Этимологизация. Внутренняя форма слова. Автор: Ерина С.В., учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей 3» г.Сарова Нижегородской области. 2010.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Усердней с каждым днем гляжу в словарь. В его столбцах мерцают искры чувства. В подвалы слов не раз сойдет искусство, Держа в руке свой потайной фонарь.
Advertisements

Лексика 1 лек С ика 2 Лексикон 3 Омонимы 4 слоВо 5 Антонимы 6 пеРеносное 7 сИнонимы.
«Словарь-это целый мир, расположенный в алфавитном порядке». А. Франс.
"Словарь - это целый мир, расположенный в алфавитном порядке. Здесь мысли и радости, труды, горести наших предков и наши собственные. Подумайте, что все.
Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009,
Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке! Если хорошенько подумать, словарь – это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь.
СЛОВАРИ Знать: какие бывают словари, как строится словарная статья. Уметь работать с книгой-словарем, использовать справочную литературу.
МОУ СОШ 1 р.п.Лысые Горы Саратовской области ПРЕЗЕНТАЦИЯ к внеклассному мероприятию по русскому языку Учителя русского языка и литературы Власовой М.В.
Романтический стиль А.С.Пушкина Стихотворение «К Чаадаеву» Автор: Ерина С.В., учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей 3» г.Сарова Нижегородской.
Пейзажные зарисовки Сочинение-описание пейзажа в художественном стиле.
Литература и мы, читатели Вводный урок в 10 классе Учитель Тетерина Л. Н.
Тайны толковых словарей выполнила ученица 6 А класса МОУ « Воровская СОШ » Федотова Кира Учитель: Карпова Е. В.
Ассоциативность языковых средств. И.А. Бунин. «И цветы, и шмели…» Автор: Ерина С.В., учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей 3» г.Сарова Нижегородской.
КАК СДЕЛАТЬ РЕЧЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ ? синонимы антонимы слова с переносным значением.
Русский язык как развивающееся явление Вводный урок русского языка в 7 классе подготовлен учителем МОУ СОШ 46 г. Белгорода Захаровой Л. Н.
Свойства разговорного языка. Автор: Ерина С.В., учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей 3» г.Сарова Нижегородской области
На примере рассказа Ю. Буйды «Все больше ангелов».
К 200-летию со дня рождения Николая Васильевича Гоголя Подготовила учитель МОУ лицея 17 г. Владимира Какшина Ирина Евгеньевна 2008 год.
Грамматическое строение фразеологизмов Работа Юркиной Ксении, ученицы 9 класса МОУ «Арабкаевская основная общеобразовательная школа»
Транксрипт:

Этимологизация. Внутренняя форма слова. Автор: Ерина С.В., учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей 3» г.Сарова Нижегородской области. 2010

Александр Афанасьевич Потебня ( ) В слове мы различаем внешнюю форму, т.е. членораздельный звук, содержание, объективируемое посредством звука, и внутреннюю форму, или ближайшее этимологическое значение слова, тот способ, каким выражается содержание. Как вы понимаете слова выдающегося лингвиста?

Рассмотрим, например, слово «подснежник». Буквы, из которых слово состоит Звуки По внешней форме мы отличаем это слово от всех других. Внешняя форма

Вторая сторона – содержание (значение) слова – определяется в словаре. Травянистое растение с цветками светлой окраски, распускающимися сразу после таяния снега.

Внутренняя форма слова, его этимология, говорит о том, что цветок растёт под снегом. Мы зрительно представляем себе проталинку и на ней – тоненький стебелёк с белым венчиком. Не правда ли, размышляя над внутренней формой слова, вы что-то открыли для себя? Только открыли особым способом, вызывая в воображении образ.

Подумайте. Чем отличается внутренняя форма слов «зарплата» и «жалованье»?

Слова «зарплата» и «жалованье» обозначают как будто одно и то же Зарплата – то, что заработано человеком, плата за труд. Это отношение равных людей, основанное на юридическом праве: один вкладывает свой труд, другой обязан заплатить за труд деньги. Жалованье – то, что работнику по милости жалует, дарит хозяин. Это отношение господина и подчинённого, основанное не на праве, а на воле хозяина. Так, внутренняя форма слов позволяет осознать различие в их значении.

Важно! В произведении словесного искусства все качества языка становятся значимыми. Обращение к внутренней форме слова, выявление его образного значения путём осмысления морфем – яркое выразительное средство языка, которое называется этимологизацией.

Художники слова постоянно размышляют над материалом своего творчества. Задаются вопросом: почему мы так говорим? Вдумываются в связи слов, их сходство и различие, особенности звучания, оттенки значения. Прочитайте стихотворение С.Я.Маршака «Словарь». Что думает о словах автор?

СЛОВАРЬ Усердней с каждым днем гляжу в словарь. В его столбцах мерцают искры чувства. В подвалы слов не раз сойдет искусство, Держа в руке свой потайной фонарь. На всех словах - события печать. Они дались недаром человеку. Читаю: "Век. От века. Вековать. Век доживать. Бог сыну не дал веку. Век заедать, век заживать чужой..." В словах звучит укор, и гнев, и совесть. Нет, не словарь лежит передо мной, А древняя рассыпанная повесть. С.Я.Маршак

Выводы. Вся жизнь человека, история народа и человечества заключена в словах с корнем – век- (век, человек, вековать, век от веку…). Искусство с помощью своего «потайного фонаря» - творчества - обнаруживает смысл, который спрятан в слове, вытекает из происхождения слова и благодаря которому слово становится образом.

Этимологизация помогает открыть в словах новый смысл, как бы обновить их. Вчитайтесь в стихотворение Л.Мартынова «Чёт и нечет». Выпишите пары слов, над которыми размышляет автор. Что открывается в них внимательному читателю?

ЧЁТ И НЕЧЕТ Попробуешь Слова сличить - И аж мороз идёт по коже! Недаром "Мучить" и "учить" Звучат извечно столь похоже. Но и бывает смысл иной, Доподлинно необъяснимый: Казнящий ли владел казной Или казной владел казнимый? Земля и тля. Вина - вино. Апрель и прель. Мороз и проседь... Всё это будто не одно, Но от другого не отбросить! Берёзка - розга. Лик и лак. Увечить и увековечить... Неужто это просто так, Одна случайность - Чёт и нечет? Л.Мартынов

Мучить - учить Казна – казнить Земля- тля Вина-вино Апрель-прель Мороз-проседь Берёзка – розга Лик - лак Увечить – увековечить

Выводы Что же открывается нам в этих парах слов? Ведь сопоставляются слова не однокоренные. Какие-то из них можно назвать паронимами, в других слышится едва заметное сходство звучания. В самом деле: мороз и проседь – что между ними общего? Только отдельные звуки. А ведь проседь – седая прядь в волосах – словно присыпана инеем от мороза.

Обобщим сказанное Этимологизация – выявление скрытого в слове образного значения путём осмысления его морфем. Открывая в слове его внутреннюю форму, присущее ему образное начало, писатель изображает картину жизни и помогает нам задуматься над сущностью и взаимосвязями явлений.

Практикум Прочитайте строфу из поэмы Б.Л. Пастернака «Девятьсот пятый год». Найдите сравнение, этимологизацию, метафору и олицетворение. Объясните, в чём смысл этих образных средств.

Точно Лаокоон, Будет дым На трескучем морозе, Оголясь, Как атлет, Обнимать и валить облака. Ускользающий день Будет плыть На железных полозьях Телеграфных сетей, Открывающихся с чердака. Б.Пастернак Словарь далее

Словарь Лаокоон - жрец Аполлона в Трое, предостерегал троянцев не вводить деревянного коня греков в город, за что был убит вместе со своими обоими сыновьями двумя громадными змеями. назад

Покажите, как в приведённых ниже высказываниях А.Кнышева создана юмористическая окраска средствами этимологизации. Свежесмороженная глупость. Штаны, протёртые с сахаром. Поцелуй его был притянут за уши. В доме всё было краденое, и даже воздух какой-то спёртый. «Проваливай!» - буркнул студент экзаменатору. «На тебя не напасёшься!» - жаловались коровы пастуху. Кто лев, то и прав.

Литература Учебник словесности под редакцией Р.И.Альбетковой.