В последнее время религиозная ситуация в современной России коренным образом стала изменяться. Наблюдаемое явление современная элита определяет как «возрождение.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их.
Advertisements

МОРАЛЬ 9 класс. Мораль (от лат. нравственный, относящийся к нраву, характер) – совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека,
Духовная жизнь человека. Урок по обществознанию в 10 классе
Презентация на тему: «Человек как духовное существо» «Чем больше живёшь духовной жизнью, тем независимее от судьбы, и наоборот ». Л. Н. Толстой (
Цель работы доказать, что обеспечение прав человека в нашей стране сегодня- просто жизненно необходимо.
Презентация на тему: «Н.В. Гоголь и его время». Среди замечательных деятелей русской и мировой литературы почетное место принадлежит Николаю Васильевичу.
Сфера духовной культуры Цель урока – освоить понятия: душа, дух духовность, духовная жизнь, духовная культура, культура. уметь – характеризовать духовную.
Презентация на тему: «Человек как духовное существо» Выполнила: Выполнила: ученица П-10 класса МОУ Лицей 2 Ванеева Татьяна Учитель Суслин Дмитрий Юрьевич.
Проблема кризиса культуры И её осмысление в экзистенциализме, фрейдизме, неофрейдизме.
Челябинская государственная академия культуры. «Русская культура и государственная культурная политика.» Тема: «Образы русской классики и духовности.»
Смысл слова «религия» Особенности религиозной веры МНЕНИЯ религия (лат. relegere)- «относиться с особым почтением» религия (лат. глагол religare)- «связывать»,
4. Человек как духовное существоДуховность - это высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, мотивом и смыслом жизни и деятельности которой.
Портреты эпохи Просвещения Портреты эпохи Просвещения.
Общественное сознание. ПЛАН: Сущность и особенности общественного сознания. Структура общественного сознания. Общественная психология и идеология. Индивидуальное.
декабристская философия ; философия западников и славянофилов ; философия Чаадаева ; политическая философия консерваторов ( монархистов ), либералов и.
Роль и значимость ОПК в воспитании детей и молодёжи.
Духовный мир человека и деятельность. Деятельность в сфере духовной культуры.
Духовный мир человека и деятельность Мировоззрение, убеждение, вера Серга Г., Сумарокова Д. 10 «А»
Тема: «Роль морали в МО. Международная политика поддержания мира.» Айтимбет Л.И.
Владимир Соловьев родился 16 января 1853 года в семье знаменитого русского историка и профессора Московского университета Сергея Соловьева. По совету.
Транксрипт:

В последнее время религиозная ситуация в современной России коренным образом стала изменяться. Наблюдаемое явление современная элита определяет как «возрождение духовности», либо как «мода на религию». Стало уже общим мнение, что движущей силой духовного возрождения современного общества должны стать традиционные религии: христианство, ислам, буддизм. За основу берётся суждение, что религия является фундаментом культуры народа. Но есть представители интеллигенции, которые задумываются о том, возможно ли в обществе, проникнутом религиозными настроениями, обеспечить свободу выбора: быть в лоне церкви или «исповедовать» атеистическое мировоззрение. Данный выбор является одним из важнейших элементов демократического общества. Мало того, утверждают, что в современном мире резко пошатнулась популярность атеистических идей, а в российском обществе атеизм и атеистов вообще более не существует и не стоит публично, привлекая средства массовой информации серьезно заниматься этим вопросом. В настоящей работе, мы не преследуем цель, выявить противоречия между современным богоборчеством и нигилизмом. На наш взгляд, более интересен другой вопрос: как атеизм, претендовавший на пересмотр этических норм, нравственных ценностей на протяжении многих исторических эпох, сумел проявить себя в художественной культуре.

Рассмотреть проявления атеистического мировоззрения в мировой художественной культуре

1)Изучить историю возникновения и развития атеизма 2)Выявить основные принципы атеистического мировоззрения 3)Проследить влияние атеистического мировоззрения на художественные произведения различных исторических эпох 4)Раскрыть нравственную и гражданскую позицию авторов художественных произведений.

Атеизм (франц. atheisme - от греч. atheos - безбожный), исторически разнообразные формы отрицания религиозных представлений, культов и утверждение самоценности бытия мира и человека. Современный атеизм рассматривает религию как иллюзорное сознание. Возник атеизм в глубокой древности как уничижительный эпитет, применявшийся к любому человеку или учению, находившемуся в конфликте с установившейся религией. В раннем древнегреческом языке прилагательное θεος (от «без» + θεός «бог») означало «безбожный». В V веке до н. э. слово стало означать намеренное, активное безбожие и приобрело смысл «разорвавший отношения с богами», «отрицающий богов, безбожник» вместо прежнего значения σεβής «нечестивый».

1) собственно атеизм, или, как ещё говорят, антитеизм отрицание существования Бога 2) отрицание существования потустороннего мира, сверхъестественных сил и существ, признание ложности оккультных наук и суеверий 3) неприятие морально-этической стороны религии, а также её эстетических представлений, религиозных ценностей и норм, религиозных традиций, которым противопоставляются гуманистические принципы человека как высшей ценности 4) отрицание авторитета церкви и священнослужителей (антиклерикализм)

Вопреки распространённому мнению, согласно которому религия изначально присуща человеческой природе, а атеизм представляет собой заблуждение, начавшееся лишь с эпохи Просвещения, первые сведения о неверующих относятся к древности. Упоминания о них содержатся уже в Библии ("Сказал безумец в сердце своем: "нет Бога"), а случаи просто скептического отношения к конкретным религиозным представлениям отмечены на заре человеческой истории, в Древнем Вавилоне и Египте. Древние Египтяне, согласно свидетельствам Геродота, были самым богобоязненным и религиозным народом древнего мира.

Тела исчезают, другие пребывают, так со времен предков! Цари, которые были до нас, покоятся в их пирамидах. Те же, которые строили гробницы, их мест погребения нет. Что сделалось с ними? Я слышал речи Имхотепа и Хардедефа, чьими словами говорят все. А что их места погребения? Их стены разрушены, их мест нет, как не бывало. Никто не приходит оттуда, чтобы рассказать, что с ними, чтобы рассказать об их пребывании, чтобы успокоить наше сердце до того, как вы пойдете туда, куда ушли они. Будь радостен, чтобы заставить забыть свое сердце, что тебя похоронят. Следуй своему сердцу, пока ты живешь! Возлагай мирру на голову свою, одевайся в тонкие полотна, умащайся чудесными, истинными мазями царей! Умножай удовольствия, которые ты имеешь, и не давай поникнуть своему сердцу. Следуй желанию его и благу своему! Совершай дела твои на земле по велению своего сердца и не печалься до того, как придет к тебе день оплакивания. Не слышит воплей тот, чье сердце успокоилось, оплакивания никого не спасают из подземного мира. Проводи день радостно, не унывай из-за этого. Ведь никто не уносит своего добра с собой. Ведь никто не вернулся, кто ушел.

Культура Древней Греции отражает значительный атеистический опыт, используемый в последующие эпохи. Атеистические представления древних греков наиболее ярко отразились в философии Что касается искусств в Древней Греции, то атеистические настроения древних греков отразились в трагедиях Эсхила «Прикованный Прометей», Еврипида «Беллерофонт», «Иона», «Электра» и в комедиях Аристофана «Птицы», «Богатство», «Лягушки».

С наступлением эпохи средневековья получает распространение расширенное понимание атеизма: безбожником объявляется вообще всякий еретик, свободомыслящий или приверженец нетрадиционной религии. В истории средневековья мы не найдем последовательно атеистических учений, отрицавших бытие Бога вообще; возможно, это тоже сыграло свою роль в изменении смысла понятия атеизм.

Эпоха Возрождения, видимо, оказалась самой важной в развитии атеистических идей, по крайней мере для Европы. Огромной силы удары обрушили на религию научные открытия рассматриваемой эпохи. Католическая церковь боролась не только против научного объяснения картины мира, но и c сатирическими художественными произведениями, в которых беспощадно высмеивались тунеядство, паразитизм, чревоугодие, духовенства.

«Монах торговец индульгенциями». Средневековая картинка

«Папистская пирамида». Голландская сатирическая гравюра XVI в.

Новое время – эпоха торжества разума и науки. Средневековая культура стремилась согласовать веру и разум или даже подчинить разум вере. Новое время отменяет авторитет религии, все подвергает критике, утверждает безграничность возможности рационального познания. Для нового времени характерен всеобъемлющий религиозный кризис. Речь идет не только о кризисе христианства, но вообще о дискредитации религиозного сознания. Это явление связано с бурным развитием науки. Казалось, она может ответить на любые вопросы и дать человеку все, что ему нужно. Зачем тогда Бог? Поэтому религию объявляли чем-то устаревшим, бесполезным, бездоказательным.

В 19 веке атеизм захватил всю интеллектуальную элиту. И тогда религия перешла к глухой защите и обороне. Атеизм получил известность под воздействием философов – рационалистов и вольнодумцев. Многие известные немецкие философы того времени, такие как Людвиг Фейербах, Артур Шопенгауэр, Карл Маркс и Фридрих Ницше, отрицали существование божеств и были критиками религии. В России развитие свободомыслия и атеизма связано с передовой русской мыслью XIX века. У истоков его стояли революционные демократы В.Г.Белинский, А.И Герцен, Н.Г. Чернышевский, которые связывали атеизм с задачами антикрепостнической борьбы.

Фридрих Ницше назвал «смерть Бога» важнейшим событием последних столетий. Решающее обстоятельство, лежащее в основе поиска смыслов и отчаяния в 20 веке заключается в утрате Бога. Бог – это бытие и добро. Все существует и имеет смысл через причастность к Нему. Исчезновение Бога делает и мир, и культуру, и человека сомнительными, иллюзорными. Объявление Бога призраком, а веры – вредным суеверием привело к распаду единства мира и возрастанию бессмысленности. Человек ощутил себя ненужным, одиноким, заброшенным».

После победы Великой Октябрьской социалистической революции и массового отхода верующих от религии Советского Союз стал первой в мире страной массового атеизма, где право атеистической пропаганды закреплено в Конституции. Декрет от 5 февраля 1918 об отделении церкви от государства и школы от церкви положил начало действительному осуществлению свободы совести. Освобождение от религиозных предрассудков является составной частью коммунистического воспитания народа, осуществляемого партией на всех этапах социалистического строительства.

Советское искусство играло особо важную роль в преодолении религии, в частности, потому, что идейной основой советских писателей и художников является последовательное научное, атеистическое мировоззрение. Возможности искусства с точки зрения его влияния на массы огромны. Литература, кино, театр, живопись, направленные на развенчание религии, могут оказать гораздо большее влияние, чем десяток сухих и скучных брошюр или статей. С помощью искусства атеистические идеи могут пробить себе дорогу в те слои населения, до которых пока не доходят иные формы атеистической пропаганды.

Для современной России характерно увеличение интереса к религии среди широких слоёв населения, особенно среди творческой интеллигенции. Что касается атеизма, то он остается мировоззрением некоторой части населения России. Но при этом оказывается ложным представление о принципиальном различии ценностных ориентаций атеистов и верующих, следовательно, существующая между ними враждебность на самом деле беспочвенна. Многие современные атеисты понимают это и направляют свои усилия не на борьбу против религии, а на деятельность по обеспечению в нашей стране действительной свободы совести. Со стороны церкви, кстати, тоже иногда раздаются голоса в защиту атеизма, один из них принадлежит митрополиту Киевскому и Галицкому Филарету. «Если атеисту, - говорил митрополит – его мировоззрение помогает стать нравственно выше и совершеннее, духовно расти, очищать свою совесть до состояния, когда она чутко реагирует на несправедливость и является неподкупным судьей, то это хорошо»

«Лакеи могут править страной»

Как вы считаете, актуально ли в современном обществе атеистическое мировоззрение? Как вы считаете, актуально ли в современном обществе атеистическое мировоззрение? Что значит атеизм для вас? Согласны ли вы с высказыванием богослова Андрея Кураева: «Сегодня атеист – крайне редко встречающееся существо, занесенное в красную книгу»? Согласны ли вы с высказыванием богослова Андрея Кураева: «Сегодня атеист – крайне редко встречающееся существо, занесенное в красную книгу»?

К большому удивлению мы обнаружили, что художественная культура на протяжении всей истории человечества имеет очень редкие проявления атеистического мировоззрения. Атеисты чаще всего для пропаганды своего учения используют произведения, в которых на наш взгляд отражается лишь критика негативных моментов в истории религии и церкви, а художники, создававшие данные произведения, являлись верующими людьми. Наиболее полно атеизм представлен в советском искусстве XX века. В это время в Советском Союзе коммунистическая партия в идеологии утверждала разрыв советского народа с религией, отрицая авторитет церкви и священнослужителей. Таким образом, религия, как и в прошлые эпохи, сохраняет за собой роль хранительницы культуры. Идеалы добра, справедливости, любви и согласия всегда были и остаются вечными темами мирового искусства.