Фразеология – душа всякого национального языка Фразеология – душа всякого национального языка.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Страна Фразеология. Проблема Украшают ли фразеологизмы нашу речь? Нужны ли они? Когда их уместно употреблять?
Advertisements

Страна Фразеология Проект учеников 6А класса МОУ СОШ 2 г. Красноармейска Московской области.
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Фразеологизмы. Использование фразеологизмов в речи. Выполнила работу: ученица IV «Б» класса Агаркова Валерия. Руководитель:
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Фразеологизмы. Использование фразеологизмов в речи современных школьников. Выполнили работу: ученица 5 класса Ветрова Екатерина,
«Почему мы так говорим или «крутая речь?» Автор: Гапон Ксения, ученица 4 А класса МБОУ СОШ 6 Руководитель: Шелест ЕВ., учитель начальных классов.
правила речевого поведения, система "вежливых" слов и выражений в определенных ситуациях общения, которые присутствуют в разных национальных культурах.
Учебный проект по русскому языку «Экология языка – экология культуры» Руководитель Миронова М.А.
Роль фразеологизмов в русском языке Работу подготовили учащиеся 5Л класса: Празян Кристина, Савина Юлия, Комаров Дмитрий, тхакохов Руслан.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 30» Проектно- исследовательская работа Интересная фразеология.
Живые свидетели прошлого Автор: Тареев И. 6 класс.
«ВЕЛИК И МОГУЧ РУССКИЙ ЯЗЫК В УМЕЛЫХ УСТАХ».. Эпиграф Гаснет русская словесность Разговорная краса; Отступают в неизвестность Речи русской чудеса. Сотни.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ: 1) УЗНАТЬ ОБ ИСТОРИИ ПОЯВЛЕНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ; 2) ОПРЕДЕЛИТЬ КАКИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ НАИБОЛЕЕ ЧАСТО УПОТРЕБЛЯЮТСЯ В БАСНЯХ; 3) СОСТАВИТЬ.
В середине XX века ученые-лингвисты заметили, что кроме огромного количества слов, составляющих язык, есть еще особый пласт - несколько десятков тысяч.
ГОУ СОШ 367 Богданова Наталья Васильевна Лексика. Фразеологические обороты.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Тогурская начальная общеобразовательная школа» «Фразеологизмы о животных в рисунках детей» Выполнили:
И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово... А.А. Ахматова Подготовила учитель русского языка Котова Марина Викторовна.
МАОУСОШ 1 Г.Немана. Работу выполнила Ученица 8 класса «А» Нормантас Ирина.
Фразеологизмы и их роль в произведении А.С. Пушкина «Повести Белкина» (на примере повести «Метель» и «Барышня-крестьянка») Научно-исследовательская работа.
Основополагающий вопрос: «Зачем нам нужны фразеологизмы?» Вопросы темы учебной программы: Фразеология как раздел науки о языке Фразеология как раздел.
Ни один день нашей жизни не обходится без общения с родителями, друзьями, одноклассниками. При рассказе о каком – то событии часто простых слов бывает.
Транксрипт:

Фразеология – душа всякого национального языка Фразеология – душа всякого национального языка

Причиной обращения к теме является желание лучше узнать историю языка, овладеть такими средствами языка как фразеологические обороты. Актуальность темы заключается в неослабевающем интересе к фразеологизмам русского языка и, конкретно, к их происхождению. В школе данной теме уделяется мало времени, знакомство с фразеологизмами проходит поверхностно, поэтому мы решили подробнее изучить этот раздел русского языка. Цель исследования - выяснение того, как национальная окраска фразеологизмов помогает понять некоторые особенности менталитета (Ментальный – относящийся к уму, к умственной деятельности) русского народа. Предмет исследования: русские фразеологизмы

Цель, объект и предмет исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач: выяснить, как фразеологические обороты связаны с русской культурой, а значит и с душой народа; попытаться выявить некоторые причины возникновения фразеологизмов со словом ДУША; выяснить, как история отражается во фразеологии. Гипотеза исследования базировалась на предположении о том, что учащиеся изучали, слышали или интуитивно определят значения данных фразеологизмов.

План работы Вступление Основная часть Источники фразеологизмов Язык – душа народа и хранитель культуры Фразеологизмы со словом ДУША История России во фразеологии Место фразеологизмов в речи современников. Приложения. Заключение.

Фразеологизмы – своеобразные микромиры, они содержат в себе и нравственный закон, и здравый смысл, выраженные в кратком изречении, которые завещали предки в руководство потомкам. Это душа всякого национального языка, в которой неповторимым образом выражаются дух и своеобразие нации

Ф.И. Буслаев – русский филолог, языковед. Ставил языкознание в основание науки о культуре или народном духе. Историю языка он рассматривал как народознание или прикладную историю культуры. Через все труды Буслаева проходит мысль о тесной связи языка и жизни народа, его духовной культуры.

Язык любого народа – это его историческая память, воплощённая в слове. Родной язык – душа нации. В современном мире насчитывается около 7 тысяч различных живых языков. Их число стремительно сокращается: в настоящее время происходит постоянное уменьшение численности носителей малых языков в пользу крупных и так называемых «мировых» языков, на которых говорит подавляющее большинство населения Земли. К мировым языкам относится и русский язык. Число говорящих на русском языке свыше 270 млн. человек В настоящее время очень большое значение придается изучению русского языка. Наверное, пришло время серьезно задуматься и об этом. С экранов телевизоров мы часто слышим откровенно безграмотную речь, в газетах и журналах допускаются речевые ошибки, а современная молодежь перешла на сленг. Время требует коммуникабельного, толерантного человека, а стать таковым поможет овладение основной коммуникативной функцией – грамотной речью.

Что такое фразеологизм? Почему такие объявления вызовут улыбку? Вставляю палки в колеса Обучаю игре на нервах Куплю хорошо подвешенный копченый язык

Что такое фразеологизм? Почему такие рисунки вызовут улыбку?

Фразеологизмы – это устойчивые сочетания, образующие смысловое единство и выполняющие функцию отдельного слова. Слова, составляющие фразеологизм, ВСЕ ВМЕСТЕ значат совсем не то, что они же значат по отдельности. Поэтому и вызывают улыбку приведенные объявления и рисунки В свободных словосочетаниях одно слово можно заменить другим, если оно подходит по смыслу (ср.: читаю книгу, просматриваю книгу, читаю роман, читаю повесть,). Фразеологизмы такой замены не допускают. Никому не придет в голову вместо «кот наплакал» сказать «кошка наплакала», вместо «раскинуть умом» - «разбросить умом» или «раскинуть головой».

Что же означают приведенные фразеологизмы? Вставлять палки в колеса – намеренно мешать в каком-либо деле Играть на нервах – намеренно раздражать кого-либо Язык хорошо подвешен – кто-либо умеет свободно, гладко говорить.

Все фразеологизмы русского языка можно разделить по происхождению на 2 группы: фразеологизмы русского происхождения и заимствованные. Подавляющее большинство русских фразеологизмов, о которых и пойдет речь в данной работе, возникло в самом русском языке или досталось русскому языку от языка- предка.

Истинными хранителями духовной культуры народа являются фразеологические обороты речи. Именно они напрямую связаны с культурой, они хранят информацию об истории, этнографии, национальной психологии, национальном поведении, т.е. обо всем, что составляет содержание жизни народа.

Итак, фразеологизмы прямо или опосредованно (через соотнесенность ассоциативно-образного основания с эталонами, символами, стереотипами национальной культуры) несут в себе культурную информацию о мире. Поэтому фразеологизмы своего рода «кладезь премудрости» народа, сохраняющий и воспроизводящий его характерные черты, его культуру от поколения к поколению. Фразеологизмы родились из песен, сказок, притч, пословиц русского народа: добрый молодец; горючими слезами обливаться; молочные реки. В них отразилась история: Мамай прошёл; засучив рукава; традиции, обычаи, обряды: на зубок; отвести глаза. Часть оборотов восходит к профессиональной речи: в час по чайной ложке – из медицинского обихода; сойти со сцены – из речи артистов.

Водить за нос Сесть в калошу Вставлять палки в колеса

Фразеологизмы – это средства выразительности языка, они делают нашу речь не только выразительной, но и эмоциональной, яркой, остроумной. Поэтому фразеологизмы часто используются в публицистическом, художественном и, конечно, разговорном стилях речи.

Использование фразеологизмов Публицистический стиль Художественный стиль Разговорный стиль Начальник ЖКО - атеист до мозга костей - не верит ни в домового, ни в лешего. Он утверждает, что квартирная засуха в новом пятиэтажном доме вызвана бракоделами-строителями. А их и след простыл. Ищи ветра в поле! (Из газ.) Уф! Набились как сельди в бочку! (В автобусе) Как бы то ни было, имя дочери белогорского коменданта не было произнесено (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)

Сравним! Школьники хотят сделать жизнь в городе интереснее, но им кто-то намеренно мешает! Да, ты умеешь свободно, гладко говорить! Не раздражай меня намеренно! Школьники хотят сделать жизнь в городе интереснее, но им кто-то вставляет палки в колеса! Да, у тебя язык хорошо подвешен! Не играй у меня на нервах!

Русский язык богат фразеологизмами Светлая голова Кладезь премудрости Семи пядей во лбу Ума палата Голова на плечах

Фразеологизмы отражают национальную самобытность языка Во фразеологии запечатлен богатый исторический опыт народа Изучение фразеологии повышает культуру речи и общую культуру человека Правильное и уместное использование фразеологизмов придает речи особую выразительность, меткость, образность

Гаснет русская словесность, Разговорная краса; Отступают в неизвестность Речи русской чудеса. Сотни слов родных и метких, Сникнув, голос потеряв, Взаперти, как птицы в клетках, Дремлют в толстых словарях. Вадим Шефнер. Для того, чтобы выяснить справедливость этого утверждения или опровергнуть его, я провела небольшой социологический опрос среди школьников 5-9 классов. Всего было опрошено 72 человека. Цель опроса – выяснить, какое место занимают фразеологизмы в речи современников.

. Знаете ли вы, что такое фразеологизмы?

. Используете ли ВЫ фразеологизмы в своей речи?

Знаете ли вы, что такое фразеологизмы? (% от общего числа опрошенных)

Используете ли вы фразеологизмы в своей речи (% от общего числа опрошенных)

Объясните значения следующих выражений