Именно во время спора иногда рождается истина, приходят в голову нужные решения. Сколько людей, столько и точек зрения. А где есть две уверенные в себе.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ЛОБАЧЕВА А.Ю. ЮМ 02/16 Искусство спорить. «Самое трудное в споре не столько защищать свою точку зрения, сколько иметь о ней четкое представление». Под.
Advertisements

Презентация по логике на тему: Логические основы теории аргументации. Доказательства и опровержения.
Тема 12 Предмет и задачи логики. Понятия. План: 1. Смысл и понятия «логика» 2. Основные законы и формы мышления 3. Понятия и его формы 4. Логические операции.
Психологические уловки и их употребление в речи..
Позиция автора Готовимся к ЕГЭ Презентация выполнена учителем русского языка и литературы Васьковой Ольгой Валерьевной.
Первое требование от приступающих к спору – выяснить спорную мыль, тезис. Ясность, понятность Количество Модальность Тезис Основания и доводы Связи между.
Ошибки доказательства и аргументации
Равносильность уравнений. Определение: Два уравнения называются равносильными, если их множества решений равны Два уравнения называются равносильными,
Формирование умения решать задачи.. В программе основного общего образования по математике подчеркивается, что «в ходе преподавания в основной школе …следует.
5 мифов о лидерстве подготовила психолог МОШ 16 Воропай О.И.
Аксиома параллельных прямых Геометрия 7 класс. Повторение Вставьте недостающие слова: Две прямые на плоскости называются параллельными, если . Если при.
Сочинение-рассуждение Урок русского языка в 6 классе.
Умозаключение Умозаключение 1.Умозаключение как форма мышления, его структура. 2. Дедуктивные и индуктивные умозаключения. 1.Умозаключение как форма мышления,
Россия – Восток или Запад? Пути развития России Славянофилы и западники о путях развития Росси и.
«От Ромула до наших дней» ( из истории искусства спора ) Маркова Ольга, ученица 9 класса МОУ Полянская основная общеобразовательная школа, 2007 год.
Обучение сочинению (С 2.1 или С 2.2). Выполняй все действия шаг за шагом! Помни! Необходимо правильно сделать выбор – С 2.1 или С 2.2 С 2.1 – сочинение-
Ты – словечко, я – словечко Что значит общаться? Вы ответите: «Разговаривать, спрашивать, отвечать». И вы будете правы. Но спрашивать можно по-разному,
Готовимся к ГИА. Сочинение по заданному тексту - это сочинение-рассуждение о смысле отрывка из исходного текста. Основным содержанием такого сочинения.
СОДЕРЖАНИЕ Полная и неполная индукция Принцип математической индукции Метод математической индукции Применение метода математической индукции к суммированию.
Сколько нужно спать человеку? Казалось бы, ответ на вопрос очевиден – всем известно, что мы спим треть нашей жизни, т.е. 8 часов в сутки. Однако ученые.
Транксрипт:

Именно во время спора иногда рождается истина, приходят в голову нужные решения. Сколько людей, столько и точек зрения. А где есть две уверенные в себе точки зрения, там всегда возникает спор: кто кого. Подготовил:

В тридцатых годах прошлого века русский ученый Поварнин представил научному миру знаменитую книгу «О теории и практике спора». Поварнин видел одну общую тенденцию, представлявшуюся ему чрезвычайно важной: в центр исследований, как он полагал, ставится проблема отношений. И назревшая реформа традиционной логики, по его мнению, должна идти в направлении разработки «логики отношений».

Та мысль, для обоснования истины или ложности которой строится доказательство, называется тезисом. Вокруг нее должно вращаться все доказательство. Она цель наших усилий. Вот почему первое требование от приступающего к серьезному доказательству или спору выяснить спорную мысль, выяснить тезис.

Каждый важный довод в доказательстве надо рассмотреть отдельно и тоже выяснить, так же выяснить, как мы выяснили тезис Ошибки в доказательствах бывают, главным образом, трех видов: а) или в тезисе, б) или в доводах, в основаниях, или в) в связи между доводами и тезисом, в рассуждении. В доказательство истинности или ложности тезиса мы приводим другие мысли, так называемые доводы или основания доказательства. Это должны быть такие мысли, а) которые считаем верными не только мы сами, но и тот человек или те люди, кому мы доказываем, и б) из которых вытекает, что тезис истинен или ложен.

Бесформенный же спор не имеет такого средоточия. Это самый низший из подобных видов спора. Бесформенный спор всегда беспорядочен. Сосредоточенный спор вертится около одного центра, одного средоточия, не отходя от него в стороны. Наибольшее значение при решении какого-нибудь вопроса имеют, конечно, сосредоточенные споры. Они, в свою очередь, могут вестись беспорядочно или по известному плану.

Выбор доводов определяется задачами, которые мы ставим спору. Желая проверить истину какой-нибудь мысли, мы выбираем в пользу ее самые сильные с нашей точки зрения основания. Каждый наш довод, который оказался достаточно сильным, надо заставить по возможности "отработать вполне" ("разжевать" его как следует противнику или слушателям, использовать со всех его выгодных сторон до конца, а уже затем хвататься за другой довод). Другой недостаток "размазывать" довод, останавливаться на нем дольше, чем нужно, или излагать его так многословно, что слушателям и противнику иногда нет сил терпеть.

Первая обязанность и, во всяком случае, одно из важнейших свойств хорошего спорщика уметь их выслушать, точно понять и оценить. Если доводов несколько, то надо стараться выделить порознь их, хотя бы из целого моря слов, в котором они часто разведены, облечь в краткие фразы и выяснить, как выясняли тезис, не скупясь на осведомление.

Первая обязанность и, во всяком случае, одно из важнейших свойств хорошего спорщика уметь их выслушать, точно понять и оценить. Когда противник приводит какой-нибудь довод против нашего мнения, против нашего тезиса для защиты необходимо убедиться в двух вещах: а) что довод этот истинен, правилен, б) что он действительно противоречит нашему мнению и несовместим с последним. Только при этих двух условиях из него вытекает ложность нашей мысли.

Первая обязанность и, во всяком случае, одно из важнейших свойств хорошего спорщика уметь их выслушать, точно понять и оценить. Рассматривая несовместимость довода противника с нашей мыслью, мы иногда открываем не только, что он совместим с последней, но что более того: он служит выгодным доводом в пользу нашей мысли. Довод оказывается несовместимым не столько с нашим тезисом, сколько с тезисом противника (антитезисом). Такие доводы нападения называются "самоубийственными"

Большое, нередко огромное значение в споре имеет манера спорить. Здесь тоже существует множество различных разновидностей и оттенков. Одни споры ведутся по-"джентльменски", другие по принципу: "на войне как на войне"; третьи прямо "по-хамски". Джентльменский спор самая высо­кая форма этой лестницы форм спора. В таком споре никаких непозволительных уловок не допускается. Но во многих "боевых" спорах, спорах с софистами, которые не стесняются в приемах эта манера спорить не всегда применима. "Хамский спор", прежде всего, отличается открытым неуважением или пренебрежением к мнениям противника. Спорить с противником, который придерживается этой манеры спора, без необходимости не следует.

Важное условие настоящего, хорошего и честного спора уважение к убеждениям и верованиям противника, если мы видим, что они искренни. Не следует забыть, что ложная мысль в большинстве случаев ложна только отчасти. Но не следует забывать и того, что и большинство "истин", выходящих за пределы простого обычного опыта, тоже не "чистые истины«. И мысль об этом должна постоянно смягчать самоуверенность нашего мышления и способствовать тому, чтоб относиться ко всем взглядам, даже совершенно противоположным, с полным вниманием и без пренебрежения.

«Чтобы не терять самообладания, нужно, прежде всего, иметь высокую цель, ради которой стоит спорить, готовиться к данному спору, а также чаще выступать публично, изучать логику и дело, ради которого придется спорить». Не спорить с первым встречным, а лишь с тем, кто стремится к истине.