Влияние внешних и внутренних факторов на процесс образования студентов Автор: Михайлов Николай БОУ ЧР СПО ЧЭМК Научный руководитель: преподаватель высшей.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Психология юности (от 18 до 23 лет). Основные понятия «Субъектность человека проявляется в его деятельности, особой активности, посредством которой человек.
Advertisements

Мотивация учебной деятельности студентов. Основные мотивы поступления в вуз желание находиться в кругу студенческой молодежи, большое общественное значение.
Психологические факторы эффективности адаптации первоклассников.
Цели и задачи: Сформировать общее представление о способах овладения будущей профессией через составление схемы личного профессионального плана ; Определить.
Психологические особенности старшего школьного возраста Задача возраста – формирование идентичности Ведущая деятельность – учебно-профессиональная Ориентация.
Экономическое воспитание и культура профессионального самоопределения личности.
МОТИВАЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. Выбор профессии педагога, решение поступить в педагогический вуз, стать учителем – начальный этап длительного.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Программа социокультурной внеаудиторной воспитательной деятельности по профессии «Повар, кондитер»
Мотивация как главное условие успешной учебной деятельности Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту.
Содержание педагогической деятельности в социальной работе Педагогическое мастерство- комплекс свойств личности, обеспечивающий ей высокий уровень самоорганизации.
Мотивация учения безработных. Безработные граждане - это особая социальная группа, лишенная такой ценности, как работа, и связанных с ней престижа, материального.
Мотивация в обучении Мотивационный компонент познавательной активности.
Психологические закономерности формирования личности в тренировочном процессе.
УЧРЕЖДЕНИЕ «РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ПРОФОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ» ПРАВИЛА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ (в помощь выбирающему профессию)
«Психологический аспект в социализации студентов первого года обучения»
Формирование положительной мотивации у учащихся в процессе обучения иностранному языку на уроках и во внеурочной деятельности Формирование положительной.
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА КАК ФАКТОР ПРОДУКТИВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ Выпускная квалификационная работа Выполнил: Усольцева.
Психологическое сопровождение процесса самоопределения старшеклассников Выполнил: педагог-психолог ГБОУ Борского психологического центра Колесникова Н.Ю.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Транксрипт:

Влияние внешних и внутренних факторов на процесс образования студентов Автор: Михайлов Николай БОУ ЧР СПО ЧЭМК Научный руководитель: преподаватель высшей категории Коренкова Татьяна Сергеевна

Оглавление ВВЕДЕНИЕ ……………………………… … СУЩНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ПОЛУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ …..…… АДАПТАЦИЯ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В КОЛЛЕДЖЕ УЧЕБНАЯ ГРУППА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ……… ………….… ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ…....…….....…...…… САМООРГАНИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ ……....….....…...… УЧЕБНЫЙ СТРЕСС……………..………………… ВОЗРАСТ СТУДЕНТА……………………….…… ………….9 8. ВЫВОДЫ …………………………………….……

Введение В современных социально-экономических условиях, когда обществу требуются социально мобильные, способные к реализации своих возможностей специалисты, происходит глубокое реформирование образования. В техникумах и колледжах, и даже в ВУЗах больше внимания уделяется образованию студентов, их обучению, а не самому процессу получения знаний. Получение образования - непростой процесс, и во многом зависит не столько от его организации в данном учебном заведении, сколько от самого студента и его способности к адаптации к новым условиям.

1. Сущность проблемы получения знаний На успешность обучения студентов влияют многие факторы: материальное положение, возраст, семейное положение; материальное положение, возраст, семейное положение; состояние здоровья; состояние здоровья; уровень доколледжской подготовки, владение навыками самоорганизации, планирования и контроля своей деятельности (прежде всего учебной); уровень доколледжской подготовки, владение навыками самоорганизации, планирования и контроля своей деятельности (прежде всего учебной); мотивы выбора учебного заведения, адекватность исходных представлений о специфике обучения в колледже; мотивы выбора учебного заведения, адекватность исходных представлений о специфике обучения в колледже; форма обучения, наличие платы за обучение и ее величина, организация учебного процесса в колледже, материальная база учебного заведения; форма обучения, наличие платы за обучение и ее величина, организация учебного процесса в колледже, материальная база учебного заведения; уровень квалификации преподавателей; уровень квалификации преподавателей; престижность учебного заведения; престижность учебного заведения; индивидуальные психологические особенности студентов. индивидуальные психологические особенности студентов.

Успешность обучения молодежи, особенно на первом и втором курсах зависит от личностных качеств абитуриентов, их ориентации на учебу и приобретение профессии. Поступая в колледж, первокурсник входит в совершенно новый для него мир. Весь период обучения в колледже предполагает постоянное межличностное общение. Успешность студенческой жизни молодого человека зависит от того, насколько хорошо он смог адаптироваться ко всему новому.

2.Адаптация к условиям обучения в колледже Своевременная адаптация студента к условиям обучения в колледже является предпосылкой для успешной учебной деятельности. Именно на первом курсе формируется его отношение к учебе, к будущей профессиональной деятельности, продолжается "активный поиск себя". От того, как долго по времени происходит процесс адаптации, зависят текущие и предстоящие успехи студентов. Проходит немало времени, прежде чем студент приспособится к требованиям обучения в колледже.

3. Учебная группа обучающегося Учебная группа - это одна из разновидностей малых групп, своего рода ячейка института социализации, в роли которого выступает учебное заведение. Система организации обучения построена таким образом, что учебные группы формируются случайным образом, объединяя в единые коллективы личности, имеющие разный социальный статус, интеллектуальный уровень, разные стереотипы поведения и общения, и личностные качества. Учебная группа играет немалую, даже можно сказать, значительную роль в развитии положительных качеств. Чем сплочённее и дружнее группа, тем эффективней она работает на развитие каждой личности.

4. Профессиональная мотивация. Конкурсный отбор абитуриентов в ССУЗы отражает примерно одинаковый уровень общих интеллектуальных способностей (одинаковые способности). На первое место выступает фактор профессиональной мотивации. Одну из ведущих ролей в формировании успевающих и неуспевающих начинает играть система внутренних побуждений личности к учебно-познавательной деятельности в ССУЗе. Если студент правильно оценивает профессию, считает её достойной и значимой для общества, то это положительно влияет на процесс его обучения. В структуре профессиональной мотивации решающее значение имеет отношение обучаемого к профессии.

5. Удовлетворенность профессией Удовлетворенность профессией обусловлена интересами и склонностями, установками и ценностями личности учащегося, а также особенностями его характера. Низкая удовлетворённость профессией - причина текучести кадров, отрицательных экономических последствий. Высокая удовлетворённость обусловливает и психическое здоровье и высокий уровень профессионализма. Удовлетворённость выбранной профессией зависит от её объективного признания и от субъективного понимания учащимися общественной важности профессии.

6. Самоорганизация студентов Решающее значение в процессе обучения должно принадлежать контролю со стороны студента за собственными действиями, полному осознанию им целей и следствий своей деятельности. Нужно задуматься о том, чтобы студент овладел не только всеми данными ему знаниями, но также умел приобретать их в процессе самостоятельной деятельности, осуществляя целенаправленное профессиональное саморазвитие. Для формирования у студентов готовности к учебной самоорганизации необходимы внешнее педагогическое воздействие и внутренний процесс развития готовности к этой деятельности, определяющейся необходимыми условиями, постановкой целей, планированием самообразования, организованным самоконтролем, которые способствуют саморазвитию личности студента как специалиста.

7. Психологические и психофизиологические особенности студентов Особенности процессов возбуждения и торможения человека выступают в качестве физиологической основы темперамента. Под последним имеется в виду совокупность формально-динамических (силовых и скоростных) характеристик поведения человека, не зависящих от содержания деятельности и проявляющихся в трех сферах: моторике; моторике; эмоциональности; эмоциональности; общей активности. общей активности.

Для людей с разным типом темперамента одни условия являются более благоприятными для успешного обучения, а другие – неблагоприятными. Организационные формы обучения в современных колледжах более благоприятны для людей с сильной и подвижной нервной системой. Поэтому среди них больше тех, кто хорошо учится, чем среди имеющих слабую и инертную нервную систему. Выделяют следующие трудности студентов со слабой нервной системой: длительная, напряженная, ответственная работа; длительная, напряженная, ответственная работа; работа после неудачного ответа, оцененного преподавателем отрицательно; работа после неудачного ответа, оцененного преподавателем отрицательно; работа в шумной, неспокойной обстановке; работа в шумной, неспокойной обстановке; работа у вспыльчивого, несдержанного преподавателя и т.п.. работа у вспыльчивого, несдержанного преподавателя и т.п..

8. Учебный стресс Стресс, испытываемый студентами, может сказываться на обучении, что препятствует академической успеваемости. Студенческая жизнь полна чрезвычайных и стрессовых ситуаций, поэтому студенты часто испытывают стресс и нервно-психическое напряжение. В основном у студентов стресс развивается из-за большого потока информации, чаще, как правило, в период сессии. Его в учебном процессе необходимо регулировать. Стресс в студенческой деятельности представляет собой повседневные перегрузки. Стресс - это неотъемлемая часть повседневной жизни каждого студента.

9. Возраст студента Если посмотреть на студента как на личность, то возраст лет это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально- трудовых и др. Преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентации, с одной стороны, интенсивное формирование специальных способностей в связи с профессионализацией с другой, это возраст становления характера и интеллекта. Студенческий возраст характеризуется и тем, что в этот период достигаются многие оптимальности развития интеллектуальных и физических сил. Непрерывно возрастающие творческие возможности, развитие интеллектуальных и физических сил, которые сопровождаются и расцветом внешней привлекательности.

Учебный процесс нуждается в управлении на всех этапах подготовки студента и является одним из основополагающих факторов в повышении эффективности обучения. Постоянный контроль знаний является неотъемлемым требованием в обучении студентов. Любая деятельность, в том числе и учебная, протекает более эффективно и даёт качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигать к намеченной цели. Выводы Каждый студент это отдельная личность, которая живет каждый по-своему, но под влиянием окружающих внешних факторов.

Результаты ответов опрошенных студентов:

При анализе данных студентами ответов мы пришли к выводу, что ведущими учебными мотивами у студентов являются профессиональные и престижа личности, менее значимы получение диплома о высшем образовании и познавательная деятельность. На разных курсах роль мотивов меняется. На первом курсе ведущий мотив - профессиональный, на втором престиж личности студента, на третьем и четвертом курсах - оба этих мотива, на четвертом - еще и прагматический. На успешность обучения в большей степени влияют профессиональный и познавательный мотивы. Прагматические мотивы в основном характерны для слабоуспевающих студентов.