Природа как ценность. Антропоцентризм и натуроцентризм.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
АНТРОПОЦЕНТРИЗМ И НАТУРОЦЕНТРИЗМ Фундаментальные направления в понимании сути взаимодействия человека и природы АНТРОПОЦЕНТРИЗМ НАТУРОЦЕНТРИЗМ.
Advertisements

Автор Данилина Анастасия ученица 10 в класса. часть земной природы, в той или иной степени измененная человеческим обществом, с которой общество в данный.
Филосовский взгляд на природу Презинтацию подготовил Ученик 11 А класса Земляков Егор.
Экологическое сознание Составила: Садовская Д.И. Учитель биологии и экологии МБОУ «Патракеевская ООШ»
Антропоцентрическое и экоцентрическое экологическое сознание. Составила: Садовская Д.И. Учитель биологии и экологии МБОУ «Патракеевская ООШ»
РЕФЕРАТ по Обществознанию ПРИРОДА И ОБЩЕСТВО. ВВЕДЕНИЕ Природа воздействует на развитие общества и как среда обитания. Однако общество неотделимо от природы.
ЧЕЛОВЕК. ИНДИВИД. ЛИЧНОСТЬ.. Вопрос о происхождении и сущности человека по-разному решается наукой и религией, хотя между ними и появляются сегодня точки.
Философские теории воли. Воля как волюнтаризм. А.Шопенгауер. Философские теории воли. Воля как волюнтаризм. А.Шопенгауер.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Русские религиозные философы «серебряного века». Николай Онуфриевич Лосский ( )
Философия XIX и XX вв. 1.Классическая философия XIX в. 2.Неклассическая философия XIX в. 3.Особенности философии ХХ в.
1.Что такое мораль? Для чего она необходима? 2.Охарактеризовать основные категории морали. 3.Что такое долг? В чём состоит долг человека: перед обществом,
Владимир Соловьев родился 16 января 1853 года в семье знаменитого русского историка и профессора Московского университета Сергея Соловьева. По совету.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Вклад Маркса в развитие социологии Камиль Раджабов Дмитрий Хмыров } 3 МО 9 гр.
Социология изучает социальную структуру общества, социальные группы, культурную систему, тип личностей, повторяющиеся социальные процессы, происходящие.
Знание и сознание Урок обществознания Урок обществознания 10 класс, профильный уровень Разработала Ларина Виктория Георгиевна.
Тема 1.3. Виды знаний.. Проверка домашнего задания (темы 1.1 и 1.2)
План. 1.Общее понятие системы. 2.Характерные черты общества как системы. 3.Основные сферы общественной жизни. 4.Социальные институты.
Проблемная лекция преп.Жоломановой А.Х. на тему: Философия в культуре Ренессанса и Реформации.
Транксрипт:

Природа как ценность. Антропоцентризм и натуроцентризм

Природу легче всего подчинить, повинуясь ей. Фрэнсис Бэкон

Основные направления в понимании сути взаимодействия человека и природы АНТРОПОЦЕНТРИЗМНАТУРОЦЕНТРИЗМ

Антропоцентризм В философии под антропоцентризмом понимается воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания. Оно присутствует в общественном сознании, начиная с классической античности, и приобретает центральное место в идеологии Нового времени.

Основные особенности антропоцентризма 1. Высшую ценность представляет человек. Лишь он самоценен, все остальное в природе ценно лишь постольку, поскольку оно может быть полезно человеку. Природа объявляется собственностью человечества. 2. Иерархическая картина мира. На вершине пирамиды стоит человек, несколько ниже вещи, созданные человеком и для человека, еще ниже располагаются различные объекты природы. 3. Целью взаимодействия с природой является удовлетворение тех или иных прагматических потребностей, т. е. получение определенного « полезного продукта ». Сущность его выражается словом « использование ». 4. Характер взаимодействия с природой определяется своего рода « прагматическим императивом »: правильно и разрешено то, что полезно человеку и человечеству. 5. Этические нормы и правила действуют только в мир людей и не распространяются на взаимодействие с миром природы. 6. Дальнейшее развитие природы мыслится как процесс, который должен быть подчинен процессу развития человека.

Идеи антропоцентризма в концепции христианской морали ( Б. Калликотт ) 1. Бог царство священного и таинственного олицетворяет природу. 2. Человек создан по образу и подобию Божьему и тем самым обособлен от всей остальной природы. 3. Бог предоставил человеку управление природным миром. 4. Бог заповедал человеку размножаться и покорять природу. Богоподобие человека является основанием для него считать себя высшей ценностью. Поскольку природные объекты лишены богоподобия, они считаются морально несовершенными. В лучшем случае за ними признается инструментальная ценность. 5. Все сказанное было закреплено в аристотелетомистской телеологии : рациональная жизнь гарант существования природы ; неразумные вещи существуют лишь в качестве средства для поддержания наделенного разумом человека.

Идеи К. Маркса и Ф. Энгельса в трудах « Капитал » и « Диалектика природы » ( на рубеже XIX и XX вв.) С позиции диалектического материализма в этих работах подчеркивалось, что человек не в состоянии отменить или изменить законы природы они объективны и действуют помимо его воли. Человек не может господствовать над природой, он принадлежит ей и находится внутри нее. Господство человека над природой есть не что иное, как деятельность, основанная на использовании ее законов. К. Маркс писал : « Человеческие проекты, не считающиеся с великими законами природы, приносят только несчастье ».

Натуроцентризм Направление выделяется довольно условно, тем не менее первые наброски такого подхода можно найти как в религиозных системах, например, в комплексе даостско - буддистского миропонимания, так и в философии. В идеях Франциска Ассизского, сформулировавшего альтернативный взгляд на природу : вера в добродетель смирения не только отдельного человека, но и человечества в целом он низводит человека с его трона монархического господства над каждой тварью и устанавливает демократию между всеми формами жизни утверждается духовная самоценность всего, что есть в природе человек должен признать эту самоценность и не вмешиваться своей деятельностью в естественный ход событий (5 июля октября 1226)

При всей полярности отмеченные подходы имеют между собой общие черты. В них природа рассматривается как нечто внешнее по отношению к человеку. В логике подобной дихотомии развивается анализ двух основных способов существования человека : обладания и бытия, осуществляемый Э. Фроммом в книге « Иметь или быть ». Э. Фромм приводит два стихотворения. Первое принадлежит перу английского поэта XIX в. Теннисона : Возросший средь руин цветок, Тебя из трещин Древних извлекаю, Ты предо мною весь вот корень, стебелек, здесь, на моей ладони. Ты мал, цветок, но если бы я понял, Что есть твой корень, стебелек, и в чем вся суть твоя, цветок, Тогда я Бога суть и человека суть познал бы. Автором второго стихотворения является японский поэт XVII в. Басе : Внимательно вглядись ! Цветы « пастушьей сумки » Увидишь под плетнем ! Связь антропоцентризма и натуроцентризма

Заключение Сегодня находит отражение реализация идеи гармонии человека с природой : подходить к природе с точки зрения интересов всего человечества, при этом имея в виду не только интересы нынешнего поколения, но и грядущих поколений людей ; проявлять заботливость, бережливость и разумность по отношению ко всем природным ресурсам, сводить к минимуму вред, наносимый живым творениям природы и всем другим. В этом смысле наглядным примером служит стихотворение И. В. Гёте « Нашел », которое приводит Э. Фромм в своей книге. Бродил я лесом... В глуши его Найти не чаял Я ничего. Смотрю, цветочек В тени ветвей, Всех глаз прекрасней, Всех звезд светлей. Простер я руку, Но молвил он: «Ужель погибнуть Я осужден?» Я взял с корнями Питомца рос И в сад прохладный К себе отнес. В тиши местечко Ему отвел, Цветет он снова, Как прежде цвел. И. В. Гёте « Нашел »

Спасибо за внимание