Организация деятельности туристского предприятия Лекция 1 Туризм как социально- экономическая система.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема 2 Основные понятия и классификация туризма Основы туризма Специальности Туризм и Гостиничное дело Институт сервиса, моды и дизайна.
Advertisements

Тема 2. Формы, виды и разновидности туризма. Факторы развития туризма.
Международный туризм
Подготовила Ольха Анастасия 11 группа, МТ. Туризм – деятельность, которая предполагает перемещение лиц, связанная с тратой доходов, использованием услуг.
Список использованной литературы 4 Классификация видов туризма 1 Тип туризма 2 Категории туризма 3.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине «Теория и практика межкультурной коммуникации» на тему: «Международный туризм» Выполнили студентки группы 17-ЗМИЯ: Мумджян.
Концепция маркетинга Тема 1. Вопросы: 1.Маркетинг как философии бизнеса, его цели и задачи. 2.Основные понятия и категории маркетинга. 3.Эволюция концепций.
О республиканской целевой программе «Развитие туризма в Чувашской Республике на 2011–2016 годы» Выступление и.о. министра по физической культуре, спорту.
Путешествия учат больше, чем что бы то ни было. Иногда один день, проведенный в других местах, дает больше, чем десять лет жизни дома. Анатоль Франс.
География туризма Введение Предмет по выбору Людмила Сапронкина ТРЛ, 2009.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ТУРИЗМА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА RESEARCH PROJECT OF THE DEVELOPMENT OF THE SOCIAL TOURISM: THEORY AND PRACTICE.
Информационное обеспечение в менеджменте транспортно-логистических систем туристической отрасли Проф. Козак Л.С., доц. Седой В.Г., доц. Бакулич Е.А.
Система бизнеса. Субъекты бизнеса. Роли и особенности участия в бизнесе предпринимателей, потребителей, работающих по найму граждан, государственных органов.
1 Тема 16 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СОЦИАЛЬНО- КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ, ЗДРАВООХРАНЕНИИ И ОБРАЗОВАНИИ СПК ПС ОМС.
Урок географии 9 класс Учитель: Катайцева О.В. План урока Ключевые понятия Виды районирования Природно-хозяйственные (комплексные) регионы России.
Тема урока: Экономическая система. Классификация..
Основы бизнеса в ИС 1. Лекция 3 Принципы и признаки бизнеса 3 Принципы бизнеса. 3.1 Бизнес и экономика. 3.2 Товарно-денежная форма деловых отношений.
Туристический маркетинг Выполнили: студентки 2 курса ИГНиУ МГПУ ОиЭ Коваль Екатерина Смирнова Ксения.
Экономика: наука и хозяйство Ограниченность ресурсов, альтернативная стоимость, проблема выбора.
М АКРОЭКОНОМИК А О СНОВЫ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА. Подготовила: студентка 21 Э группы Тришмак Л. Проверил: Грубов А. П.
Транксрипт:

Организация деятельности туристского предприятия Лекция 1 Туризм как социально- экономическая система

Понятие, цели и функции туризма. Путешествие и туризм туризм – это временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее – лица) с постоянного места жительства в лечебно- оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально- деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания

И.В. Зорин, В.А. Квартальнов «Энциклопедия туризма» Временные выезды (путешествия) граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания. Временный выезд людей с постоянного места жительства в вакационных, оздоровительных, познавательных или профессионально-деловых целях без занятий оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания (Рекомендательный законодательный акт «Об основных принципах сотрудничества государств участников СНГ в области туризма», 1994 г.). Деятельность лиц, которые путешествуют и пребывают в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года, в целях отдыха, деловых и прочих (Статистическая комиссия ООН, 1993 г.). Особая форма передвижения людей по маршруту с целью посещения конкретных объектов или удовлетворения специализированного интереса. Вид путешествия, совершаемого для отдыха, образовательных, деловых, любительских или специализированных целей.

И.В. Зорин, В.А. Квартальнов «Энциклопедия туризма» Движение (перемещение), нахождение вне постоянного места жительства и аспект временности пребывания в объекте интереса. Манильская декларация по мировому туризму (1980 г.) провозгласила: «Туризм понимается как деятельность, имеющая важное значение в жизни народов в силу непосредственного воздействия на социальную, культурную, образовательную и экономическую области жизни государств и их международных отношений». Форма умственного и физического воспитания, реализуемая через социально-гуманитарные функции туризма: воспитательную, образовательную, оздоровительную и спортивную. Популярная форма организации отдыха, проведения досуга. Отрасль хозяйства по обслуживанию людей, находящихся временно вне места постоянного проживания, а также сегмент рынка, на котором сходятся предприятия традиционных отраслей хозяйства с целью предложения своей продукции и услуг туроператорам. Совокупность всех видов научно-практической деятельности по организации и осуществлению туристско-экскурсионного, курортного и гостиничного дела.

Гаагская декларация по туризму (1989 г.) туризм - свободное перемещение людей от места их проживания и работы, а также сфера услуг, созданная для удовлетворения потребностей, возникших в результате этого перемещения.

С юридической точки зрения туризм – совокупность взаимоотношений и услуг, связанных с временной и добровольной сменой путешественником места жительства по некоммерческим или непрофессиональным причинам.

С позиций экономической науки туризм – большая экономическая система с разнообразными связями между отдельными элементами в рамках народного хозяйства отдельной страны, связей национальной экономики с мировым хозяйством в целом, а также сфера экономической деятельности, включающая производство и реализацию туристских услуг и товаров различными организациями, располагающими туристскими ресурсами.

В социально-культурной сфере туризм – межличностная деятельность особого рода, превратившаяся в условиях интернационализации жизни в форму использования свободного времени, в средство межличностных связей в процессе политических, экономических и культурных контактов, в один из факторов, определяющих качество жизни.

Как вид досуговой деятельности туризм – временное перемещение людей с места своего постоянного проживания в другую страну или местность в пределах своей страны в свободное от основной работы время с целью удовлетворения потребностей в отдыхе, развлечении, познании, оздоровлении, а также для решения профессиональных или каких-либо других проблем, но без оплачиваемой работы в посещаемом месте.

Специалисты предлагают для определения туризма сформулировать следующие постулаты: турист – тот, кто стремиться удовлетворить свою естественную потребность в путешествиях. Желания и потребности туриста будут определять место назначения, которое он решит посетить, и деятельность, в которой он собирается принять участие; туристский бизнес – предполагает деятельность с целью извлечения прибыли по производству и реализации продуктов и услуг, удовлетворяющих потребности туристов; для сферы гостеприимства туризм в основном выступает как позитивный фактор, позволяющий открывать новые рабочие места и увеличивать доходы региона, однако он может оказать негативное воздействие на окружающую среду; туризм рассматривается национальными администрациями как фактор развития экономики, нередко без учета возможных негативных последствий (прямой и косвенный ущерб).

Регион туристской дестинации Регион, порождающий туристов Транзитный регион (транзитный маршрут) Уезжающие туристы Влияющие на туризм факторы: природные, экономические, технологические, социальные, культурные, политические, юридические, физические и т.п. Территория, порождающая туристов (страна, край, область, район, город …). Место назначения (цель путешествия) Территория: страна (край, область, район, город…), через которую следуют туристы. Остановка в пути. Возвращающиеся туристы Рисунок 1 – Туристская система

Факторы, определяющие эффективность туризма : статические; динамические.

внешняя экономика государство РЫНОК ТУРИСТСКИХ УСЛУГ рынок ресурсов потребители Производители туристских услуг Расх оды на поезд ки за рубеж (расходы на импорт) инвестиционные расходы Потребительские расходы иностранных туристов (поступления от экспорта) инвестиционные расходы правительственные закупки Платежи владельцам факторов производства Доходы производителей инвестиционные расходы налоги и сборы государственные дотации Платежи владельцам факторов производства потребительские расходы налоги и сборы социальные выплаты

Пять важных признаков, отделяющих туризм от путешествий и иных действий и процессов. Временное перемещение, посещение дестинации и непременное возвращение обратно. Дестинация – другая местность (страна), отличная от места постоянного проживания человека. Цели туризма, отличающиеся сугубо гуманистическим содержанием и направленностью. Совершение туристского путешествия в свободное от работы или учебы время. Запрещение туристу заниматься в дестинации деятельностью, оплачиваемой из местного финансового источника.

Цель туризма – один из главных и определяющих его признаков. В классической теории туризма признается всего шесть целей, по которым туризм отграничивается от путешествий вообще: оздоровительная (восстановление духовных и физических сил человека, а также лечение); познавательная (совершенствование и углубление знаний о природе естественных явлений, прошлом и настоящем человечества, истории и культуре других стран и народов); спортивная (подготовка и участие в соревнованиях и играх на профессиональном и любительском уровнях, сопровождение спортсменов, а также участие в качестве зрителей); профессионально-деловая (бизнес-поездки, участие в конференциях, конгрессах, семинарах, обмен опытом, профессиональное обучение); религиозная (паломнические, культовые, культурно- исторические по изучению религии и культов); гостевая и ностальгическая (посещение родственников, мест исторического проживания).

Специалистами ЮНВТО разработана стандартная классификация целей поездок, основные из которых: досуг, рекреация и отдых; посещение знакомых и родственников; деловые и профессиональные цели; лечение; религиозные и паломнические; прочие цели (например, транзит).

Туризм выполняет и разнообразные функции: восстановительная – освобождение человека от чувства усталости путем контрастной смены обстановки и вида деятельности; развивающая – предоставление возможностей для развития личности (расширение кругозора, творческой и организаторской деятельности); развлекательная – предоставление отдыхающим возможности развлечься; сюда также относят знакомство с местностью, ее жителями, организацию концертов, спортивных и других мероприятий, активный отдых; экономическая – проявляется через спрос и потребление туристов, а потребности туристов подразделяются на основные, специфические и дополнительные; эта функция обеспечивает восстановление трудоспособности, занятость населения, прибыль; социальная – рост уровня жизни населения, распределение бюджета времени и рациональное использование свободного времени.

Туризм: особый массовый род путешествий с четко определенными целями, совершаемых собственно туристами, то есть деятельность самого туриста; организация и осуществление (сопровождение) таких путешествий – туристская деятельность. Она осуществляется различными предприятиями индустрии туризма и смежных отраслей. Путешествие – перемещение людей во времени и пространстве, а человек, совершающий путешествие, независимо от целей, направлений и средств передвижения, временных промежутков, именуется путешественником.

Значение туризма для человека и общества - политическое, - воспитательное, - культурное, - общественное, - биологическое - экономическое значение туризм

Классификация, виды и формы туризма Классификация туризма представляет собой выделение внутренне однородных таксонов туристской деятельности по принятым основаниям. Таксо́н (лат. taxon, мн. ч. taxa; от taxare «ощупывать, определять посредством ощупывания цену, оценивать») группа в классификации, состоящая из дискретных объектов, объединяемых на основании общих свойств и признаков. Это понятие применяется в географии, лингвистике и других науках, но, прежде всего, в биологии, а именно в биологической систематике.

Наиболее распространенная классификация туризма – его деление на типы, категории, виды и формы. Вид туризма – результат его классификации по различным основаниям. Тип туризма определяется национальной принадлежностью туристов. Сочетание различных типов туризма формирует его категории. Формы туризма – вариант классификации туризма, основным признаком которой считается принцип организации, то есть выделяются организационные формы туризма.

ЮН ВТО предложила классификацию туризма по следующим типам: внутренний, въездной (активный) и выездной (пассивный). Основной критерий классификации – пересечение государственных границ. Туризм внутренний – путешествия по стране лиц, постоянно проживающих в ней; туризм выездной – путешествия лиц, постоянно проживающих в России, в другую страну, а туризм въездной – путешествия по России лиц, проживающих постоянно в других странах. Эти типы туризма по-разному сочетаются между собой, образуя категории туризма.

В качестве признака, позволяющего классифицировать путешествия по видам туризма, можно также использовать мотивационные факторы. Туризм с целью отдыха. Туризм с целью изучения культуры. Общественный туризм. Спортивный туризм. Экономический туризм. Конгрессный (политический) туризм.

В основу классификации туризма по видам могут быть положены цели путешествия. Рекреационный туризм Лечебный туризм Познавательный туризм Деловой туризм Религиозный туризм Этнический туризм Транзитный туризм Образовательный туризм. Шоп-туризм. Спортивный туризм. Экологический туризм. Агротуризм (сельский туризм). Приключенческий и экстремальный туризм и др.

На первый взгляд может показаться, что между формами и видами туризма нет большого различия. В обоих случаях путешествия группируются, исходя из определенных точек зрения. Но виды туризма различаются по мотивации путешествующих, то есть по внутренним факторам, а формы туризма – по внешним причинам и воздействиям, что очень важно для туристской теории и практики.

Формы туризма: Формы туризма, выделяемые по количеству участников. Семейный туризм Формы туризма в зависимости от происхождения туристов. Формы туризма в зависимости от его организации Формы туризма в зависимости от длительности пребывания Формы туризма в зависимости от возраста путешествующих Формы туризма в зависимости от транспортных средств Формы туризма в зависимости от времени года