« Тайна Марии Петровых» (исследование жизни и творчества ярославского поэта Марии Сергеевны Петровых) Автор учащаяся 11 класса Андреевской средней школы Андреевской средней школы Демидова Екатерина
Цель работы Исследовать особенности творчества ярославского поэта Марии Сергеевны Петровых Исследовать особенности творчества ярославского поэта Марии Сергеевны Петровых Показать черты личности и характера Марии Петровых Показать черты личности и характера Марии Петровых Раскрыть тайну её безызвестности Раскрыть тайну её безызвестности Оценить роль Марии Петровых в развитии литературы Оценить роль Марии Петровых в развитии литературы
Краткая биографическая справка ПЕТРОВЫХ МАРИЯ СЕРГЕЕВНА (1908–1979) – поэт, переводчик. ПЕТРОВЫХ МАРИЯ СЕРГЕЕВНА (1908–1979) – поэт, переводчик.МАРИЯ Родилась 13 (26) марта в Норском Посаде под Ярославлем. Первые стихи написала в 6 лет. Впоследствии отозвалась о своем раннем опыте: «Я восприняла это как чудо, и с тех пор все началось, и мне кажется, мое отношение к возникновению стихов с тех пор не изменилось». С 15 лет посещала собрания Союза поэтов в Ярославле. Окончила Высшие литературные курсы в Москве (одновременно с А.Тарковским). Родилась 13 (26) марта в Норском Посаде под Ярославлем. Первые стихи написала в 6 лет. Впоследствии отозвалась о своем раннем опыте: «Я восприняла это как чудо, и с тех пор все началось, и мне кажется, мое отношение к возникновению стихов с тех пор не изменилось». С 15 лет посещала собрания Союза поэтов в Ярославле. Окончила Высшие литературные курсы в Москве (одновременно с А.Тарковским).
Особенности личности «У нее было удивительное свойство. С детства был прекрасно поставленный поэтический голос. Не было резких скачков в развитии ее дарования. Она развивалась ровно от стихотворения к стихотворению. Ей сразу все было задано небом. Потому что она была, конечно, Богом вдохновлена» (А.Тарковский)
Собственная поэтическая манера «Ни цветаевской ярости, ни ахматовской кротости», – характеризовала свой поэтический путь М.Петровых. Поэзия Петровых лишена страстного напора, лирической безмерности, свойственной творчеству Цветаевой, – в то же время она не склоняется к намеренно приглушенной, державно- величественной интонации Ахматовой. Петровых вырабатывает собственную манеру, в которой тематическая скудость сочетается с предельной точностью, графическим изяществом поэтического рисунка. В литературе Петровых прежде всего ценила лаконизм, отточенность формы, верность слова: «Дорожу в литературе лаконизмом, гармонией, скрытым огнем».
Периодизация творчества М.С. Петровых. * начало 20–30-х годов (юношеские стихи) *конец 30-х – начало 40-х (предвоенная и военная лирика) *конец 60-х – начало 70-х годов.
Поэзия 20 – 30 годов Стихов ты хочешь? Вот тебе- Прислушайся всерьёз, Как шепелявит оттепель И как молчит мороз. Как воробьи, чирикая, кропят следками снег И как метель великая Храпит в сугробном сне. Белы надбровья веточек, Как затвердевший свет… Февраль маячит светочем предчувствий и примет. Февраль! Скрещенье участей, Каких разлук и встреч! Что б ни было – отмучайся, Но жизнь сумей сберечь. Поэзия Петровых обращена к тайнам душевной жизни. Основные мотивы ее лирики : – путь души, поиск правды, неминуемость судьбы, «злая невзгода», выпавшая на долю предвоенного и военного поколения – путь души, поиск правды, неминуемость судьбы, «злая невзгода», выпавшая на долю предвоенного и военного поколения - особость своей судьбы, невозможность «пройти наизусть»: (Жизнь моя, где же наша дорога? / Ты не из тех, что идут наизусть) - особость своей судьбы, невозможность «пройти наизусть»: (Жизнь моя, где же наша дорога? / Ты не из тех, что идут наизусть) - в диалог с жизнью, с судьбой вплетается признание творческой муки сладчайшей отрадой жизни (Стихов ты хочешь. Вот тебе) - в диалог с жизнью, с судьбой вплетается признание творческой муки сладчайшей отрадой жизни (Стихов ты хочешь. Вот тебе) - обращения к дочери, проникнутые нежностью и теплотой женственности. - обращения к дочери, проникнутые нежностью и теплотой женственности.
Поэзия 30 – 40 годов Поэзия 30–40-х годов выразила боль трагедии: сталинский террор, потери военного времени Поэзия 30–40-х годов выразила боль трагедии: сталинский террор, потери военного времени война с фашистской Германией предстает в обобщенном образе «злого бедствия», пронзающего болью человеческое сердце война с фашистской Германией предстает в обобщенном образе «злого бедствия», пронзающего болью человеческое сердце Одухотворенная надеждой печаль – таково основное настроение лирики Петровых военных лет. Одухотворенная надеждой печаль – таково основное настроение лирики Петровых военных лет.
Поэзия годов – взлёт поэтического дарования Ее поэзия обращена к трагической судьбе одаренной личности, роковым минутам отечества, горечи потерь. Много стихотворений этого периода посвящено А.Ахматовой, Б.Пастернаку, О.Мандельштаму Ее поэзия обращена к трагической судьбе одаренной личности, роковым минутам отечества, горечи потерь. Много стихотворений этого периода посвящено А.Ахматовой, Б.Пастернаку, О.Мандельштаму Талант Петровых проявился в оживлении, обогащении элементарных категорий душевной жизни: ненависть, нежность, правда... Талант Петровых проявился в оживлении, обогащении элементарных категорий душевной жизни: ненависть, нежность, правда... В лирике Петровых обновилась выразительность многих образов: стихии – «влюбленные в человека силы», ненависть – пустыня, поэт – затворник «неприютной норы» и т.д. В лирике Петровых обновилась выразительность многих образов: стихии – «влюбленные в человека силы», ненависть – пустыня, поэт – затворник «неприютной норы» и т.д. А.Тарковский называл тайной поэзии Петровых тайну «обогащенного слова»: А.Тарковский называл тайной поэзии Петровых тайну «обогащенного слова»: «На первый взгляд, язык поэзии Марии Петровых – обычный литературный русский язык. Делает его чудом в ряду большой нашей поэзии способность к особому словосочетанию, свободному от чьих бы то ни было влияний. У нее слова загораются одно от другого, соседнего, и свету их нет конца». «На первый взгляд, язык поэзии Марии Петровых – обычный литературный русский язык. Делает его чудом в ряду большой нашей поэзии способность к особому словосочетанию, свободному от чьих бы то ни было влияний. У нее слова загораются одно от другого, соседнего, и свету их нет конца».
Основные темы лирики Тема природы Тема природы Тема любви Тема любви Тема Великой Отечественной войны Тема Великой Отечественной войны
Спасибо за внимание ! Источники информации: Источники информации: Издания: Петровых М.С. Черта горизонта: стихи и переводы. Воспоминания о М.Петровых. Ереван, 1986; Избранное. М., 1991; Домолчаться до стихов. М., 1999; Прикосновение ветра. М., Издания: Петровых М.С. Черта горизонта: стихи и переводы. Воспоминания о М.Петровых. Ереван, 1986; Избранное. М., 1991; Домолчаться до стихов. М., 1999; Прикосновение ветра. М., Мария Петровых. Костёр в ночи. Ярославль, 1991, Верхнее-Волжское книжное издательство. Мария Петровых. Костёр в ночи. Ярославль, 1991, Верхнее-Волжское книжное издательство. Мария Петровых "Домолчаться до стихов: Стихотворения.» Москва, "ЭКСМО-пресс", 1999 г., 432 с., Мария Петровых "Домолчаться до стихов: Стихотворения.» Москва, "ЭКСМО-пресс", 1999 г., 432 с., Рецензия Бориса Евсеева в "Книжном обозрении" ( 32, ): Рецензия Бориса Евсеева в "Книжном обозрении" ( 32, ):