по содержанию (вопросы заранее продумываются) Работа над текстом Рассматривание картинок и иллюстраций, выстраивание их в логической последовательности Выделение, проговаривание, выборочное чтение фрагментов текста Лексико-грамматические упражнения (замена слов на синонимы, образование родственных слов, словоизменение, распространение предложений) Третье чтение произведения (расставление смысловых акцентов,, деление текста на части) Составление плана пересказа (предлагается готовый план или составляется коллективно на занятии) Пересказ.

Формы оформления плана пересказа Цитатный план –ключевой, значимые фразы из текста. Вопросительный план – вопросительные предложения, подсказывающий пересказ Повествовательный план –простые повествовательные предложения Назывной план – односоставные назывные предложения Пересказ по плану с опорой (зрительной и вербальной)

Виды зрительных опор для пересказа Иллюстрации Сюжетные серии Набор предметных картинок к тексту Символы и пиктограммы

Виды вербальных опор Деформированный текст Подсказка первой фразы Опорные слова Опорные фразы

Виды пересказа Коллективный с с обсуждением вариантов фраз Выборочный –пересказ фрагментов По цепочке С элементами драматизации С изменением повествующего лица

По характеру литературного жанра рассказы бывают Описательные Повествовательные Рассуждения (в дошкольном возрасте не используются)

Рассказы по восприятию Повествовательные рассказы по серии сюжетных картинок Повествовательные рассказы по сюжетной картине Описательные рассказы по предметной картинке или предмету Рассказы по представлению Рассказы по воображению

Рассказы по представлению Носят произвольный характер Имеют менее чёткую композицию Зависят от объёма знаний ребёнка Темы взяты из жизни детей

Рассказы по воображению Требуют развития воображения Требуют образного мышления Требуют моделирования сюжета и композиции Могут различаться по степени сложности: -придумывание конца рассказа - составление рассказа по аналогии - составление рассказа по готовому сюжету - составление рассказа на заданную тему

Речевые тренинги Лексические упражнения -подбор признаков и действий к предметам - подбор синонимов и антонимов - подбор родственных слов Грамматические упражнения - формо- и словообразование - восстановление деформированных фраз -составление предложений Постоянный фонематический контроль Совершенствование диалогической речи - упражнения в ответах и вопросы различной сложности

Структура занятия Подготовительная работа Беседа, проблемные вопросы Рассматривание картинки Составление плана описаний Составление описания по плану Повторение рассказа (по цепочке, фрагментарно).