Методология составления аналитического отчета за межаттестационный период Рекомендации молодым педагогам.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методология составления аналитического отчета за межаттестационный период Рекомендации молодым педагогам.
Advertisements

«Развитие исследовательской культуры учителя». Исследовательская культура учителя: Определенный способ и результат творческой самореализации учителя в.
Костромской областной институт развития образования Кафедра педагогических инноваций Взаимосвязь базовых компетенций с успешностью педагогической деятельности.
Методика организации научно- исследовательской деятельности педагогов.
Технология описания педагогического опыта Подготовила: учитель начальных классов МОУ гимназии 44 имени В.Н.Деева Сенницкая Надежда Александровна.
Педагогический процесс как система Можно и нужно учителя вооружить педагогическим инструментарием, и тогда его место будет самым лучшим местом под солнцем.
МОУ СОШ 2 городского поселения «Рабочий посёлок Ванино» Ванинского муниципального района Хабаровского края.
Методическая работа – это специальный комплекс практических мероприятий, базирующийся на достижениях науки и передового педагогического опыта и направленный.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К НАУЧНОМУ АППАРАТУ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.
Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа ЛГО с. Ружино» Проект Педсовет – как одна из форм повышения профессионального.
ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ.
Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей.
«Развитие исследовательской культуры учителя». Исследовательская культура учителя: Определенный способ и результат творческой самореализации учителя в.
Установочный семинар для участников муниципального конкурса «Учитель года » 13 декабря 2012 г.
Представление педагогического опыта работы. Понятие «опыт работы» Целостная характеристика практики решения воспитателем педагогических задач и проблем,
Педагогическое проектирование. Проектирование от латинского "proyectus", «брошенный вперед» - это создание модели, образа желаемого состояния объекта.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Методическая работа в образовательном учреждении в условиях внедрения ФГОС.
Важнейшие источники развития системы образования Достижения современной педагогической, психологической и управленческой науки; Синтез научных знаний,
Транксрипт:

Методология составления аналитического отчета за межаттестационный период Рекомендации молодым педагогам

Структура аналитического отчета Введение Введение Теоретические основания аналитической деятельности педагога Теоретические основания аналитической деятельности педагога Анализ результатов педагогической деятельности Анализ результатов педагогической деятельности Планирование деятельности на следующий период Планирование деятельности на следующий период Заключение Заключение Список литературы Список литературы Приложения Приложения

Структура «Введения» -анализ образовательной ситуации; -анализ образовательной ситуации; -проблемы и противоречия в деятельности педагога; -проблемы и противоречия в деятельности педагога; -актуальность подходов к решению проблем; -актуальность подходов к решению проблем; -объект и предмет анализа; -объект и предмет анализа; -цель и задачи аналитического отчета. -цель и задачи аналитического отчета.

Анализ образовательной ситуации Раздел «Анализ образовательной ситуации» содержит характеристику собственной образовательной ситуации педагога (работа в профильной школе, работа в условиях обычной школы, наличие в школе коррекционных классов, отсутствие у учащихся мотивации к учебе или, наоборот, наличие положительных мотивов к учению, наличием разноуровневого подхода, работой с учениками разного уровня психического развития и т.д.) Раздел «Анализ образовательной ситуации» содержит характеристику собственной образовательной ситуации педагога (работа в профильной школе, работа в условиях обычной школы, наличие в школе коррекционных классов, отсутствие у учащихся мотивации к учебе или, наоборот, наличие положительных мотивов к учению, наличием разноуровневого подхода, работой с учениками разного уровня психического развития и т.д.)

Проблемы и противоречия в деятельности педагога В структурной части введения «Проблемы и противоречия в деятельности педагога» учитель определяет, над какой проблемой он работал в межаттестационный период, какое разрешал противоречие, возникшее в его педагогической деятельности. В структурной части введения «Проблемы и противоречия в деятельности педагога» учитель определяет, над какой проблемой он работал в межаттестационный период, какое разрешал противоречие, возникшее в его педагогической деятельности. По практическому опыту мы знаем, что с выделением проблем и противоречий, с их формулированием возникают затруднения, особенно у молодых учителей. По практическому опыту мы знаем, что с выделением проблем и противоречий, с их формулированием возникают затруднения, особенно у молодых учителей. Приводим примеры формулировки отдельных противоречий и проблем и способов их разрешения: Приводим примеры формулировки отдельных противоречий и проблем и способов их разрешения: -между уровнем развития учащихся и уровнем требований ГОС и разрешение через создание адаптивного учебно-методического комплекса; -между уровнем развития учащихся и уровнем требований ГОС и разрешение через создание адаптивного учебно-методического комплекса; -между стандартизацией и индивидуализацией процесса обучения и разрешение через разноуровневый процесс обучения; -между стандартизацией и индивидуализацией процесса обучения и разрешение через разноуровневый процесс обучения; -между личностными потребностями учащихся и потребностями общества через личностно-ориентированное обучение; -между личностными потребностями учащихся и потребностями общества через личностно-ориентированное обучение;

Проблемы и противоречия в деятельности педагога -между фронтальными и индивидуальными формами обучения разрешение через использование диалоговых форм обучения; -между фронтальными и индивидуальными формами обучения разрешение через использование диалоговых форм обучения; -между содержанием учебной программы и учебного плана и разрешение через оптимальное соотношение федерального, регионального и школьного компонентов; -между содержанием учебной программы и учебного плана и разрешение через оптимальное соотношение федерального, регионального и школьного компонентов; -противоречие между учебным планом школы и индивидуальным планом учащегося и разрешение через индивидуализированное обучение; -противоречие между учебным планом школы и индивидуальным планом учащегося и разрешение через индивидуализированное обучение; -между обученностью (воспитанностью) учащегося и требованиями стандарта и разрешение через социально- педагогический комплекс воздействия; -между обученностью (воспитанностью) учащегося и требованиями стандарта и разрешение через социально- педагогический комплекс воздействия; -между высоким и низким уровнем обучаемости учащихся и разрешение через разноуровневый подход к обучению; -между высоким и низким уровнем обучаемости учащихся и разрешение через разноуровневый подход к обучению; -между педагогической практикой и психологической теорией и разрешение через повышение психолого-педагогической культуры учителя и учащихся. -между педагогической практикой и психологической теорией и разрешение через повышение психолого-педагогической культуры учителя и учащихся.

Объект и предмет анализа Во введении к аналитическому отчету педагог выделяет «Объект и предмет анализа». Во введении к аналитическому отчету педагог выделяет «Объект и предмет анализа». Объект анализа – это элемент собственной образовательной ситуации педагога (психолого-педагогические условия мотивации обучения, существующий учебно- методический комплекс, переход с линейной на концентрическую систему обучения, учебная деятельность учащихся с низким уровнем психического развития в условиях общеобразовательной школы, непрерывное образование в рамках общеобразовательной школы – вопросы преемственности и т.д.) Объект анализа – это элемент собственной образовательной ситуации педагога (психолого-педагогические условия мотивации обучения, существующий учебно- методический комплекс, переход с линейной на концентрическую систему обучения, учебная деятельность учащихся с низким уровнем психического развития в условиях общеобразовательной школы, непрерывное образование в рамках общеобразовательной школы – вопросы преемственности и т.д.) Предмет анализа – это часть исследуемого объекта, обычно совпадает с разрешаемым противоречием и способами его разрешения. Предмет анализа – это часть исследуемого объекта, обычно совпадает с разрешаемым противоречием и способами его разрешения.

Цель и задачи аналитического отчета Цель – это исследование объекта («изучить…», «осмыслить…», «разработать…», «создать…»). Цель – это исследование объекта («изучить…», «осмыслить…», «разработать…», «создать…»). Задачи– это пути разрешения проблем и противоречий («создать адаптивный учебно- методический комплекс», «развивать диалоговую форму обучения», «разработать авторскую модель разноуровневого обучения» и т.д.) Задачи– это пути разрешения проблем и противоречий («создать адаптивный учебно- методический комплекс», «развивать диалоговую форму обучения», «разработать авторскую модель разноуровневого обучения» и т.д.)

Теоретические основания аналитической деятельности педагога В данной части аналитического отчета выделяются следующие структурные элементы: В данной части аналитического отчета выделяются следующие структурные элементы: -описание сущности объекта анализа; -описание сущности объекта анализа; -теоретико-методологические основания концепции педагога; -теоретико-методологические основания концепции педагога; -подходы к анализу выделенного предмета; -подходы к анализу выделенного предмета; -критерии оценки (показатели эффективности педагогической деятельности, представленные в объекте анализа). -критерии оценки (показатели эффективности педагогической деятельности, представленные в объекте анализа).

Описание сущности объекта анализа Рекомендуется начинать со слов: «В качестве объекта анализа мною выбраны…(повторить из «Введения»). Рекомендуется начинать со слов: «В качестве объекта анализа мною выбраны…(повторить из «Введения»). Характеристика сущности объекта проводится по следующим параметрам: Характеристика сущности объекта проводится по следующим параметрам: -уровень дифференциации по социально-психологическому признаку («в школе есть классы выравнивания»); -уровень дифференциации по социально-психологическому признаку («в школе есть классы выравнивания»); -уровень индивидуализации процесса обучения («в школе есть классы, где учатся дети разного уровня психического развития»); -уровень индивидуализации процесса обучения («в школе есть классы, где учатся дети разного уровня психического развития»); -уровень вариативности («школа характеризуется разными типами педагогических технологий: адаптивно-репродуктивными, проблемными, творческими, оптимальным сочетанием разных педагогических технологий»); -уровень вариативности («школа характеризуется разными типами педагогических технологий: адаптивно-репродуктивными, проблемными, творческими, оптимальным сочетанием разных педагогических технологий»); -уровень информативности (уровень предъявления учебного содержания): на эмпирическом уровне, на теоретическом уровне, на метатеоретическом уровне; -уровень информативности (уровень предъявления учебного содержания): на эмпирическом уровне, на теоретическом уровне, на метатеоретическом уровне; -уровень оперативности (уровень индивидуального стиля деятельности ребенка: по алгоритму – по жесткому предписанию, по идее – в научно-поисковой деятельности); -уровень оперативности (уровень индивидуального стиля деятельности ребенка: по алгоритму – по жесткому предписанию, по идее – в научно-поисковой деятельности); -уровень креативности (уровень самореализации личности): знаниевый уровень, развивающий уровень, структурный уровень (формирование системы ценностей). -уровень креативности (уровень самореализации личности): знаниевый уровень, развивающий уровень, структурный уровень (формирование системы ценностей).

Теоретико-методологические основания концепции педагога Эта часть работы начинается со слов : «Для исследования объекта анализа мною использована следующая совокупность теоретических конструкций и идей:…». Перечисляются идеи современной философии (гуманистических подход), психологии (теории развивающего обучения Л.В.Занкова, В.В. Давыдова; личностно- ориентированного обучения; теория К.Р.Роджерса «свободы учения» и т.д.), частные методики (перечислить). Эта часть работы начинается со слов : «Для исследования объекта анализа мною использована следующая совокупность теоретических конструкций и идей:…». Перечисляются идеи современной философии (гуманистических подход), психологии (теории развивающего обучения Л.В.Занкова, В.В. Давыдова; личностно- ориентированного обучения; теория К.Р.Роджерса «свободы учения» и т.д.), частные методики (перечислить).

Подходы к анализу выделенного объекта Из комплекса использованных психолого-дидактических и педагогических теорий необходимо выбрать наиболее оптимальные для авторской концепции.

Критерии оценки (показатели эффективности педагогической деятельности, представленные в объекте анализа) Здесь необходимо установить соответствие между предметом анализа (разрешение противоречия и способы его разрешения) и эффективностью деятельности. Например, Здесь необходимо установить соответствие между предметом анализа (разрешение противоречия и способы его разрешения) и эффективностью деятельности. Например, при разрешении противоречия между уровнем развития учащихся и требованиями стандарта, критериями будут: формы реализации, уровень содержания стандарта; уровень воспитанности, развития учащихся. при разрешении противоречия между уровнем развития учащихся и требованиями стандарта, критериями будут: формы реализации, уровень содержания стандарта; уровень воспитанности, развития учащихся.

Анализ результатов педагогической деятельности В данной главе необходимо осветить следующие вопросы: -методики сбора и обработки информации; -результаты педагогического процесса, выраженные в показателях; -факторы, повлиявшие на данные результаты; -условия педагогической деятельности, повышающие качество образования; -выводы о соответствии результатов и цели педагогической деятельности.

Методики сбора и обработки информации - Психометрия; - Психометрия; -социометрия; -социометрия; -педагогическая квалиметрия; -педагогическая квалиметрия; -наблюдение, эксперимент. -наблюдение, эксперимент.

Результаты педагогического процесса, выраженные в показателях -квалификация; -квалификация; -профессионализм; -профессионализм; -продуктивность. -продуктивность.

Факторы, повлиявшие на данные результаты Анализируются две группы факторов: Анализируются две группы факторов: - объективные (уровень психологического развития учащихся, социальный статус учащихся, материально-техническая база ОУ, уровень содержания стандарта); - объективные (уровень психологического развития учащихся, социальный статус учащихся, материально-техническая база ОУ, уровень содержания стандарта); - субъективные (индивидуальный стиль учителя, учебная деятельность учащихся, уровень межличностного общения ). - субъективные (индивидуальный стиль учителя, учебная деятельность учащихся, уровень межличностного общения ).

Условия педагогической деятельности, повышающие качество образования Объективные ( они меньше всего зависят от педагога, например, материально- техническая база ОУ) ; субъективные ( повышение профессионального потенциала учителя - использование новых технологий, новых форм организации учебного процесса; совершенствование личностного потенциала – совершенствование отношений, новый уровень общения с учениками, родителями, коллегами).

Выводы о соответствии результатов и цели педагогической деятельности Подводится итог: какая часть результатов соответствует цели полностью, какая – частично, а какая – слабо, и что переносится на следующий период педагогической деятельности. Подводится итог: какая часть результатов соответствует цели полностью, какая – частично, а какая – слабо, и что переносится на следующий период педагогической деятельности.

Планирование деятельности на следующий период Прежде всего, вычленяются проблемы и трудности деятельности педагога в межаттестационный период: «В межаттестационный период мне приходилось разрешать следующие противоречия… Удалось найти механизм разрешения …(указать противоречие) через…(указать способы разрешения). Неразрешенными остались противоречия …(сформулировать), которые обусловили проблемы на следующий период, отражающие полученные результаты и соответствующие выводы. Прежде всего, вычленяются проблемы и трудности деятельности педагога в межаттестационный период: «В межаттестационный период мне приходилось разрешать следующие противоречия… Удалось найти механизм разрешения …(указать противоречие) через…(указать способы разрешения). Неразрешенными остались противоречия …(сформулировать), которые обусловили проблемы на следующий период, отражающие полученные результаты и соответствующие выводы.

Цель на следующий период Исследование оставшегося неизученным объекта Исследование оставшегося неизученным объекта

Задачи на следующий период Определяются задачи на следующий период (исследование предмета – основного направления педагогической деятельности).Например, «разработка авторской технологии», «совершенствование своей педагогической системы», «совершенствование отдельных элементов системы (программы, методов, приемов, форм)» Определяются задачи на следующий период (исследование предмета – основного направления педагогической деятельности).Например, «разработка авторской технологии», «совершенствование своей педагогической системы», «совершенствование отдельных элементов системы (программы, методов, приемов, форм)» Выделяются этапы совершенствования педагогической деятельности педагога Выделяются этапы совершенствования педагогической деятельности педагога